Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Свадьба Вайсглас-Гинзбург 2 элула 5771 года

Урок рава Ицхака Гинзбурга, посвященный теме ливьятана и «шор-а-бар» и каббалистической интерпретации этих понятий.
Ливьятан — корень душ тех, кто изучает сокрытую Тору. Все, кто имеют отношение к тайнам Торы — это аспект ливьятана («каббалисты», «хасиды»),
Шор а-бар, бегемот — это те, кто в основном изучают раскрытую Тору («литаим», «дати-леуми»).
Главное — чтобы они не сидели по углам, а спорили между собой («кенигия») — по-видимому, Вс-вышний имеет от этого большую радость…


Рав Гинзбург поет нигун «перед йехидус». Потом еще несколько нигуним. Урок начинается ок. 10 минуты.

Есть несколько человек, которые хотят что-то услышать, и есть некоторые, которые не хотят слушать и нужно, чтобы все были довольны, сделать что-то очень коротко.

Жених, выпустил очень интересную «тшура[1]» в честь свадьбы по поводу трапезы ливьятана[2]

— и есть также сихот Ребе, что радость бракосочетания жениха и невесты связана с трапезой ливьятана.

В скором времени в наши дни прийдет мошиах, и избавит нас и будет трапеза ливьятана и шор-а-бар[3], ливьятана и бегемота[4], о них говорится в последних главах книги Йов — это связано с женихом и невестой.

Раньше, в тшура (кто взял — очень хорошо, а  кто еще нет — очень стоит взять) — есть все высказывания Хазал и комментариями первых и последних мудрецов, по поводу ливьятан и трапезы ливьятана, и шор-а-бар, зиз-садай, яин а-мешумар[5]

Есть ливьятан, и есть шор-а-бар, он же бегемот.

В хасидизме, в Ликутей Тора, говорится, Алтер Ребе объясняет, что ливьятан — это корень душ тех, кто изучает сокрытую Тору. Все, кто имеют отношение к тайнам Торы — это аспект ливьятана,

А шор а-бар, бегемот — это те, кто в основном изучают раскрытую Тору.

Есть те, чьи души более склонны к изучению сокрытой Торы, тайн Торы, и это корень ливьятана, и есть те, кто более склонны к изучению раскрытой Торы.

Иногда есть спор, как известно, что происходит когда те, кто учат открытую Тору, постановляют таким-то образом, а те, кто изучают каббалу постановляют иначе, ибо в Зогаре говорится иначе.

Баалей ниглэ (те, кто учат открытую Тору) говорят, что если есть спор между баалей ниглэ и баалей нистар — то галаха идет по мненю баалей ниглэ.

Но те, кто изучают сокрытую Тору, постановляют, что там, где есть спор между ниглэ (раскрытой) и нистар (сокрытой) Торой, галаха устанавливается в соотвествии с нистар (сокрытой Торой).

И так, действительно, Алтер Ребе так выводит галаху в сидуре, это различие основное различие между Шулхан Арух Алтер Ребе и между сидуром Алтер Ребе — в ША Алтер Ребе постановляет как баалей ниглэ, что когда есть спор между баалей нистар и баалей ниглэ — галаха  идет по мнению баалей ниглэ.

Но в сидуре, он постановляет по мнению баалей анистар, что когда есть спор между ниглэ и нистар т.е., между «бегемот» и между «ливьятан» — практическая галаха, как следует вести себя практически, «главное — это действие» — как ливьятан.

Что будет в будущем мире? Будет трапеза. Хазал говорят, что каждый из них убьет другого. Будет какая-то война между ними, «кенигия», как это называется Хазал.

Но в хасидизме объясняется, что это аспект единения и взаимосочетания. Не просто один из них уничтожит другого, и мы сможем съесть их обоих. Вся эта история с «кенигия» — это идея иткалелут — взаимного сочетания и единения, ибо в будущем мире будет истинное единение между ливьятаном и и шор-а-бар, и само собой, будет также истинное единство между теми, кто изучает открытую Тору и теми, кто изучает сокрытую Тору. Будут учить Гемару с объяснениями учения хасидизма, а хасидизм будут учить, как хотели этого все рабеим, чтобы учили хасидус, как учат трактат Гемары, с тем же интеллектуальным напряжением, с теми же методами анализа,  — ибо будет истинное единство между ниглэ и нистар.

Это «кенигия» — и оттуда мы идем на трапезу…

Так или иначе, вся трапеза называется именем ливьятана, а не именем шор-а-бар («полевого быка»), хотя сегодня «нет радости иначе как в мясе» — не в рыбе, хотя есть особая заповедь кушать рыбу в субботу, т.е., это выше чем мясо, в определенном смысле, по ША, тем не менее, во время праздника, и Ребе тоже приводит это, основная радость — это от мяса.

Так это было во времена Храма.

В наше время есть еще одно но Ребе говорит, что также в наше время есть идея «радоваться от поедания мяса» в праздник. Так или иначе, есть достоинство в каждом из них.

И тем не менее, трапеза называется именно на имя ливьятана, «трапеза ливьятана».

Т.е., в конечном счете — он — главный.

И это — сокрытая Тора, учение хасидизма.

Я мог бы подумать, что открытая Тора имеет отношение к сфире малхут, но, как ни удивительно, я вижу, что ливьятан имеет гиматрию «малхут».

Т.е., я мог бы ожидать, что люди, которые учат ниглэ — будут продвигать идею «малхут Исраэль», восстановления «Царства Израиля» в Земле Израиля, но я вижу, что почему-то баалей ниглэ… тяжело говорить об этом, но их не очень волнует баалей ниглэ, их не очень волнует малхус.

Это, действительно, очень трудно понять, я тоже не понимаю этого, и на первый взгляд, должно быть наоборот,

Тем не менее, гиматрия ливьятан=»малхус» означает, что именно от тех, кто учит каббалу и хасидут, следует ожидать продвижения идею возрождения Израильского царства в Земле Израиля и царства Израиля во всем мире, царства царя Мошиаха, который прийдет и избавит нас немедленно сейчас действительно,

Это не просто гиматрия, сказано, что ливьятан это «наполнение» слова «даат» («знание»).

«Если ты приобрел знание — что ты потерял», «если ты потерял знание — что ты приобрел»

«и Адам познал Хаву, жену свою» — мы сейчас находимся во время свадебного веселья, что это идея даат. Бар мицва приобретает даат с момента, когда он становится бар мицва, но основной даат, на языке каббалы это называется «даат шел аба», «мойхин дэаба[6]» — это когда он женится.

Даат у бар-мицва — это мойхин дэима.

Но даат во время женитьбы — это мойхин дэаба, и это тот даат, который нужен для того, чтобы создать семью, «и Адам познал…»

Если написать слово даат полностью, то внутри «далет» есть буквы «ламед-тав», буквы «наполнения» слова даат. Внутри айин есть буквы йуд нун, внутри тав есть буква вав. Вуквы «наполнения» даат — это «ливьятан». Это одно из самых важных указаний, ибо с одной стороны, ливьятан=малхут, ибо что означает «милуй» («наполнение»)? — Это то, что находится в сокрытии, внутри, потенциально, это находится в потенциале.

Что такое «даат»? Тот, кто «бар-даат», внутри его даат, в потенциале его даат находится «ливьятан», и он все время думает, есть там трапеза ливьятана, и есть также гиматрия, что ливьятан=малхут.

Сегодня, когда мы видели «тшура», которую приготовил жених, нечто замечательное, мы открыли, и видели несколько высказываний Хазал, и мы скажем о двух цитатах, связанных с женихом и невестой.

Первая цитата — это в Иове в гл. 40.

40-я глава в книге Иова — это глава, где говорится о бегемот.

Т.е., что сначала он описывает бегемота, что это баалей ниглэ.

После этого идет гл. 41, это глава ливьятана, где он описывает баалей-нистар.

В Главе 40, главе о бегемот, есть стих:

«спокоен, (даже) когда устремится Ярден в пасть его». Все мы любим землю Израиля, любим реку Иордан, и сказано: יבטח «будет спокоен» — мы также хотим, чтобы был битахон — уверенность, вера в Землю Израиля. Все говорят о «битахон» — безопасности, нужна безопасность. Когда есть безопасность? Когда ты «будешь уверен»? — Ты недостаточно веришь, ты знаешь, если бы ты верил, ты бы немедленно переехал в Иерусалим — ясно, что тебе не хватает битахон. Ты еще спишь, дремлешь, крепко, крепко спишь. Тот, кто спит — он не верит… Только, когда он пробуждается ото сна — это признак, что он проснулся. Все кто спит — они не верят. Но тот, кто пробуждается — он верит. И сказано, «будет верить, ибо устремится Ярден в пасть его».

Хазал говорят, что Ярден — он начинается с Памияс, проходит через несколько мест, доходит до «Тивериадского моря», Кинерет, после этого он продолжает, опускается в «Великое море», и там он входит в пасть ливьятана.

Задают вопрос: как это может быть, в этом стихе сказано «будет спокоен (уверен)» «когда Ярден вольется в пасть его», и Гемара говорит, что Ярден опускается из Памиас — через Кинерет через несколько промежуточных станций, пока это не достигает великого моря и потом — в пасть Ливьятана.

Но это же 40-я глава, не 41?

Там вообще не идет речи о ливьятане, там говорится о бегемот. Когда смотрят там по пшату, никто из паштаним не говорит, что «вольется Ярден в пасть его» — что это вливается в пасть ливьятана, говорят о бегемот.

Какой ответ?

Ответ, что действительно, этот стих говорит о бегемот, шор а-бар — баалей ниглэ, и слова «будет спокоен (уверен)» — относятся к бегемот. Но когда бегемот «будет спокоен»? Когда «Ярден вольется в пасть» — ливьятана! Это вывод Гемары там.

Удивительно!

Т.е., в этом объяснении Хазал, есть единство, один зависит от другого.

Мы сказали, что вся идея будущего мира — это единств. Сейчас мы скажем еще, что говорит Магаршо. То, что мы говорим сейчас — это, на первый взгляд, не по Магаршо.

Магаршо говорит, что оба они — и шор абар, и ливьятан,  знают, что в будущем мире они будут биться друг с другом и один убьет другого, каждый убьет другого, но шор а-бар все время смотрит, он смотрит на ливьятана, и все время пока он видит, что ливьятану хорошо, что он пьет воды Иордана, он «спокоен», он уверен, что он также жив, если ливьятан жив — он тоже жив. Все время, пока он видит, что ливьятан пьет воду Иордана и наслаждается жизнью, он уверен, он спокоен, он доволен.

Так, на первый взгляд, пшат. И Магаршо говорит это.

И Рашбам говорит, все говорят так.

Магаршо говорит чуть подробнее.

Так или иначе — что мы видим здесь из этой Гемары?

Мы видим, что баалей ниглэ, и даже если он сам не видит — душа его видит — он знает, что его существование — его жизнь и вера — зависит только от того, что ливьятан пьет, что воды Иордана достигают его уст.

Мы сказали, что ливьятан имеет гиматрию малхус, что такое Ярден (Иордан)?

Сказано, что Ярден — это от языка «рду». Пру («плодитесь») — это воды, прежде всего, воды связаны с пру урву («плодитесь и размножайтесь»), как «женские воды» и «мужские воды».

Воды — это «плодитесь и размножайтесь», «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и захватывайте ее». Урду — «и властвуйте» — это малхус.

Весь Ярден — должен достичь пасти ливьятана. И если это достигает уст ливьятана, «вольется в уста его» — тогда бегемот спокоен, уверен, и тогда есть безопасность в стране Израиля.

Но снова — нужно раскрыть это, что бегемот должен быть хороший шор а-бар, такой, который понимает, что он зависит только от тех, кто учит скрытую Тору — каббалистов и хасидов, и все время пока «полевой бык» не знает, что если хасидим будет хорошо,  то ему тоже будет хорошо, это «брох»…



[1] В Хабаде принято, что перед свадьбой семья жениха выпускает брошюру, как правило, содержит какие-то интересные документы или исследования. «Тшура» букв. обозначает «подарок» (для гостей).

[2] В русском языке более принято название «левиафан». Мы здесь используем более точную современную транскрипцию «ливьятан» — огромная морская рыба, из мяса которой Вс-вышний устроит пир для праведников.

[3] «Полевой бык» — огромный зверь, который, как говорит Агада, будет биться с левиафаном (ливьятаном), пока они не зарежут друг друга. Рав объясняет здесь каббалистический смысл данной Агады.

[4] Бегемот — ивр. בהמות  — по сути, это множественное число от בהמה  — агадический огромный зверь, он же «полевой бык».

[5] Древнее вино (которое будет подаваться праведникам на вышеупомянутом пире)

[6] Отцовские мозги