Свадьба Вайсглас-Гинзбург 2 элула 5771 года

Урок рава Ицхака Гинзбурга, посвященный теме ливьятана и "шор-а-бар" и каббалистической интерпретации этих понятий.
Ливьятан - корень душ тех, кто изучает сокрытую Тору. Все, кто имеют отношение к тайнам Торы - это аспект ливьятана ("каббалисты", "хасиды"),
Шор а-бар, бегемот - это те, кто в основном изучают раскрытую Тору ("литаим", "дати-леуми").
Главное - чтобы они не сидели по углам, а спорили между собой ("кенигия") - по-видимому, Вс-вышний имеет от этого большую радость...


Рав Гинзбург поет нигун "перед йехидус". Потом еще несколько нигуним. Урок начинается ок. 10 минуты.

Есть несколько человек, которые хотят что-то услышать, и есть некоторые, которые не хотят слушать и нужно, чтобы все были довольны, сделать что-то очень коротко.

Жених, выпустил очень интересную "тшура[1]" в честь свадьбы по поводу трапезы ливьятана[2]

- и есть также сихот Ребе, что радость бракосочетания жениха и невесты связана с трапезой ливьятана.

В скором времени в наши дни прийдет мошиах, и избавит нас и будет трапеза ливьятана и шор-а-бар[3], ливьятана и бегемота[4], о них говорится в последних главах книги Йов - это связано с женихом и невестой.

Раньше, в тшура (кто взял — очень хорошо, а  кто еще нет — очень стоит взять) - есть все высказывания Хазал и комментариями первых и последних мудрецов, по поводу ливьятан и трапезы ливьятана, и шор-а-бар, зиз-садай, яин а-мешумар[5]

Есть ливьятан, и есть шор-а-бар, он же бегемот.

В хасидизме, в Ликутей Тора, говорится, Алтер Ребе объясняет, что ливьятан - это корень душ тех, кто изучает сокрытую Тору. Все, кто имеют отношение к тайнам Торы - это аспект ливьятана,

А шор а-бар, бегемот - это те, кто в основном изучают раскрытую Тору.

Есть те, чьи души более склонны к изучению сокрытой Торы, тайн Торы, и это корень ливьятана, и есть те, кто более склонны к изучению раскрытой Торы.

Иногда есть спор, как известно, что происходит когда те, кто учат открытую Тору, постановляют таким-то образом, а те, кто изучают каббалу постановляют иначе, ибо в Зогаре говорится иначе.

Баалей ниглэ (те, кто учат открытую Тору) говорят, что если есть спор между баалей ниглэ и баалей нистар - то галаха идет по мненю баалей ниглэ.

Но те, кто изучают сокрытую Тору, постановляют, что там, где есть спор между ниглэ (раскрытой) и нистар (сокрытой) Торой, галаха устанавливается в соотвествии с нистар (сокрытой Торой).

И так, действительно, Алтер Ребе так выводит галаху в сидуре, это различие основное различие между Шулхан Арух Алтер Ребе и между сидуром Алтер Ребе - в ША Алтер Ребе постановляет как баалей ниглэ, что когда есть спор между баалей нистар и баалей ниглэ - галаха  идет по мнению баалей ниглэ.

Но в сидуре, он постановляет по мнению баалей анистар, что когда есть спор между ниглэ и нистар т.е., между "бегемот" и между "ливьятан" - практическая галаха, как следует вести себя практически, "главное - это действие" - как ливьятан.

Что будет в будущем мире? Будет трапеза. Хазал говорят, что каждый из них убьет другого. Будет какая-то война между ними, "кенигия", как это называется Хазал.

Но в хасидизме объясняется, что это аспект единения и взаимосочетания. Не просто один из них уничтожит другого, и мы сможем съесть их обоих. Вся эта история с "кенигия" — это идея иткалелут — взаимного сочетания и единения, ибо в будущем мире будет истинное единение между ливьятаном и и шор-а-бар, и само собой, будет также истинное единство между теми, кто изучает открытую Тору и теми, кто изучает сокрытую Тору. Будут учить Гемару с объяснениями учения хасидизма, а хасидизм будут учить, как хотели этого все рабеим, чтобы учили хасидус, как учат трактат Гемары, с тем же интеллектуальным напряжением, с теми же методами анализа,  - ибо будет истинное единство между ниглэ и нистар.

Это "кенигия" - и оттуда мы идем на трапезу...

Так или иначе, вся трапеза называется именем ливьятана, а не именем шор-а-бар ("полевого быка"), хотя сегодня "нет радости иначе как в мясе" - не в рыбе, хотя есть особая заповедь кушать рыбу в субботу, т.е., это выше чем мясо, в определенном смысле, по ША, тем не менее, во время праздника, и Ребе тоже приводит это, основная радость - это от мяса.

Так это было во времена Храма.

В наше время есть еще одно но Ребе говорит, что также в наше время есть идея "радоваться от поедания мяса" в праздник. Так или иначе, есть достоинство в каждом из них.

И тем не менее, трапеза называется именно на имя ливьятана, "трапеза ливьятана".

Т.е., в конечном счете - он - главный.

И это - сокрытая Тора, учение хасидизма.

Я мог бы подумать, что открытая Тора имеет отношение к сфире малхут, но, как ни удивительно, я вижу, что ливьятан имеет гиматрию "малхут".

Т.е., я мог бы ожидать, что люди, которые учат ниглэ - будут продвигать идею "малхут Исраэль", восстановления "Царства Израиля" в Земле Израиля, но я вижу, что почему-то баалей ниглэ... тяжело говорить об этом, но их не очень волнует баалей ниглэ, их не очень волнует малхус.

Это, действительно, очень трудно понять, я тоже не понимаю этого, и на первый взгляд, должно быть наоборот,

Тем не менее, гиматрия ливьятан="малхус" означает, что именно от тех, кто учит каббалу и хасидут, следует ожидать продвижения идею возрождения Израильского царства в Земле Израиля и царства Израиля во всем мире, царства царя Мошиаха, который прийдет и избавит нас немедленно сейчас действительно,

Это не просто гиматрия, сказано, что ливьятан это "наполнение" слова "даат" ("знание").

"Если ты приобрел знание - что ты потерял", "если ты потерял знание - что ты приобрел"

"и Адам познал Хаву, жену свою" — мы сейчас находимся во время свадебного веселья, что это идея даат. Бар мицва приобретает даат с момента, когда он становится бар мицва, но основной даат, на языке каббалы это называется "даат шел аба", "мойхин дэаба[6]" - это когда он женится.

Даат у бар-мицва - это мойхин дэима.

Но даат во время женитьбы - это мойхин дэаба, и это тот даат, который нужен для того, чтобы создать семью, "и Адам познал..."

Если написать слово даат полностью, то внутри "далет" есть буквы "ламед-тав", буквы "наполнения" слова даат. Внутри айин есть буквы йуд нун, внутри тав есть буква вав. Вуквы "наполнения" даат - это "ливьятан". Это одно из самых важных указаний, ибо с одной стороны, ливьятан=малхут, ибо что означает "милуй" ("наполнение")? - Это то, что находится в сокрытии, внутри, потенциально, это находится в потенциале.

Что такое "даат"? Тот, кто "бар-даат", внутри его даат, в потенциале его даат находится "ливьятан", и он все время думает, есть там трапеза ливьятана, и есть также гиматрия, что ливьятан=малхут.

Сегодня, когда мы видели "тшура", которую приготовил жених, нечто замечательное, мы открыли, и видели несколько высказываний Хазал, и мы скажем о двух цитатах, связанных с женихом и невестой.

Первая цитата - это в Иове в гл. 40.

40-я глава в книге Иова - это глава, где говорится о бегемот.

Т.е., что сначала он описывает бегемота, что это баалей ниглэ.

После этого идет гл. 41, это глава ливьятана, где он описывает баалей-нистар.

В Главе 40, главе о бегемот, есть стих:

"спокоен, (даже) когда устремится Ярден в пасть его". Все мы любим землю Израиля, любим реку Иордан, и сказано: יבטח "будет спокоен" - мы также хотим, чтобы был битахон - уверенность, вера в Землю Израиля. Все говорят о "битахон" - безопасности, нужна безопасность. Когда есть безопасность? Когда ты "будешь уверен"? - Ты недостаточно веришь, ты знаешь, если бы ты верил, ты бы немедленно переехал в Иерусалим - ясно, что тебе не хватает битахон. Ты еще спишь, дремлешь, крепко, крепко спишь. Тот, кто спит - он не верит... Только, когда он пробуждается ото сна - это признак, что он проснулся. Все кто спит - они не верят. Но тот, кто пробуждается - он верит. И сказано, "будет верить, ибо устремится Ярден в пасть его".

Хазал говорят, что Ярден - он начинается с Памияс, проходит через несколько мест, доходит до "Тивериадского моря", Кинерет, после этого он продолжает, опускается в "Великое море", и там он входит в пасть ливьятана.

Задают вопрос: как это может быть, в этом стихе сказано "будет спокоен (уверен)" "когда Ярден вольется в пасть его", и Гемара говорит, что Ярден опускается из Памиас - через Кинерет через несколько промежуточных станций, пока это не достигает великого моря и потом - в пасть Ливьятана.

Но это же 40-я глава, не 41?

Там вообще не идет речи о ливьятане, там говорится о бегемот. Когда смотрят там по пшату, никто из паштаним не говорит, что "вольется Ярден в пасть его" - что это вливается в пасть ливьятана, говорят о бегемот.

Какой ответ?

Ответ, что действительно, этот стих говорит о бегемот, шор а-бар - баалей ниглэ, и слова "будет спокоен (уверен)" - относятся к бегемот. Но когда бегемот "будет спокоен"? Когда "Ярден вольется в пасть" - ливьятана! Это вывод Гемары там.

Удивительно!

Т.е., в этом объяснении Хазал, есть единство, один зависит от другого.

Мы сказали, что вся идея будущего мира — это единств. Сейчас мы скажем еще, что говорит Магаршо. То, что мы говорим сейчас - это, на первый взгляд, не по Магаршо.

Магаршо говорит, что оба они - и шор абар, и ливьятан,  знают, что в будущем мире они будут биться друг с другом и один убьет другого, каждый убьет другого, но шор а-бар все время смотрит, он смотрит на ливьятана, и все время пока он видит, что ливьятану хорошо, что он пьет воды Иордана, он "спокоен", он уверен, что он также жив, если ливьятан жив - он тоже жив. Все время, пока он видит, что ливьятан пьет воду Иордана и наслаждается жизнью, он уверен, он спокоен, он доволен.

Так, на первый взгляд, пшат. И Магаршо говорит это.

И Рашбам говорит, все говорят так.

Магаршо говорит чуть подробнее.

Так или иначе - что мы видим здесь из этой Гемары?

Мы видим, что баалей ниглэ, и даже если он сам не видит - душа его видит - он знает, что его существование - его жизнь и вера - зависит только от того, что ливьятан пьет, что воды Иордана достигают его уст.

Мы сказали, что ливьятан имеет гиматрию малхус, что такое Ярден (Иордан)?

Сказано, что Ярден - это от языка "рду". Пру ("плодитесь") - это воды, прежде всего, воды связаны с пру урву ("плодитесь и размножайтесь"), как "женские воды" и "мужские воды".

Воды - это "плодитесь и размножайтесь", "плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и захватывайте ее". Урду - "и властвуйте" - это малхус.

Весь Ярден - должен достичь пасти ливьятана. И если это достигает уст ливьятана, "вольется в уста его" - тогда бегемот спокоен, уверен, и тогда есть безопасность в стране Израиля.

Но снова - нужно раскрыть это, что бегемот должен быть хороший шор а-бар, такой, который понимает, что он зависит только от тех, кто учит скрытую Тору - каббалистов и хасидов, и все время пока "полевой бык" не знает, что если хасидим будет хорошо,  то ему тоже будет хорошо, это "брох"…



[1] В Хабаде принято, что перед свадьбой семья жениха выпускает брошюру, как правило, содержит какие-то интересные документы или исследования. "Тшура" букв. обозначает "подарок" (для гостей).

[2] В русском языке более принято название "левиафан". Мы здесь используем более точную современную транскрипцию "ливьятан" — огромная морская рыба, из мяса которой Вс-вышний устроит пир для праведников.

[3] "Полевой бык" — огромный зверь, который, как говорит Агада, будет биться с левиафаном (ливьятаном), пока они не зарежут друг друга. Рав объясняет здесь каббалистический смысл данной Агады.

[4] Бегемот — ивр. בהמות  - по сути, это множественное число от בהמה  - агадический огромный зверь, он же "полевой бык".

[5] Древнее вино (которое будет подаваться праведникам на вышеупомянутом пире)

[6] Отцовские мозги

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , , , .