Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Благословение навстречу новому году



Благословен Вс-вышний,

Месяц милосердия и прощения, 5771 год

Рав Ицхак Гинзбург Шлита

Наступающий 5772 год, это год «אעשה לו עזר כנגדו» (=772) — «сделаю ему помощь напротив него[1]«. Творение человека — конечная цель всего творения — произошло в Рош аШана, «день  начала деяний Твоих[2]«, и в каждый Рош аШана человек как будто бы творится заново, и вместе с ним — весь мир. Само собой, каждый Рош аШана повторятся процесс завершения творения человека — сотворением женщины, «мужчину и женщину сотворил их, и назвал их (вместе) адам[3]«. Также объясняется в каванот[4] дней трепета с точки зрения каббалы, что общая кавана Рош аШана, десяти дней раскаяния, Суккот и Шмини Ацерет — это тайна процесса несира[5], и возвращения паним бепаним[6], вплоть до полного единения между Зеер Анпин[7] и Малхут, на который указывает история сотворения Адама и Хавы.

Три уровня отношения в семье

Выражение «сделаю ему помощь напротив него» учит основам исправления шалом баит[8], и да принесет оно благословение в наступающем 5772 году, благословение истинного и глубокого семейного мира во всех домах Израиля, включая также —  великую свадьбу, в великой любви между Вс-вышним и народом Израиля[9].

Три слова לו עזר כנגדו «сделаю ему помощь напротив него» указывают на три уровня взаимоотношений между женщиной и мужчиной (как подробно объясняется в книге «Шхина между ними[10]«):

 לו — «сделаю ему» —  указывает на наивысший уровень связи между мужчиной и женщиной, «друг мой принадлежит мне, а я — ему». Хазал объясняют, что «ему» — это женщина, и наивысший уровень — когда женщина полностью предана «ему», доброму и преданному мужу.

Ступень ниже — это ступень עזר — «помощь». Это положение, когда муж זכה — «удостоился[11]«, и жена его помогает ему во всех его делах. Эта взаимопомощь подобна кооперации, но в ней не хватает взаимной преданности и полного единства.

Самая низкая ситуация, это когда муж לא זכה — «не удостоился», и тогда жена его «напротив него, воевать с ним», но тем самым она помогает ему удостоиться — очиститься, принизить свою гордыню, и исправить свои дела.

Праведники, средние и грешники

В отношении народа Израиля к Вс-вышнему, эти три состояния «шалом баит» (семейного мира) отражают три типа людей, записывающихся в трех книгах, раскрывающихся в Рош аШана — книга праведников, книга средних, и книга грешников:

Праведники служат Вс-вышнему с полной самоотверженностью, без всякого личного интереса или ожидания награды. Они преданны «ему» — да благословится имя Его — совершенно (и так сказали Хазал, что есть לו  (36) праведников в каждом поколении).

Средние служат Вс-вышнему из чувства взаимной обязанности — я помогаю Вс-вышнему, и также Он помогает мне, поэтому они в аспекте   עזר»помощи» (и также — «средний» постоянно ощущает, что его победа над дурным началом отнюдь не гарантированна, и «если бы Вс-вышний не помогал бы ему — не смог бы его победить»).

Грешники действуют «против Него», нарушая Его волю. Однако, также это — «система взаимоотношений» со Вс-вышним, ибо в глубине своего сердца грешники действуют так из ощущения, что Вс-вышний не раскрывается в мире достаточно ясно и открыто, и грехи грешников — это искаженный «протест» против такого положения вещей. Поэтому, в конечном счете, мы уверены, что «не отвергнется от Него отверженный[12]«, и также эти грешники сделают тшуву и установят мир с Вс-вышним своим, особенным, образом, и «там где стоят баалей тшува — совершенные праведники не могут стоять».

Прошлое, настоящее и будущее

Эта структура «ему-помощь-напротив», «праведники-средние-грешники», связывается с еще одним указанием 5772 года. 5772 год включает в себя все протяжение времени, ибо он имеет гиматрию עבר-הווה-עתיד. Каждый из трех типов душ живет в своем сознании в одном из трех измерений времени:

— Грешник — это аверьян, погруженный в авар — прошлое[13]. Он «застрял» на собственных травмах и кризисах, оправдывающих, по его мнению, его отвратительное поведение, и он неспособен выйти из замкнутого круга — «грех влечет за собой еще грех».

— Средний находится в настоящем, и он постоянно видит перед собой лишь настоящую свою борьбу, в которой он должен победить дурное начало, не задумываясь, что было вчера, и насколько он сможет сделать это завтра (поэтому также грамматисты называют настоящее время «бейнони», между прошлым и будущим)

Цадиким (праведники) живут уже в будущем, в котором есть лишь добро и свет, когда устранится дурное начало, и исполнится обещание «и дух нечистоты Я удалю с земли2.

Единение и исправление душ

Задача состоит в том, чтобы объединить все типы душ, раскрыть, что праведники, средние и грешники составляют вместе цибур («общество»), единую цельную общину, и что прошлое-настоящее-будущее — это единая цельность времени. Когда мы провозглашаем царство Вс-вышнего в Рош аШана, мы исправляем все измерения времени в сознании, что «Вс-вышний царствовал, Вс-вышний царствует, Вс-вышний воцарится вовеки веков».

В таком сознании выясняется, что праведник не только «парит» в будущем мире — где есть лишь добро и свет, но и способен привлечь энергию из далекого прошлого в близкое будущее — он способен спланировать свой следующий шаг (ближайшее будущее) в точности, так, чтобы это было направлено на исполнение воли Вс-вышнего, черпая при этом силы из своей чистой души, и из традиции наших отцов (далекое прошлое — частное и общее).

Напротив него, баал тшува (который был до сих пор «грешник», «застрявший» в прошлом) исправляет ближайшее прошлое силой далекого будущего — из уверенности, что, в конечном счете, в конце процесса исправления (представляющегося далеким будущим), Вс-вышний исправит все души, он способен пересмотреть и исправить свои вчерашние грехи (ближайшее прошлое) и перевернуть намеренные грехи в ошибки, и даже в заслуги.

Следовательно, праведник «течет» из (далекого) прошлого в (ближайшее) будущее, а грешник — баал тшува — из далекого будущего в (ближайшее) прошлое. Оба они проходят через точку настоящего, и тем самым они придают новый смысл и новую силу работе бейнони.

Каждый из нас должен смотреть на себя как на бейнони, которому следует сосредоточиться на работе в настоящем, но сознание, соединяющее в себе все протяжение времени — прошлое-настоящее-будущее — дает нам в каждый данный момент времени (и особенно — в 5772 году) силу, чтобы делать то, что нужно делать, давая нам возможность получить силы из прошлого (и также исправить его), и предвидеть будущее (и также из него черпать силы). Тогда выясняется, что «сделаю ему помощь  напротив него» обозначает единую цельность, в которой нет ничего негативного и ли нежеланного — но лишь различные оттенки, взаимо-дополняющие друг друга в служении Вс-вышнему и в исправлении системы взаимоотношений между народом Израиля и Вс-вышним.

И завершают благословением: наступающий (5)772[14] год, число 5772 делится на 26 — числовое значение имени Гавайе. 5772 = 222 раз 26, וידבר * הוי’. Выражение וידבר הוי’ выражает близость и любовь Вс-вышнего к Израилю, когда Вс-вышний выражает свое желание и управляет своим миром ясной и открытой речью. Это выражение повторяется во всем Танахе 100 раз, что указывает на «сто благословений» (и также «וידבר»  = 222 = ברך), которых мы удостоимся в Его великом благе каждый и каждый день 5772 года — добрых благословений, в детях, здоровье и заработке — и во всех их — в изобилии.

С благословением ктива вахатима това[15] для доброго и сладкого года в материальности и в духовности

Письмо на иврите:



[1] Берейшит 2, 18

[2] Из молитвы Рош аШана

[3] Берейшит 5, 2

[4] Намерение (молитвы или заповеди)

[5] Букв. «разрезание», духовный аналог «разрезания» человека на мужчину и женщину

[6] «Лицом к лицу». Через то, что Адам был разрезан на мужчину и женщину — они смогли повернуться «лицом к лицу». Изначально Адам был сотворен «ду-парцуфим» — что-то наподобие «сиамских близнецов» повернутых друг к другу спинами. См. также «Из отношения затылком к затылку…»

[7] Шесть эмоциональных сфирот, составляющих «Малый лик»

[8] Семейный мир

[9] В хасидизме и каббале взаимоотношения между Вс-вышним и еврейским народом часто уподобляются союзу между мужчиной и женщиной. Собственно, эта традиция ведет свое происхождение еще из слов Пророков. Мидраш говорит, что во время Дарования Торы было лишь «обручение» между Вс-вышним и Израилем, а «свадьба» — состоится с приходом Мошиаха. Так или иначе — от единства между евреями внизу, и в частности и в особенности — между мужем и женой — зависит единение между Вс-вышним и народом Израиля в целом. (прим. переводчика)

[10] Рав Ицхак Гинзбург. שכינה ביניהם

[11] Ср. Мидраш, «удостоился — помощь, не удостоился — напротив него, воевать с ним»

[12] Шмуэль-бет, 14, 14

[13] Слово «аверьян» («грешник») созвучно в иврите слову «авар» (прошлое).

[14] Обычно на иврите обозначают текущий год без тысячелетий, например תשע»ב = 772.. Иногда, тем не менее, используется т.н. «полный счет», включающий также тысячелетия, как здесь.

[15] Традиционное благословение «Доброй записи и доброй печати»