Благословение навстречу новому году



Благословен Вс-вышний,

Месяц милосердия и прощения, 5771 год

Рав Ицхак Гинзбург Шлита

Наступающий 5772 год, это год "אעשה לו עזר כנגדו" (=772) — "сделаю ему помощь напротив него[1]". Творение человека — конечная цель всего творения — произошло в Рош аШана, "день  начала деяний Твоих[2]", и в каждый Рош аШана человек как будто бы творится заново, и вместе с ним — весь мир. Само собой, каждый Рош аШана повторятся процесс завершения творения человека — сотворением женщины, "мужчину и женщину сотворил их, и назвал их (вместе) адам[3]". Также объясняется в каванот[4] дней трепета с точки зрения каббалы, что общая кавана Рош аШана, десяти дней раскаяния, Суккот и Шмини Ацерет — это тайна процесса несира[5], и возвращения паним бепаним[6], вплоть до полного единения между Зеер Анпин[7] и Малхут, на который указывает история сотворения Адама и Хавы.

Три уровня отношения в семье

Выражение "сделаю ему помощь напротив него" учит основам исправления шалом баит[8], и да принесет оно благословение в наступающем 5772 году, благословение истинного и глубокого семейного мира во всех домах Израиля, включая также -  великую свадьбу, в великой любви между Вс-вышним и народом Израиля[9].

Три слова לו עזר כנגדו "сделаю ему помощь напротив него" указывают на три уровня взаимоотношений между женщиной и мужчиной (как подробно объясняется в книге "Шхина между ними[10]"):

 לו — "сделаю ему" -  указывает на наивысший уровень связи между мужчиной и женщиной, "друг мой принадлежит мне, а я — ему". Хазал объясняют, что "ему" — это женщина, и наивысший уровень — когда женщина полностью предана "ему", доброму и преданному мужу.

Ступень ниже — это ступень עזר - "помощь". Это положение, когда муж זכה - "удостоился[11]", и жена его помогает ему во всех его делах. Эта взаимопомощь подобна кооперации, но в ней не хватает взаимной преданности и полного единства.

Самая низкая ситуация, это когда муж לא זכה - "не удостоился", и тогда жена его "напротив него, воевать с ним", но тем самым она помогает ему удостоиться — очиститься, принизить свою гордыню, и исправить свои дела.

Праведники, средние и грешники

В отношении народа Израиля к Вс-вышнему, эти три состояния "шалом баит" (семейного мира) отражают три типа людей, записывающихся в трех книгах, раскрывающихся в Рош аШана — книга праведников, книга средних, и книга грешников:

Праведники служат Вс-вышнему с полной самоотверженностью, без всякого личного интереса или ожидания награды. Они преданны "ему" — да благословится имя Его — совершенно (и так сказали Хазал, что есть לו  (36) праведников в каждом поколении).

Средние служат Вс-вышнему из чувства взаимной обязанности — я помогаю Вс-вышнему, и также Он помогает мне, поэтому они в аспекте   עזר"помощи" (и также — "средний" постоянно ощущает, что его победа над дурным началом отнюдь не гарантированна, и "если бы Вс-вышний не помогал бы ему — не смог бы его победить").

Грешники действуют "против Него", нарушая Его волю. Однако, также это - "система взаимоотношений" со Вс-вышним, ибо в глубине своего сердца грешники действуют так из ощущения, что Вс-вышний не раскрывается в мире достаточно ясно и открыто, и грехи грешников — это искаженный "протест" против такого положения вещей. Поэтому, в конечном счете, мы уверены, что "не отвергнется от Него отверженный[12]", и также эти грешники сделают тшуву и установят мир с Вс-вышним своим, особенным, образом, и "там где стоят баалей тшува — совершенные праведники не могут стоять".

Прошлое, настоящее и будущее

Эта структура "ему-помощь-напротив", "праведники-средние-грешники", связывается с еще одним указанием 5772 года. 5772 год включает в себя все протяжение времени, ибо он имеет гиматрию עבר-הווה-עתיד. Каждый из трех типов душ живет в своем сознании в одном из трех измерений времени:

- Грешник — это аверьян, погруженный в авар — прошлое[13]. Он "застрял" на собственных травмах и кризисах, оправдывающих, по его мнению, его отвратительное поведение, и он неспособен выйти из замкнутого круга — "грех влечет за собой еще грех".

- Средний находится в настоящем, и он постоянно видит перед собой лишь настоящую свою борьбу, в которой он должен победить дурное начало, не задумываясь, что было вчера, и насколько он сможет сделать это завтра (поэтому также грамматисты называют настоящее время "бейнони", между прошлым и будущим)

Цадиким (праведники) живут уже в будущем, в котором есть лишь добро и свет, когда устранится дурное начало, и исполнится обещание "и дух нечистоты Я удалю с земли2.

Единение и исправление душ

Задача состоит в том, чтобы объединить все типы душ, раскрыть, что праведники, средние и грешники составляют вместе цибур ("общество"), единую цельную общину, и что прошлое-настоящее-будущее — это единая цельность времени. Когда мы провозглашаем царство Вс-вышнего в Рош аШана, мы исправляем все измерения времени в сознании, что "Вс-вышний царствовал, Вс-вышний царствует, Вс-вышний воцарится вовеки веков".

В таком сознании выясняется, что праведник не только "парит" в будущем мире — где есть лишь добро и свет, но и способен привлечь энергию из далекого прошлого в близкое будущее — он способен спланировать свой следующий шаг (ближайшее будущее) в точности, так, чтобы это было направлено на исполнение воли Вс-вышнего, черпая при этом силы из своей чистой души, и из традиции наших отцов (далекое прошлое — частное и общее).

Напротив него, баал тшува (который был до сих пор "грешник", "застрявший" в прошлом) исправляет ближайшее прошлое силой далекого будущего — из уверенности, что, в конечном счете, в конце процесса исправления (представляющегося далеким будущим), Вс-вышний исправит все души, он способен пересмотреть и исправить свои вчерашние грехи (ближайшее прошлое) и перевернуть намеренные грехи в ошибки, и даже в заслуги.

Следовательно, праведник "течет" из (далекого) прошлого в (ближайшее) будущее, а грешник — баал тшува — из далекого будущего в (ближайшее) прошлое. Оба они проходят через точку настоящего, и тем самым они придают новый смысл и новую силу работе бейнони.

Каждый из нас должен смотреть на себя как на бейнони, которому следует сосредоточиться на работе в настоящем, но сознание, соединяющее в себе все протяжение времени — прошлое-настоящее-будущее — дает нам в каждый данный момент времени (и особенно — в 5772 году) силу, чтобы делать то, что нужно делать, давая нам возможность получить силы из прошлого (и также исправить его), и предвидеть будущее (и также из него черпать силы). Тогда выясняется, что "сделаю ему помощь  напротив него" обозначает единую цельность, в которой нет ничего негативного и ли нежеланного — но лишь различные оттенки, взаимо-дополняющие друг друга в служении Вс-вышнему и в исправлении системы взаимоотношений между народом Израиля и Вс-вышним.

И завершают благословением: наступающий (5)772[14] год, число 5772 делится на 26 — числовое значение имени Гавайе. 5772 = 222 раз 26, וידבר * הוי'. Выражение וידבר הוי' выражает близость и любовь Вс-вышнего к Израилю, когда Вс-вышний выражает свое желание и управляет своим миром ясной и открытой речью. Это выражение повторяется во всем Танахе 100 раз, что указывает на "сто благословений" (и также "וידבר"  = 222 = ברך), которых мы удостоимся в Его великом благе каждый и каждый день 5772 года — добрых благословений, в детях, здоровье и заработке — и во всех их — в изобилии.

С благословением ктива вахатима това[15] для доброго и сладкого года в материальности и в духовности

Письмо на иврите:



[1] Берейшит 2, 18

[2] Из молитвы Рош аШана

[3] Берейшит 5, 2

[4] Намерение (молитвы или заповеди)

[5] Букв. "разрезание", духовный аналог "разрезания" человека на мужчину и женщину

[6] "Лицом к лицу". Через то, что Адам был разрезан на мужчину и женщину — они смогли повернуться "лицом к лицу". Изначально Адам был сотворен "ду-парцуфим" — что-то наподобие "сиамских близнецов" повернутых друг к другу спинами. См. также "Из отношения затылком к затылку…"

[7] Шесть эмоциональных сфирот, составляющих "Малый лик"

[8] Семейный мир

[9] В хасидизме и каббале взаимоотношения между Вс-вышним и еврейским народом часто уподобляются союзу между мужчиной и женщиной. Собственно, эта традиция ведет свое происхождение еще из слов Пророков. Мидраш говорит, что во время Дарования Торы было лишь "обручение" между Вс-вышним и Израилем, а "свадьба" — состоится с приходом Мошиаха. Так или иначе — от единства между евреями внизу, и в частности и в особенности — между мужем и женой — зависит единение между Вс-вышним и народом Израиля в целом. (прим. переводчика)

[10] Рав Ицхак Гинзбург. שכינה ביניהם

[11] Ср. Мидраш, "удостоился — помощь, не удостоился — напротив него, воевать с ним"

[12] Шмуэль-бет, 14, 14

[13] Слово "аверьян" ("грешник") созвучно в иврите слову "авар" (прошлое).

[14] Обычно на иврите обозначают текущий год без тысячелетий, например תשע"ב = 772.. Иногда, тем не менее, используется т.н. "полный счет", включающий также тысячелетия, как здесь.

[15] Традиционное благословение "Доброй записи и доброй печати"

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .