Урок рава Ицхака Гинзбурга по недельной главе "Экев"
(с субтитрами на русском)
В начале главы "Экев" говорится: "Все заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, храните и исполняйте."
Выражение "вся заповедь" - это особенное выражение.
Это означает, что заповедь следует исполнить полностью.
Выражение - "вся заповедь" - появляется в Торе 8 раз
Все они - во "Второзаконии" - в книге "Дварим"
Среди восьми раз, когда встречается это выражение, в нашей главе - это третий раз.
Но есть нечто особенное в этот раз, ибо именно здесь есть особенное толкование Хазал на выражение "вся заповедь".
Особенное здесь - то, что это находится в начале стиха.
Во всех остальных случаях эти слова находится в середине стиха, но здесь стих начинается словами "Всю заповедь, которую Я заповедую вам сегодня, храните, чтобы исполнить".
Что означает эта фраза "Вся заповедь"?
Давайте посмотрим, что говорит комментарий Раши.
Раши пишет: "Вся заповедь" - следует понимать буквально. Но есть толкование мудрецов: "если ты начал заповедь - заверши ее".
Если человек начинает исполнение заповеди - ему следует завершить ее.
"Ибо заповедь называется только на имя завершившего ее" - Заповедь, как правило, называется на имя того, кто завершил ее.
Как сказано: "и кости Йосефа, которые подняли сыны Израиля из земли Египетской, похоронили в Шхеме" - Тора приписывает заповедь исполнения клятвы Йосефа, взявшего клятву с сынов Израиля, что когда они выйдут из Египта, чтобы они вынесли также его кости вместе с ними. Вся эта заповедь - в сущности, это говорится в книге Йегошуа - все это относится к сынам Израиля. Не упоминается совершенно, что Моше рабейну - он в основном занимался этой заповедью, поднять кости Йосефа.
"Но ведь только один Моше занимался ими"?
- Сказано, что Моше взял их, "И взял Моше кости Йосефа с собой"? - И он вообще не упомянут здесь.
Он занимался тем, чтобы поднять их. Но поскольку не успел завершить ее - и завершили ее сыны Израиля - называется на их имя.
Поскольку Моше рабейну не успел завершить эту заповедь, ибо он умер до того, как перешли Иордан и вошли в Эрец - поэтому вся заповедь называется на имя того, кто ее завершает.
Отсюда известные слова Хазал - "Начинающий заповедь" - говорят ему "завершай!"
И это учат здесь, из главе Экев.
Это также подходит к главе "Экев": ибо "Экев" означает "завершение". Доброе окончание, "И будет когда вы будете слушать" - "зкев".
Нужно слушать, услышать, идею "экев", завершения, доброе завершение, все хорошо. Главное - это завершение, дойти до конца.
Ты начал что-то делать? - Не останавливайся на середине! Продолжай - до конца!
В сущности, что происходит здесь, с этой историей о Моше и сынами Израиля?
Моше исчезает совершенно?
Но ведь только он один занимался костями Йосефа?
И что же - о нем забыли здесь совсем, не дай Б-г?
Нужно сказать, по объяснению каббалы - так объясняют Аризаль и Рашаш - они объясняют идею ежедневного служения, про Авраама сказано: "Авраам состарился, пришел во дни" - что он "оделся" во дни, что сегодняшний день "одевает" вчерашний и поднимает его. И реальность называется на имя настоящего, ибо облачение - это то, что мы видим.
И также в отношении этой заповеди: это очень просто - ясно, что Моше рабейну все, что он сделал - он сделал один с поднятием костей Йосефа - он находится здесь, его заслуга присутствует.
Но только если в конце, сыны Израиля исполнили это - то вся заповедь - они сейчас "облачают" Моше рабейну, они - его "облачение".
"Облачение" - означает также - исполняющая сила, исполняющая - до конца, до "экев".
Поэтому все называется их именем, но - именно поэтому Моше рабейну, несомненно, находится там внутри.
Есть также известный намек, что Моше рабейну, если пишут рабейну без "йуд", как обычно и пишут, равно в точности "сыны Израиля".
Т.е., что есть сыны Израиля, и внутри сынов Израиля есть Моше рабейну.
И поскольку также сказано, что Моше рабейну равен сынам Израиля и сыны Израиля - равны ему, ибо "наси" - это все, как говорит Раши, то когда я говорю, что сыны Израиля подняли кости Йосефа, и похоронили их в Шхеме - я не отрицаю, на самом деле Моше рабейну, я лишь раскрываю облачение - настоящий день, облачающий день вчерашний.
Это относительно идеи "Вся заповедь", что "начинающий заповедь - говорят ему "завершай".
Если, по стечению обстоятельств, кто-либо другой завершает - то должна быть очень крепкая связь между тем, кто начинает и тем, кто завершает, чтобы завершающий "облачил" совершенно, почувствовал себя облачающим, т.е., что он помогает завершить работу, начатую тем, кто начал эту заповедь.
Тем не менее, если я сам способен и могу завершить заповедь - до конца - ясно, что это лучше, ибо "начинающий заповедь - говорят ему - завершай".
Давайте немного задумаемся об этом выражении "вся заповедь".
Есть здесь 7 букв, гиматрия "вся заповедь" = 196.
Это "квадрат", т.е., некоторая цельность в самом выражении "вся заповедь". "Вся заповедь" - это значит сделать все.
Что означает этот квадрат? Это квадрат 14, 14= "яд", рука. "Яд", рука, в квадрате.
Только первые буквы "вся заповедь" - это тоже квадрат, поскольку это 25, 5 в квадрате.
Таким образом, первые буквы - это 5 в квадрате, совершенство,
И также все выражение - это совершенство квадрата, 14 в квадрате.
5 и 14 это идет вместе, как объясняется в каббале, это тайна 14, ибо в руке есть 5 пальцев, и в 5 пальцах есть 14 фаланг - костей.
В числе 248 органов, что по простому смыслу это 248 костей в скелете человека, в каждой руке, внутри пальцев - раскрытая часть, это 14 фаланг руки. 14 в правой руке, и еще 14 в левой. Вместе это 28 = "коах", сила.
Т.е., это выражение, "вся заповедь", это 7 букв, и это равно 196. Это делится на 7, т.е., что есть среднее значение. Среднее значение семи букв "кол амицва" = "коах", сила, два раза "яд", рука.
Поскольку 7 - это половина от "яд", 14, и вместе с "яд" в квадрате и еще половина "яд" - это дважды "яд".
Что означает семь раз коах (28)? = кол а-мицва?
Это симан первого стиха Торы, Берейшит бара Элоким эт а-шамаим веэт а-арец.
Симан стиха - это количество слов, умноженное на число букв в нем.
В первом стихе Торы есть семь слов: Берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец, и есть 28 ("коах") букв.
Т.е., что симан первого стиха Торы = "кол амицва", семь раз коах.
Т.е., что самый первый стих, с которого начинается Тора, - "если ты начал заповедь - заверши ее!", "начинающий заповедь - говорят ему завершай".
Также, как это делится, "коах", 28 букв стиха, в точности 14 плюс 14, Берейшит бара Элоким = 14 букв, и "эт ашамаим веэт аарец" - еще 14 букв.
Есть 14 и 14, "коах" (сила), семь слов.
Все это указывается в "кол амицва".