Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Ибо Он дает тебе силу побеждать" гл. Экев 5771



Замечательный урок рава Ицхака Гинзбурга на гл. Экев 5771 года  (видео на иврите, субтитры на русском), объясняющий базовые понятия служения Вс-вышнему: 
— «активная вера»
— «Он дает тебе силы побеждать»
— «память Земли Израиля»
— «смоковница» = нецах в сфирот, Йеошуа — аспект смоковницы.

В главе Экев есть очень важный стих, этот стих называется в нескольких местах «память земли Израиля». Мы знаем, что каждый день после молитвы говорят «шесть вспоминаний» по нусаху Ари, по которому мы молимся. Но есть такие книги и молитвенники, где написано, что есть еще несколько мест в Торе, где сказано «и помни» что-либо. Есть 10 вспоминаний.

Например, в конце книги Кдушат Леви говорится, что есть 10 вспоминаний.

Среди 10 вспоминаний есть одно, называемая «вспоминание Земли Израиля». Это выходит из стиха в нашей главе, гл Экев, сказано: «И помни Вс-вышнего Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу и успех, чтобы исполнить свой Завет, о котором Он клялся твоим отцам, как сегодняшний день». Этот стих приходит после негативного стиха. Предыдущий, негативный стих, говорит, что когда входят в Землю, и имеют успех, захватить Землю, населить ее, но есть тяжелое испытание: что человек, и даже народ в целом, способны впасть в заблуждение, можно сказать, фатальное, «И ты скажешь в сердце своем, сила моя и мощь руки моей доставили мне весь этот успех».

И поэтому, после этого негативного стиха, «ты скажешь в сердце своем…», моя сила и мощь руки моей сделали мне весь этот успех, Писание продолжает и говорит: «И помни…» — Нет, это не так! — Есть заповедь, поэтому это называется «заповедь Земли Израиля», ибо эту ошибку допускают, когда народ Израиля входит и преуспевает — захватить и населить Землю Израиля, и тогда есть это тяжелое испытание — приписать успех себе самому.

«И ты скажешь в сердце своем — сила моя и мощь руки моей привели мне весь этот успех». И поэтому, «И помни…» — Помни Вс-вышнего, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу преуспевать.

И также — не за твои заслуги — то, что Он дает тебе. Во-первых, это Он дает тебе. Ты сделал, и ты должен проявлять инициативу, и действовать, но следует помнить постоянно, что сила приходит от Него, и также продолжение — что это ради того, чтобы «исполнить Его завет, о котором Он поклялся твоим отцам как сегодня».

Как ты видишь себя успешным сегодня, знай, что это не твой успех, это не за твои заслуги, это в заслуги твоих отцов, а сила — приходит от Вс-вышнего, ибо Он дает тебе силы.

Эта идея, эта память, память Эрец Исраэль, связана с тем, что мы называем «активной верой».

Это не такая вера, когда я сижу в покое, а Вс-вышний делает сделает работу за меня.

Я сам должен действовать, и чтобы действовать — я должен проявлять инициативу, встать и делать, и нужно верить, что у меня есть сила, что у меня будет сила. Но не верить, что эта сила приходит от меня самого.

Нужно все время знать и помнить, «и помни», Вс-вышнего, Б-га твоего, ибо Он — это приходит от Него.

Даже если Он сокрыт, «Он» — означает сокрытие. Ты не видишь его. Но — я помню Его, верю в Него. И как будто бы знаю, что сила, которая есть во мне — это Он, который дает тебе силы преуспевать.

Это — активная вера. И это — сила, требуемая, для строительства Земли Израиля. Поэтому все это называется «память Земли Израиля».

Эта активная вера — где она находится в сфирот?

— Это относится к сфире нецах. Несколько стихов до того, перед «И ты скажешь в сердце своем…» и потом «и помни…», были описаны семь видов растений, которыми прославлена Земля Израиля.

И там сказано: «земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната», «земля маслины и меда» — эти виды соответствуют сфирот, как объясняется в писаниях Аризаля.

И плод, особенный плод, сладкий плод, земли Израиля, соответствующий нецах, т.е., что это в точности этот аспект, то, что говорится здесь, в стихах после этого «Ибо Он дает тебе силу преуспевать» — это — тээна, смоковница (инжир). Смоковница — это нецах, победа.

Т.е., когда кушают тээним — особенно — Земли Израиля — это то, что нужно помнить. Это время помнить, «и помни Вс-вышнего Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу преуспевать».

Что есть особенного в смоковнице? Есть несколько мнений по поводу «дерева познания добра и зла», дерева, от которого вкусили Адам и Хава в Ган Эйден. Одно из мнений, по-видимому, наиболее близкое к буквальному смыслу Писания — что Древо познания — это тээна, смоковница.

И как это доказывается? Далее сказано: «и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясания». Тот же плод, то же дерево, с которым они согрешили, с ним же пришло их исправление.

Так говорят Хазал.

Это очень близко к простому смыслу, что ни одно другое дерево не было готово дать им свои листья, чтобы сделать пояса, сделать одежду, покрыть их наготу, то, что они остались наги от заповедей.

Лишь то дерево, от которого они вкусили, было готово сотрудничать с ними, и дать свои листья, чтобы они сделали из них «и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясания».

Это означает, что эта память Земли Израиля, соответствующая смоковнице, есть в этом, более, чем во всех остальных видах, есть в этом исправление греха Древа познания.

Ясно, что есть еще несколько мнений.

Есть мнение, что это был виноградник, виноградник — это также один из семи видов, есть мнение, что это была пшеница, это — первый из семи видов растений.

Тем не менее, как мы сказали, самое близкое к пшату понимание — что это была смоковница.

Смоковница — соответствует этой памяти о том, что Он дает тебе силу преуспевать.

Есть здесь даже намек, который можно почти что пощупать руками, что это за буквы у-тээна («и смоковница»)?

Сказано «земля пшеницы и ячменя, и виноградника, и смоковницы». «Утээна» («и смоковница») — это те же буквы, что «hу hанотен» — «Он дает» — это те же буквы. Есть несколько двойных букв, но «Он дает» буквы «утээна» («и смоковница»).

Что еще может быть «тээна», кроме плода?

Если немного поменять огласовку, «тээна» — это «тоана» («предлог», «придирка»).

Сказано про Шимшона (Самсона):

«И отец и мать его не знали, что от Вс-вышнего это» — что то, что он влюбился, и хотел взять, жениться на филистимлянке, что это «от Вс-вышнего это», и отсюда учат, что «от Вс-вышнего жена человеку»; «ки тоана hу мевакеш» («ибо предлога Он ищет») — отомстить филистимлянам.

Вс-вышний ищет предлога тоже, чтобы отомстить филистимлянам, которые тогда порабощали евреев.

И есть нечто в тээна, это те же самые буквы,что Вс-вышний ищет повода, Он хочет захватить народы мира, унаследовать землю Израиля, населить землю Израиля, есть также сокрытые пути, как Он в точности исполняет это, но это — силой тээна (смоковницы).

И тээна — это также Шимшон-а-гибор, откуда вся его богатырская сила? — Он, больше чем кто-либо другой, должен помнить, что это от Вс-вышнего. Он знает это.

Он знает, что это в заслугу того, что он хранит свой обет не стричь волосы. На сознательном, на бессознательном уровне — еще больше — он очень очень помнит, что Он дает тебе силы побеждать.

Кроме Шимшона, кто еще связан с тайной тэна в Торе?

Сказано, что Моше рабейну хотел передать свое правление своим сыновьям.

Когда он услышал от Вс-вышнего, что нужно назначить главу народа, он подумал, что вот, настал момент попросить, чтобы моя должность перейдет к моим сыновьям.

И тогда Вс-вышний говорит ему: нет, «тот, кто стережет смоковницу — будет кушать ее плод».

Кто это «хранящий смоковницу»? Это Йегошуа, «человек, в котором дух». Разал говорят, что он «стережет», бережет, тайну тээна, т.е., что он сам — тээна. Он знает, что такое тээна.

Он помнит, что «Он дает тебе силы» — это Йегошуа бин Нун.

Почему это должно иметь отношение к Йегошуа бин Нун?

Ибо он тот, кто вводит народ Израиля в землю Израиля. Он тот, кто находится в постоянной опасности «и ты скажешь в сердце своем сила моя и мощь руки моей…» — это память Земли Израиля. Поэтому тээна имеет особенное отношение к Йегошуа бин Нун.

Таким образом, есть «тээна» которая означает «тоана» (предлог), когда Вс-вышний ищет путь, переход, на языке каббалы, через Шимшон-а-гибор.  И есть тээна Йегошуа бин Нуна.

Теперь давайте посмотрим, есть ли в Танахе слова, начинающиеся с букв ТЭЭНА[1]? Возможно, это тоже связано с «Он дает тебе силы побеждать». Тав-алеф-нун=hей.

Во всем Танахе есть только один раз, когда эти буквы идут по порядку. Есть несколько раз, эти начальные буквы, тав-алеф-нун-hей, но не по порядку.

Так, чтобы это было по порядку букв слова ТЭЭНА — есть только один раз.

Это в истории о Элиягу а-нави, на горе Кармель. После того, как произошло великое чудо, когда опустился огонь с Небес, и пожрал жертвоприношение, и тогда народ пал на лица их, и сказали дважды «Вс-вышний Он Б-г», «Вс-вышний Он Б-г», как мы говорим семь раз в молитве Неила в Йом Кипур. И что Элиягу говорит им? — Он сказал им: תפסו את נביאי הבעל «Хватайте пророков Баала!» — это ответ. Они сказали  «Вс-вышний Он Б-г», это — один из кульминационных моментов всего Танаха — когда народ, «хромающий на двух костылях», или Вс-вышний — Б-г, или, не дай Б-г, Баал, вдруг они объявляют с полной верой: «Вс-вышний Он Б-г, Вс-вышний Он Б-г!»

И что Элиягу отвечает им? — «Хватайте пророков Баала! Пусть никто из них не уйдет ивым!»

И что он потом сделал? Он опустил их в поток Кишон, и убил их всех. И потом он молился о дожде, после засухи, продолжавшейся несколько лет, когда он сам постановил, что не будет дождя, и великое чудо было, что пошел дождь, изобилие благословения народу Израиля.

Снова: есть во всем Танахе только одно место, когда начальные буквы ТЭЭНА идут по порядку — תפסו את נביאי הבעל — «Хватайте пророков Баала!»

Для того, чтобы исполнить «хватайте пророков Баала» — чтобы зарезать их в потоке Кишон, нужно сначала объявить: «Вс-вышний Он Б-г».

Что Элияhу говорит после этого? И это — целая фраза, прежде всего. Иногда ищут начальные буквы, и это тоже что-то, но это не полная фраза. Здесь есть у нас целая фраза. И также «Хватайте пророков Баала!» — это целая фраза, но есть несколько слов после этого: «пусть никто не уйдет живым!»

«Пусть никто из них не уйдет» = «Вс-вышний Он Б-г» 4 раза!

Два раза столько, сколько они сказали.

Это тоже очень красивый намек, эта гиматрия.

Здесь есть несколько гиматрий, мы только хотели бы сказать, что для того, чтобы исполнить  «ибо Он дает тебе силы побеждать» требуется сознание, мы объясним это, с Б-жьей помощью, в гл. Рээй, в следующей главе, когда входят, чтобы захватить землю Израиля, нужно войти с намерением искоренить идолопоклонство. И идолопоклонство, и ее служителей, особенно — ее священников. Это условие, тээна — это также буквы «тнай», условие, условие захвата и заселения земли Израиля — искоренить идолопоклонство  и ее служителей.

Объясняется в хасидизме, что «авода зара» («идолопоклонство») в тонком смысле — это также когда я верю и надеюсь на другую причину, кроме Вс-вышнего, когда самая худшая причина,  в которую можно верить, это я сам, т.е., «моя сила и мощь руки моей». Это — идолопоклонство. Поэтому «схватить пророков Баала» внутри самого себя — это схватить эту негодную мысль —  «сила моя и мощь руки моей» и «зарезать» ее.

И знать, что «Он дает тебе силы побеждать».



[1] Т.е., слова, начальные буквы которых составят תאנה (прим. переводчика)