בס"ד
12 тишрей 5771
Рав Ицхак Гинзбург
Лехаим, лехаим всем.
Начнем с пожелания доброго и сладкого года для всех, всей уважаемой семье, всем друзьям семьи, и всему еврейскому народу – чтобы мы удостоились доброго и сладкого года, года избавления и прихода Мошиаха.
"Достойны весь Израиль сидеть в одной сукке"
Мы сейчас находимся между Йом Кипур и праздником Суккот. Я вижу, что сосед здесь тоже строит сукку – замечательно, что народ Израиля занимается заповедями. Есть мнение в Иерусалимском Талмуде, что также на строительство сукки говорят благословение. Мы постановляем как Бавли, и не благословляем на строительство сукки, но только на нахождение в сукке, но сам факт того, что еврей занимается исполнением заповеди своими руками – это великое дело, до такой степени, что по мнению Йерушалми следует благословлять на него, и в сердце, несомненно, мы должны благословлять и благодарить Вс-вышнего за то, что Он дает силы нашим рукам и дает нам возможность подготовить и исполнить все заповеди.
Особый смысл суккот – это "сукат шалом", "шалаш мира", и это также связано с излечением. Для того, чтобы вылечить весь еврейский народ, нужно создать сосуд, как для любого благословения. Говорится в книге Тания, что сосуд для всех благословений – это единство и мир между евреями, чувствовать братьями.
Среди четырех видов растений именно аравот (ивы) указывают на братство. В высших сфирот это сфирот нецах и год. Нецах – это вечная жизнь, а год – это просто благодарить Вс-вышнего, как мы объясним далее, за вечную жизнь, которую Он дает нам. Говорится, что аравот (ивы) растут вместе, "по-братски", поэтому по арамейски они так и называются "ахвина", от языка "ахава", "братство".
Но в основном мы хотим сегодня говорить о самой сукке. Есть удивительное выражение Хазал, комментирующее стих "каждый гражданин в Израиле пусть живет в сукке", и Хазал объясняют, что "достоин весь Израиль сидеть в одной сукке". Это заповедь, которая как бы окружает, на языке каббалы это называется "ор макиф", есть "окружающий свет" сукки, охватывающий весь еврейский народ. Поэтому весь еврейский народ достоин сидеть в одной сукке.
Это выражение удивительно. Что Хазал хотят сказать нам этим? Чтобы мы построили какую-то гигантскую сукку, и чтобы все евреи пришли в эту сукку и сидели в ней? По простому смыслу имеется в виду, что можно исполнить обязанность нахождения в сукке также в одолженной сукке, несмотря на то, что это не моя собственная сукка, и так Раши объясняет простой смысл, что каждый еврей – друг за другом – ведь по простому смыслу нет такой большой сукки, которая могла бы вместить всех евреев. Это – простой смысл.
Но все комментаторы задают вопрос: если это – простой смысл, то почему же это сказано таким именно языком? Ведь когда я слышу, что "все евреи достойны сидеть в одной сукке", то в моем воображении вырисовывается что действительно все евреи, одновременно, все заходят и сидят вместе, в любви и братстве. Ведь если простой смысл – лишь в том, что можно исполнить заповедь в чужой сукке, чтобы один вошел, и вышел, и потом еще кто-то зайдет, друг за другом – то почему же выразили эту мысль такими словами?
Есть много ответов. Обычно, когда мы изучаем какую-то тему с точки зрения каббалы и хасидизма, то мы стараемся взять все разнообразие объяснений великих учителей Израиля из поколения в поколение, объяснявших данный вопрос, и построить из этого, мы называем это "парцуф".
Что означает "парцуф"? – Есть одно объяснение, которое обращается, скажем, к "хохма" в душе, и есть другое объяснение, обращающееся к "бина", и есть еще объяснение, связанное с "даат", и так есть десять сфирот в каббале. Когда изучают какую-либо тему с точки зрения каббалы, то стараются найти различные объяснения в ниглэ, в простом смысле, как это соответствует, и как это "макбиль" высшим сфирот.
Высшие сфирот – это, в сущности, силы моей собственной души. Если есть сфира "хохма" Свыше – то ведь мы созданы "по образу Вс-вышнего", и сказано "из плоти своей узрю Вс-вышнего" – если я хочу хотя бы чуть-чуть понять, что есть Свыше – я должен погрузиться вглубь собственной души, и, если у меня есть сила "хохма" (нужно знать, чем она отличается от "бина" и "даат") – то это указывает, что также Свыше есть "хохма", и так это в отношении всех сфирот – "из плоти своей узрю Вс-вышнего".
Хохма – это первая сфира области сознательного в душе человека, сознательного разума человека. Но есть также бессознательный, или над-сознательный разум в душе человека, называемый в каббале "кетер" ("корона"). Корона находится над головой, и она символизирует бессознательное, над-сознательное. В кетер также есть несколько ступеней, но наивысшая и наиболее важная ступень – это эмуна (вера).
Кетер
Есть объяснение, и это будет первое объяснение, которое мы дадим, что когда Хазал сказали, что "достойны все евреи сидеть в одной сукке", они хотели этим сказать, что есть нечто, сравнивающее и приравнивающее всех нас, что мы все – одно, каждый, кто называется именем еврей – и это – вера, простая вера во Вс-вышнего.
Эта вера коренится в самой сущности нашей души, мы не всегда сознаем это, но, когда человек проходит через испытание – и поэтому мы сейчас празднуем, и проводим гитваадут – и объясняется в хасидут, что основной смысл испытания – это для того, чтобы раскрыть веру. Обычно говорят "укрепиться в вере", но – если человек не проходит через испытание – то человек может прожить все свои семьдесят или сто двадцать лет, и не обнаружить сокровищницу, сокрытое сокровище веры, что это, по сути, то, что делает его евреем. Основное испытание человека – это испытание его веры. Так объясняется в хасидизме. Если есть испытания в жизни – это только и исключительно ради веры, и когда человек, силой своей веры, преодолевает испытание – и само собой, также Вс-вышний посылает ему полное выздоровление – тогда его вера становится знанием. Мы объясним это в продолжение. Но прежде всего, следует раскрыть веру – ибо это то, что объединяет всех нас.
В святом Зогаре говорится, что схах (покрытие сукки) называется "тенью веры". Известно, что в сукке "тени должно быть больше чем света". Должно быть достаточное количество схах, чтобы было больше тени, чем солнечного света. Т.е., основной смысл схаха – это тень. Что означает эта тень? В Зогар говорится, что эта тень – это "тень веры".
Почему вера называется "тенью"? Как мы сказали ранее – что я не всегда осознаю это, тень – это такая вещь, которую я не всегда осознаю. Тень – это высшая тьма. И я сижу под тенью моей собственной веры, я верю во Вс-вышнего. Схах здесь символизирует мою собственную веру во Вс-вышнего, но возможно, что эта вера остается в "макиф" – чем то, что я не осознаю.
Поэтому, действительно, говорится, что для того, чтобы приблизить это к сознанию – собственно, это первая мишна в трактате Сукка – запрещено, чтобы сукка была выше 20 локтей. И по одному мнению в Гемаре, это ограничение высоты сукки - для того, чтобы мы знали, что мы сидим в сукке, чтобы глаз был в состоянии схватить, но есть мнение, что это ограничение существует для того, чтобы это была тень схаха, а не тень стенок. Если это выше 20 локтей – то это уже тень стенок, не от схаха.
Так или иначе, сказано, что "сукка будет для тени, защищающей от жары", как говорится в Йешаягу, и эта тень называется "тенью веры". Это первое объяснение говорит, что поскольку сукка – это тень веры, а эмуна – вера – это то, что равно во всех нас, это то, что делает нас евреями вообще – поэтому говорится, что "достоин весь Израиль сидеть в одной сукке", поскольку эта вера соединяет и объединяет всех нас.
Это – первое объяснение, что то, что сказали "достойны все евреи сидеть в одной сукке" – это то, что у всех нас есть нечто общее, простая вера, тень веры, и силой этой веры мы преодолеваем все испытания жизни, и в конце концов удостаиваемся даат – знания, "ибо наполнится земля знанием Б-га как вода покрывает море", прихода Мошиаха, геула. Все – силой нашей веры – все изгнания, все несчастья, пережитые народом Израиля, каким образом народ Израиля уцелел и выжил? Только силой нашей веры.
До сих пор – объяснение, соответствующее кетер, над-сознательному в человеческой душе.
Хохма
В книге Тания, по какой-то причине, вообще не упоминается "кетер" в силах души. Алтер Ребе начинает с "хохма". Почему? Ведь весь хасидизм – одно из главных открытий хасидизма – это то, что у человека есть область бессознательного. Тот, кто изучает психологию – думает, что это открытие – тоже одного еврея – около ста лет назад, открывшего, что есть бессознательное. Это говорится во всех книгах каббалы с древних времен, и в особенности – учение хасидизма очень и очень подчеркивает аспект бессознательного в душе.
И тем не менее, именно в книге Тания – одной из основ всего учения хасидизма, "письменной Торе" учения хасидизма – вообще не упоминается явным образом "кетер", бессознательное.
Даже когда Алтер Ребе говорит о вере, он относит веру к сфире хохма, он объясняет, что истинная хохма – это не разум. Я мог бы подумать, что хохма – это разновидность разума, есть три типа разума, один, называемый "хохма", и другой, называемый "бина", и третий, называемый "даат". Но Алтер Ребе объясняет, что хохма – это выше, чем разум. И там, внутри хохма, находится эмуна еврея. Вера – это также и сила преодолевать испытания в жизни, и также сила действовать, идти на мсирут нефеш в действии.