Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5. Человек и нахаш; грех и исправление

Рав Ицхак Гинзбург

Стр. 45

5. Человек и нахаш; грех и исправление

Подобно тому, как Коэлет сказал в отношении всего Творения «все произошло из праха и все возвращается в прах» – так же говорится в частности в отношении первого человека, после того, как он вкусил от древа познания добра и зла: «Ибо прах ты и в прах вернешься». Тем самым Вс-вышний указывает человеку (который своим грехом сделал больными свое тело и душу), тайну его исправления (излечения): человеку следует слиться с основанием и корнем его существования – основанием праха. Только о человеке сказано в Торе, что он создан из праха: «и сотворил Вс-вышний человека, прах из земли».

И вот, и человеку и нахашу упоминается основа праха в их проклятии: «и человеку сказал… в поте лица твоего будешь кушать хлеб твой… ибо прах ты и в прах вернешься», «И сказал Вс-вышний нахашу… прах будешь кушать все дни твоей жизни».

Исправление и излечение человека («hамтака», которая присутствует в проклятии, как далее будет объясняться) – это кушать лехем — «хлеб» с внутренним сознанием, что он, в сущности, прах. Таким образом он «лохем» – ведет войну и побеждает свое дурное начало.

Исправление и излечение нахаша (указывающего на клипу «кфира», клипу Амалека, «Амалек»=»сафек», внутри самого человека), напротив, состоит в том, чтобы кушать собственно «прах» (веру). Ибо нахаш, это само дурное начало, и нет другого пути исправить его и перевернуть в кдуша, как только посредством того, что все свои дни будет кушать прах – постигнет и примет внутри себя веру – пока постепенно не уничтожится его первоначальная сущность совершенно, и превратиться в прах, чистую веру.

Еврей, которого поразили мысли кфира и сомнения, не должен удовлетворяться работой над качеством униженности в своей душе, но он должен непосредственно слиться с корнем веры, сокрытой внутри него, и раскрыть его, и так он «усладит» сомнение, пожирающее его.

Древний нахаш символизирует саму суть душевной болезни (и яд его уст – смертелен), когда горькое кажется сладким, а сладкое – горьким. В главе о «медном змее» сам нахаш превращается, посредством веры, которую привлек Моше рабейну в народ Израиля, в силу врачующую, и в символ врачевания вообще.

Также кфира, после того, как она услащена и растворена внутри существования верующего человека, становится корнем излечения – способностью еврея действовать внутри мира с сознанием и чувством шлихут, и не удовлетворяться тем, что он полагается на Вс-вышнего, что тот позаботится о мире, и будет управлять им по своей воле. И как рассказывают про р. Пинхаса из Кориц, что когда спросили у него, какой добрый корень есть в кфира, как это есть в каждой вещи в мире, ответил, что если бы не щепотка «кфиры» – мы бы не давали цдака, и полагались бы на то, что Вс-вышний позаботится о том еврее и пошлет ему парнаса…