בס"ד
Есть три корня еврейских душ, которые, в общем, соответствуют нашим пра-отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову.
Есть корень души, для которой – его основное служение в мире, основное противостояние и война и победа в этом мире – это свет против тьмы, "война света с тьмой". Например, тот, чья голова – основной способ мышления – что моя добрая миссия в мире, мой шлихут, ради которого я нахожусь здесь, это чтобы свет победил тьму. Как Баал Шем Тов говорит, что "немного света отталкивает много тьмы". И тем более – много света. Такой человек, каким "министром" он захочет стать в "исправленной стране"? Понятно, что министром просвещения! Я бы мог подумать, что воспитание – это истина против лжи, но в действительности – это просвещенность против невежества. Тот, кто невежественен – сказано, что он не боится греха, но не то, что бы он был лжецом. "Яма пуста[1]" – он темен, нет в нем света.
Тот, кто предан работе воспитания, что он хочет принести миру? Просвещенность против невежества. Есть кто-либо, кто прийдет и скажет, что наша основная работа – это только сосредоточиться на воспитании, ибо основная проблема – это невежество. Так утверждают многие великие, как из среды народа Израиля, и также, леhавдиль, это проникло из народа Израиля к народам мира, говорят, что все зависит от просвещенности против невежества. Тот, кто мыслит в таких категориях – это душа света и тьмы.
Есть кто-то другой, совершенно другой корень, противоположный в определенной степени, мыслящий в категориях добра и зла. Есть добрые вещи в мире и есть дурные вещи в мире. Добрые дела, добрые явления, не обязательно связаны со светом. Как понять, что добро и просвещенность не связаны друг с другом? Самый преступный народ в мире, в прошлом поколении, был самым просвещенным в мире народом. Мы видим, что нет никакой связи вообще, или связь столь слаба, что это может быть совершенно противоположно. Можно, конечно, сказать, что он не был просвещен в Торе, что его просвещенность была чисто светской, но дело не только в этом. В действительности, просвещенность не есть добро, это не одно и то же. Где-то, в корне всех корней, это соединяется, и поэтому также сказано "и увидел Вс-вышний свет, что он хорош" – это новость, что свет – это добро, но внизу, в нашем мире, это не совсем одно и то же. Поэтому есть души, которые всю свою жизнь борются за то, чтобы свет победил тьму, и он делает это тем, что назначает себя "министром просвещения", и есть такой, для которого это добро и зло. Какой "портфель" он выберет для себя? Министр юстиции, полиция. Что есть зло? Преступность. Добро – это добрые дела. Тот, у кого его основная работа в мире – это искоренить зло, и есть у него "нюх" на зло – он хочет бороться с этим.
Сказано "Авраам начал светить" – корень света и тьмы – это Авраам-авину, он – первая душа. Добро и зло – это в большей степени гвура, это Ицхак. Третий, истина и ложь – Яаков, какой "портфель" он себе выберет? Мы сказали, что тот, кто относится к свету и тьме, выберет себе портфель министра просвещения, а тот, кто относится к добру и злу – выберет министра юстиции. Портфель для того, что мыслит в понятиях истины и лжи – не совсем существует сегодня, ибо то, что соответствует ему – это сама суть лжи – название министерства – это само по себе ложь, корень всей лжи, "министерство религий". Это сама суть лжи.
Известно, что в Торе говорится о трех самых тяжелых грехах, о которых сказано "пусть лучше будет убит, но не согрешит" – идолопоклонство, кровопролитие и разврат. В соответствии с тремя корнями душ, о которых мы только что говорили, можно задать вопрос – и этот вопрос действительно задается в различных контекстах, и также в раскрытой Торе – какой из этих трех грехов самый тяжелый, какой из них является "корнем" для остальных двух? Про каждый из них сказано "пусть будет убит, но не нарушит", и на первый взгляд, все они одно и то же, но тем не менее – может быть, здесь есть какой то порядок? Это замечательный пример, чтобы понять три корня душ, которые есть в народе Израиля. Например, тот, кто будет утверждать, что самое ужасное – это кровопролитие, относится к способу мышления "добро против зла". По простому смыслу, царь – это голова "добра против зла" – он также должен исправить суд, и также должен воевать войны Вс-вышнего. Не то что бы у царя нет остальных дел, но его "пшат" – по крайней мере его начало – это "добро и зло". И поскольку начало царя это "добро и зло", что добро должно победить зло, поэтому Шмуэль говорит (и также утверждает Рамбам), что единственное различие между этим миром и днями Мошиаха – это порабощение царств. Для того, чтобы перейти к второму этапу, выхода за пределы природы – следует выйти из лжи.
Что ужаснее всего для головы "света и тьмы"? Разврат. Вся книга Мишлей – это что развратник делает свои дела во тьме, и также само выражение "гилуй" – "раскрытие" – это когда раскрывают то, что следует скрывать, и скрывают то, то следует раскрывать. Тога описывает запрет связи брата и сестры как "хесед это" – мы уже сказали, что хесед – это голова "света и тьмы". Из Авраамы вышел Ишмаэль, клипа которого – разврат. Но в хасидизме, тот, кто говорит, что основная проблема человечества, главное, что задерживает приход Мошиаха, это пгам брит – это не приходит ему со стороны истины и лжи (хотя возможно сказать, что брит – это тоже истина и ложь) – но от света и тьмы.
Есть кто-то третий, который скажет – и как Рамбам пишет это открыто – что если я должен сказать, что самое худшее из трех, то совершенно ясно, что самое худшее – это идолопоклонство, ибо это противоречит всей Торе. Поскольку наше поколение это испытание против самой большой лжи, больше, чем во всех поколениях – поэтому Баал Шем Тов и все праведники сказали, что испытание сегодня – это вера, и только, чтобы еврей верил во Вс-вышнего, ибо ложь совершенно распоясалась – и поэтому даже если прийдет в голову, что следует наказать развратника, то не может даже прийти в голову, что следует наказывать за идолопоклонство. Представьте себе, что кто-нибудь отдаст под суд кого-то, что относит себя к секте солнцепоклонников – это даже невозможно себе представить. Это как будто бы кто-то, кто немного сошел с ума. Есть "министерство религий" – все религии равны, правительство дает полную свободу действий всем религиям. А если кто-то запрещает – это против "свободы совести", самой основной демократической свободы. Вся Тора дана, для того, чтобы уничтожить идолопоклонство. Также в конце книги Млахим – царь начинает с того, что устанавливает порядок и закон – "добро против зла", но в конце книги Млахим мы видим, что были несколько царей, которые боролись с преступностью, но основная их проблема была (как мы это видим в конце Млахим и в конце Диврей а-йамим) идолопоклонство. Также Ахав боролся с преступностью, кроме собственной преступности, когда он убил (и за это был наказано, ибо это то, исправлением чего он сам занимается, и он сам это нарушает) – каждый царь боролся с преступностью в той или иной мере – но грех всех царей – это идолопоклонство, что они не боролись с идолопоклонством в народе Израиля. Это урок Торы на протяжении всей истории народа Израиля. Как понятно, это урок также в отношении этой страны. Про каждое вхождение в страну Израиля сказано один раз и два раза и несчитанное число раз – что это для того, чтобы уничтожить идолопоклонство и искоренить его.
Мошиах – по крайней мере, хасидский Мошиах – может прийти и искоренить ложь в мире. Мошиах Рамбама – возможно, что в первый период он еще не уничтожит полностью ложь, а только преступность. Как понятно, что он также … религию истины. Сказано у Рамбама, что пятый этап – когда он возвращает всех в тшуве, все народы, что они все узнают, что "ложь наследовали нам наши отцы". Это самый последний этап, после строительства Храма и собирания изгнанников. Как мы однажды говорили подробно, что тот, кто читает неподцензурное издание Рамбама, ясно, что не Мошиах сделает это, а Вс-вышний, в то время как в цензурированном смысл, что это мошиах. Мы объяснили тогда, что это йехида Мошиаха, которая есть действие Вс-вышнего – Вс-вышний говорит "тогда обращусь к народам ясным языком…". Тогда в действительности "дух нечистоты уберу с земли", и тогда можно ожидать, что природа, действительно, изменится.
אור חשך טוב רע אמת שקר = ט"פ אור (רבה, 9 ברבוע פעמים אביי).
В конечном счете все сводится к свету. Есть в этом טוב букв – все включается в טוב. И как понятно, "нет истины кроме Торы".
Все что мы говорили здесь, это для того, чтобы подчеркнуть, что основная победа – это победа истины над ложью, и если я могу сделать это внутри – то я смогу также снаружи, а если я не могу сделать это внутри – наверное, также снаружи я не смогу.
(Из урока рава Ицхака Гинзбурга 14 ияра 5770, Ицhар)
[1] "А яма пуста, воды в ней нет" (Берейшит 37, 24)