Нужно рассмотреть еще глубже идею того, что есть тайна во всякой вещи, и только тот, кто постигает тайну – аспект Баал Шем Това – способен осветить эту вещь, и совершенство света – это Алтер Ребе, Шнеор, "два света".
У наших мудрецов есть выражение, появляющееся неоднократно в Гемаре, "ло реи зэ кирэи зэ, вело реи зэ кирэи зэ". Когда требуется различить между разными ситуациями, это всегда говорится о разных законах, что закон относительно каждой ситуации зависит от ее сути, от ее характера. И если эта ситуация отличается от другой – то также закон в ее отношении изменяется. Невозможно судить одно как другое, если они не похожи друг на друга.
Это несколько напоминает нам то, что говорится в Пиркей Авот, "не суди своего товарища, пока не достигнешь его места". Здесь то же самое – если ты не знаешь его, не достиг "его места", не постигаешь его тайны – не суди его вообще! Есть, действительно, праведники, которые так толковали это, что невозможно судить никого в мире, ибо кто может сказать, что "я достиг его места" – другого человека? И, тем не менее, говорят, что нет, возможно! Баал Шем Тов ведь не сказал, что невозможно постичь тайну другого человека: "достичь его места" – означает, постичь его тайну. Он не говорит, что это невозможно. Он только говорит, что если ты не постигаешь тайну – то ты не можешь осветить его. Если ты не можешь осветить его – конечно, ты не можешь судить его! Ведь "добрая мера больше чем…" Сначала – освети его, будь способен осветить его, и тогда – есть о чем говорить, что, может быть, ты также сможешь судить его.
Снова: возможность - существует. Но понятно, что это непросто - постичь тайну другого, увидеть сокрытое в нем добро.
И еще раз: Когда хотят разделить между двумя вещами, т.е., что закон изменяется в соответствии с изменением сути и характера каждой вещи, явления или ситуации, то выражение, используемое Хазал – "ло реи зэ кирэи зэ вело рэи зэ кирэи зэ". Поэтому у каждого есть особая ситуация и особый закон, и есть также "а-цад а-шавэ ше-баhем" - "общее между ними". Если есть нечто общее – значит, и их законы будут подобны. Но своими различными характеристиками они отличаются одна от другой. Это очень особенное выражение - "ло реи зэ кирэи зэ".
Но, для нашей темы, первые буквы слов ראי זה составляют слово רז. Это указание, очень близкое к буквальному смыслу. Если я говорю, что нужно постичь твою тайну, и только если я постигаю твою тайну – я способен осветить тебя – светом Торы – то я должен знать, что у каждого есть "рэи зэ", по первым буквам составляющие слово "раз", "тайна". Какие еще буквы есть в этом выражении? Это буквы אי'ה – איה מקום כבודו.. В каббале "айе меком кводо" – это корень души в кетер, в "над-сознательном", в сущностном сокрытии. Тайна, действительно, связана с "айе" в каббале. "Не суди своего товарища, пока не достигнешь его места" – какого места? "Айе меком кводо". Хотя "айе меком кводо" говорится о Вс-вышнем, но каждый еврей – это "часть Вс-вышнего Свыше действительно", и о корне каждого еврея можно сказать "где место славы его".
У каждого есть его особенное "реи зэ", его особая тайна, особое свойство его души. Известно, что все пророки пророчествовали словами "ко амар Гашем", "так сказал Вс-вышний". "Ко" – "так" – это уподобление, это означает "приблизительно так". Они были неспособны различить в точности "реи зэ" каждого отдельно, индивидуальность каждого, что только у него есть такое свойство, и ни у кого больше нет.
Про это говорится в Тании, что каждый в чем-то лучше другого – есть в нем точка скрытого добра, которой нет ни в ком более, и только он способен удостоить своего товарища ("Весь Израиль – товарищи друг другу") – этим своим особым исправленным качеством. Так я должен смотреть на него. Это еще добавление к объяснению, которое было сказано ранее – в тот момент, что я постигаю тайну, еще перед тем, как я освещаю его, я должен знать, что его тайна – это не моя тайна, и поэтому я должен "получить" от его тайны, что только он может поделиться со мной и удостоить меня чем-то из его тайны. Также постигать его тайну, и также знать, что я должен получить что-то от его тайны, и тогда я также способен осветить его светом Торы, что может быть, Вс-вышний сделал так, что удостоил меня светом Торы, которым не удостоил его.
Но чтобы осветить его действительно, по-настоящему – это только тайна. Снова, эта тайна называется "реи" "Реи" означает также "зеркало". Все пророки видели только через "зеркало", "маръа" – один подобен другому, без точного различения между одним и другим. Моше рабейну видел в "аспаклария а-меира", которая называется "маръэ" а не "маръа". Также в "маръэ" есть "реи зэ". Как звучит выражение, которым пророчествовал Моше? "зэ а-давар". "а-давар" имеет гиматрию "реи". זה הדבר = ראי זה. Если так – то я должен смотреть на каждого, как Моше рабейну. Алтер Ребе объяснил, что "тмунат Гашем йабит" означает, что он видит реальность так, как Вс-вышний ее видит, так он видит другого человека – "видением, а не притчей".
Удивительно, но полное выражение Хазал "לא ראי זה כראי זה ולא ראי זה כראי זה " – имеет числовое значение ровно 1000. Есть традиция в руках хасидим – как принято говорить, "доршей решумот" говорили, что שישראל בעל שם טוב имеет гиматрию 1000, и это тайна тысячи светов, которые были дарованы Моше рабейну во время Дарования Торы, и про него говорится, "то, чтоתלמיד ותיק раскроет – уже даровано Моше с Синая. Тысяча светов были забраны у Моше из-за греха тельца, но возвращаются к нему каждую субботу, и поэтому говорят "йисмах (гиматрия "Машиах") Моше бематнат хелко". Он радуется, что снова получает раскрытие души нашего учителя Баал Шем Това, так говорили "доршей решумот".
И здесь мы видим еще один смысл, что "тысяча светов" означает способность различить тайну в каждой и каждой вещи.
Говорится про Моше рабейну, что он умел петь все виды нигуним – как объясняется в Контрос hитпаалут – что он постигал нигун каждой и каждой души. "Кол баалей а-шир йоцъим бешир венимшохим бе-шир" – это говорится про ангелов, и еще больше – про души. У каждой души есть ее собственный мотив, и оттуда Моше рабейну знает его. Знать мотив души – это значит, знать ее тайну. В заслугу чего? – В заслугу тысячи светов, которые он получил во время Дарования Торы. Что такое 1000? – "ло реи зэ кирэи зэ" – что у каждого есть его тайна, и что вместе с тем, что у каждого есть тайна – есть также общее между ними. Есть у евреев "общее" – йехида в душе, готовность отдать жизнь ради освящения Имени, в этом нет разделения между евреями. Но осветить еврея – это не со стороны общего, но из "рэи зэ" – "зэ а-давар" – "йэн од милвадо" (все они имеют одинаковую гиматрию). Так же как о Вс-вышнем говорится "нет никого, кроме Него", так же возможно сказать о каждом еврее, ибо он совершенно особенный. Если выражаться словами Хазал, то каждый еврей – "нет подобного ему" (высшая ступень в единстве Вс-вышнего, как объясняется в маамарим Ребе).
Этим мы завершили первый "ворт" про "раз" – что для того, чтобы осветить – нужно знать тайну, аспект самого Баал Шем Това, самая его суть, и то, что он говорит "умножить свет" – означает, что он приводит в мир душу Алтер Ребе, суть которого – свет.
[1] "Одно не похоже на другое"