16 элула 5770, Бат Аин

בס"ד

16 элула 5770, Бат Аин

Ханукат-а-баит[1] в семье Вайль

Видео (на иврите): ט"ז אלול תש"ע – חנוכת בית משפחת וייל – בת עין

Тайна и свет – Баал Шем Тов и Алтер Ребе

Мы собрались здесь в честь Баал Шем Това и Алтер Ребе, день рождения которых приходится на 18 элула. Сейчас уже канун 17 элула, "тов[2]" элул – это, несомненно, имеет отношение к Баал Шем Тову, обладателю доброго имени. Я бы мог подумать, что, по идее, он должен был бы родиться 17 ("тов") элула, но он родился 18 элула ("хай-элул[3]"), и в этот же день родился его духовный "внук", Старый Ребе, удостоившимся раскрыть его учение и облачить его в сосуды разума – "хохма-бина-даат[4]". Алтер Ребе сумел раскрыть свет учения Баал Шем Това во всей его полноте – есть много ступеней света,  вплоть до сущностного света Баал Шем Това, и его удостоился раскрыть Алтер Ребе.

Баал Шем Тов раскрыл нам, что последние двенадцать дней года, начиная от 18 элула и до кануна Рош аШана (день рождения Цемах Цедека[5], как известно), соответствуют 12 месяцам уходящего года, и поэтому в эти дни есть возможность исправить все, что мы сделали неверно в течение месяцев предыдущего года. В соответствии с этим, если продолжить этот принцип далее – ибо, если есть какой-то "закон" – то он должен работать и далее – что сегодняшний день, канун 17 элула, соответствует месяцу элул прошлого года. Если, начиная с завтрашнего дня, "хай элул", начинают исправлять 5770 год – месяц тишрей 5770 года – то, по-видимому, сегодняшний день – это след месяца элул 5769 года. Поскольку элул и тишрей всегда идут вместе – нет тишрей без элула, "лев ревет – кто не убоится", дни трепета, начинаются с элула (первые буквы слов אלול – ראש השנה – יום הכיפורים – הושענא רבא – составляют слово ארי'ה  - "лев"). Поэтому нужно начать с элула, и сегодня – это элул прошлого года. Уходящий год – это "вчера", а год перед ним – это "позавчера". Сейчас мы находимся в "позавчерашнем" элуле, который соединяется с "вчерашним" тишрей.

Вчерашний элул – это канун Рош аШана, день рождения Цемах Цедека, и поэтому, должна быть какая-то особая связь между этим днем, 17 элула, и 29 элула, днем рождения Цемах Цедека.

Поэтому мы начнем с "ворта[6]", приводимого в "айом-йом[7]" 29 элула от имени Баал Шем Това. Цемах Цедек говорил от имени Баал Шем Това, что Баал Шем Тов очень любил свет. Там это не написано, но известно, что всегда, когда Баал Шем Тов заходил к кому-то в дом, он просил добавить еще свечей – чтобы было как можно больше света.

Но здесь Цемах Цедек говорит нечто новое - что Баал Шем Тов сказал, что אור[8] имеет ту же гиматрию, что и רז[9]. Многие вещи равны אור, например [10]אין סוף или [11]אדון עולם, но здесь Баал Шем Тов не упоминает их, но говорит только, что אור  имеет гиматрию רז. И тогда он сказал, что тот, кто постигает тайну какой-то вещи - способен осветить эту вещь. Это "ворт", приводимый в "айом йом" от имени Баал Шем Това.

Если это, скажем, ты – человек – то для того, чтобы осветить тебя – я должен постичь твою тайну. Это есть смысл того, что гиматрия "ор" ("свет") совпадает с гиматрией "раз" ("тайна"). Если мы хотим осветить мир "светом, который благ", то сначала нужно соединить себя с его тайной, טובי'ה גניז בגווי'ה "благо его, сокрытое внутри него", сущностью сокрытого в нем добра. И тогда, когда освещают его, за счет того, что постигают его тайну, тогда из сокрытого блага происходит раскрытый свет. Но сначала нужно постичь тайну.

Так возможно также объяснить наш первый "ворт", о связи между Баал Шем Товом и Алтер Ребе. Баал Шем Тов любил свет, он зажигал много света. Свет – это Тора. И тот, кто удостоился, как мы говорили раньше, раскрыть всему еврейскому народу свет Баал Шем Това, т.е., учение Баал Шем Това, в качестве упорядоченного учения, это "автор Тании[12]", Алтер Ребе, в своей святой книге Тания.

Нужно сказать, что Баал Шем Тов – он тот, кто в основном, и это его сущность –постигает "раз", тайну, каждой вещи, существующей в мире. Он постигает тайну каждой души. Из того, что он знает тайну каждого из нас – он может осветить нас. Кто же приходит, и в конце концов, освещает нас, полностью? Это Алтер Ребе.

Т.е., мы сказали, что Баал Шем Тов, хотя он любил свет, это значит, что он любил "тахлес", Алтер Ребе, своего духовного внука, "Яаков, искупивший Авраама". Яаков - внук, а Авраам – дед. Но так написано, что Баал Шем Тов – это аспект нашего отца Авраама. Алтер Ребе – это Яаков, Магид – это Ицхак. Он любил свет. Но он сам – это "тов", (сокрытое) "благо". Добро  – сокрыто. Потом, когда Вс-вышний творит свет, "да будет свет и был свет", "И увидел Вс-вышний свет, что он благ" – в сущности, это сокрытое добро – можно подумать, что сначала есть свет, а потом только "тов" – "ибо благ он", но это не так – сначала есть "тов", даже среди тьмы, которая, безусловно, предшествует свету, "сначала свет, и потом только тьма" – даже среди тьмы есть искры добра, сокрытого добра. И Баал Шем Тов знает это, он постигает тайну тьмы. В тот момент, когда он постигает тайну, в чем состоит тайна "в начале тьмы", в чем тайна тьмы – тогда он способен осветить тьму – "и сказал Вс-вышний да будет свет и был свет", что это есть аспект Авраама, который "начал светить". Но это потому, что он связан с тайной и постигает тайну.

Что это значит по простому? Баал Шем Тов не называется "Баал ор", он называется "Баал шем тов" – из его имени, ибо его  имя выражает его сущность – мы видим, что его главное, сущностное качество – это тов. А Алтер Ребе, как зовут его? Его зовут Шнеор – "два света". Т.е., мы видим, что сущность Алтер Ребе – это свет. Это свет, который Баал Шем Тов начал зажигать, начал светить, но полное раскрытие этого света, т.е., Тора самого Баал Шем Това – это посредством Алтер Ребе. До сих пор – первый "ворт", что есть "раз", "тайна", и есть "ор" – свет, и "ор" = "раз".  И так идет этот ворт:  сначала я люблю свет. Потом я говорю, что "ор" равняется "раз". Можно подумать, что сначала "ор", а потом "раз". Но дальше, я говорю, нет, сначала я должен постичь "раз", который сокрыт в тебе, и если я постигаю "раз" – тогда я способен осветить тебя. Не зная твоей тайны – я не способен осветить тебя.



[1] Новоселье

[2] טוב   ("добрый") имеет числовое значение 17

[3] חי  ("живой") - 18

[4] Мудрость, постижение, знание.

[5] Третий Любавичский Ребе, рабби Менахем Мендел

[6] "ворт" (идиш) – краткое высказывание. В хасидизме – краткое, и емкое учение ("Тора"), часто выражаемое одной или несколькими фразами.

[7] Хасидский календарь, составленный последним Любавичским Ребе по указанию рабби Иосеф-Ицхака Шнеерсона, предыдущего Любавичского Ребе.

[8] "Ор", "Свет"

[9] "Раз", "Тайна"

[10] "Эйн соф", "Бесконечный"

[11] "Адон олам", "Властелин мира"

[12] В еврейской традиции принято называть выдающихся учителей по именам составленных ими книг. Так, первого Любавичского Ребе, Старого Ребе (на идиш – Алтер Ребе) часто называют "автор Тании и Шулхан Аруха". Аналогично, третьего Любавичского Ребе, который был также выдающимся знатоком еврейского закона, и к которому обращались с галахическими вопросами со всего еврейского мира – как правило, называют по сборнику его "респонсов" – галахических постановлений, называемому "Цемах Цедек". (На самом деле "Цемах Цедек" имеет ту же гиматрию, что и Менахем Мендел, и указывает на Мошиаха – прим. переводчика).

Запись опубликована в рубрике: .