Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бат Аин, 8 нисана 5770 г

Внесение свитка Торы в память о Шломо Нативе, да отмстит Вс-вышний за его кровь[1]

Нигун «ани маамин»

Шломо – это от языка «шлеймут». Это также от «шлейма» – самое главное, что должно быть цельно – это вера, как мы говорим, «я верю полной верой в приход Мошиаха». Шломо – это цельная вера в приход Мошиаха.

Известно, что Ребе, так же как и многие другие гдойлей Исроэл и весь народ Израиля – относился с большим уважением к традиционному мотиву, сочиненному во время Катастрофы, «ани маамин бээмуна шлейма». Также после Катастрофы, когда этот нигун достиг Ребе из Моджиц, автор, которого звали Азриель-Довид, был хасидом Моджиц, он был известным баал-менаген и баал-тфила, и в поезде, идущем в Треблинку, он, в двейкут, вместе со всеми евреями, которые были там, в вагоне, предназначенном для перевозки скота, он начал петь этот нигун, и он пел все громче и громче, и все, кто были там, запомнили это, и пели вместе с ним, и тогда, он вдруг прервался, и сказал, что он предлагает «сделку»: каждый, кто сумеет выпрыгнуть из вагона, и привести этот нигун к его Ребе, Адмур из Моджиц, он обещает ему половину своего будущего мира. Он сам был евреем очень возвышенным. И там было маленькое окошко с деревянными перекладинами, и для пожилого человека это было совершенно невозможно выпрыгнуть из этого окна, тем более, что оно было наглухо закрыто, но там было двое молодых ребят, и они немедленно поднялись и сказали, что мы идем на эту сделку. Они выломали деревянные перекладины, и на каком-то повороте – когда поезд чуть замедляет ход, они выпрыгнули из этого маленького окошка. И один из них погиб сразу, он разбился сразу, а второй парень выжил, и после многих приключений он сумел прийти к Ребе из Моджиц, который был уже тогда в Америке. Когда он принес ему этот нигун, и он запел его – вообще, тот Ребе очень любил того хасида, Азриель-Давида, и каждый раз, когда он приносил ему новый нигун – он сочинял нигуним Моджиц – это был праздник для Ребе. Известно, что сам Моджицский Ребе был очень талантливым баал-менаген – он перед войной находился в Отвоцке – в том же самом месте, куда предыдущий Любавичский Ребе перевел свою ешиву в изгнании, и была очень большая дружба между Любавич и Моджиц, и сам Ребе рассказал ему однажды чудесную историю про Ребе из Моджиц, какую силу имеет нигун, когда ему делали операцию без наркоза, он лишь попросил у врачей, чтобы разрешили ему сначала начать петь нигун, и начал петь, и он вошел в двейкут, и так он выдержал всю операцию, даже не почувствовав – это сипур, который Ребе любит рассказывать.

Когда этот нигун, «ани маамин», этот молодой бохур привез его к своему Ребе в Америку, понятно, что он очень разволновался и сильно плакал, и тогда он сказал, что с этим нигуном, с которым шли в печи Треблинки – с этим нигуном народ Израиля пойдет навстречу Мошиаху.

Еще перед тем, как Ребе принял несиют, Ребе говорил о великих достоинствах этого нигуна, и потом, в начале несиют Ребе, на протяжении нескольких лет, на каждом фарбренгене Ребе пел этот нигун, и он просил петь этот нигун. И также на первом «параде», на тагалуха Лаг баОмер, он также начал с «ани маамин». И Ребе говорил много раз, что это нигун веры и самоотверженности еврейского народа, и хотя это всего лишь один еврей, который сочинил этот нигун, но он сделал это от имени всего народа Израиля. И хотя на первый взгляд, в Хабаде больше всего любят нигуним, которые сочинили сами рабеим, которые называют «нигуним мехуваним», но этот нигун – это нигун всего народа Израиля, это не имеет отношения… как мы далее объясним, это нигун, который поднимается снизу вверх, подобно огню, который поднимается на жертвеннике, огонь, поднимающийся снизу, от душ всего еврейского народа.

И в первые годы – на каждом фарбренгене, и при каждой возможности Ребе приказывал петь ани маамин…

Мы сказали, что «Шломо» – от языка «шлеймут». «Шлеймут» равно «приход мошиаха». Известно, что Ребе говорит о трех видах «цельности» – цельность Торы, цельность народа Израиля, и цельность Земли Израиля. Каждая из этих трех «цельностей» зависит от прихода Мошиаха. Чтобы удостоиться этих цельностей – это все «функция» прихода Мошиаха. Поэтому «приход Мошиаха» = «шлеймут».

Первые буквы «эмуна шлейма» составляют «эйш» – «огонь». «Огонь» женщины – это «цельная вера». Женщина – это «цельная вера». Это – огонь, приносимый снизу, «огонь человека». Есть огонь, опускающийся с небес, и есть огонь, приносимый человеком. Это, как понятно, имеет отношение к недельным главам – мы завершили Вайикро и начали Цав, главы, которые говорят о жертвоприношениях, об огне жертвенника. Как говорится в начале нашей главы, «огонь постоянный будет гореть на жертвеннике, не погаснет» – это огонь, состоящий из нескольких огней. По простому смыслу их два – тот, который приносит человек, и тот, который опускается Свыше в образе огненного льва (когда удостаиваются). Сказано в Зогар, что огонь, опускающийся Свыше – это святой ангел, имя которого Уриэль. Мы приносим нашу «цельную веру» («эйш») снизу, и тогда Уриэль (начинается с «ур» – огонь, и имеет числовое значение 248, Авраам) – опускается свыше. Как правило, огонь – это гвура, но мы называем огонь, опускающийся с небес Уриэль – имеющий числовое значение Авраам, 8 раз Эй-л (хесед Эй-л кол а-йом) – тогда есть в этом милосердие и милость. Относительно мужчины и женщины мы объяснили в «Шхина бейнеем», что огонь женщины – это цельная вера, и поэтому есть много хасидских историй, когда именно женщина укрепляет веру своего мужа простой и цельной верой, она – основа веры. Муж приносит домой свет Торы, свет разума.

Таким образом, есть огонь поднимающийся и огонь опускающийся, но сказано в нашей главе, что в опускающемся огне есть огонь над огнем – два аспекта опускающегося огня. Есть выражение в Зогар, язык Зогара в нашей главе, который отец Ребе, рабби Леви Ицхак, умерший в изгнании, как известно – объясняет и уточняет.

[…]

Исправление человека и исправление «хефца»

Человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости». Если человек должен принести хатат – ясно, что что-то не так, что он согрешил, и это значит, что вошел в него дух глупости – иначе бы он этого не сделал. В Тании говорится, что дух глупости – это то, что кажется ему, что он остается в своем еврействе, даже если он совершит этот грех. Сказать еще проще – вся Тания – это «не будь дураком», и самая большая глупость – это само-мнение, сознание, качество, происходящее из греха Адама, когда человек стал «сознающим себя», вместо того, чтобы быть «сознающим Вс-вышнего». Если человек «осознает себя», и человек сосредоточен на самом себе, эгоцентричен, то ему кажется, что чтобы он ни сделал – он не теряет слишком много, это не страшно, это не «конец мира». И он остается всегда с самим собой, вокруг самого себя, и он утешает себя, что все в порядке. И это «штут» – глупость. Что значит, что «человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости»? Это преувеличенное само-осознание, это есть его глупость. Сам его взгляд и отношение к миру.

Что есть корбан, жертвоприношение? Жертвоприношение – это сжечь что-то, чтобы это сгорело. Это «огонь от человека». Огонь от человека – это в основном огонь ради искупления души, что я должен это сжечь – сжечь само-осознание, и тогда оно превращается в Б-жественное осознание, что не я – центр мира, но Вс-вышний – центр мира, он Творец мира, и творит его каждый момент из полного и абсолютного ничто. Это диаметральное изменение сознания – на совершенно противоположное. Это есть идея жертвоприношения – сжечь. Рамбан пишет, что тот, кто приносит жертвоприношение, должен иметь намерение, что это он сам сожжен на жертвеннике. Как мы объясним в отношении акейда Авраама и Ицхака, что Авраам принес в жертву барана, но имел намерение, как будто бы он сделал так с Ицхаком, и Ицхак имел также эту кавану, в еще большей степени, так, что он умер в момент акейда (и находился три года в Ган Эйден).

То, что мы сейчас учим – это большое правило в науке о душе: исправление человека, что это – принести жертву хатат, это, прежде всего, «вызвать на себя» жестокого льва, который лежит на жертве, со стороны гвура, чтобы он опустился и пожрал меня, поскольку огонь, который я приношу снизу – это в сущности мое желание и стремление, чтобы мое само-осознание сгорело, и включилось в Б-жественное сознание, силой того, что жестокий лев – Уриэль – опустится с небес и пожрет меня, сожжет меня, в дополнение к тому, что я сжигаю себя своим собственным огнем. Это – исправление человека.

Известно, что в Хабаде, Алтер Ребе говорит: по простому смыслу ясно, что если человек служит Вс-вышнему для того, чтобы исправить себя – «алиба дэнафшэй» – это сто процентов в порядке, есть множество различных «тикуним» (начиная от «тикун а-клоли» и т.д.), но в Хабаде – все, что человек делает ради того, чтобы исправить себя, даже с самый лучшим намерением исправить себя — это высшая ступень служения Вс-вышнему «ло лишма». Ибо, в начале все, что человек делает – это «ради своей души». И тот, кто помогает тебе исполнить твое желание – исправить себя – это жестокий лев, который опускается на свою добычу, которого зовут Уриэль.

… Что есть для человека исправление греха, основная тайна «подарка»? Принести подарок, найти симпатию, переворачивает жестокого льва в огромного льва, переворачивает «жертву» в «жертвоприношение», от языка «кирув» – приближение, взаимное приближение, что я близок к Вс-вышнему, и Вс-вышний приближает меня к себе в аспекте «правая приближает». Это уже вообще не я – это называется «естественное сознание». Естественное сознание – это исправление греха. Подарок приносится «ради Вс-вышнего и его Шхины», «соединить Вс-вышнего и его Шхину» – в нижних мирах именно, «ради всего Израиля» – делать только ради Вс-вышнего и Шхины, соединить от имени всего Израиля. Это не для того, чтобы «исправить себя». Это называется – «принести подарок». В тот момент, когда «приносят подарок» – это уже нечто совсем другое, симпатия, которая есть в этом, она несравнимо выше, из того, что Вс-вышний понимает, что этот человек схватился, что он – дурак, идиот, и хочет исправить себя, сжечь свое чрезмерное само-осознание. Когда это то, что человек хочет – мы поможем ему, пошлем жестокого льва, чтобы пожрать жертву. Но когда Вс-вышний видит, что ему посылают подарок – это уже не просто исправление души – это уже совсем другое дело. Это можно понять в отношениях между людьми – когда видят, что намерение совершенно чисто – «радость для меня, что я сказал, и исполнили мою волю» – это уже совсем другое дело.

Как можно узнать, что подарок – это естественное сознание? «я сказал, и исполнилась моя воля» – это естественное сознание. Это также и в освящении имени Вс-вышнего – «И освящусь Я среди сынов Израиля». Кто то должен отдать свою жизнь, но сказано «и освящусь», не сказано «и освятите», но «освящусь» – само собой. Мсирут нефеш – это единственная заповедь в Торе, сказанная языком «нифъаль». Поэтому эта заповедь «веникдашти» – это постоянная заповедь оживления мертвых, как объясняется у нас. «я сказал и исполнилась моя воля» – это истинное «исправление חפצא». חפצא также от языка חפץ. «Вы будете эрец хефец, говорит Вс-вышний». Когда мы «земля желанная»? Можно сказать, что «эрец» без «хефец» – это все еще мое желание, что у меня есть все еще какое-то желание, нечто, чего я желаю достичь, и это желание – это некоторый «тикун» – ради себя самого, но «хефец» – пнимиют рацон, что это атик. Эрец – это исправление человека, но хефец – это исправление חפצא. Поэтому говорится «я сказал, и исполнилась моя воля» – в нифъал, а не переходным глаголом.

Все это — важное предисловие к вопросу о трех ступенях сознания – ибо хатат приходит, чтобы поднять само-сознание до Б-жественного сознания, в огне гвура, но ола, подарок, это еще более высокая ступень огня, опускающегося с небес, который в сущности превращает и приводит жестокого льва в «правую, которая приближает», исполнение приказа мешалеах, Вс-вышнего…. Первая глава Крият шма – это подарок, исправление хефца, и это есть мудаут тивъит, мудаут мошиах, «ани маамин бээмуна шлейма бевият а-машиах». До сих пор вкратце объяснение отца Ребе на этот Зогар, с небольшим добавлением того, что объяснил сам Ребе слова своего отца, и еще немного добавления.

В том же отрывке, в продолжение того отрывка из Зогара, говорится еще нечто оче нь интересное и относящееся к нашему вопросу. Сказано, что перед тем, как был сотворен мир, Вс-вышний сотворил семь светов. Так или инчае, семь светов, которые Вс-вышний сотворил перед творением мира, это указание на то, что будут семь дней творения, начиная от первого дня, когда был сотворен свет, и до дня святой субботы, седьмого дня. Известно, что суббота – это 702 и свет – 207 – это «дополняющие числа». Совершенство раскрытия света – в святую субботу, и в сущности, каждый день – это ради того, чтобы раскрыть один свет, который уже сотворен и готов раскрыться уже перед этим, перед творением.

Этот отрывок из Зогар отличается тем, что называет их «света», и каждый из них называет «свет…», и мы не встречаем в слова Хазал в других местах такого стиля. Это появляется именно у нас в главе Цав, в Зогар. Все это имеет отношение к Уриэлю, тому ангелу огня, который опускается с Небес, чтобы пожрать жертву. Каковы эти семь светов, которые перечисляет Зогар? Свет Торы, свет ада, свет Ган Эйден, свет Престола Славы, свет Храма, свет Тшувы, свет Мошиаха (седьмой – любимый). Мы сказали это в точности, как это сказано в Зогар, про каждый свет сказано «ор…», и только про Мошиаха сказано «оро шел..». Снова, это порядок семи светов: Свет Торы, свет Ада, свет Ган Эйден, свет Престола Славы, свет Храма, свет Тшувы, свет Мошиаха.

В подобных случаях следует сопоставить их семи нижним сфирот, так это ясно в Зогар. Это также соответствует семи облакам славы, которые были в заслугу Аарона – они соответствуют семи нижним сфирот, ибо Аарон поднимает семь свечей, семь корней душ Израиля. Аарон берет огонь внешнего жертвенника – составленный из огня человека и огня с Небес – и оттуда берет, чтобы возвысить свечи (как мы недавно учили).

… «Свет геином» – ясно, что это свет гвура, и если это гвура – это относится к жестокому льву, который также называют «Уриэль» (=»Авраам»). Ведь жестокий лев ложится на свою жертву, что это относится к «исправлению человека», ради искупления его души. В начале человек служит Вс-вышнему «ради своей души». Во второй день – который вышел из света геинома – сотворена махлокет («ссора»). Каждый раз, что есть махлокет – это приходит из света геинома. И в действительности, Хазал говорят, что сам геином был сотворен во второй день творения. Чему это учит? Что свет геинома – это махлокет. Махлокет между высшими и нижними, что есть такие, которые выше, и есть другие, которые ниже, и все еще нет раскрытия «ки тов» – насколько такое разделение хорошо, ибо нет явного «ки тов» во второй день творения. Есть толкьо махлокет, без блага…. В соответствии с тем, что мы сказали, чьто это сам Уриэль, жестокий лев, опускающийся на жертву, что это приводит к исправлению человека – это очень хорошо, «из ло лишмо приходит к лишмо». Все исправления, как мы сказали, что «тикуней гавра» – это человек, у которого голова которого погружена лишь в то, как исправить себя, как сделать себе тикун, исправить себя, свои грехи – ему же нужен какой то свет для этого! Свет, который будет освещать ему путь. Откуда он получает этот свет, как исправить себя? Это приходит ему из света геинома… Это самый важный свет, он дает человеку свет, как сделать себе тикуним. Ведь в сфират гвура находится гейхал зхут, там находится высший суд, который не только для того, чтобы наказать, но также для того, чтобы удостоить (и поэтому называется зхут, а не онеш).

כמו שאמרנו קודם, שהאדם שיש לו ראש, הוא שקוע, הראש שלו שקוע, איך לעשות תיקון, לעצמי, לתקן את עצמי, את החטאים שלי! הוא צריך איזה שהיא הארה בשביל זה! הארה – זה אור, אור, להראות לו את הדרך! מאיפה הוא מקבל את ההארה הזאת, איך לתקן את עצמו? זה בא לו מאור גיהינום (הרב חייך קצת). זה אור החשוב ביותר, הוא נותן לבן אדם הארה, איך לעשות תיקונים, בעצמו! הרי בספירת הגבורה יש היכל הזכות. ששמה יש בית דין של מעלה, שהוא לא רק בשביל להעניש, הוא גם בשביל לזכות. לכן קוראים לו זכות, לא קוראים לו עונש.



[1] Урок полностью (и видео) здесь: http://jewish-education.info/2010/03/23/bat-ain/