בס"ד
Пора "родиться" и начать что-то делать!
Чтобы начать работать всерьез, начать делать что-то в жизни – нужно "облачиться". "Зародышевое состояние" – это "впечатление", быстро проходящее и полное недовольства. Любая идентификация и любая связь – посредством устранения собственного "эго" ради дела.
Зародыш, младенчество, взросление.
Есть понятие в каббале "зародыш, младенчество, взросление". Любая структура развивается таким образом, что сначала она находится в состоянии "ибур" – "беременности", и потом она "рождается". Рождение подобно исходу из Египта[1].
Известно, что беременность – состояние тревожное. Хазал говорят, что "עיבור" ("беременность") связана со смыслом "עברה" – "гнев" – тревога, напряжение, из-за того, что не знают, что родится, когда родится, может быть, потребуется сохранение беременности. Потом, когда уже можно вздохнуть с облегчением, слава Б-гу, родился (или вышел из тюрьмы) – это называется "рождением". Любое напряженное состояние называется "беременностью". Но ведь человек рождается на свет, ради того, чтобы сделать что-то в своей жизни. Поэтому, прежде всего, следует задуматься – ради чего была эта "беременность", ради чего была вся эта сложная ситуация, которая сейчас благополучно разрешилась.
Каббала РаМаКа, каббала Ари, каббала Баал Шем Това[2]
Концепции "беременности" и "рождения" можно сопоставить с каббалистическими концепциями "ишталшелут" (השתלשלות, "эволюция", концепция развития мира как "цепочки" причинно-следственных связей) и "итлабшут" (התלבשות, "облачение", или "воплощение" высших сфирот одна внутри другой). "Мохин" (מוחין, "взросление", "разум") – это уже "ашраа" ("вездесущность Вс-вышнего"), приходящая после итлабшут.
Аризаль говорит, что концепция ишталшелут миров – это каббала Рамака[3], и говорит еще более того – что это аспект мира хаоса. "Относительно моего учения каббалы, основанного на концепции "итлабшут" – "облачения", аспекта "тикун" ("исправления")" – говорит АриЗаль – "концепция "ишталшелут" – это аспект мира хаоса". Дальше есть еще один аспект – "взрослые мозги", когда постигают вездесущность Вс-вышнего и получают высшее вдохновение. Это уже каббала Баал Шем Това, после АриЗаля. Но сейчас мы говорим о каббале Аризаля, основанной на концепции "облачения".
Что есть "ишталшелут"? Это цепочка причинно-следственных связей. Следствие уже находится внутри своей причины, буквально подобно зародышу в чреве матери, и потом он выходит на свет. То, когда он выходит на свет, мы еще не называем "младенчеством" – это гораздо более продвинутая ступень роста. Наоборот, он только что вышел на свет, и он уже чем-то "беременен", внутри него есть уже некоторое следствие, находящееся внутри своей причины. И так это идет дальше и дальше.
Концепция "ишталшелут" – это, в сущности, постоянно повторяющиеся циклы "беременности", но, даже когда рождаются на свет – не взрослеют в достаточной степени, но продолжают цикл беременностей и рождений.
Это можно сравнить с чем-то из области биологии (мы как-то говорили, что биология – это самая плодотворная область стыковки Торы и науки). Среди творений гораздо более низких, чем венец Творения – человек, есть явления, которых нельзя найти у человеческих существ. Что это? – Мы говорим, что в высших мирах все эти вещи – это тайны. Есть такие низшие существа, земляные черви[4], которые плодятся подобно "цепочке" – один рождает еще одного, и нет особого взросления – это замечательный пример для ишталшелут. Есть что-то на стадии беременности, потом есть рождение, потом есть снова беременность, снова рождение и т.д. Но новорожденный червь не растет и не приобретает качества "младенца" (сосание груди) и тем более, качества "взрослого" (развитие мозга).
"Беременность" означает "впечатлительность"
"Беременность" – это как ученики, которые сидят здесь в этом зале, и после урока они выходят с каким-то светом, с каким-то впечатлением, это называется "свеча горит над его головой" – они впечатлились, но – это все! Потом они выходят, и продолжают жить по-прежнему. Возможно, что у них есть урок каждый день, но смысл в том – что "впечатлиться" – это "ишталшелут". Кто-то впечатляется – по-хорошему, и потом он может впечатлить еще кого-то другого. Но из множества впечатлений ничего не выходит. Это наш вывод. Это кризис, это проблема, поскольку еще нет итлабшут – облачения – то нет в этом никакого исправления. Если все время я как-будто бы впечатляюсь, и вся моя идентификация с этим делом основана только на впечатлении (даже позитивном) – из этого не может выйти ничего практически. В особенности, если хотят, чтобы это привело к революции, перевернуть мир, "переверни мир сейчас" – не достаточно только "впечталяться".
Мы сказали, что тот, кто находится в "зародышевом" состоянии – полон гнева и напряжения. Он не знает, что от него хотят, не знает, в чем состоит план, и хотя он впечатляется – он не знает, что это. Он еще не готов к этому.
"Облачение" – "самоустранение" – "исправление"
Что означает "облачение"? "Облачение" – это как говорится в Зогар, известная фраза, что "когда исправляется глава народа – исправляется весь народ, и если не исправляется глава народа – никто не может быть исправлен". Что означает "исправление"? "Исправление" означает "облачение"[5]. Что значит "одевать", "быть одетым" на кого-либо или что-либо? Это значит быть настолько связанным и настолько соотносить себя с этим делом, до такой степени что ты "одеваешь", "облачаешь" его. Если ты ты только "происходишь" из него – тогда, повторим снова, был урок и тебе очень понравилось и все – это только один сплошной провал, это мир хаоса. Для того, чтобы начать работать всерьез, начать что-то делать в жизни – нужно "облачение".
Тот, кто помнит историю про "баал тфила" у рабби Нахмана – это классический пример. После того, как ветер всех их рассеял, и они отдалились друг от друга, и царь сидит в каком то поле, с короной на голове, и ничего не стоит. Тот, кто выстраивает там всех министров, и возвращает их обратно к царю – это "баал тфила", последний, соответствующий сфире "малхут" царя, аспект "царского одеяния". Быть "одеянием" – это означает быть исполнительным инструментом, проявить и выразить того, чьим "одеянием" ты являешься. Ибо ты – его "одеяние", ты выражаешь его правильно и истинно.
Исправление и также способность к изменению реальности – в этом состоит отличие между каббалой Рамака, основанной на идее "причинно-следственных связей", и каббалой "облачения" Аризаля.
Это – пища для размышления, но только – чтобы мысль соединилась с действием. Главное – вырасти из "нам понравился урок" – снова – "нам понравился урок" – это ничего не стоит, это "ишталшелут", мир хаоса, и нужно выйти из "тюрьмы", выйти из состояния зародыша, и начать быть "младенцами". Это означает преданность, самоотверженность, самоотречение. Любая идентификация и связь – это устранение своего "эго" ради пользы дела. Нужно уметь "облачить",
(Из гисваадус рава Ицхака Гинзбурга 13 швата 5770 – в честь освобождения рава Ицхака Шапиро – Кфар Хабад. Неотредактированная запись слушателей).
[1] Этот гитваадут рава Гинзбурга был связан с "дидан-ноцах" – освобождению рош ешивы "Од Йосеф хай" из заключения. В данном отрывке рав отталкивается от мысли, что освобождение из тюрьмы подобно рождению ребенка, а заключение подобно беременности. Далее обсуждение выходит далеко за рамки физического "заключения" конкретного человека, и его освобождения.
[2] Смотри также Три Системы Кабалы
[3] Рабби Моше Кордоверо
[4] Земляные черви - "шилшушим" на иврите – созвучно "ишталшелут" (цепочка причинно-следственных связей). Рав здесь объясняет, что такое созвучие не случайно.
[5] Исправление ("тикун") на арамейском языке (языке, на котором написана книга Зогар) означает также "одежда". "Да не облачится мужчина в платье женщины" переводится на арамейский язык как "ло йиттакан гевар". Отсюда аналогия между "исправлением" и "облачением". Прим. переводчика