Мы читали сегодня "Вы стоите сегодня все перед Вс-вышним, Б-гом вашим" – мы стоим в день суда, и мы побеждаем на суде, и мы радуемся, "радость Вс-вышнего – сила ваша". После этого Писание перечисляет десять ступеней еврейского народа – "ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины…" – и мы объяснили, что "ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины" – это праотцы. Прежде всего, нужно соединиться с авот, и Авраам – праотец наш - он глава, глава всего народа Израиля, "когда исправляется глава народа – исправляется весь народ", во время Рош аШана нужно исправить голову. Рош – голова – это Авраам авину. Часто говорится, что глава – это Моше рабейну, что Ребе – это Рош бней Исраэль, но самая высшая глава – это Авраам авину, "глава всех верующих", "взгляни с главы веры", "один был Авраам", "единственным назвал я его" – он – глава веры.
Моше рабейну – "из воды вытащила я его" – это рэйшо дэаин, ибо вода – это наслаждение. Ребе – в каждом поколении есть Ребе – это рэйшо дэарих. Но высшая глава, РаДЛо – "кто даст чистого из нечистого – лишь единый", т.е., что это нечто удивительное, "чистый из нечистого" – это само уже указывает, что это РадЛо - это Авраам авину.
Так мы говорили недавно, что Рош аШана – это аспект Авраама авину. Хотя есть много намеков, что шофар связан с бараном, принесенным вместо Ицхака, но баран Ицхака – это акейда, десятое испытание Авраама, наивысший подъем Авраама и всех сынов Израиля, в заслугу Авраама авину. Все мы живем в заслугу акейда Авраама, десятого испытания, и оттуда также – баран Ицхака.
Авраам – он схватил этого барана, он принес его в жертву.
Что читают в Торе в Рош аШана – в первый день читают "И Вс-вышний вспомнил Сару" – это соединение Авраама и Сары, чтобы породить Ицхака, и после этого во второй день читают жертвоприношение Ицхака.В сущности – это все сила первого, единого, Авраама.
В каждый Рош аШана – говорится в Тании – что свет прошедшего года уходит, и тогда приходит новый свет, который еще никогда не светил – "освети Сион новым светом". Есть момент ухода света, противоположность "и был свет". Раскрытие света называется "тhиру" – тгиру илаа или тгиру татаа – но сокрытие света называется "тамэ". В каждый канун Рош аШана есть момент сокрытия света, момент нечистоты, и потом – "кто даст чистого из нечистого – лишь единый" – раскрытие первого тишрей.
Авраам – это "глава", "главы ваших колен". Каждый, кто связан с Авраамом – он также в аспекте "главы". "Ваши колена" – это относится к Ицхаку – аспект наказующей розги. "Ваши старейшины" – это судьи, "обладатели Торы". Про всех отцов сказано "старейшина, сидящий в ешиве", но в основном старейшина, сидящий в ешиве – знаток Торы и судья – это Яаков, отец наш.
Таким образом, трое праотцов – это "ваши главы, главы ваших колен и старейшины ваши".
Все это уже указано в слове "ницовим" – "стоит твердо, подобно царю". Для того, чтобы еврей был царем – нужно быть связанным с праотцами.
…
Девяносто девять лет Авраам жил, перед тем, как он получил дополнительную буквы "hей" к своему имени. С трехлетнего возраста, когда он постиг своего Творца, и Вс-вышний раскрывается ему, он идет с мсирус нефеш, и распространяет Б-жественность повсюду, насколько он только может – "души, которые сделали в Харане", и в заслугу 99 лет мсирус нефеш он получает в конце букву hей, но не следует забывать основы, базы. Основа и база – это "Аврам – он же Авраам" – 99 первых лет, перед тем, как он получил букву hей.
Что это говорит для каждого из нас? Никто из нас не совершенен, не удостоился получить hей, совершенство служения Вс-вышнему, "ходи предо Мной и будь целен". Также по простому смыслу здесь нет никого в возрасте 99 лет, мы не достигли этого.
Известен "ворт" Алтер Ребе, который он сказал Цемах Цедеку, "еврей, которому исполнилось 99 лет, и он еще чувствует, что он должен обрезать себя – он достоин, чтобы Вс-вышний раскрылся ему", "И раскрылся Авраму". Поэтому мы все еще на этапе "Аврама" – нельзя называть его так, но "Аврам – он же Авраам", следует идентифицировать себя с этим этапом. Это этап "разума, сокрытого от всякого постижения" – есть к этому стремление, нужно учить много хсидус, усилиться. Все, что мы учим – это подготовка, что, может быть, мы удостоимся быть "иш хесед", "хесед Авраама".
Так или иначе – это предисловие, чтобы понять и иметь правильную кавану в два дня Рош аШана.