Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

25 элула 5770, Исход субботы Ницовим-Вайелех, после слихот, Кфар Хабад

Мы читали сегодня «Вы стоите сегодня все перед Вс-вышним, Б-гом вашим» – мы стоим в день суда, и мы побеждаем на суде, и мы радуемся, «радость Вс-вышнего – сила ваша». После этого Писание перечисляет десять ступеней еврейского народа – «ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины…» – и мы объяснили, что «ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины» – это праотцы. Прежде всего, нужно соединиться с авот, и Авраам – праотец наш — он глава, глава всего народа Израиля, «когда исправляется глава народа – исправляется весь народ», во время Рош аШана нужно исправить голову. Рош – голова – это Авраам авину. Часто говорится, что глава – это Моше рабейну, что Ребе – это Рош бней Исраэль, но самая высшая глава – это Авраам авину, «глава всех верующих», «взгляни с главы веры», «один был Авраам», «единственным назвал я его» – он – глава веры.

Моше рабейну – «из воды вытащила я его» – это рэйшо дэаин, ибо вода – это наслаждение. Ребе – в каждом поколении есть Ребе – это рэйшо дэарих. Но высшая глава, РаДЛо – «кто даст чистого из нечистого – лишь единый», т.е., что это нечто удивительное, «чистый из нечистого» – это само уже указывает, что это РадЛо —  это Авраам авину.

Так мы говорили недавно, что Рош аШана – это аспект Авраама авину. Хотя есть много намеков, что шофар связан с бараном, принесенным вместо Ицхака, но баран Ицхака – это акейда, десятое испытание Авраама, наивысший подъем Авраама и всех сынов Израиля, в заслугу Авраама авину. Все мы живем в заслугу акейда Авраама, десятого испытания, и оттуда также – баран Ицхака.

Авраам – он схватил этого барана, он принес его в жертву.

Что читают в Торе в Рош аШана – в первый день читают «И Вс-вышний вспомнил Сару» – это соединение Авраама и Сары, чтобы породить Ицхака, и после этого во второй день читают жертвоприношение Ицхака.В сущности – это все сила первого, единого, Авраама.

В каждый Рош аШана – говорится в Тании – что свет прошедшего года уходит, и тогда приходит новый свет, который еще никогда не светил – «освети Сион новым светом». Есть момент ухода света, противоположность «и был свет». Раскрытие света называется «тhиру» – тгиру илаа или тгиру татаа – но сокрытие света называется «тамэ». В каждый канун Рош аШана есть момент сокрытия света, момент нечистоты, и потом – «кто даст чистого из нечистого – лишь единый» – раскрытие первого тишрей.

Авраам – это «глава», «главы ваших колен». Каждый, кто связан с Авраамом – он также в аспекте «главы». «Ваши колена» – это относится к Ицхаку – аспект наказующей розги. «Ваши старейшины» – это судьи, «обладатели Торы». Про всех отцов сказано «старейшина, сидящий в ешиве», но в основном старейшина, сидящий в ешиве – знаток Торы и судья – это Яаков, отец наш.

Таким образом, трое праотцов – это «ваши главы, главы ваших колен и старейшины ваши».

Все это уже указано в слове «ницовим» – «стоит твердо, подобно царю». Для того, чтобы еврей был царем – нужно быть связанным с праотцами.

Девяносто девять лет Авраам жил, перед тем, как он получил дополнительную буквы «hей» к своему имени. С трехлетнего возраста, когда он постиг своего Творца, и Вс-вышний раскрывается ему, он идет с мсирус нефеш, и распространяет Б-жественность повсюду, насколько он только может – «души, которые сделали в Харане», и в заслугу 99 лет мсирус нефеш он получает в конце букву hей, но не следует забывать основы, базы. Основа и база – это «Аврам – он же Авраам» – 99 первых лет, перед тем, как он получил букву hей.

Что это говорит для каждого из нас? Никто из нас не совершенен, не удостоился получить hей, совершенство служения Вс-вышнему, «ходи предо Мной и будь целен». Также по простому смыслу здесь нет никого в возрасте 99 лет, мы не достигли этого.

Известен «ворт» Алтер Ребе, который он сказал Цемах Цедеку, «еврей, которому исполнилось 99 лет, и он еще чувствует, что он должен обрезать себя – он достоин, чтобы Вс-вышний раскрылся ему», «И раскрылся Авраму». Поэтому мы все еще на этапе «Аврама» – нельзя называть его так, но «Аврам – он же Авраам», следует идентифицировать себя с этим этапом. Это этап «разума, сокрытого от всякого постижения» – есть к этому стремление, нужно учить много хсидус, усилиться. Все, что мы учим – это подготовка, что, может быть, мы удостоимся быть «иш хесед», «хесед Авраама».

Так или иначе – это предисловие, чтобы понять и иметь правильную кавану в два дня Рош аШана.