Куми Ори, стр. 128
Для того, чтобы лучше себе представить это действие в нашем поколении – силой «искры Мойше» в каждом и каждом еврее – нам следует еще более углубиться в идее сорванут:
Хазал учат нас большому правилу в «законах отказа» - «отказывают младшему и не отказывают старшему». Это настолько общее правило, настолько простое и ясное, что оно включается в «дерех эрец кодмо леТойро». В том, что касается нашего вопроса, для того, чтобы отказать не-хорошим и разрушительным аспектам в существующей системе, следует глубже задуматься о том, что «отказывают младшему». Психологический барьер против «отказа» - это мысль о том, что государство, со всей своей мощью и своими учреждениями, это «старший», которому невозможно отказать. Для того чтобы отказать, как положено, следует усвоить, что все учреждения в Стране, и особенно – тот, кто стоит во главе их сегодня – это «младший», которому можно и нужно и мицва отказать, а заповеди Торы – заповеди Вс-вышнего и его Мошиаха – это аспект «старшего», которому подобает подчиняться, и «не отказывают» ему. Сегодня, значительная часть поддержки «отказа» непосредственно связана с мыслью о том, кто здсь «старший», которому следует подчиняться, и кто – «младший», которому следует отказать.
Более глубоко – «старший» и «младший» - это не только мера значимости, но это следствие душевной зрелости – отказывают тому, кто находится в «катнут мохин» («малость мозгов»), и все его указания и просьбы проистекают из узких и мелких личных интересов, и не отказывают тому, кто находится в «гадлут мохин», тому, кто действует «лишма» самым лучшим и желанным образом. Ясно, что все управление страной основывается сегодня на «малости мозгов», на личных (ра)счетах, узких и мелочных, и когда хотят найти движущую причину того или иного шага – маленького или большого – находят ее в различных личных интересах. В этой плоскости, «отказ младшему» имеет глубокую воспитательную ценность – даже если отказ не будет иметь успеха в практическом плане, он выражает «гитнаткут» от узости мозгов, и послание тому, кто «мал», что следует отказать ему, заставит его, в конечном счете, вырасти и повзрослеть. Напротив управления государства сегодня, управление, основанное на Торе, управление Мошиаха – это истинный «старший», действующий с «широкими мозгами», и поэтому «не отказывают старшему».