Предисловие
"Шифлут[1] и битуль ацми[2] – составляют основу существования исправленного[3] человека[4]", и исправленный человек – это тот, кто удостоился развить в себе естественного самосознания (мудаут тивъит). "Естественное сознание" означает - цельное и правильное равновесие в сознании человека. Это равновесие между самосознанием и естественным "течением" {в Б-жественном "потоке энергии"}, равновесие между радостью и горечью, равновесие между смирением и инициативой, и, в основе своей – равновесие между битуль и шифлут[5].
Битуль – это ситуация, когда Б-жественный свет "течет" сквозь человека, без всякого вмешательства с его стороны в это течение – творение истинного добра – без всякого личной заинтересованности или интереса – происходит из битуль. Шифлут означает глубокое осознание человеком собственного существования – самосознание, когда человек "йода инэш бенафшей" – осознает в душе своей все свои недостатки, слабости и провалы.
Человеку свойственно стремиться достичь совершенного битуль – убегая от любой тени самосознания, мешающего "течь" Б-жественному благу – но для того, чтобы это было истинно и реально – он должен "снизить " совершенный битуль, и "замедлить" его, посредством чувства шифлут. Только правильное сочетание шифлут и битуль позволяет человеку жить в мире уравновешенно и исправленно, в естественном самосознании.
Изначальное состояние души – у ребенка, только что родившегося на свет (подобно Адаму, когда он только что был сотворен) – уравновешенно. Однако, несомненно, это изначальное равновесие будет нарушено и испорчено в результате жизненных испытаний и кризисов, через которые суждено пройти этому ребенку (это может быть как результатом позитивной встречи, как, например, встреча Адама и Хавы, и также – в результате негативной встречи – как встреча Хавы и змея – всякое соприкосновение с реальностью приводит к душевному изменению и само собой – к нарушению этого равновесия).
Поэтому, истинное равновесие – это то, которое приобретается и набирается в течение жизни человека – новое равновесие, приобретаемое после всех падений и подъемов, испытаний и трудностей, а также достижений и успехов, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. По этой причине, невозможно приобрести естественное самосознание посредством абстрактного изучения. Естественное сознание – это результат жизненных испытаний, и изучение может лишь обострить жизненный опыт, и направить внимание сердца на нужные точки (так, чтобы жизненный опыт и работа человека направили его быстее к его цели).
Если говорить более детально: когда задумываются о составляющих равновесия, необходимого человеку - жизненный опыт необходим в основном для приобретения шифлут. О правильном битуль перед Б-жественностью человеку следует учить, и все Б-жественное учение в хасидизме занимается приведением человека к этому битуль. Ибо, чем больше человек погружается в изучение, посвященное Б-жественности, тем более он способен забыть о себе и стать каналом и сосудом для тех Б-жественных ступеней, изучением которых он занимается.
Напротив, истинный шифлут требует беспристрастного знания человеком самого себя, и нахождения правильного ответа на жизненные ситуации. Этот правильный ответ требует принятия решения в каждой ситуации, что есть правильное самосознание, а где уже проникает вирус гаава (гордыни) – это решение иногда требует различения тончайших оттенков, и невозможно принять его без истинного внутреннего "чувства". Чтобы приобрести такой шифлут, человек следует очистить себя, идя по путям хасидизма[6], приобретя знакомство с известными хасидами, и советуясь с хасидским наставником (машпиа). Так объясняется в предисловии к книге Тания, что несмотря на то, что в ней записаны "все ответы на все вопросы" в служении Вс-вышнему, невозможно продвигаться в ней как подобает без совета с старыми хасидим.
Однако, можно попытаться представить себе в общих чертах образ истинного хасида: принято в хасидизме, что стать истинным хасидом удостаивается лишь тот, кто глубоко и истинно работает над собой в течение двадцати-тридцати лет. И к чему же приходят в результате этой усиленной работы на протяжении многих лет? Несмотря на то, что это звучит несколько цинично, в действительности, эта большая работа приводит хасида к сознанию, что "нет шансов". Те высокие вещи, которых он мечтал достичь, остались далеки от него, и ему следует служить Вс-вышнему верно, без того, чтобы мечтать о своих мнимых способностях и будущих достижениях. Это означает внутреннее принятие шифлут, в глубине своей души, которое – как понятно, в сочетании со всем тем битуль перед Б-жественностью, который составлял основу для всего его многолетнего служения – и есть приобретение "естественного сознания".
Внутреннее принятие шифлут не означает отчаяния или поднятия рук, не дай Б-г, но лишь освобождение от гордыни в самосознании, окружающего служение Вс-вышнему и искажающего его. В течение всей своей жизни хасид боролся с любой мыслью о гаава, но только внутреннее принятие шифлут – это "полу-отчаяние" хасида от самого себя – когда он убеждается, что он не нуждается более в "работе" по унижению собственной гордыни, поскольку в действительности ему нечем гордиться – освобождает его от необходимости вести войну самосознания.
[1] Букв. "униженность". Смысл понятия уточняется в контексте данной статьи. Прим. переводчика
[2] Подчинение. Самоустранение. "Растворение" в Б-жественном свете. Прим. переводчика
[3] "Исправленный" – "метукан" – в контексте учения рава Гинзбурга, по-видимому, означает "человек мира тикун ("мира исправления")", в отличие от "мира хаоса". Соответственно, прилагательное "исправленный" – принадлежащий к "миру исправления", "исправленному миру". Прим. переводчика
[4] Лев ладаат – заголовок статьи "Перек бааводат Гашем", в которой подробно рассматриваются эти понятия и правильное их сочетание в жизни человека, см. там хорошо.
[5] И более детально, битуль (пнимиюс хохмо, йуд, в имени Гавайе) следует уравновешивать с симхо (пнимиюс бино, hей илоо в Имени), а шифлус (пнимиюс малхус, нижняя гей в Имени) следует уравновешивать с ощущением рахамим Вс-вышнего (пнимиюс тиферес, Вов в Имени, и еще о равновесии между шифлус и рахамим см. в сноске 22 к статье "мудаут атидит"), и тогда следует соединить и уравновесить сами оба эти йихуда (в тайне "соединить имя йуд-hей с именем вов-hей), как объясняется там в "Перек бааводат Гашем" и комментариях там
[6] И см. Ликутей дибурим? Ликут 20, 35-37 (стр. 452-453 в издании на иврите)