АЛЕФ - парадокс Бога и человека

АЛЕФ –

парадокс Бога и человека


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


Вода впервые упомянута в Торе в рассказе о первом дне Творения: «И дух Бога носился над по­верхностью воды». Тогда верхние и нижние воды не были разделены, это было состояние «вода в воде». На второй день их разделил небосвод.

В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а ниж­няя вода «холодная» с чувством разделения и раз­очарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первич­ное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чув­ство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его воз­вышенность, тем сильнее экзистенциальная про­пасть между реальностями Бога и униженностью человека.

Талмуд рассказывает о четырех мудрецах, во­шедших в Пардес, которых раби Акива предупре­дил: когда войдете в чистые мраморные чертоги, не говорите «вода, вода», ибо сказано: «Лжец не ус­тоит перед Моими глазами». Аризаль объясняет: это место соединения верхних и нижних вод, и не следует говорить, как бы разделяя: вода-вода. Ме­сто чистого мрамора – место Истины, где Божест­венная сила одновременно являет обе противопо­ложности. По словам рава Шалома бен Адрет, это парадокс парадоксов. Здесь возвышенность Бога и Его близость к человеку соединяется с «униженно­стью человека» и его отдаленностью от Бога.

Тора начинается с Бет Берешит, а десять запо­ведей с Алеф. Мидраш говорит, что «высшая ре­альность» была отделена от «низшей» – Бог поста­новил, чтобы одна не опускалась и вторая не под­нималась. Но, дав Тору, отменил декрет, Сам пер­вый сошел, как написано: «И спустился Бог на гору Синай». А низшая реальность поднялась: «И Моше приблизился к облаку». Соединение высшей реаль­ности и низшей реальности, двух йуд с помощью вав – тайна буквы Алеф.


АЛЕФ

ФОРМА: Йуд сверху и йуд снизу с вавом, одно­временно раз­деляющим и соединяющим – секрет образа, по ко­торому был сотворен человек.

Миры

Верхние и нижние воды разделены небосводом.

В мире:

Верхняя и нижняя атмосфера, океан и воды. Энер­гетические волны, атмосфера, цикл воды.

В теле человека

Дыхательная система, диафрагма, пищевари­тельная система.

Внутричерепная жидкость, мембрана, внутри­мозго­вая жидкость.

Души

Чувствовать одновременно близость к Богу и уда­ленность от Него с преданностью Торе и мицвот, балансируя между этими эмоциями.

«Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны».

Божественность

Трансцендентный и имманентный свет с сокраще­нием (цимцум) и влиянием (решиму) между ними.

Человек в совершенном союзе с Божественной Во­лей Бога.

Название буквы: Бык, тысяча, учение, хозяин.

Миры

Бык – физическая реальность, низшая животная душа.

Тысяча – множественность в Творении, «тысяча гор, объеденных быком».

Ярмо быка, подчиняющего в тысячу раз больше и возвращающийся к единству.

Души

«Я научу тебя мудрости». Корень души исходит из мудрости Бога.

Прямое прозрение божественной истины. Быть ни­чем.

Божественность

«Владыка вселенной»

Божественное Одно раскрывается во множестве со­творенного.

ЧИСЛО: Один

Миры:

Прежде всего, все подсчитываемые числа.

Начало процесса в природе и продолжение в миро­вых событиях.

Считает «что-то из чего-то».

Души

«Один народ на земле».

Органическое единство всех еврейских душ.

Счет «чего-то из ничего».

Божественность

«Бог Один»: абсолютное единство Бога.

«Нет ничего кроме Него»: «Один, единственный и уникальный».

Считает «ничто из чего-то».

ФОРМА

В Зоаре форма Алеф представляет «образ Бога», по которому создан человек. А-дам: Алеф – бецалмену, «наш образ», дамкидмутену, «как наше подобие».

На уровне Миров, алеф – парадокс человека, ограниченной твари, но несущей образ Бога. На уровне Душ, это парадокс бесконечного Бога, отра­женного в душе человека (еврея, живущего Торой и заповедями). На уровне Божественности, парадокс выражен фразой, которую говорят о Моше и цади­ках – «человек Бога», единого с Его волей. Его без­граничная воля – это «образ» в нем, источник Его открытой воли, выраженной в конечных мицвот. Задача «человека Бога» – «бегать и возвращаться» от Источника, Его Сути – к мицвот, для максималь­ного выражения Его воли, «объединяя Тору с Бо­гом». И это секрет потенциала Бет, буквы Цели – «создавая обитель внизу», раскрывая потенциал Алефа.

Миры

На самом материальном, физическом уровне это атмосфера, по которой сверху плывут облака, а под ней – воды морей и рек. На более тонком уровне, это высшие слои атмосферы, электромаг­нитные волны и другие поля, а внизу вся гидроло­гическая система.

В теле человека – это диафрагма, разделяющая и соединяющая верхние воды – дыхательную сис­тему – и нижние воды, пищеварительную систему. Высшие воды омывают, питают все тело, и нижние воды очищают еду от шлаков, несут питание.

На высшем уровне – это оболочка мозга, раз­деляющая «жидкость» интеллекта от духовного по­тенциала сверхсознания.

Души

На уровне души, высшие воды – радость бли­зости к Творцу, когда человека ведут глаза Прови­дения и к нему протянуты руки Милосердия. А нижние воды – горечь удаленности от Творца, часть страдания неочищенного, неискупленного мира.

«Плачут нижние воды: хотим близости к Богу» – как верхние воды. Но это произойдет лишь во время окончательного освобождения, когда «Я заставлю нечистый дух удалиться с земли».

Вав в алефе сначала разделяет, а потом соеди­нит воды – это сила Торы и мицвот. Подчиняя себя служению Богу с помощью Торы и мицвот, человек достигает баланса, в том числе противоположных чувств – радости близости и горя отдаленности. Ра­дость изучения мудрости Торы соединяет с высшей радостью, а искреннее принятие ярма мицвот – с горечью отдаленности. Идеальный баланс и одно­временное переживание радости и горечи выражен в Зоаре: «Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны». Сила, которая вносит эти чувства, – даат, секрет буквы вав, которая при­ходит в награду за принятие Торы и заповедей.

Божественность

Хасидут учит, что свет Бога исходит двумя путями: как Трансцендентный свет (совев коль ола­мин – окружающий все миры), охватывающий всю реальность, и Имманентный свет (мемале коль ола­мин – наполняющий все миры), который раскрыва­ется каждому (сосуду), согласно его способности воспринимать. Верхний йуд представляет Транс­цендентный свет, а нижний – Имманентный. Вав, вначале разделяющий, а потом соединяющий эти два Божественных света – секрет первичного со­кращения (цимцума) беспредельного света Бога (содержащего корни обоих светов) вместе с впечат­лением (решиму) этого света, которое остается по­сле сокращения. Это впечатление соединяет две формы света, как преданность Торе и мицвот (сила которой исходит от впечатления полученного соз­нанием плода, когда его учили Торе в утробе ма­тери) соединяет противоположности радости и горя души.

Истинная радость – только быть «погружен­ным» в Сущность Бога (леештаве бегуфа малка) по­средством связи с Трансцендентным светом.


НАЗВАНИЕ

Алеф значит бык, тысяча, учение, властелин.

Миры

Бык – самый основной животный образ, сим­волизирует мирскую реальность в целом. «Живот­ная душа» – уровень сознания инстинктивно свя­занный с физическим творением: «Животный дух нисходит к земле» (а «дух человека» поднимается ввысь, тянется к духовному).

1000 – полное выражение множественности, отраженной в физическом творении – 10х10х10. Каждая десятка – полный спектр 10 сфирот, прояв­ляющихся во всех аспектах реальности. На полноту тысячи намекает стих алеф леха Шломо – «тысяча тебе, Шломо». Шломо можно прочесть как шалем – совершенство.

«Восполнение» (очищение) множественности (алеф) – возвращение к единству (алеф). Это жи­вотное описано как объедающее ежедневно траву с «тысячи гор», ѓарей элеф. Это символ изначального очищения реальности архетипическим чистым жи­вотным образом благодаря его тшуве снизу, восхо­ждению к образу Бога после полного погружения в материальное, как учит хасидут.

В частности, алеф изображает ярмо быка. Если принимают ярмо, «Много плодов силы быка». Бык пашет землю, у него есть сила нести тысячу (элеф) плодов (а потом переварить их в тшуве) – от одного (алеф) потенциального источника энергии (как в законе сохранения энергии в природе).

Души

Мудрость относится к Душам – учат душу, а потом она воспринимает мудрость. Еврейская душа извлекается прямо из мудрости Бога, как семя из мозга, седалища мудрости. Поэтому Тора передана еврейскому народу как детям Бога. Вав, представ­ляющая Тору и заповеди, раскрывает внутреннюю связь мудрости в наших душах, чье главное содер­жание – чувство отсутствия эго перед мудростью Бога. Обретая такое откровение, душа становится источником притока новых прозрений, как сказал Баал Шем Тов: «Душа человека учит его».

Так сделал Элиѓу, один из главных образов души Машиаха в Торе (его полное имя Элиѓу бен Брахель равно 358=Машиах). Он раскрывает свое обращение к Иову и его трем друзьям: «Я юн днями, а вы старики, поэтому боюсь раскрыть вам свое понимание. Я сказал, что дни будут говорить и многие годы сообщат мудрость. Но дух в человеке, и душа Всемогущего дарует ему понимание». «Ак­кумулируемое знание» «дней, которые будут гово­рить и многих лет, которые сообщат мудрость» – это секрет последовательности букв от бет до тав. Поэтому время Творения начинается с бет Берешит (В начале). А прямое прозрение духом человека всеохватной мудрости Бога – вневременный про­цесс – секрет буквы алеф. Первое свое обращение Элигу заканчивает фразой: эхреш вээлефха хохма – молчи и научу тебя мудрости. А начинается фраза словами им эйн ата Шма ли – «если нет у тебя (от­вета), слушай меня». Но, меняя огласовку, полу­чаем «Если ты ничто – слушай меня». Быть «ничто» – глубочайшая суть мудрости еврейской души, со­суда, способного слушать и учиться истинной муд­рости, это секрет буквы алеф.

Божественность

Наши мудрецы называют Бога Алуф шель олам – Владыка вселенной. Слово эхад интерпрети­руется как Алеф. Владыка вселенной – один в хет, 8, семи уровней небес и земли, и в далет – четырех сторонах света. По контрасту с элеф (тысяча) – множественности – алеф на уровне Миров, здесь алеф символизирует единство Бога.

«Не похожи пути человека на пути Бога. Че­ловек выпускает стрелу и не может ее вернуть, а Бог пускает стрелы и может вернуть, будто они не покидают Его руки». Образ Бога как стрелка из лука относится к способности Его Единства творить («стрелять» в реальность) миры, множественность. Стрела, хец, на иврите также значит половину (хаци), как бы способность расщеплять изначальное единство. Источник единства «возвращает» множе­ство, раскрывая его внутреннее Божественное Единство – Эйха эрдоф эхад элеф – как один может преследовать тысячу? Эти слова из Торы кабала ин­терпретирует как относящиеся к алефу: один (един­ство) преследует (чтобы «вернуть») тысячу (множе­ство) – это секрет Божественного парадокса. В эйха ирдоф эхад элеф гематрия начальных букв четырех слов (алеф, йуд, алеф, алеф) – 13, как у слова эхад – один. А последних букв (гей, пэ, далет, пэ) – 169=13х13=адам+алеф+эхад – это три слова для формы, имени и числа в букве Алеф. Человек (об­раз Бога), элеф (1000) и один – все они начинаются с алеф.

ЧИСЛО

Буква алеф – один.

Миры

Один – начало ряда чисел. Уровень один на­зывается эхад амануй – «подсчитываемая единица» – начальная точка или первопричина всей последо­вательности мировых событий. Причинность и эво­люция – естественные феномены, исходящие из эхад амануй – источника всех законов природы, как раскрывается сознанию благодаря рациональному процессу индукции. Тихое алеф в первом слове Торы Берешит (בראשית) на уровне Миров – это эхад амануй. Эта тишина (хаш) включена в первую слышимую (маль) букву Творения, бет (2), которой начинается процесс рациональной дедукции.

Слово эмуна (вера), первую силу души, можно прочесть как алеф монэ – алеф считает – считает всю реальность от одного. На уровне Миров «счет» миров от одного – это счет «чего-то из чего-то, как причинность и эволюция.

Свободный выбор и Божественное Провиде­ние (Направление), как и причинность и эволюция, проявляются только с перспективы высших уров­ней «Одного».

Души

Одна из Душ – органическое единство еврей­ского народа, сплав всех еврейских душ. Впервые это проявилось, когда евреи подошли к горе Синай, и сказано ваихан шам – и остановился там. Раши комментирует: как один человек с одним сердцем. Единство и любовь – предпосылки получения Торы. Это единство стало сосудом, способным принять Одного, чтобы сделал Себе место, «нис­ходя» в наши сердца.

Тора повелевает войти в Землю Израиля, чтобы достичь постоянного проявления этого от­кровения. Проникаясь единством Бога через Тору, наша цель – укоренить это сознание в земле. Мы названы гой эхад баарец – «один народ на земле».

Гематрия гой эхад (один народ) = лев (сердце), «как один человек с одним сердцем». А вся фраза = 325=13х25. Это сумма всех чисел от 1 до 25, где средняя точка последовательности или «сердце» – 13, эхад, один. Единство на уровне Душ происходит в сердце. (На уровне Миров единство отражается в печени, а на уровне Божественности во внутреннем оке Сознания.) Гематрия Эрец Исраэль – 832=26 (13х2 – Шем Гавайе)х32 (лев-сердце).

Здесь эмуна как алеф Моне – секрет одного, который считает все как «что-то из ничего» (в от­личие от уровня Миров где «что-то из чего-то»). Сам считающий не поддается счету, не имея отно­шения к подсчитываемой реальности. Счетчик – одно, единство всех душ Израиля, потому что «эйн (ничто) мазаль леИсраэль», как учит Бааль Шем Тов. Это «творческое искусство» (אמנות, оманут, от слова эмуна, вера) души, «партнера» Бога в Творе­нии.

Как Божественное Провидение над всем ми­ром распространяется от Его Внимания к земле Из­раиля, так плоды нашего сознания Единого распро­страняются от нашей связи со Святой землей. Этих плодов достаточно, чтобы обеспечивать духовной поддержкой все народы земли.

Божественность

Шма, Исраэль… – это единство не связано с тем, что можно посчитать на уровне Миров или ор­ганического единства на уровне Душ. Не имея ра­ционального определения и охватывающее всю ре­альность, это единство выражается только во фразе, описывающей откровение на Синае: «Вам было по­казано, чтобы вы знали, Бог – это Бог, и нет ничего кроме Него». Мидраш, комментируя Шма, добав­ляет, что нет ничего подобного Ему. А хасидут го­ворит, что слово один относится к глубочайшему уровню Сути Бога, несравнимой со всем другим, и это «парадокс парадоксов».

Шма, Исраэль – наставление Моше его поко­лению войти и заселить землю Израиля, «землю, текущую молоком и медом». Во фразе Шма Исра­эль Ашем Элокену Ашем Эхад 25 букв, в середине тринадцатая – Алеф в слове Элокену (наш Бог), ге­матрия этого имени 102 = Эмуна. На уровне Боже­ственности счет всего от Одного, «ничего из чего-то», потому что все, что есть – ничто по сравнению с Ним. Это секрет «перспективы Свыше» – Даат Эльон. А сотворение «чего-то из ничего» – это соз­нание перспективы снизу (Даат Тахтон), как учит хасидут. Вся «считаемая реальность» – ничто абст­рактных чисел, а Счетчик неисчислим, Его Реаль­ность и Единство – вне числа, непостижимо для ориентированного на числа сознания всего Творе­ния.

Запись опубликована в рубрике: .