Тайна Хашмаль – основа служения Вс-вышнему

Одно из основных учений нашего учителя Баал Шем Това – "тайна Хашмаль", учащая нас, каким образом мы должны относиться к сотворенной реальности, и каким образом следует строить в душе каждую ступень служения Вс-вышнему правильным и истинным образом.

Эта система служения учит, каким образом следует обдумывать о каждое событие в жизни, и развить в себе правильное отношение к нему, ступень за ступенью, так, чтобы правильно и полноценно реализовать каждое переживание, событие и раскрытие мощного света в каждой вещи, не впадая в самообман и не погружаясь в фантазии.

Тайна хашмаль

"Хашмаль" появляется в описании колесницы Йехезкеля.

Хазаль разделяют это слово на две части и толкуют его как описание ангелов, которые "временами молчат, и временами говорят" – описание молчания (хаш) и после него – речи (маль).

Баал Шем Тов расширил это толкование, и научил, что есть два смысла в "маль":

"Маль" от языка отсечения и отделения (как в брит мила);

"Маль" от языка милуль и речи (как толкуют Хазал, и как в стихе "ми йемалель гвуройс Гавайе – йашмиа кол теhилосой[1]"). Поэтому, в соответствии с учением Баал Шем Това, тайна хашмаль состоит из трех ступеней – хаш-маль-маль.

Три эти ступени человек должен проходить каждый раз, когда он раскрывает свои уста в Торе и молитве. Прежде всего, человеку следует замолчать - хаш – достичь внутреннего молчания, ибо только из него может выйти искренняя глубокая речь. После этого, когда в нем начинает формироваться речь, он должен "отсечь" его – маль - очистить от примеси внешних, которая прилепилась к нему. Только после этого процесса человек может открыть свои уста в молитве и в Торе, и говорить свои слова – маль – с уверенностью, что они будут исправлены и полны света, без чуждых примесей.

Так толковал Баал Шем Тов то, что говорится в Гемаре: "Если учитель подобен ангелу Вс-вышнего – пусть ищут Тору из уст его, а если нет – пусть не ищут Тору из уст его": Малъах[2] – это буквы "кеилем[3]", и следует учить Тору только от учителя, которые ведет себя как немой перед тем, как раскрыть свои уста – рав, который молчит, и отбирает свои слова перед тем, как произносит их. Только тогда, когда рав произносит слова Торы после процесса очищения хаш-маль-маль, его слова войдут в сердце слушающего, и принесут свои плоды (как подобает словам истинной Торы).

Подчинение-отделение-услащение

Три эти ступени хаш-маль-маль, молчание, внутреннее очищение, речь – это три типа внутренней работы в душе – подчинение, отделение и услащение:

Внутреннее молчание (хаш) выражает подчинение[4]. В природе человека – "подобным дикому ослу рождается человек[5]" – есть грубость духа и высокомерие, проистекающие из его материальной природы, представляющейся независимой и реальной сущностью, и поэтому первое его исправление – это подчинение. Так это в общем, и в особенности – перед каждым действием или конкретной речью – человек должен подчинить свое природное эго, из которого проистекает действие, для того, чтобы он мог соотнести себя собственно с действием, и исполнить его как нужно. Без подчинения – действие будет "ответвлением" сущности человека и его эгоизма, раздувающим и расширяющим "реальность" человека. Тогда это действие не может осветить человека в его низком и темном положении (как это, по идее, требуется от слов Торы и молитвы или исполнения заповеди).

После базового подчинения, человек "освобождает" себя, и раскрывает изнутри себя сторону добра – позитивные слова или действие. Однако, поскольку начало этих вещей – в его эго – которое является источником для всей клипы и отделения от Б-жественности – поэтому он должен тщательно очистить их. Следует сделать отделение[6] между добром и светом действия, и между примесями и клипот[7] – дурными мыслями – которые примешиваются к нему, поскольку "рождение его" [первичная идея сделать их] не в святости". Отделение "отсекает" эту вещь, отделяет от нее оболочку нечистоты и эгоизма, и освобождает благо, сокрытой в нем, чтобы оно могло раскрыться.

Когда освобождается сущность блага, сокрытая в этих вещах, тогда человеку следует произнести их своими устами – раскрыть другому чистое и светлое добро. Силой нового света, который раскрывается – происходит услащение[8] – осветить примеси и тьму, которые были прежде отделены и подчинены, усластить их и перевернуть в добро. После того, как темное и отделенное от Б-жественности эго человека было "нейтрализовано" от действия – действие светит само по себе, то свет действует также на самого человека, находящегося во тьме – освещает его и переворачивает его существование в благо. Свет раскрывает, что тьма, из которой он родился – была жизненно необходимым сосудом – и также желанным – для сотворения света, сладостного для глаз.

Уйти себе из земли твоей и из родины твоей и из дома отца твоего

Три эти этапа – это начало пути Авраама, праотца нашего, первого еврея – и поэтому также начала пути в еврейство в общем. Так объясняется в Кесер Шем Тов слова Вс-вышнего Аврааму: "уйди из земли твоей" – подчини грубость духа, происходящую из приземленности твоей грубой материи (подчинение в аспекте праха "земли", как сказал Авраам, "и я – прах и пепел"); "и из родины твоей" – отдели клипот, находящиеся в тебе как результат твоего рождения от Тераха; "и из дома отца твоего" – и тогда, когда уже раскроется благо, которое есть в тебе – услади суд, который ты получил "из дома отца твоего" – и раскрой его сущность, добрую в своем корне. Только после такого процесса ты сможешь увидеть и постичь "землю, которую явлю тебе".

Запись опубликована в рубрике: .