Перек бааводат Гашем

בס"ד

Перек бааводат Гашем[1]

Из книги "Лев ладаат"

Шифлус[2] ("Веhойиси шофейл беэйной[3]") и битуль ацми[4] ("венахну мо[5]") – составляют существование исправленного человека.

Когда он творит добро – это не его, но "дай Ему то, что Ему принадлежит, так как ты и все, что есть у тебя, – Его[6]". Благое действие, совершаемое во Имя Небес, и во имя исполнения Воли Его, да будет Он благословен, приходит со стороны Шхины, покоящейся в каждой душе из Израиля (возможно доброе действие также со стороны добра, примешанного в животной душе в Израиле, происходящей из клипат-ногаh[7], но такое действие – не есть истинное действие во Имя Небес, а происходит от "природы доброго творить добро", и в нем отсутствует Б-жественное сознание). Б-жественная душа – "часть Б-га Свыше действительно" – дар Небес ("душа, которую Ты даровал мне – чиста…"), и это не есть сам человек (у "бейноним[8]"). Стремление человека к истинному благу (сопровождаемое Б-жественным сознанием, как говорилось выше) – происходит из его Б-жественной души. Но есть также враг у этого желания – его дурное начало ("представитель" животной души – сам человек), о которой сказано "если бы Вс-вышний не помогал ему – не смог бы победить его[9]". "Помощь" – это Б-жественный свет и сила, притягивающиеся от Шхины к его Б-жественной душе, дабы укрепить ее в выборе идти по пути добра вопреки противодействию противника. И также "Причина всех причин[10]" создает различные обстоятельства, чтобы направить человека по пути добра, и в особенности – когда он "приходит чтобы очиститься" – что тогда помогают ему больше и больше. Из всего этого понятен смысл[11] посука "улехо Ад-нй хесед, ки ато тешалейм леиш кемаасейhу[12]" – милость Твоя очень велика, ибо Ты платишь человеку за его добрые дела, как будто бы он сам их сотворил, несмотря на то, что в действительности человек – это только "помощник, в котором нет реальности[13]". Поэтому человеку следует благодарить Того, Кому принадлежат благо и милосердие, благословенно Имя Его, за великую заслугу, которой Он удостоил его – сотворить благо. И также ему следует сознавать, что "я" в благом деянии – личный "интерес", и "чувство удовлетворения" от своих добрых дел – это сама суть качества "йеш[14]" его животной души (и также его разумной души, которая "оправдывает" движущие силы его животной души, как части естественного мировоззрения, все время, пока она не подчиняет себя "солнцу" – исследовать и искать Б-жественное сознание Б-жественной души).

Однако, когда он творит зло – да помилует Вс-вышний – он не должен удивляться самому факту творения зла совершенно (дабы не добавлять тем самым дополнительные силы и существование злу, да спасет Вс-вышний), ибо животная душа, которая и есть сам человек у бейноним – как говорилось выше, склонна творить всяческое зло (в разрешенных страстях со стороны "еврейских злых духов", которые в нем, и в запрещенных страстях, со стороны "нееврейских злых духов", которые прилепляются к нему, чем дальше он движется за распущенностью своего сердца, ощущая свое "я" все более и более). Слова Зогара "нефеш ки сэхто – тавhо[15]" – это удивление возможности участия отсвета его Б-жественной души, облачающейся в животную душу, в действии греха. Это удивление на самом деле выражает бесконечную жалость к "части Вс-вышнего Свыше[16]", падшей "с высокой крыши в глубокую яму", оскверниться испачканными одеждами тела и животной души. Творя грех, он как будто бы окунает лицо царя в резервуар, полный нечистот[17], и нет большего оскорбления. Грешнику следует огорчаться и унизить себя истинно, сознавая, как велико его ничтожество и удаление от Б-га живого, и в этом ощутить милость Вс-вышнего к нему, там, где он находится. (Ибо он все еще жив, и "еврей – даже если он согрешил – остается евреем". И также Вс-вышний "делает ему подкоп под престолом Славы", и десница Его простерта, чтобы принять его тшуву. И что означает тшува? – Раскаяние о прошлом – т.е., истинное ощущение собственного ничтожества до такой степени, чтобы это вырезалось[18] на скрижалях сердца его, резцом человека, ощущение собственной низости, по самой своей сути; и принятие на будущее – т.е., полная уверенность в великой милости Вс-вышнего, "ибо не прекратилось милосердие Его[19]", и как жалеет отец своего единственного сына, даже если тот сошел с пути, так Вс-вышний помилует его, спасти его от горести души его в настоящем, и укрепить его в его выборе добра отсюда и далее. От ощущения шифлус – "бхио ткио белибои миситро до[20]" – и от ощущения милосердия – "вехедво ткио белибои миситро до[21]" – происходит истинный йихуд[22] в постоянном служении тшувы в душе бейнони) – "веацио шеол hинеко[23]" – в бесконечной милости. От этого чувства внутри его души вся суть его уничтожается и устраняется – и его душа стремится к спасению Вс-вышнего – которое приходит в мгновение ока.

Двигаясь по этому пути – чем более он остерегается от того, чтобы творить зло – и знает человек в душе своей о реальности зла, находящегося внутри него – он все более постигает Провидение Того, кому принадлежит милосердие, Который ведет его по пути истины, ибо «Вс-вышний (именно) хранит тебя», и из этого он истинно познает, что всякое падение, когда он падает, не дай Б-г, это (также) по воле Высшего Провидения, чтобы напомнить ему «где папа»?!

Это есть служение "Каждая душа славит Вс-вышнего" (не читай "нешама", а читай "нешима"), и "все кости мои скажут Вс-вышний", когда нет у него ни единого дыхания или движения, не исполненного выражением существования Вс-вышнего, благословен Он, реальности милосердия.

Посредством такого служения гордость его сломится, ибо он постигает что "Вс-вышний воцарился, облачился гордостью", и "воспою Вс-вышнему, ибо он возгордился над гордыми"; меланхолия и отчаяние очищаются и устраняются. Посредством аспекта "аин" в Святости очищается аспект "аин" со стороны клипы, составляющего суть идеи ацвут (меланхолии и подавленности), и это настоящее оживление мертвых; страх услащается в корне его, в аспекте "счастлив человек, боящийся постоянно", и "не передают тайны Торы но только тому, чье сердце беспокойно внутри него".

"И добавят скромные радости во Вс-вышнем, и униженные среди людей возрадуются в Святом Израиля".

Примечания

1.

Шифлус – это качество Давида, царя Израиля, пнимиюс святой сфиры малхус. Шифлус проистекает из сознания своей огромной удаленности от Вс-вышнего, как это выражается в его мыслях, словах и делах, которые не во имя Вс-вышнего. Основной смысл жизни – это исполнение Б-жественной миссии, возложенной на него, когда его душа опустилась в самую глубину клипойс этого нижнего мира, ниже которого нет. Чтобы исполнить этот шлихус, он должен полностью подчиниться и самоустраниться силе мешалеах, которая в нем (стать «шлухой шел одом кмойсой», и тогда «шалиах исполняет свой шлихус»). Когда он подчинен и самоустранен перед Вс-вышним – тогда все его мысли, слова и дела «текут» внутри Б-жественной природы («эманация Эйн Соф» - как говорит Баал Шем Тов) – и как же он далек от этого!

Истинный шифлус освобождает человека от множества напряжений, создающихся в результате качества гаава, которая в нем. Поэтому истинный шифлус – это источник радости в служении Вс-вышнему, в то время как ложный шифлус (как будет объясняться далее в аспекте «аин» со стороны, противоположной Святости) – не только не устраняет качество гаава, но еще усиливает ее, со всеми неизбежными последствиями создания внутренних напряжений и т.д. – это причина ацвус и дикаон в душе. Истинный шифлус не отрицает национальной гордости еврея, самоидентифицирующего себя с своим народом, святым народом Израиля, и удостаивается идти по пути Вс-вышнего, который Он указал своему сыну, своему первенцу, Израилю. И так сказано про Йегошафата, царя Иудейского: «И возвысилось сердце его в путях Вс-вышнего». «Царство» означает ощущение общности нации и самоидентификация со всей нацией. Такая гордость, очищенная от всякой примеси личной гордости и гахзакат това леацмо, это тайна «Вс-вышний воцарился, облачился гордостью», тайна «гэйус» в Высшем море (море малхус), которое точно соответствует «шефел» в нем (их числовое значение совпадает, и в тайне «шма Исроэл» - чувство равновесия, связанное со слухом, и достаточно постигающему). См. в маамаре «исправление общества и исправление индивидуума», напечатанного в «Малхус Исроэл» 3.



[1] Из книги "Лев ладаат". Текст статьи очень конспективен, в оригинале она сопровождена обширными комментариями, которые здесь приводятся лишь частично.

[2] Шифлус - Униженность, крайняя степень скромности

[3] "И стану еще ничтожнее в глазах своих" (Шмуэль Бет 6, 22)

[4] Самоустранение. См. также битуль

[5] "Мы же, что (есть мы)" (Бешалах 16, 7)

[6] Авот Гл. 3, Мишна 7.

[7] Промежуточная ступень между мирами Святости и мирами нечистоты, в которой смешаны добро и зло

[8] Мн. ч. от "бейнони"

[9] Кидушин 30, 2

[10] Вс-вышний. Рамбам "Яд хазака" в начале

[11] Кесер Шем Тов симан 191 и далее

[12] "И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его." (Тегилим 62, 13)

[13] Шабат 93, 1. Когда двое несут тяжелую балку, но один из них способен нести эту тяжесть самостоятельно, в то время как второй не способен на это, получается, что второй только помогает своему товарищу. И "помощник – в нем нет реальности"

[14] Йеш - Есть; отделенный; отдельное существование

[15] Душа, когда согрешит - разве возможно такое?

[16] Б-жественная душа (Тания нач. гл. 2)

[17] Тания в конце гл. 24

[18] "חרטה" от "חרט" – вырезать, гравировать.

[19] Эйха 3, 22

[20] Зогар ч. 2, 255-1. ч. 3. 75-1. "Плач в сердце моем с этой стороны" בכיה имеет числовое значение (гиматрию) יחידה и ее корень в רדל"א действительно, и как говорилось выше. חדוה имеет числовое значение חיה и корень ее – в гулголта, в которой облачается свет "хофейц хесед", хесед из Атик, как говорилось выше.

[21] И радость в душе моей с этой стороны

[22] Йихуд - Единство; единение. см. также йихудим

[23] "Опущусь ли в преисподнюю – вот Ты!" (Тегилим 139, 8). Работа праведника ("и народ твой – все праведники") когда он творит добро, это аспект "когда я поднимаюсь на Небеса – там Ты", ибо он постоянно чувствует присутствие Высшего Макиф, Б-жественной Первопричины, которая далека от него. Служение баал тшувы (и каждый человек должен быть "все дни свои в тшуве", и Мошиах прийдет, чтобы вернуть праведников в тшуве – тшуве, источник которой – великая любовь к Вс-вышнему – ибо "нет такого служения, которое могло бы сравниться со служением, основанным на любви") – в аспекте "когда я опускаюсь в ад – Ты там" – Ты действительно, и это указывает на Саму Сущность Б-жественности, которая выше чем Макиф Совев кол олмин, аспект Причины всех Причин, о котором говорилось выше). И Вс-вышний смотрит на него сквозь "форточки" греха, в аспекте "нет более" – даже в пустоте мира" – и достаточно постигающему.

Запись опубликована в рубрике: .