Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йавеш хацир, навел циц

Краткое изложение выступления рава Ицхака Гинзбурга

В hафтаре «Нахаму[2]«, первой из семи hафтарот «утешения», есть маленькая глава, в которой, на первый взгляд, трудно увидеть утешение:

«Голос, говорящий: взывай! И сказал я: Что могу я взывать? Ведь вся плоть – подобна траве, и вся ее милость – как цветок полевой. Увянет трава, опадет цветок, ибо дух Вс-вышнего подул на него. Воистину, народ подобен траве. Увянет трава, опадет цветок, и слово Б-га нашего будет стоять вовек[3]«.

Эта глава, описывающая несчастное положение высыхающего и опадающего народа, находится посередине между частью утешения, начинающейся со слов «нахаму нахаму ами[4]«, описывающей раскрытие Вс-вышнего в будущем, и между частью утешения, начинающейся словами «ал hар гавоаh али лох мевасерес Цион[5]«, которая говорит о мощи будущего избавления, и силе, с которой Вс-вышний приведет его. Однако, в чем же состоит утешение в стихах, повторяющих снова и снова — о положении травы и цветка в поле, высыхающего и опадающего, в котором находится народ Израиля? Ари глубоко объясняет эти стихи, объясняя также аспект утешения, который есть в них – актуальный сегодня более, чем когда-либо.

Два первых стиха Ари объясняет, соответственно пшату, как описывающие негативное состояние. Так, в «кол оймер кро[6]» – Вс-вышний призывает Израиль обратиться к Торе, чтобы пробудить ответное действие Вс-вышнего в мирах (ибо «каждый, читающий (букв.: «взывающий») в Торе – Вс-вышний читает («взывает») напротив него»). Однако, народ Израиля отвечает: «что взывать – ведь вся плоть – трава, и вся ее милость – как цветок полевой» – недостаточно мицвот и добрых дел, и (не)?достаточно силы самопожертвования, чтобы пробудить как должно действие Вс-вышнего в высших мирах, и потому – чего стоит мое взывание? Руах аКодеш[7] соглашается с «диагнозом» народа, что его добрые дела не приносят плодов (подобно тому, как трава не приносит плодов), и также добавляет – «высохла трава, опал цветок – ибо дух Вс-вышнего подул на него, воистину, подобен траве – народ». И, в жесткой формулировке Ари – на «действительно, подобен траве народ» – «это значит, что как трава – народ этот. Как трава годится только на пищу животному – так и эти годятся только на то, чтобы кормить гейhином[8], дабы не простаивал.

Ситуация, когда добрые дела народа – это «пища животного», которая годится только на то, чтобы «кормить ад» – чтобы поддерживать его в «рабочем состоянии» – очень подходит к современности: существование мимсада (власти) в Эрец Исраэль, который достоин определения «Медина шел гейhином[9]«, поддерживается и «кормится» добрыми делами. Добрые дела, творимые в рамках этого мимсада, как в области безопасности, так и в области социальной помощи, весьма малы и ограниченны количественно, а качественно – годятся только на «пищу животному» – действия, лишенные Б-жественного сознания, подобающего человеку, и это выражается в извращенности и неспособности различить между врагом и другом, постоянно сопровождающей их (как животное, которое топчет все на своем пути, без различия и без сознания). Как понятно, когда общее ощущение – это отсутствие надежды, отсутствие веры и отсутствие возможности что-либо изменить – проникает во все сферы общества – тогда также самоотверженность и самопожертвование становится все меньше и ограниченней, все более скованной и полной сомнения, и она не порождает действия, полного силы самоотверженности. К великому сожалению, мало того, что эти дела не приносят своей Б-жественной пользы, но – они используются для того, чтобы «кормить ад» – эта деятельность требуется, для того, чтобы поддерживать общую структуру «ада», существующей системы в Стране, придать ей оправдание и силу, и моральное «одеяние», и помешать ее падению (и действительно, видно, что чем больше кошерные евреи отдают из своих сил на добрые дела в рамках мимсада – тем более они укрепляют этот мимсад гейhином, и он действует против них – «чтобы не простаивать»).

Однако, после этой жестокой характеристики, приходит основное глубокое объяснение Ари, на последний стих – «высохла трава, опал цветок, но слово Вс-вышнего будет стоять вовек». По простому смыслу, этот стих завершает пророчество обещанием, что, несмотря на все провалы и отсутствие надежды от дел народа, надежда на будущее избавление остается вовеки, ибо это – обещание Вс-вышнего, не зависящее от дел человека. Однако, Ари объясняет, что кроме обещание Б-жественного избавления, которое содержится в завершении этого посука, — также в самом положении «засыхающей травы и опадающего цветка» есть доброе обещание, и также указание, какие добрые дела требуются от нас. Он учит, что очищение искр Святости происходит в тайне их подъема по ступеням доймем-цоймеах-хай-медабер[10] (соответствующим также асия-йецира-брия-Ацилус[11]). В самом начале тикуна – когда Вс-вышний сказал «йеhи ойр[12]» искры святости поднялись из аспекта доймем к аспекту цоймеах (миру йецира, про который сказано «йойцер ойр[13]«), и там они «находились у поверхности земли» пока не был сотворен человек, чтобы обрабатывать землю, пока не пришел Адам Ришон, и не молился за них, чтобы они поднимались и росли. Действительно, когда пшеница завершает свой рост, и зерно ее достигает зрелости – то мякина и солома (предшествовавшие плоду, в тайне «клипа предшествует плоду») высыхают и опадают. Про это сказано «йавеш хацир новел циц» – что когда пшеница созревает – то ее трава – хацир – высыхает, и зерно, которое внутри – падает и отделяется от соломы, которая окружает ее (с которой она была соединена, пока она созревала). Тогда человек может взять зерно пшеницы, и кушать его – и тем самым поднять его от ступени растительного к ступени человеческого (подъем на две ступени, перепрыгивая ступень хай).

Таким образом, из слов Ари следует, что «высыхание» некоторой реальности, на первый взгляд, выглядящее чем-то негативным, когда сила и жизненность покидают ее — в сущности, является ясным признаком того, что ступень ее очищения и развития завершена, и пришло время поднять зерно добра, сокрытое в нем, на следующую, более высокую, ступень реальности. Высыхание, видимое взгляду — это, в сущности, высыхание внешних оболочек, и именно оно позволяет вызволить добрый плод, сокрытый в них. Тогда «новел циц» – доброе зерно падает и готово для еды – ибо корень новол-нофол указывает также на новое развитие, которое ожидает зерно плода (подобно тому как «нофол довор беИсроэл» – означает создание нового положения).

Также и сегодня: то, что мы видим, как вся система, существующая в Стране, «высыхает» — свидетельствует о том, что закончилось время созревания плода внутри внешних оболочек, и возможно перейти к следующему этапу. Структуры, существующие в Стране, становятся все более и более чуждыми доброму плоду, заключенному в них. И поэтому уже легко отделить его и высвободить его из среды них, и возможно «съесть» его – включить его в новую структуру жизни, на совершенно ином уровне. Искру святости, которая была сокрыта в процессе возвращения в Сион, евреев, которые выросли и развились здесь в Стране, возможно ввести в более совершенную и осознанную структуру жизни, действующую в соответствии с Торой Израиля. «Поедание» плода – это сущностный скачок. – Не только процесс естественного роста завершен, и поэтому требуется новое, другое действие, но – не переходят от ступени «растительной» к ступени «животной» – а перепрыгивают непосредственно к ступени «медабер» (и в связи с сегодняшней ситуацией, можно сказать, что после מיצוי естественной структуры мимсада, не требуется переходить к более совершенной ступени «как все народы», и только после него – к жизни по Торе – можно перескочить сразу «гойский» этап, «пищи животного», и достичь «пищи человеческой», подобающей народу Израиля, о которых сказано «вы названы «человек»»). Поэтому, важно проявить расторопность в очищении зерна добра от охватывающих его скорлуп, и «поедании» его, ибо иначе добрый плод способен сгнить совершенно (и того, подобно семени, сгнившему в земле, потребуется, не дай Б-г, начать сначала процесс роста). Сегодня, когда мимсад в Стране высыхает и разваливается, мы должны поспешить и поднять добрый плод, сокрытый в нем – души евреев, живущих в Стране – и «поесть» – включить их в новую кашерную систему власти, руководствующейся Торой и стремящейся к приведению Мошиаха.

И важно добавить: этот процесс, бирурим, в которых между одной ступенью и следующей требуется полное разрушение – смерть и высыхание предыдущей ступени – происходит только в нашем мире, до прихода Мошиаха. Однако, с приходом Мошиаха мы перейдем к совершенно новому виду бесконечных подъемов, не сопровождаемых никакими перерывами и кризисами между одним предшествующим подъемом и последующим.

И еще: поскольку процесс бирурим[14], которые описывает здесь пророк, все еще относится к нашему миру, — также геула, приходящая как результат его, вырастает «по своему расписанию» из существующей реальности. Так объясняет Раши слова «мевасерет Цион[15]«, о которой говорится в последующих стихах: «И в другом месте он говорит «раглей мевасер[16]«. Если удостоятся – будет легок, как мужчина. Если не удостоятся – будет слаб, как женщина, и задержится до самого конца». По Раши, геула «мевасерет» – это геула «во время», приходящая, как результат завершения работы бирурим в этом мире, но возможна также геула «мевасер», геула «ускоренная», приходящая раньше времени «конца дней». Также сегодня, со всеми нашими усилиями, для того, чтобы избавить зерно добра и завершить, с нашей стороны, работу по очищению и подъему, мы должны надеяться и верить, что еще раньше, чем мы завершим нашу работу, Вс-вышний ускорит наше избавление, и пошлет нам «вестника» (и вплоть до исполнения буквального смысла Писания, по которому «беито ахишено» – это одно единое избавление, и внутри наших усилий – очищения мира «беито» – раскроется «мевасер», ускоряющий конец изгнания, он заставить сильнее биться наши сердца и ускорит наши действия чудесным образом, вплоть до полного завершения истинного и полного избавления).

(Из урока 12 ава 5766)


[1] «Засыхает трава, увядает цветок» (Йешайа 40, 7)

[2] «Утешайте, утешайте народ Мой»

[3] Йешайа 40, 6 и далее

[4] «Утешайте, утешайте народ Мой» (Йешайа 40, 1)

[5] «На гору высокую взойди, вестница Цийона» (Йешайа 40, 9)

[6] «Голос говорит: возглашай!» (Йешайа 40, 6)

[7] Святой дух. Дух пророчества.

[8] Гейhином — Ад

[9] «Адское государство»

[10] Доймем-цоймеах-хай-медабер — Неживое-растительное-живое-человек (букв. «говорящий»)

[11] Асия-йецира-брия-Ацилус — Система четырех миров снизу вверх: действия, творения, создания, эманации

[12] «Да будет свет» (Берейшис 1, 3)

[13] «Творящий свет». Благословение перед молитвой Шма

[14] Бирурим — Очищение (искр Святости)

[15] «Вестница Цийона» (Йешайа 40, 9)

[16] «Ноги вестника» (Йешайа 52, 7)