בס"ד
("Мойхин дэгадлус" и "мойхин дэкатнус")
Часто нам приходится иметь дело с какой-либо актуальной проблемой – и мы можем искать решение одним из двух путей. Один называется на языке каббалы "мойхин дэкатнус", а второй – "мойхин дэгадлус". "Мойхин дэкатнус" (букв. "малость мозгов") – это мышление неразвитое, малое, "напряженное" и узкое. "Мойхин дэгадлус" (букв. "взрослость мозгов") – означает мышление взрослое, более общее и развитое, и при этом спокойное.
В чем состоит различие между этими двумя путями? Можно сказать совершенно четко, что поиск решения по пути "мойхин дэкатнус" будет лежать в области только собственно проблемы, без того, чтобы попытаться взглянуть на вопрос более широко и обобщенно. Основа этой наклонности – это малость ("детскость", инфантильность) и узость мышления, при котором не существует "опции" отложить решение частной ("точечной") проблемы, проистекающее из внутреннего напряжения, заставляющего искать немедленное решение проблемы. Внутреннее напряжение – это незрелый путь попытки решения проблем, и он порождает поведение, занимающееся только "тушением пожаров", без того, чтобы искать решение проблемы в корне.
Напротив этого, решение по пути "мойхин дэгадлус" будет сначала исследовать весь комплекс вопросов, породивших данную проблему, и попытается исследовать и исправить корни возникших проблем. Этот подход основан на "взрослости", зрелости и широте мышления – способности абстрагироваться от "точечной" проблемы и подойти к вопросу обходными путями – подход, происходящий из уверенности, что каждая проблема будет в конечном счете решена, если только решать ее правильно и обобщенно. Способность взглянуть на проблему более широко свидетельствует о душевной зрелости, уверенности и сознании, что силой правильного мышления, основанной на внутренней, тайной Торе – возможно найти решение любой проблемы. Эта способность порождает поведение, способное сначала рассмотреть вопрос на чисто умозрительном уровне, без того, чтобы испытывать давление со стороны проблем, возникающих в жизни.
На первый взглдя, можно спросить: что плохого в "точечном" немедленном решении проблемы, решении, когда быстро представляют и определяют проблему и немедленно приступают к решению собственно вопроса? Чтобы сделать это более понятным, приведем здесь историю, приводимую в Гемара, и пример из реальности.
В Трактате Эйрувин (53, 2) приводится история о рабби Йегошуа:
Однажды я шел по дороге, и увидел ребенка, сидящего на развилке дорог. Я спросил у него: по какой из дорог я прийду в город? Сказал мне: эта – короткая длинная, а эта - длинная короткая, и я пошел по короткой длинной. Дойдя до города, я увидел, что его окружают сады и плантации. Я вернулся назад, и сказал ему: сын мой, ведь ты же сказал мне, что она – "короткая"? Ответил мне: "а разве я не сказал тебе – "длинная"?!". Я поцеловал его в голову и сказал ему: счастливы вы, Израиль, ибо все вы – великие мудрецы, от великих до малых.
Из этой истории мы учим, что существует короткий путь – ведущий прямиком к городу – однако он оказывается длинным путем, поскольку он не позволяет дойти до ворот города. Рабби Йегошуа, который рассказывает эту историю, дошел до города, но не смог войти в него. Другими словами: прямой, "точечный" путь кажется коротким, однако, он достигает лишь поверхности проблемы. Напротив этого, существует "длинный короткий" путь – путь, представляющийся долгим и обходным, однако, в конечном счете, он позволяет войти в город, проникнуть во внутреннюю суть проблем, которыми мы пытаемся заниматься.
Следует отметить, что в этой истории мы находим прославление мудрости Израиля и их величия именно в этой области – способности определить и осознать, что короткая дорога оказывается длинной, а длинная дорога – в действительности будет короткой.
Когда мы пытаемся искать решения "коротким путем" – что, к сожалению, очень характерно для всего нашего поколения, поколения "Instant" – то мы достигаем только очень ограниченного и поверхностного решения. Решение проблемы без того, чтобы изучить всю общую систему понятий, в рамках которой возникла проблемная ситуация – это лишь поверхностное решение, которое предназначено только для немедленного "тушения пожаров", и не предлагает истинного и общего решения. Напротив этого, решение по "длинному пути" – будет истинным решением, которое будет заниматься системными движущими силами, приведшими к возникновению проблемы – проблемами, коренящимися во системе мышления и действия, принятой сегодня. Такое решение, в конечном счете, будет иметь успех, даже если потребуется больше времени для его реализации.
Для наглядности мы можем взять классическую тему "возвращения в Сион" в нашем поколении. Движение "возвращения в Сион" возникло как реакция на антисемитизм в странах диаспоры и как ответ на жизненную потребность народа Израиля вернуться в свою страну и создать там еврейскую власть, под управлением которой еврейский народ сможет реализовать в полной мере свои исключительные национальные таланты (следует уточнить: сионизм желал "национального определения" подобно всем остальным народам, но без акцентирования на особенности еврейского народа!) Поэтому, путь, который избрал сионизм, был путем лобового, "точечного" столкновения с реальностью, и вывод, к которому пришло это движение, заключался в том, что следует физически подняться в землю Израиля и основать в ней еврейское государство.
На первый взгляд, такой вывод отвечает на проблему, стоявшую перед основателями сионизма. Однако, мы видим, как это решение разваливается на наших глазах, и заходит в тупик – проблема антисемитизма возвращается снова в Стране, и ему не противопоставляется твердая еврейская позиция, а "национальное определение" теряет свой смысл в результате комплекса неполноценности и подчинения перед чужой культурой в нашей стране. Почему? Это решение смогло достичь лишь "стен города" – поверхности проблемы – и поэтому внешнему строению, которое он построил, строению, не наполненному внутренним содержанием и не основанному на истинной замене парадигмы мышления – в конечном счете, суждено упасть.
Напротив этого – мы верим, что процесс стремления к избавлению, который начало движение хасидизма – и мы пытаемся влиться в него и дополнить его – будет иметь, в конечном счете, успех, и построит еврейскую независимость, внутреннюю и вечную, в стране Израиля. Хасидизм отвечает, что для того, чтобы действительно овладеть страной Израиля и основать в ней независимую власть, которая сможет выразить предназначение еврейского народа – следует произвести полный переворот в системе ценностей – "вывести галут из евреев". Двигаясь по этому долгому пути, который окажется на поверку коротким, глядя на проблему с настоящим "гадлус мойхин" – мы удостоимся достичь глубины цели, и тем самым защитить ее от разрушения.