בס"ד
Правильное душевное отношение к борьбе, которая нам уготована, основывается на поведении самого Вс-вышнего – плач в сокрытии, во внутренних комнатах души, в то время как в раскрытии, в отношении к реальности, есть лишь сила и радость. Только таким образом, когда горе и волнение за судьбу народа заставляют действовать, но сила и радость освобождают от удушающих объятий действительности, мы сможем оторваться от угрожающих нам клипот[2], и предложить новые решения, основанные на тайнах Торы.
"Время несчастья это для Яакова – и из него спасется[3]". В эти дни, дни горя, в связи с гзейра[4] "hитнаткута", нужно задуматься о самом несчастье, и об острой боли, которую оно вызывает. Именно из этого – "из нее" – произрастет спасение.
Самое глубокое и внутреннее горе и боль – это та, о которой сам Вс-вышний говорит "бамисторим тивке нафши мипней гейво, ведомойа сидма весейрейд эйни димъо, Ки нишбо эйдер Гавайе[5]". Это плач о потерянной гордости Израиля и их гордости в Торе, "из-за гордости Израиля, которая была отнята от них и отдана народам мира[6]", и слезы о том, что стадо Вс-вышнего пленено чуждыми испорченными взглядами, ассимилянтской культурой (и само собой, оно сообщает гордость и силу народам мира[7]). Этот плач затрагивает самые основы "времени горечи", глубокие корни искривлений, проявляющихся в реальности. Однако, Хазал учат, что эта огромная горесть существует лишь во "внутренних комнатах[8]", в глубине и сокрытии, у Вс-вышнего, но во "внешних комнатах" – торжествуют "Ойз вехэдво бимкоймой[9]". Так же и мы, поскольку нам заповедано уподобиться Ему, благословен Он[10], острое ощущение боли и горечи не должно мешать силе и радости, которые должны властвовать в душе еврея во всякое время, и особенно – во "время несчастья", когда сила и радость должны стать источниками силы и мощи в борьбе за исправление реальности.
Как возможно в дни горя и заботы – дни "время несчастья" как результата гзейры hитнаткута – действовать с радостью? Откуда черпать силы? Этот вопрос заостряется еще больше, поскольку сила и радость требуются нам именно для того, чтобы бороться с hитнаткутом, источником горя и заботы. Иногда говорят о душевном равновесии – между радостью от позитивных аспектов и горем от негативных аспектов - но совершенно ясно, что горе усилится, как только мы обратимся к тому, чтобы бороться с горечью жизни и ее гневом. Но здесь от нас требуются сила и радость совершенно иного рода. Не сила и радость вопреки горю, или уравновешенные им, но такие, которые соприкасаются с самим источником горя, и вместе с этим сохраняют свою мощь.
Это совмещение противоречий существует у Вс-вышнего, когда страшное внутреннее горе (во "внутренних комнатах") не ослабляет силу и мощь в управлении мира. Ибо Вс-вышний всемогущ, и кто скажет Ему, "что ты должен делать", и само собой, вместе со всем внутренним сопереживанием Он не подчинен горю и его причинам. Более того, внутренняя причина, "заставляющая" Вс-вышнего вмешиваться в реальность, и управлять ей – со всей "силой и мощью", - это именно горесть – т.е., сопереживание и взволнованность положением его детей, которые являются источником "заинтересованности" и "вмешательства" в Творение (и также его первопричиной).
Есть горесть, происходящая из ощущения собственного "я" человека, от того, что он чувствует свои горести и свое удаление от Вс-вышнего. Это плач о своей личной боли, о том, что это страшное положение затрагивает меня, и угрожает мне (или физически или имущественно, прямо или косвенно, или тем, что это разрушает дело всей моей жизни и мой духовный мир). Однако, именно об этом внутреннем чувстве объяснял наш учитель Баал Шем Тов посук "им йисосейр иш бемисторим ваани лой эръэну неум Гавайе[11]": "если спрячется человек в сокрытии, и я" – если человек оставляет собственный йешус[12], свое "я" внутри себя, тогда "не увижу его, говорит Вс-вышний", если "сокроется человек в сокрытии и я не" – если человек убирает свое "я" внутри себя, только тогда "увижу его, говорит Вс-вышний". Так, мы стремимся к горечи "бамисторим тивке нафши мипней гейво", к плачу о создавшемся положении – всего народа – без примеси личного горя человека, как лично униженного или пострадавшего.
С таким общим чувством горести, очищенном от всякой примеси личной меланхолии, радость однозначно способна соединиться. Нормальное состояние человека, освобожденного от оков действительности и ее горя – это радость, и он полон сил, чтобы воздействовать на действительность совершенно свободно и раскованно. Тогда внутренний плач о ситуации в реальности – это лишь внутреннее ядро, которое позволяющее ощутить, как велик кризис, и заставляющее раскрывать полные и благие решения Торы для кризисов реальности – "не передают слова Торы, но лишь тому, что сердце беспокойно внутри него[13]". Само углубление в "время горя", без того, чтобы быть порабощенным им в действительности (и одно связано с другим, ибо только тогда возможно взглянуть на горе ясным взглядом, не отупленным и не скованным отчаянием и меланхолией) - само приводит спасение – "и из него спасется". Это углубление в горе также заставляет действовать, и потому оно является источником радостного и активного действия, преисполненного "мощью и радостью": мощь и наглость святости, стоять против реальности клипот, нагло топчущих все святое. И радость – радость битвы, вместе с радостью творения – найти истинную альтернативу, другое управление реальностью.
"Узник не может освободить себя сам из тюрьмы[14]". Только оторвав свое личное "я" от горя, можно на самом деле освободиться от оков действительности. "Пленено стадо Вс-вышнего" – в чужой гойской культуре – культуре ассимиляции, властвующей над всем режимом в земле Израиля, начиная от общего духа, отражающегося в СМИ, через суды, и заканчивая властью в кнесете и правительстве и извращенных "моральных кодов", которыми руководствуется армия. Мы не хотим, не дай Б-г, оторваться от "стада Вс-вышнего", но, для того, чтобы искупить его из плена, приблизить его и возвысить его снова к "гордости Израиля" (не отказываясь при этом ни от одного человека в "стаде Вс-вышнего", "иш лой нээдор[15]"), мы должны оторвать от себя узы (мойсройс) чуждой культуры и ее извращенной морали (мусар) (как говорится в продолжение посука "эйс цоро hи леЯаков умимено йивошеа" – "умойсройсехо анатейк[16]"). Мы должны оторваться от участия на "поле", где "правила игры" не признают высший авторитет Торы Израиля. Мы должны отказаться исполнять приказы плененного стада, несущегося к своей гибели. Это есть "отрыв" в Святости – и это есть истинный еврейский ответ на гзейру "hитнаткут" (в аспекте "ки мимену" [от самого врага и преследователя] мы возьмем, чтобы служить Вс-вышнему[17]). Только тогда мы станем настоящими посланниками, способными избавить народ – посланниками, трезво осознающими проблемы, свободными от них, и способными действовать решительно и радостно для их исправления.
Действительно, все это – способность возвыситься над личным горем, чувство, что в наших руках находится настоящее решение и готовность освободиться от существующей структуры им предложить с силой и радостью другое решение – это пути действия Мошиаха. Это путь действий праведников, лишенных личных интересов, приходящих, чтобы исправить мир, посылаемых Вс-вышним с вестью спасения и милосердия, с силой и радостью. Но ясно нам, что "и народ твой – все праведники" – и только так – "вовеки унаследуют землю[18]".
[1] «Куми Ори», стр. 21
[2] Букв. «оболочки». Аспекты, противоположные Святости.
[3] Эта статья основана на выступлении рава Гинзбурга на собрании «Кто за Вс-вышнего – за мной», собранного по инициативе активистов движения Хабад в Биньяней а-Ума в адар-алеф 5765. Идея статьи – представление правильной душевной позиции в нашей деятельности – позиция радости, отличающей того, кто действует с целью оторваться от клипот в окружающей действительности, сохраняя при этом взволнованность судьбой народа в целом. Понятно, что это выступление – лишь общее направление, для различных видов борьбы, которые предстоят нам. Центральная идея этой статьи требует более широкого и глубокого рассмотрения, и серия уроков, занимающихся тематикой этой статьи, была записана полностью в статье «время несчастья» (и в приложении к ней: «сила и радость») в книге «И из нее спасется».
[4] Букв. «указ», «декрет», «закон». Антисемитский указ или декрет. Также: указ, декрет, постановление Свыше (напр. «гзейра это от Меня, так поднялось в Воле Моей»)
[5] "Будет душа моя плакать втайне из-за гордости (вашей); и слезы прольются из глаз моих, и глаза мои изойдут слезами, потому что взято (будет) в плен стадо Г-сподне" (Йирмийа 13, 17)
[6] Хагига 5, 2
[7] И см. לקו"מ א
[8] Это простой смысл тго, что говорится там в Геморе, и так объясняет Раши, и так же обычно объясняется в хасидизме.
[9] "Сила и радость в обители Его." (Диврей гаЙамим Алеф 16, 27)
[10] Дварим 8, 6 (и еще). Книга Заповедей Рамбама, заповедь «делай» 8 (и объясняется заповедь в законах об образе жизни)
[11] "Если спрячется человек в тайнике, то разве Я его не увижу? – сказал Г-сподь" (Йирмийа 23, 24)
[12] "Есть", "Отдельное существование"
[13] Хагига 13, 1
[14] Брахот 5, 2
[15] "Никто не скроется" (Йешайа 40, 26)
[16] "И разорву Я узы твои" (Йирмийа 30, 8)
[17] Шмот 10, 26
[18] Йешая 60, 21