בס"ד
рав Ицхак Гинзбург
Врата вторые: коммуникация и отношение
Консультация семейных отношений
Иногда раскрываются трения между супругами, и они не понимают, откуда они. Впоследствии, даже когда причина явна - человек удивляется - почему я так сказал и так поступил?
Средний человек, называемый "бейнони" на языке книги Тания, властвует над своими явными душевными оболочками, но не над сущностью своей души. Он способен контролировать свои поступки, слова, и даже свои мысли, но все это относится к области сознательного в душе. Над сущностью души, в области бес-сознательного - он не имеет власти. И само собой, он не контролирует то, что проникает из бессознательной области в сознательную спонтанным образом. Поэтому, супруги, которые на сознательном уровне не желают друг другу зла, способны обидеть друг друга своими спонтанными реакциями, проистекающими из бессознательного слоя души.
Чтобы исправить эти проблемы, проистекающие из бессознательной области, желательно для супругов помощь настоящего "консультанта по семейным отношениям" - праведника, отличающегося любовью к ближнему. Праведник - это тот, кто смог проникнуть внутрь себя, в глубины своей души, и достичь слоя бес-сознательного внутри себя, и исправить его. У праведника также его спонтанные реакции исправлены. И поэтому праведник способен проникнуть также в область бессознательного у супругов, пришедших к нему на консультацию, определить корни проблем, и исправить их.
Корень слова "йиуц" ("консультация") - буквы аин и цадик. Эти буквы указывают на глаз - проникающий взгляд, который праведник получает от Вс-вышнего, в тайне посука "эйней Гавайе эл цадиким", объясняемый в хасидизме как дарование Б-жественного взгляда праведникам. Этот взгляд способен раскрыть корень трения, и дать правильный совет чтобы исправить его.
В отличие от чудесного праведника, советы которого они в тайне "древа жизни", советы всякого другого советника по семейным отношениям относятся к "древу познания добра и зла". И также в этом можно различить трех различных советников:
Есть советник по вопросам брака, действующий против Торы, когда вся его цель - раскрепощение самых низменных и разрушительных инстинктов в человеке, и само собой, все его советы - это "древо познания... зла". Такой советник склонен к низменным практическим решениям, не требующим никакого изменения и исправления души у человека, и такие решения лишь повреждают внутреннюю ткань семейных отношений. В конечном счете, такие советы приводят разрушение и смерть на силу жизни и рождения, заложенную в семейную жизнь, и тот, кто достаточно чувствителен - ощущает, как в таком советнике действует разрушительный йецер разбиения брака и препятствия деторождению. Эти советы - в тайне "древа смерти", совершенно противоположного "древу жизни". В структуре миров - такой советник соответствует миру действия, про который сказано "большая часть его зло", и только "малая часть - добро". Негативные практические решения такого советника - пробуждают разделение и гнев, и про них сказано "בראתיו יצרתיו אף עשיתיו".
Есть советник, советы которого занимаются развитием более тонких механизмов в человеке, стремления сохранить свою семейную жизнь. такой советник обращается к эго в человеке, обучая его, как сохранить добрую и приятную структуру семейных отношений, для собственного же блага. Советы такого советника занимаются в основном эмоциональной сферой самого человека, и в его отношении к другому. Однако, поскольку в его советах примешан эгоизм, - в них уравновешены добро и зло, в аспекте "древа познания добра и зла". В структуре мироздания, такой советник соответствует миру йецира, про который сказано, "он наполовину добро и наполовину зло". Мир йецира - это мир эмоций, есть в нем благо и душвная тонкость, но в нем примешаны также эгоизм и личный интерес.
Есть семейный советник, который добр и желателен, который старается научить семейную пару, каким образом они должны улучшить свои отношения, путем взаимных уступок и взаимной любви, направленных на благо другого человека. Такой советник учит семейную пару действовать по принципу "мозг властвует над сердцем", и разум позволяет человеку выйти за пределы своего "я", действовать с меньшей эгоистичностью, и стремиться к истинному добру и справедливости. Советы такого советника - в аспекте "древа познания добра", и в структуре миров он соответствует миру брия, миру разума, про который сказано, что "большая часть его - благо", и только "меньшая часть - зло".
Однако, также советы "древа познания добра" - это все еще человеческие советы, не достигающие Б-жественного чуда советов праведника. Эти советы занимаются областью сознательного в душе, где возможно сказать "мозг властвует над сердцем", но они не достигают области бес-сознательного. В структуре миров праведник, советы которого в аспекте "древа жизни" - соответствует миру ацилус, миру единства ("ршут а-йахид", на языке каббалы). Это мир, в котором все воспринимается с т.зр Б-жественного взгляда, как говорилось выше в тайне "глаза Вс-вышнего праведникам", и про него сказано "не уживется рядом с тобой зло". Праведник проникает в корень бес-сознательного в душе, и способен очистить его от всякого зла. Каким образом праведник делает это?
Особая сила праведника - поскольку он "пэлэ йоэц", способный дать супругам "эцот мерахок эмуна омен". "Эмуна омен" - означает "эмуна хазака", крепкая вера. Советы праведника - это советы, укрепляющие веру, и в отношении семейной жизни - это советы, направленные на укрепление доверия между супругами. Праведник проникает в бессознательные пространства души, в которых не хватает доверия между супругами, и видит, что это есть истинный корень проблем и трений между ними. Советы праведника способны укрепить доверие между супругами. Для того, тчобы давать такие советы - нужен "пэлэ йоэц", поскольку область веры и доверия в душе - это самая высшая и наиболее сокрытая область бес-сознательного (называемая на языке каббалы "рэйша дэло йада вело итьяда" - голова, не осознающая себя, и не осознаваемая извне).
Также в общем, привязанность к праведнику поколения, который любит весь Израиль, верит в них и чувствует их единство, взращивает в челвоеке веру в силы добра и Б-жественности, существующие внутри каждого еврея, и общие для всего Израиля. Чем больше укрепляется взаимное доверие между супругами, тем больше они освобождаются от тех бессознательных точек разделения, которые есть между ними, и удостаиваются здорового течения отношений, лишенного непредвиденных препятствий.
Другими словами:
Соотношение между миром ацилут и мирами Брия Йецира Асия - это соотношение между лицом и спиной.
Советы "древа познания" концентрируются вокруг мозга даат, заднего мозга человека. Мозг даат ответственен за соединение "и Адам познал Хаву, жену свою", контакт, когда супруги воспринимают себя как две сущностно различные личности, и контакт между ними - второстепенен, и "находится сзади" относительно сущности их личности. Поэтому, советник "древа познания" указывает супругам, заниматься уровнем "соответствия" между ними, и уровнем "зугиют" между ними, понятия, относящиеся к соединению между двумя, сущностно различными личностями. Понятно, когда оба они воспринимают себя как отдельные личности, на заднем плане всегда (сознательно или бессознательно) существует возможность разделения и разрыва брачной связи, не дай Б-г.
Советы "древа жизни", напротив, занимаются областями мозга, которые в аспекте лица и прямого взгляда, на ступени "и увидишь жизнь с женой, которую ты любишь". Это контакт между супругами, которые видят свое истинное единство в их корне, и они не воспринимают уже себя как две различные личности, но как единое целое. Советник "древа жизни" раскроет глаза супругов (которые были до сих пор закрыты), и раскроет им, что соединение между ними - сущностное, и не требует проверки снова и снова. Абсолютная исходная точка такого советника, что речь идет о сущностной связи, которую невозможно расторгнуть, дает ощущение, что возможно преодолеть все проблемы, и кризисы, и он предлагает изменить подход, чтобы найти решение.
На основе такого понимания возможно сказать, что советники по семейным отношениям из миров Асия-Йецира-Брия обращаются к низшим уровням души – нефеш, руах, нешама. Советник мира Асия обращается к наинизшей ступени – нефеш, и он в основном занимается нормализацией физиологического контакта между супругами, "и Адам познал Хаву" в буквальном смысле. Советник мира йецира обращается к руах, к области эмоций, и когда он говорит о зугиют и соответствии – он имеет в виду эмоциональные отношения между супругами. Советник мира Брия обращается к нешама, к разумной части души, и учит супругов сосредоточиться на установлении соответствия друг другу на уровне разума, во взглядах на жизнь и в общих для них пониманиях.
Напротив них, "чудо-советник" мира ацилус достигает области бес-сознательного в душе, макифим хайа и йехида. Про макиф хайа в душе сказали Хазал: "даже если он сам не видит, мазал его видит" (даже если человек не видит это на сознательном уровне – его бес-сознательный мазал видит это), и советник-праведник способен раскрыть супругам видение общности их совместной души. Еще выше этого – макиф йехида, это сущность силы веры в душе, и оттуда советник способен пробудить абсолютное внутреннее доверие между супругами. Макифим хайо йехидо, которые раскрывает праведник, приходят одновременно: абсолютное доверие поддерживает видение общности, а видение общности делает возможным абсолютное доверие, буквально, насколько человек доверяет самому себе. Сила ощущения сущностного единства дает супругам силы преодолеть любое временное препятствие, и также раскрыть его наиболее глубокие корни и исправить их.