Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ЃЕЙ - Выражение: мысль, речь, действие

ЃЕЙ

Выражение: мысль, речь, действие


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга «Еврейские буквы».
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги «Еврейские буквы» нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому. Давать другим, выражая себя – основное дарование себя. В тайне буквы гимель богатый человек дает что-то свое бедному в форме пожертвования. Высшая форма пожертвования – когда дающий совершенно скрыт от принимающего, чтобы не смущать его, как сказано: «Тайный дар смягчает гнев». Здесь, в тайне буквы ѓей, дар – выражение себя, привлечение принимающего к сущности дающего.

Йосеф, который сказал египтянам «возьмите себе семя», соответствует сфире йесод, функция которой – выражать себя, отдавая семя, как объясняется в кабале. Первоначально, когда Йосеф давал зерно своим братьям, они не могли узнать его, что подобно отношению буквы далет к букве гимель. А когда открылся братьям (и тем самым всему Египту), его дарование перешло в категорию буквы hей. Вместо зерна (бар) он теперь давал семя (зера).

Душа обладает тремя средствами выражения себя, «одеяниями» в терминологии кабалы и хасидизма: мыслью, речью и действием. Самым высоким одеянием, мыслью, человек выражает в себе внутренний интеллект и эмоции. Процесс осознания разума и эмоций с помощью мысли подобен отдаче себя (неосознаваемых областей своей души) другому (состоянию сознания). Двумя нижними одеяниями души, речью и действием, человек выражает себя по отношению к другим людям.

Три линии, составляющие форму буквы ѓей, соответствуют этим трем одеяниям: верхняя горизонтальная линия соответствует мысли, правая вертикальная линия соответствует речи; не касающаяся их ножка соответствует действию.

Горизонтальная линия символизирует равновесие души. Продолжающееся, горизонтальное течение мысли есть размышление о том, как Бог одинаково находится в каждом месте и в каждом сущем. В отношении другого еврея каждый должен осознать, что все мы обладаем врожденной внутренней точкой добра и что все евреи по сути своей одинаковы. Осознание этого, горизонтальный верхний уровень осознания одним человеком другого, создает «арену» для индивидуальных личных отношений.

Точка истока речи, правая вертикальная линия буквы ѓей, непосредственно связана с линией мысли, и потом она спускается, чтобы выразить для других мысли человека и его внутренние чувства. Корень слова «говорить» на святом языке, (давар), означает «руководство», как в выражении «В каждом поколении один руководитель, давар, а не два». Руководство подразумевает иерархию, относительные верхние и нижние позиции, поэтому оно представлено вертикальной линией. Царь, и любой руководитель, управляет с помощью речи, как сказано: «В слове, давар царя его власть».

Отделение действия – ножки, не касающейся других линий буквы ѓей, от мысли – верхней горизонтальной линии, отражает глубокую истину о природе действия. «Много мыслей в сердце человека, но указание Бога стоит незыблемо». Человек, служащий Богу, знает по собственному опыту экзистенциальный разрыв между своими мыслями и действиями. Нередко он не в состоянии осознать свои внутренние намерения. Иногда он поражен неожиданным успехом. В обоих случаях он чувствует руку Всевышнего, направляющего его действия. В этом разрыве человек ощущает Божественное Ничто, источник Сотворения действием: нечто из ничего.

Здесь мы достигли кульминации последовательности, представленной тремя буквами: гимел, далет, ѓей – в процессе отдачи себя другому. Дар, представляемый ножкой буквы ѓей, неприкрепленным сегментом этой буквы, тогда, когда он полностью усвоен получающим, становится его собственной силой действия и дарования себя другим. Более того, теперь он полностью осознает, что основной эффект и сила его действий – это на самом деле акт Божественного Провидения.


ЃЕЙ

ФОРМА: Три линии; две линии буквы далет вместе с неприкрепленной левой ножкой.

Миры Три измерения физической реальности:

Ширина – горизонтальная линия,

Длина – вертикальная линия,

Глубина – неприкрепленная ножка.

Существует измерение реальности вне начального чувственного восприятия.

«Сделаем и будем понимать».

Души Три одеяния («служанки») души:

Мысль (направленная и невольная) – горизонтальная линия.

Речь (от сердца или только на устах) – вертикальная линия.

Действие – неприкрепленная ножка.

Бейнони (средний), владеющий своими «слугами».

Божественность Три Божественных проявления:

Сущность – горизонтальная линия.

Трансцендентный Свет – вертикальная линия.

Имманентный Свет – неприкрепленная ножка.

НАЗВАНИЕ: быть разбитым; брать семя; видеть – раскрытие.

Миры Разбиение сосудов и, как следствие, множественность Творения.

Учитель, ослабляющий блеск своего понимания ради ученика.

Разбитое существование, приводящее к существованию в единении.

Души Оплодотворение реальности душами Израиля.

Божественность Божественное откровение – «видение» Бога.

Конечное раскрытие Машиаха.

Маленькая буква ѓей – потенциальное Божественное раскрытие.

ЧИСЛО: Пять

Миры Символ разделения.

Пять органов речи во рту.

Пять пальцев руки.

Пять видимых планет в солнечной системе.

Пять сует, упоминаемых в начале книги Коѓелет (Экклезиаст).

Души Пять уровней души.

Пятикратное упоминание слов «Благослови, Боже, мою душу» в псалмах 103 и 104.

Пять голосов радости невесты и жениха.

Божественность Пять книг Моше (Моисея).

Пять голосов при даровании Торы.

Пятикратное упоминание слова «свет» в первый день Творения.

Пять конечных букв.

Пять избавлений.

ФОРМА

Буква ѓей состоит из трех линий: двух линий буквы далет вместе с неприкрепленной ножкой.

МИРЫ

Три линии буквы ѓей соответствуют трем измерениям физической реальности: ширине, высоте и глубине. Измерение глубины представлено неприкрепленной левой ножкой буквы ѓей. То, что этот компонент не прикреплен к остальным частям буквы и подобен точке буквы иуд, в сравнении с двумя линиями, или буквами вав в букве ѓей, предполагает третью координату на странице или плоскости, на которой написана буква. Ощущение глубины, «третьего измерения», в нашем обычном нормативном сознании должно напоминать нам, что даже в нашем физическом мире существует измерение реальности вне нашего обычного чувственного восприятия.

Начальное состояние мысли (верхняя, горизонтальная линия буквы ѓей, как уже объяснялось) отражает «широту» сознания человека. Способность мысли погружаться в глубины рассуждения и познания, «слышать» (дерѓер на идиш) реальность такой, какой она «в самом деле» является, зависит от силы «действия» координаты – глубины, соединяющей ее с мыслью – шириной. В этом состоит тайна слов, произнесенных евреями перед дарованием Торы (речь/высота, служащая здесь для того, чтобы вознести действие, давая ему способность повлиять на мысль): «Сделаем и (затем и как результат этого) будем понимать».

Даже на уровне миров только действие, эксперимент позволяет ученому глубже осознать физическую истину.

ДУШИ

Как уже объяснялось, три линии буквы ѓей соответствуют трем «одеяниям» души: мысли, речи и действию. «Одеяние» – это средство выражения состояний познания и чувств, которые невозможно выразить иначе.

«Одеяния» называются также «слугами» души, ибо они служат для проявления десяти внутренних сил души: трех сил интеллекта и семи сил эмоций. «Этот мир был сотворен буквой ѓей, ибо это мир, сознание которого – на уровне душ – выражается в служении». Наше служение Богу – реализация Его Воли, заповедей Торы – происходит на «подчиненном» уровне наших душ – мысли, речи и действия, как об этом говорится в книге Тания. Бейнони («средний человек») из книги Тания, чье служение Богу отражает основную природу «этого мира», это тот, кто способен владеть «слугами» своей души. Подлинный праведник, даже сейчас ощущающий вкус Грядущего мира – тот, кто полностью овладел внутренними силами своей души.

«Грядущий мир был сотворен буквой иуд» – проявлением десяти (числовое значение буквы иуд равно 10) внутренних сил души, отражающих десять Божественных эманированных сфирот. Они проявляются полностью в жизни праведника. Числовое значение буквы ѓей равно 5, ибо, хотя есть только три «одеяния» или трое «слуг» души, мысль и речь делятся на два измерения «глубины», связанной с влиянием на них действия, само же действие не делится. Существуют два уровня мысли: глубокая мысль размышления и невольное течение сознания или света – мысль, связанная с воображением. Есть также два уровня речи: «слова от сердца» и «слова, которые только на устах»; их Божественное происхождение – из отличия между «Десятью заповедями» Торы и «Десятью Речениями» Творения, как объясняется при рассмотрении буквы иуд. В двухмерном начертании буквы ѓей это выражено тем, что две линии, соответствующие мысли и речи, вдвое длиннее сегмента, соответствующего действию.

Через наши мысли, слова и действия в области Торы и заповедей «одеяния» наших душ «служат» «одеяниями» Божественной души, как бы десятью сфирот мира Ацилут (Божественного эманированного «мира»). Как одеяния души служат для самовыражения человека, так через исполнение Торы и заповедей мы выражаем и являем Божественную Самость глазам всех.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

На уровне Божественности три составные части буквы ѓей отвечают трем Божественным проявлениям: «Он наполняет все миры, Он окружает все миры, и всё – ничто перед Ним».

Слова «Он наполняет все миры» относятся к Имманентному Свету Бога, на это намекает неприкрепленная нижняя ножка буквы ѓей. Конечное раскрытие Имманентного Света каждому творению, каждому по способности его сосуда принять Его, кажется отдаленным от его абсолютно Бесконечного Источника. И все же в «бесконечной» точке скрытого измерения глубины Имманентного Света он касается своего Источника и соединяется с Ним.

Слова «Он окружает все миры» относятся к Трансцендентному Свету Бога, который, одинаково пребывая во всей реальности, в то же время как бы окружает ее, ибо сосуды реальности не способны принять в себя его великий блеск. В нашем мысленном восприятии бесконечной природы этого Света мы понимаем, что он касается своего Абсолютного Источника. Воспринимая его парящим над нами, мы ощущаем его как Свет, Нисходящий от своего Источника, чтобы иметь отношение к нашему конечному состоянию. Это представлено правой вертикальной линией буквы ѓей, которая явно касается своего источника – верхней горизонтальной линии, затем опускается вниз. То, что правая линия опускается, указывает на вступление в духовное сознание нижних существ, тогда как левая линия символизирует преобладание физического чувства. Это учит нас тому, что Имманентный Свет Бога должен быть воспринят даже физическими чувствами человека, в то время как Его Трансцендентный Свет может быть воспринят только внутренними духовными чувствами человека.

Слова «И всё – ничто перед Ним» относятся к Сущности Бога. Ее раскрытие для нас представлено верхней горизонтальной линией буквы ѓей. Горизонтальное положение символизирует одинаковость, как уже объяснялось. Здесь «всё» (включая также Трансцендентный и Имманентный Свет) одинаково «ничто» в присутствии («перед лицом») Сущности Бога.

НАЗВАНИЕ

Слово ѓей (הא), пишется и (הי) или (הה) и означает «быть разбитым»; «брать семя»; «видеть» – «раскрытие».

МИРЫ

Во фразе «И я, Даниэль, был сломлен и заболел на много дней» (после того как Даниэлю было видение о бедствиях, изгнаниях и катастрофе, ожидающих еврейский народ), корень (הי), ѓей, означает «быть разбитым, сломленным». Кабала говорит о древней катастрофе – «разбиении сосудов». Чтобы передать свои мысли неопытному ученику, учитель может быть вынужден «сломать» свое последовательное, блестящее понимание самой тонкой истины и превратить ее во множество по видимости не связанных друг с другом фрагментов информации. Так и Божественное Единство как бы «разбивает» Себя, переходя во множество, чтобы сотворить наше физическое состояние существования и сообщить нам свободу выбора между добром (единством) и злом (видимой множественностью).

Корень слова «быть разбитым» (הי) тесно связан с корнем (היה), «быть» или «становиться». Намек на это есть во втором стихе Торы: «А земля была хаотична…» Здесь глагол «быть» в первый раз появляется в Торе (начинающейся с рассказа о Сотворении). «Хаос» (תהו, тоѓу) относится к одному из первоначальных миров, в котором произошло «разбиение сосудов», как об этом учит кабала. Затем корень «быть» два раза появляется в третьем стихе Торы: «И Бог сказал: да будет свет, и стал свет». Тора продолжает: «И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы». Тьма – «контекст», в котором предполагается множество. Свет – раскрытие единства, как на это указывает пятый, заключительный стих рассказа о первом дне Творения: «И Бог назвал свет днем… день один» (а не «первый», на это указывают наши Мудрецы). Из сломанного сущего, в конечном счете, возникает сущее, обладающее единством. В этом тайна акта Творения.

ДУШИ

Йосеф сказал египтянам в конце голодных лет: «возьмите себе зерно и засейте землю». Здесь ѓей (הא) означает «взять», особенно по отношению к семенам, как объяснено выше.

Наши мудрецы учат, что Йосеф заставил египтян совершить обрезание, намереваясь таким образом наполнить весь мир – который был тогда отражен во всепроникающей цветущей культуре Египта – еврейскими душами. К сожалению, его намерение не было осуществлено, ибо египтяне не представляли собой сосуд, способный принять такое откровение. И наоборот, само его действие вселило («дало черпать, сосать», в терминологии кабалы) в египтян добавочные силы, чтобы притеснять и тяжело поработить еврейский народ. Попытка Йосефа была «преждевременной» и потому не имела успеха и даже ухудшила положение. Вывод из этой истории: не «играй» с душами евреев. Это относится даже к великому праведнику на уровне Йосефа, который желал только добра. Человек не должен «форсировать завершение» иначе, чем это открыло Желание Всевышнего в Торе. Посредством «заслуги» изучения Торы мы способны «ускорить» достижение цели, как об этом учат наши мудрецы.

Преждевременная попытка достижения цели подобна выкидышу, произошедшему вместо своевременных родов. Форма буквы ѓей символизирует устойчивое состояние беременности, как об этом учит кабала. Отделенная левая вертикальная линия соответствует плоду в утробе горизонтальной и вертикальной линий. Зародыш начинает «быть» с момента дарования мужского семени («возьми… семя»). Зародыш души – это глубина исправленного действия, сначала «сломленного» из-за отсутствия координации с мыслью, как это уже рассматривалось. Он развивается в течение девяти месяцев, но иногда этот процесс может быть ускорен до начала седьмого месяца, как это было при рождении Моше, Избавителя Израиля. При исходе из Египта Моше взял с собой кости Йосефа (слово «кости», ацамот, означает «суть», эцем), осуществляя тем самым, в исправленном виде, веление Йосефа: «возьмите… семя», ибо семя человека в действительности представляет собой нераздельную часть физической сути человека (кость), как об этом говорится в теории хасидизма.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Ѓей, сокращение слова (הנה), ѓине, «вот», «смотри», выражает Божественное раскрытие, как в стихе ѓине зе элокену кивину ло – «Вот, это наш Бог, которого мы ожидали». Этот стих относится к конечному раскрытию Бога при пришествии Машиаха (Мессии). Слово кивину, «мы ожидали», происходит от корня (קו), кав, «линия», а во множественном числе, как в этом стихе, оно намекает на три линии, составляющие букву ѓей. Наше «ожидание» не пассивно, скорее это активное усилие наполнить три «линии» нашего сознания: мысль, речь и действие – Божественностью Торы и заповедей.

Хотя название каждой буквы, когда правильно понимают его смысл, передает суть этой буквы, наиболее явно это в отношении буквы ѓей, которая выражает изумление при новом раскрытии.

В рассказе о Сотворении в слове беѓибарам, «при их сотворении», написана маленькая буква ѓей (меньше остальных букв). Мидраш объясняет, что буквы этого слова при перестановке читаются беавраѓам, «с (качеством) Авраѓама» (или посредством, с помощью Авраама). Божественный атрибут, который представлял праотец Авраѓам, – это доброта, которой был сотворен мир, как сказано: «мир добротою строится». Доброта – средство проявления присутствия Бога. Это тайна маленькой буквы ѓей, «потенциал» Божественного раскрытия, заложенный во всем сотворенном. Когда Бог дал указание Авраѓаму в возрасте девяноста девяти лет совершить обрезание (только после того, как он достиг высшего духовного уровня, необходимого для обрезания, в отличие от преждевременной попытки Йосефа обрезать совершенно недостойных этого египтян), Он добавил к имени Авраѓама букву ѓей, из, Аврама, сделав его Авраѓамом. Сообщив Авраѓаму Свою силу, выражаемую буквой ѓей, т.е. Божественное раскрытие, Бог в сущности одарил его силой порождения душ евреев – «образа» Бога на земле, силой Бесконечного, как учит теория хасидизма. Буква ѓей, дарованная Богом Авраѓаму, дала ему силу оплодотворить Сару еврейским семенем, в результате чего родился Ицхак, когда им было соответственно сто и девяносто лет (начальные буквы этих слов, куф и цадик, составляют слово кэц, «конец»). Имя Ицхака означает «смех» и «удовольствие», происходящее от сверхъестественного раскрытия ѓей – Божественности.

ЧИСЛО

Числовое значение буквы ѓей – пять.

МИРЫ

Число пять представляет способность разделять. Разделение («разбиение, как объяснялось при рассмотрении смысла буквы ѓей на уровне миров) на пять состояний множественности дает возможность выражать себя, как это делают пять органов речи во рту человека: горло, нёбо, язык, зубы и губы, а также пять пальцев руки.

Пять видимых планет солнечной системы: Сатурн, Юпитер, Марс, Венера и Меркурий – соответствуют пяти силам, которые в разных сочетаниях влияют на физические феномены на земле. Эти пять (ה) планет, вместе с двумя (ב) светилами, солнцем и луной, и двенадцатью (ל) (двенадцатая буква алфавита) созвездиями Зодиака, вместе составляют слово (הבל), «суета», как сказано в начальных все в себе заключающих стихах Коѓелета (Экклезиаста): (הבל), «Суета сует, говорит Коѓелет, суета сует, всё суета».

Для еврея, о котором сказано: «нет мазаля (влияния небесных тел) для Израиля», мировое влияние планет и т.п. – действительно суета, ибо мы непосредственно связаны с истинным Единством и выше всех состояний кажущегося разделения и множественности. И все же, если человек позволяет «суете» проникнуть в свое сознание и в свои действия, он становится «уязвимым» со стороны «суетного» влияния природы. Это происходит с момента рождения, как сказано: «Склонность сердца человеческого дурна от рождения». Божественная душа еврея, которая выше всякой суеты, начинает светить своим светом и силой с момента обрезания (или, у женщины, с момента рождения, ибо еврейская женщина «рождается обрезанной») и таким образом становится достаточно зрелой, чтобы превозмочь все суетные вещи в возрасте бар- (или бат-) мицвы (совершеннолетия).

ДУШИ

На уровне душ, число 5 соответствует пяти разным уровням души, как об этом учат наши мудрецы и как объясняют кабала и теория хасидизма. Нижний уровень души, нефеш – сфера поведения и действия; дух, руах – сфера эмоций; внутренняя душа, нешама – сфера разума; «живая», хая – мост между первым проблеском познания и его сверхсознательным источником; «единственная», йехида – единство души с Богом, что проявляется в чистой вере, абсолютной набожности и постоянной готовности пожертвовать своей жизнью ради Творца.

В псалмах 103 и 104 царь Давид повторяет фразу «Благослови, душа моя, Бога», пять раз. Это соответствует привлечению книзу и укоренению осознания Божественного на пяти уровнях души («благословлять» в древнееврейском языке означает «привлекать книзу» и «укоренять», как это объяснялось при рассмотрении буквы бет). Числовое значение фразы (бархи нафши эт ашем) (1099) в точности равно числовому значению суммы пяти названий души: (нефеш, руах, нешама, хая, ехида). (Но в приведенной фразе слово нефеш употреблено как общее название, через которое раскрываются все отдельные уровни души.)

В книге пророка Ирмеяѓу радость жениха и невесты выражена пятью голосами: «Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос их скажет: Хвалите Бога Воинств». Даже во время единения, брака, полное выражение радости представлено числом пять, чтобы обеспечить достижение цели брака: привлечение индивидуальных душ к миру, как тайна слов «возьмите семя…», что объяснено выше.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Откровение Торы, хотя она едина с Богом, тем не менее, дает особое, явно выраженное изъявление воли Бога человеку, поэтому она была дана пятью голосами и разделена в пяти книгах Моше. Дарование Торы еврейскому народу называется браком Творца с Израилем.

Наши мудрецы учат, что каждый, кто веселит жениха и невесту, радость которых выражается пятью голосами, заслуживает Тору, которая была дарована пятью голосами. В рассказе о первом дне Творения слово ор, «свет», появляется пять раз. Свет – начало исправленного (то есть достигшего единения) сущего. Он следует за первоначальным, темным, «сломленным» состоянием сущего, как объяснялось выше.

Так как Тора сравнивается со светом (в выражении тора ор, «Тора – свет»), пятикратное упоминание света указывает на пять книг Торы, конечная цель которых – исправить все Творение, приведя его к Божественному Единству.

В еврейском алфавите есть пять букв, которые в конце слов пишутся иначе, םןףץך. Они указывают на пять «концов» (или избавлений из тьмы нашего изгнания) в осознании множественности и достижения света при конечном осознании Абсолютного Единства Бога. Тора учит, что четыре конца, указанные четырьмя буквами из 5, уже (частично) проявились в избавлениях, имевших место в прошлом. Окончательный конец, тайна конечной буквы цадик, ожидает пришествия Машиаха. Тогда полностью осуществится раскрытие праведника Израиля – «а народ Твой – все цадики (праведники)» – как единого с «Праведником Мира» – Богом. Буква цадик – пятая буква, если считать от конца алфавита. А ѓей – пятая буква, если считать от его начала (ѓей и цадик заменяют друг друга в системе атбаш). О конечной букве цадик, пятой конечной букве, как тайне конечного избавления прекрасно сказано в стихе «от конца (или угла) земли мы слышали песни, желание праведника…». Слово מכנף, миканаф, «от конца»», складывается из первых четырех букв, имеющих особую форму в конце слов. «Мы слышали песни», в прошедшем времени, указывает, что раскрытие песен уже слышали в прошлых избавлениях. «Желание праведника» (цви лецадик) означает, что наше конечное желание – осуществление тайны конечной буквы цадик. Это конец слова земля, эрец, которое можно прочесть как сокращение фразы ор заруа лецадик, «свет посеян в цадике».