Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Израиль как синтез



Рав Ицхак Гинзбург, на исходе 1 тамуза 5779 года, Гиват Шмуэль, еженедельный урок гл. Хукат

Это серия из нескольких уроков, посвященная понятиям «теза-антитеза-синтез», их аналогам в философии иудаизма и хасидизма, и их различным приложениям.

Первый урок из этой серии: «Конфликт во имя Небес»

*

Добрый вечер всем!

Сегодня вечером завершается новомесячье месяца тамуз, завтра вечером уже гимел тамуз (третье тамуза), важная дата[1], поэтому мы сегодня будем петь еще несколько нигунов[2] Ребе, в честь гимел тамуз.

Обращение к Эдому — «так сказал брат твой Израиль»

В прошлый раз мы решили говорить о правой, левой и средней линии. «Правое-левое-среднее» имеет ту же гиматрию что и выражение «маасэ меркава[3]». Мы сказали, что аналогией этих понятий в западной философии является концепция тезиса, антитезиса и синтеза.

Прошлый урок пришелся на недельную главу Корах, в которой описывается конфликтом Кораха и его общины с Моше, конфликт, который мудрецы называют «конфликтом не во имя Небес. И мы начали с того, что объяснили, что означают понятия тезы антитезы и синтеза в контексте спора (конфликта) во имя Небес и его отличие от спора (конфликта) не во имя Небес.

Также сегодня мы начнем с темы, связанной с нашей недельной главы, главой Хукат.

«И направил Моше послов из Кадеш к царю Эдома: Так говорит твой брат Исраэль: Ты знаешь о всей той тягости, какая пала на нас.[4]». Здесь есть большая новость, что Моше посылает посланников к царю Эдомскому, и обращается к нему «брат твой, Израиль». Раши объясняет, что тем самым он хочет напомнить ему наш общий долг, условие союза бейн а-бетарим[5], заключенного с Авраамом: «и будут порабощать их и мучить их четыреста лет». Поскольку только мы взяли на себя египетское рабство, поэтому сейчас было бы естественно со стороны Эдома, чтобы он разрешил пройти через свою страну к стране нашего наследия, земле Израиля. Ты должен разрешить нам пройти через твою страну, поскольку мы выдержали условие союза бейн а-бетарим. Так Раши объясняет, что этот долг был возложен на нас обоих, ибо мы братья.

Это пшат (буквальное толкование) стиха. Тем не менее, ясно, что здесь скрывается нечто более глубокое. Даже по простому смыслу, такой «жест», такое обращение к Эйсаву, «брат твой Израиль» — нет ничего подобного во всей Торе. Что означает «брат твой Израиль» сегодня? Сегодня это означает сказать Эйсаву, западной культуре в целом, и даже — христианской культуре, Эйсаву, «брат твой Израиль»!

Тем не менее, какая следующая история рассказывается в нашей недельной главе, сразу после этой мисссии, «так сказал брат твой Израиль»? Далее говорится о смерти Аарона. Раши объясняет — на первый взгляд, игнорируя явное противоречие с вышеприведенным толкованием, что за то, что они решили брататься с Эдомом, Вс-вышний наказывает за это еврейский народ, и поэтому первосвященник Аарон умирает. Раши говорит, что когда присоединяются к грешнику, за этим следует наказание, и здесь в наказание умирает первосвященник Аарон.

Но ведь только что Раши объяснил, что есть позитивный смысл в словах «брат твой Израиль»? И как же это понять? Напрашивается объяснение, что хотя сама миссия Моше к царю Эдома («И послал Моше») была необходима (при условии, что это делается с даат дэгадлут[6], «не хочешь — не надо[7]»), то дополнительное «ухаживание» со стороны сынов Израиля (вопреки мнению Моше), после того, как царь Эдома отказывается пропускать их («и сказали сыны Израиля — по дороге пройдем…») это уже негативный контакт, который приводит к смерти Аарона.

Эсав и Яаков — теза и антитеза

История противостояния Эсава-Эдома и Яакова-Израиля начинается с самого их рождения. Они прекрасный пример в Торе, что означает теза и антитеза. Нужно только понять, что означает их «синтез». Они совершенно противоположны с самого начала: «и вышел первый красный, весь как шерстяной плащ, и назвали имя его Эйсав. А после этого вышел брат его, и рука его держит за пятку Эйсава, и назвал имя его Яаков[8]». И в продолжение: «И выросли отроки, и стал Эйсав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яаков (полная противоположность) — человеком бесхитростным пребывающим в шатрах[9]».

Так начинается — что есть здесь два противоположных типа. Даже в материнском чреве они уже дерутся друг с другом, и Ривка идет спросить слово Б-га — «что будет здесь? Есть здесь теза и антитеза в моем животе, и где же синтез»?

Мы видим здесь, что теза это качество гвура[10], сторона противоположная добру, а антитеза это сторона добра. Мы говорили немного в прошлый раз в отношении Гилеля и Шамая, правой и левой стороны, кто теза и кто антитеза. Правая сторона это теза, а левая антитеза, или наоборот? Здесь есть простой пример, когда теза — это левая сторона, и потом приходит его брат, и держит его за пятку — «у меня есть право первенства». Так или иначе, Яаков это настоящая антитеза Эйсаву.

Израиль — полный синтез

Что может означать синтез между этими двумя братьями, о которых сказано «ведь брат Эйсав Яакову, говорит Вс-вышний, и я полюбил Яакова, аЭйсава я возненавидел[11]»? Что означает «брат твой Израиль»? Дальше появляется выражение «царской дорогой пойдем». Моше посылает посланников к царю Эдома — «царской дорогой пойдем, не свернем направо или налево». Мы ясно видим, что есть правый и левый путь, и есть «царская дорога», средняя линия, синтез. Правая сторона здесь это Яаков, а левая — это Эйсав.

Что это означает? В книге «паним Яфот» приводит Баал афлаа — один из величайших праведников хасидизма, из самых больших учителей раскрытой Торы в последних поколениях — известный намек: много лет спустя после рождения двух братьев, тезы и антитезы, когда Яаков возвращается в Эрец Исраэль, была схватка между Яаковом и ангелом Эйсава. В конце их схватки, когда Яаков побеждает, он заставляет ангела Эйсава — силу самого Эйсава — благословить его, и он дает ему имя Израиль, «ибо ты боролся с ангелами и с людьми и победил». Далее Вс-вышний должен подтвердить это и снова называет его Израиль. Но изначально это имя было дано, когда Яаков не дает побежденному ангелу сдвинуться с места, чтобы пойти петь песнь. Ангел хочет уйти поскорее, чтобы петь песню (он достоин этого, в заслугу того, что Яаков победил его), а Яаков не отпускает его, пока тот не благословит его. В чем состоит благословение? «Не Яаков будет больше называться имя твое, но Исраэль, ибо ты боролся с ангелами и с людьми и победил». «Паним яфот» приводит намек, что Яаков и еще Сатан равняется Исраэль, Яаков «вытаскивает» из Сатана всю его жизненность, все его святые искры, «поедает» его (выражение, о котором мы еще будем говорить далее), включает его внутрь себя, и это есть Исраэль.

Израиль это основа основ, это самое святое наше имя. Все самые святые вещи называются этим именем: Земля Израиля, Тора Израиля, народ Израиля. И также Вс-вышний называется «Б-гом Израиля». Мы сегодня много говорим о распространении Торы среди народов мира — в чем основа? Вера во Вс-вышнего, Б-га Израиля. Мы не говорим о просто вере в Б-га, но хотим распространить среди всех народов мира, чтобы все верили во Вс-вышнего, Б-га Израиля. Все завязано на это святое слово «Израиль». Что оно означает? Если мы хотим найти одно слово в Торе, которое есть синтез всего человечества, всех корней душ, это есть смысл имени Израиль.

«Израиль, которым я горжусь»

Пророк Йешаягу говорит: «Израиль, которым я горжусь». Тиферет это синтез (Израиль это средняя точка сфиры тиферет, в тайне «тиферет Исраэль» — сущностной связи между именем Израиль и сфирой тиферет. По простому смыслу тиферет это качество Яакова среди всех отцов, но ее внутренний смысл связан именно с именем Израиль). Хесед (милость, качество Авраама) и гвура (суд, качество Ицхака) это теза и антитеза, а тиферет это синтез.

Есть различные мнения, в каком порядке появляются эти сфирот: по порядку сфирот, сначала идет хесед (милость), и после этого гвура (суд) — сначала идет желание леашпиа (давать без ограничения), но потом возникает какое-то ограничение, опасение, что шэфа (влияние) попадет не  туда, куда нужно, и, в конце концов, приходит качество рахамим (милосердия), которое устанавливает, что несмотря на то, что есть ограничение, тем не менее, я даю ему из соображений рахманут (жалости, эмпатии)[12]. Источник рахманут находится выше, чем сознание, поскольку тиферет это «средний засов, соединяющий с самого верха до самого низа»). Это простой порядок — правая-левая-средняя, средняя линия это тиферет, «тиферет Исраэль», «великолепие Израиля».

Однако, мы очень часто встречаем в Торе, что левая линия, линия суда, появляется раньше, чем правая, линия милости. В таком порядке теза — это левая сторона, подобно тому, как мнение Дома  Шамая упоминается раньше, чем мнение Дома Гилеля (мы говорили об этом в прошлый раз). И после этого правая линия приходит в качестве антитезы, в качестве противоположности. В конце концов снова приходят к «царской дороге» — «не отклоняться ни вправо, ни влево» — синтез Эйсава («которого я возненавидел») и Яакова («которого я полюбил»), Израиль, «брат твой Израиль».

Каково числовое значение слова «этпаар» (оно встречается единственный раз во всем Танахе)? Это наша первая гиматрия сегодня —«этпаар» равняется «маасэ меркава»[13], равняется «йемин-смоль-эмца[14]». Тиферет это правильная пропорция — не просто смешать, добавить немного воды в вино , но создать нечто новое. Рахамим это не хесед и не гвура, но самостоятельная сфира, Рахамаим это качество лидера, избавителя, мошиаха, ки мерахамам йенаагем[15]это синтез, Израиль. Каждый раз, когда мы произносим «Израиль», стоит задуматься, что это означает  синтез всех душ (от корня Авеля — правой линии, и от корня Каина — левой линии, и в сущности, это означает, что Яаков «поедает», т.е., включает себя Эйсава.



[1] Исталкут (возвышение души) рабби М.М. Шнеерсона, седьмого Любавичского Ребе

[2] Нигун — хасидская мелодия. Часто без слов, иногда со словами

[3] Глубочайшие тайны творения мира. Другими словами, именно в нахождении баланса между «правой» и «левой» линией, в нахождении «средней» линии заключается глубочайшая тайна творения. Прим. переводчика.

[4] Бемидбар 20, 14

[5] Союз «меж рассеченных тел», заключенный с Авраамом

[6] Букв. «разум зрелого человека». Понятие «катнут» (детство) и «гадлут» (зрелость) — одни из основных в учении хасидизма Хабад и учения рава Гинзбурга в частности. Другими словами, вопрос здесь не в том, «хорошо» это или «плохо» — посылать миссию к Эдому, а в том, или это «катнут» («детство») или «зрелость». Если это «зрелость» — то это хорошо. Если «детство» — плохо. Если это зрелость — это даже мицва. Если это «детство» — это запрещено. Прим. переводчика

[7] Возможно, это одно из лучших определений понятия «зрелость». «Зрелость» — это «не хочешь — не надо». Не зацикливаться на одном, «единственно правильном» решении, которое необходимо к тому же немедленно — это, наверное, лучшее определение понятия зрелости в хасидизме. Прим. переводчика

[8] Берейшис 25, 25

[9] Там же, 27

[10] Строгость

[11] Малахи 1, 2

[12] Более конкретный пример (приводимый в Тании): учитель и ученик. Учитель хочет рассказать ученику все что он знает. Но он должен ограничить себя, «сжать» свой разум, сказать ученику лишь то, что он может сейчас услышать. В данном примере желание учителя раскрыть всю свою мудрость это хесед, милость. А страх навредить ученику, дав ему больше, чем тот способен постичь — это гвура, суд. В борьбе этих двух качеств учитель находит среднюю линию, раскрывая ученику свою мудрость лишь настолько, насколько он готов ее постичь. Прим. переводчика

[13] Тайна созидания

[14] Правая-левая-средняя

[15] «Сострадающий им вести будет их» (Йешайа 49, 10)