Следующий урок рава Гинзбурга из серии "теза-антитеза-синтез"

Следующий урок рава Гинзбурга из серии "теза-антитеза-синтез"

История противостояния Эсава-Эдома и Яакова-Израиля начинается с самого их рождения. Они прекрасный пример в Торе, что означает теза и антитеза. Нужно только понять, что означает их «синтез». Они совершенно противоположны с самого начала: «и вышел первый красный, весь как шерстяной плащ, и назвали имя его Эйсав. А после этого вышел брат его, и рука его держит за пятку Эйсава, и назвал имя его Яаков ». И в продолжение: «И выросли отроки, и стал Эйсав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яаков (полная противоположность) - человеком бесхитростным пребывающим в шатрах ». Так начинается – что есть здесь два противоположных типа. Даже в материнском чреве они уже дерутся друг с другом, и Ривка идет спросить слово Б-га – «что будет здесь? Есть здесь теза и антитеза в моем животе, и где же синтез»?

Что может означать синтез между этими двумя братьями, о которых сказано «ведь брат Эйсав Яакову, говорит Вс-вышний, и я полюбил Яакова, аЭйсава я возненавидел »? Что означает «брат твой Израиль»?

Что это означает? В книге «паним Яфот» приводит Баал афлаа – одного из величайших праведников хасидизма, из самых больших учителей раскрытой Торы в последних поколениях – приводится известный намек: много лет спустя после рождения двух братьев, тезы и антитезы, когда Яаков возвращается в Эрец Исраэль, была схватка между Яаковом и ангелом Эйсава. В конце их схватки, когда Яаков побеждает, он заставляет ангела Эйсава – силу самого Эйсава – благословить его, и он дает ему имя Израиль, «ибо ты боролся с ангелами и с людьми и победил». Далее Вс-вышний должен подтвердить это и снова называет его Израиль. Но изначально это имя было дано, когда Яаков не дает побежденному ангелу сдвинуться с места, чтобы пойти петь песнь. Ангел хочет уйти поскорее, чтобы петь песню (он достоин этого, в заслугу того, что Яаков победил его), а Яаков не отпускает его, пока тот не благословит его. В чем состоит благословение? «Не Яаков будет больше называться имя твое, но Исраэль, ибо ты боролся с ангелами и с людьми и победил».

«Паним яфот» приводит намек, что Яаков и еще Сатан равняется Исраэль, Яаков «вытаскивает» из Сатана всю его жизненность, все его святые искры, «поедает» его (выражение, о котором мы еще будем говорить далее), включает его внутрь себя, и это есть Исраэль.

Израиль это основа основ, это самое святое наше имя. Все самые святые вещи называются этим именем: Земля Израиля, Тора Израиля, народ Израиля. И также Вс-вышний называется «Б-гом Израиля». Мы сегодня много говорим о распространении Торы среди народов мира – в чем основа? Вера во Вс-вышнего, Б-га Израиля. Мы не говорим о просто вере в Б-га, но хотим распространить среди всех народов мира, чтобы все верили во Вс-вышнего, Б-га Израиля. Все завязано на это святое слово «Израиль». Что оно означает? Если мы хотим найти одно слово в Торе, которое есть синтез всего человечества, всех корней душ, это есть смысл имени Израиль.

http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5779/1-tamuz-79-israel-sintez.htm

Запись опубликована в рубрике: .