Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ступень "ацми" (Кетер Шем Тов, 4)



Кетер Шем Тов, 4

От Баал Шем Това. Каждый человек должен вести себя в соответствии со своей ступенью

Человек должен служить Вс-вышнему на своей ступени. Это смысл известных слов рабби Зуше, что когда Зуше поднимется на небеса, его не спросят, «почему ты не был Моше рабейну», но «Почему ты не был Зуше».

Иначе, когда он пытается служить на ступени своего товарища

Сегодня на иврите это называют хикуй. Подражание. Копи-пейст. Действительно, у каждого должен быть учитель, перед которым он преклоняется, и от которого он учится. Однако не следует подражать своему учителю. Нужно получить от него ашраа[1] как лучше всего исполнить свой шлихут в мире. У каждого есть кто-то над ним, и кто-то под ним, кто-то, у кого он учится, и кто-то, кого он учит. В этом смысле все люди бейноним («средние»), ибо они находятся посередине, «между». Также внутри самого человека есть бесчисленное множество ступеней, на которые он поднимается, но это его ступени.

«И то и другое не получится у него»

Он не сумел «скопировать» своего товарища, и также не вел себя в соответствии со своей ступенью.

И это то, что говорится, что многие пытались делать как Рашби, и не получилось у них

В Гемара объясняется, что Рашби находился на ступени Торато умануто[2], и от него не требовалось никакого усилия для парнаса[3] или йишув аолам[4]. Но многие пытались вести себя так же, как он, и не получилось у них.

Это означает, что они не находились на этой ступени, но только пытались вести себя как Рашби, и поэтому не вышло у них

Хасид ацми и Ребе

Быть ацми[5] означает, что он идет по пути, который имеет отношение только к нему лично, к ступени, на которой он находится. Он не пытается подражать кому бы то ни было. Его личный путь имеет отношение к сущности его души, и он не получает его ни от кого другого, даже не от своего Ребе. Понятно, что он связан душой и сердцем с Ребе, и даже на ступени связи йехида с йехида[6]. Наоборот, сущность души раскрывается внутри йехида, поэтому невозможно достичь ступени эцем[7] без того, чтобы раскрыть йехида, и связать ее с йехида клалит[8] поколения, главой поколения.

Хасид, связанный со своим Ребе как нужно, хасид, в котором отзывается каждое слово, исходящие из уст учителя, и даже внутреннее движение его мысли и его душевные качества, представляет собой, в качестве ацми, своего рода «комментарий» на своего Ребе. Это «комментарий», который может даже удивить самого Ребе.

Говорили про учеников рабби Бунема из Пшисхи, что Коцкер это один «комментарий» на рабби Бунема, а Хидушей Арим это другой «комментарий». И известно, что в Пшисхе делали акцент на том, чтобы быть ацми, подобно тому, как это делается в Хабаде.

Можно привести в пример живопись. У каждого художника свой собственный уникальный стиль, которым он выражает себя. Если ты попытаешься скопировать картину Пикассо — это ничего не стоит. Когда он рисовал — он не пытался скопировать кого бы то ни было, но нашел это из того места, где он находился (в аспекте тоhу — гиматрия йеш меаин, «в начале тьма»).

Узнать свое благословение

[Это связано с тем, что говорится в недельной главе, что у каждого есть своя миссия и благословение от Вс-вышнего — «благословил каждого в соответствии с его благословением»].

Да. Сказано, Яаков благословил всех своих сыновей, хотя, на первый взгляд, у Реувена, Шимона и Леви мы видим нечто противоположное благословению. Однако, все благословения включали друг друга, и относились ко всем коленам «благословил их», всех, так, что и первые получили благословение. И тем не менее, каждому Яаков дал специальное благословение, его личное, сущностное благословение (Ребе видит сущностную часть своего ученика, и направляет его раскрыть и укрепить ее).

Есть люди, которые ощущают в своей особой миссии страдания и противоположность благословению, не дай Б-г. Они должны понять, что именно это их благословение. Нужно копать в глубину, подобно нашему праотцу Ицхаку, чтобы раскрыть источник живой воды, сладость, которая есть внутри. Это есть идея благословения (браха-брейха), нырнуть в глубину.

Не обманывай себя

[Как мне узнать, какова моя ступень?]

Если у тебя есть хороший машпиа[9] или хороший Ребе, он скажет тебе, какова твоя ступень. Если нет — нужно молиться, чтобы найти ее. Сказано, что Баал Шем Тов узнал, ради чего он пришел в мир только за мгновение до своего исталкут[10], но если у тебя есть хороший Ребе, он откроет тебе.

Можно последовать совету рабби Нахмана, идти на итбодедут[11], говорить со Вс-вышним на своем языке. Тот, кто знает — на самом деле все находится в молитвеннике, все заключено в нем. Но тот, кто чувствует, что молитвы, написанные в сидуре, слишком общи для него, и не находит в ней своих личных потребностей — должен идти леитбодед, для того, чтобы построить личный контакт со Вс-вышним.

В книге воспоминаний предыдущего Ребе говорится, что хасиды Алтер Ребе больше времени проводили в полях и лесах, вне йишув, чем в йишув. Вне йишув учатся, митбоненим[12] — делают много хороших дел. Но самое главное, для чего требуется леитбодед — это чтобы узнать, какова моя ступень, не быть глупцом, не быть обманщиком. В хасидизме это одно и то же, как объясняется у нас то, что говорят хасиды, что вся идея книги Тания может быть выражена одной фразой: «не будь глупцом». Глупец не знает, каково его место, и обманывает себя.

«Сущностные» хасиды

Кто может служить примером ацми в Хабаде? — Рабби Айзик из Гомеля. Мы видим это в стиле его сочинений, который совершенно отличен от стиля рабеим[13]. Цемах Цедек говорил, что у него есть два с половиной хасида — двое — это рабби Нехемия из Дубравны и рабби Айзик, оба они писали в стиле, совершенно отличном от стиля рабеим. Тот, кто знаком со стилем рабби Айзика, он знает, что он нечто ацми, его стиль совершенно отличен. Раби Нехемия в своих респонсах «Диврей Нехеимя» дискутирует со своим учителем Цемах Цедеком, и даже спорит с ним.

Кто такой «половина хасида»? — Это рабби Гилель из Парич, у него есть маамарим, которые выглядят в точности как маамарим Цемах Цедека, и только тот, кто хорошо разбирается в стиле маамарим, видит, что это он написал. Почему он «полу-хасид»? — Потому что он считается наполовину хасид и наполовину Ребе. Так сказал о нем его Ребе, Цемах Цедек.

Мы видим, что несмотря на то, что рабби Айзик совершенно самостоятелен, ацми, он «полный» хасид. А рабби Гилель, который сохраняет стиль Цемах Цедека, это «полу-хасид». Перед тем, как Ребе становится Ребе, еще в качестве хасида, он ацми. И он продолжает оставаться ацми-хасид даже когда он Ребе.

Раскрытие йехида выше чем раскрытие пророка Элиягу

Рассказывают, что после «большой свадьбы» — свадьбы внучки Алтер Ребе и внучки рабби Леви Ицхака из Бердичева — оба цадика поехали вместе. Когда они остановились по дороге в корчме, рабби Леви Ицхак указал на одного из хасидов, и сказал Алтер Ребе, что этот хасид удостоился раскрытия Элиягу. В ответ, Алтер Ребе показал на рабби Биньямина Клецкера, который молился там, и сказал, что сейчас у него светит раскрытие йехида в душе, и что это выше даже чем раскрытие Элиягу (так говорится в писаниях Аризаля). Пророк Элиягу это нечто внешнее, что раскрывается мне, можно сказать, «добро пожаловать». Но раскрытие йехида это раскрытие моего истинного «я».

Быть настоящим «ацми»

[Мы хотим, чтобы каждый стал ацми? Можно, кажется, прийти не в самое хорошее место…]

Признак настоящего Ребе, Ребе как это понимается в Хабаде, это его желание, чтобы все его хасиды стали ацмиим[14]. Но мы хотим, чтобы каждый достиг ступени ацми действительно, не мнимый «ацми», который делает все, что ему хочется. Распущенность сердца это не «ацми». Также в вопросах Торы и заповедей возможно, что человек просто делает все что ему захочется[15], и считает себя праведником.

Для того, чтобы по-настоящему стать ацми, нужно сначала стать пними[16]. Также рабби Айзик сначала был пними. Говорится в Йом Йом, от имени Цемах Цедека, что для того, чтобы достичь лев-рака, раскрытия мидот, смягчить мидот, как это требуется от хасида, требуется молитва и служение Вс-вышнему в течение тридцати лет. У нас нет никакого представления об этом.

Пними идет за истиной Торы и истиной своего Ребе — с этого нужно начинать. Ацми идет за своей внутренней интуицией. Ацми не идет по колее, он прокладывает собственный путь (с ашраа Ребе, как говорилось выше), и очень часто люди вокруг не понимают его.

В этой Торе Баал Шем Тов выступает против «внешнего» хасида, и хочет привести ученика, чтобы он стал ацми. Как Ребе сказал, каждый должен избрать свой особый шлихут — так чтобы не все батоей хабад выглядели близнецами, чтобы каждый построил бет хабад в своем стиле.

Алтер Ребе и Баал Шем Тов

Рав Йешовом рассказал мне сегодня после Мусафа, что Ребе Исахар Бер из Любавич, меламед (учитель) Алтер Ребе в детстве, был хасидом Баал Шем Това, и ездил к нему часто, но скрывал это от своего ученика, Алтер Ребе. В какой-то момент Алтетр Ребе обратил внимание, что он уезжает и не говорит куда, что он скрывает от него что-то, но он рассказал ему, куда он ездил только после исталкут[17] Баал Шем Това.

Мама Алтер Ребе, рабанит Ривка (в Хабаде есть две рабанит Ривка — мама Ребе Рашаба, супруга Ребе Моараша, и мама Алтер Ребе), сказала, что удивительно, что меламед скрывал свои поездки к Баал Шем Тову, и поэтому у нас есть сейчас хасидут Хабад. Если бы Алтер Ребе поехал бы к Баал Шем Тову, он бы, несомненно, стал бы «Ребе», может быть даже великим Ребе, но не Ребе Хабада, а «пойлишер» рэбэ, «а гутер ид» (так называют адмурим в Польше).

Уже тогда рабанит Ривка поняла различие между хасидизмом Хабад и «польским» хасидизмом.

[Почему если бы Алтер Ребе приехал к Баал Шем Тову, то не было бы хасидизма Хабад? Он же приехал потом к раву Магид, и стал основателем Хабад?]

У Алтер Ребе был мсирут нефеш на каждое слово Баал Шем Това. Например, Алтер Ребе был задан вопрос на допросе, когда он был под арестом в России, почему Баал Шем Тов снова и снова повторял  слово «аф»? Они говорили, что он хочет тем самым пробудить гнев против царской власти. Алтер Ребе ответил на этот вопрос.

И вместе с этим, Баал Шем Тов это был макиф, подобно Ор Эйн Соф перед цимцум. Магид это уже цимцум — только тогда можно привлечь кав, внутренний свет хасидут Хабад. Учение Хабад было у Баал Шем Това в аспекте «ээлем (сокрытие) который не существует», как «огонь в кремневой скале», а у Магида это уже «ээлем, который существует», подобно «пламени, связанному с горящими углями».



[1] Вдохновление

[2] Букв. «Тора — профессия его»

[3] Заработок

[4] Букв. «заселение мира», т.е., работа в материальном мире

[5] Сущностный

[6] Т.е., сущность души такого хасида связана с сущностью души его Ребе

[7] Сущность

[8] Букв. «коллективная сущность души», душа праведника поколения, объединяющая в себе и дающая жизненность всему поколению

[9] Духовный наставник

[10] Т.е., перед самой смертью

[11] Букв. «уединение». Религиозная практика, распространенная среди хасидов Бреслав. Далее объясняется что это означает

[12] медитируют

[13] Множественное число (грамматически неправильное, но так говорят) от «Ребе»

[14] Множественное число от «ацми»

[15] На иврите это выражение «шрирут лев», «распущенность сердца»

[16] Букв. «внутренний», т.е., ученик, способный принять «внутрь» слова и наставления учителя. Само это название, с другой стороны, очевидным образом указывает на то, что это ступень ученика. Ступень «мекабель», соответственно это ступень «катнут», детства. Можно сказать, что пними — это детство, а ацми — это взрослый человек. Прим. переводчика

[17] смерти