Про «большой Пурим» сказано ад дэло яда[1], «обязан человек выпить в Пурим, пока не перестанет различать между проклят Аман и благословен Мордехай. Про малый Пурим не говорится, что есть заповедь ливсумей[2], но нужно готовиться.. Когда человек исполняет заповедь ливсумей, «пока не перестанет различать», он поднимается на ступень, которая называется «Превечный Израиля не солжет и не передумает, ибо не человек он чтобы передумать[3]». Он становится ойс менч[4], становится «не человек».
У «человека» есть разум, шикуль адаат[5]. Но в Пурим поднимаются от «адам», и становятся ло-адам, «не человек». И это называется нецах Исраэль, Превечный Израиля. Нецах Исраэль это то, что раскрывается в чуде Пурима.
В Пурим становятся «не человеком». Но чем да становятся? Если я «не человек», то в кого я превращаюсь? - Я превращаюсь в рыбу[6].
Так или иначе, сегодня еще Пурим Катан, и мы все еще адам. Когда мы говорим адам, есть большой человек, и есть также маленький человек. Но оба они, как маленький, так и большой, оба они малы перед ло адам у леинахем[7], перед Нецах Исраэль.
Откуда мы знаем, что Пурим связан со ступенью адам? Каждый кто адам, в будущем станет ло адам. Не нужно быть адам. Тогда удостоишься стать нит кейн менч.
Какая гиматрия у Пурим катан? 495. Пурим катан, это 11 раз адам, 11 раз ма. 11 — это «один который не в счете», как Ребе объясняет. Т.е., 11 — это само уже число, связанное с ло адам. 11 — хад вело бехушбан[8] — раз адам. Это Пурим катан.
Если мы все еще не убедились, что это указывает на адам, какая гиматрия у первых букв фразы Пурим Катан, пей куф? 180, четыре раза адам. Какие средние буквы? Это тоже должна быть кратно слову адам, поскольку мы сказали, что Пурим катан это 11 раз адам. Если начальные буквы это четыре раза адам, и конечные буквы это два раза адам, То средние буквы, 225, это 5 раз адам. Все это говорит адам, имя ма. Ма означает битуль. В Пурим катан мы должны достичь битуль.
В Пурим гадоль мы находимся в гадлут. Одно из слов, связанных с Пурим, это пеер[9], итпаарут. В Пурим гадоль каждый еврей может леитпаер, поскольку он соединяется с «Исраэль ашер беха этпаар[10]». Чем мы митпаарим в Пурим Гадоль? Тем, что мы ло адам. Что мы нецах Исраэль. Вс-вышний гордится нами, а мы сами гордимся собой. На первый взгляд, гордиться (леитпаер) это некрасиво? Поэтому сегодня мы еще не гордимся. Это находится только в потенциале. Мы пока что относительно скромны. Это аспект адам. Адам скромен.
Но есть праведник, у которого есть святые уста. Пе кадош. И объясняется в хасидут, что пе кадош праведника — это его способность леитпаер[11]. Какая гиматрия у Пе кадош? Мы сказали, что леитпаер относится к Пурим гадоль. Однако пе кадош имеет гиматрию Пурим катан. Не только это. Какие первые буквы слов этого выражения? Те же самые. Пурим катан это пей куф, и также пе кадош это пей куф.
Пей куф относится к свадьбе. «Кто нашел (себе добрую) жену, тот нашел благо и снискал благодать от Г-спода». Митпакеким — стираются все грехи человека, когда он женится, как говорят Хазаль, и подробно объясняется в Шехина бейнейем.
«Пкак», Пе мефик марголиет. Святые уста — это слова, изрекающие жемчужины, это начинается, т.е., это потенциально начиная с сегодняшнего дня. Это достигает своего совершенства, когда исполняют «Обязан человек напиться в Пурим» в большой Пурим. И тот, кто удостоится — это настоящая Пурим-Тора, тот кто удостаивается этого, он удостаивается уст, изрекающих жемчужины, «святые уста», равные «малый Пурим».
Где встречается эта фраза, «святые уста»? Мы сейчас учим, что Пурим это сгула (помощь) для пэ кадош, это начинается с Пурим катан, и завершается на Пурим гадоль. Про кого говорится пэ кадош? Есть вообще такой стих, пэ кадош? В Танахе не встречается этой фразы. Но в Талмуде она есть. Кто говорит пэ кадош? Реш Лакиш. Самый любимый аморай у нас. Из самых сильных защитников Земли Израиля. Он самый сильный из защитников Земли Израиля, шлеймут аарец. Это также было самым важным для Ребе.
Рабби Шимон бен Лакиш баал тшува. Он был главарем банды грабителей. Как он сделал тшуву? Он прыгнул в воду. Он превратился в «не человека», он превратился в рыбу… Он аморай Эрец Исраэль — это уже эпоха Талмуда. Про кого он сказал эту фразу? Самый важный для него учитель эпохи Мишны, таннай, это рабби Меир. Когда в Мишне не упоминается источник, это, как правило, слова рабби Меира. Как Реш Лакиш, так и рабби Йоханан, между ними есть много споров, рабби Йоханан вернул его в тшуве — они оба из всех танаим уважают рабби Меира. Как объясняется в другом месте.
И один раз говорится в Талмуде, что наш рабби Меир, Меир — это первые буквы фразы Руах Апейну Мошиах АШем[12], и он также называл себя царем Мошиахом, из всех танаим рабби Меир это царь Мошиах. Рабби Меир это также Мордехай. Мордехай — это говорится в нашей недельной главе, это мор дрор. Что это означает? Где имя Мордехая упоминатся в Торе? «И ты возьми себе лучшие благовония, мор дрор», и переводится на арамейский как «мейра дахья», мейра дахья — это те же буквы, как и в Мордехай. Сказано «самые лучшие благовония». Но что такое мейра? Это буквы мем-йуд-рейш-алеф, буквы имени Меир. Это корень души рабби Меира.
Однажды рабби Меир сказал что-то странное, и Реш Лакиш сказал по этому поводу: «Святые уста скажут такое»? Это единственный раз, когда это выражение встречается в Талмуде. «Святые уста скажут такое?» Можно подумать, что он спорит с ним. Но нет, он оправдывает его. Раши пишет, что поскольку оба они сыны Земли Израиля, то они очень любят друг друга. и поэтому даже если рабби Меир говорит что-то странное, он старается оправдать и объяснить его мнение.
Реб Меир это Мордехай айегуди. Аризаль говорит, что сам Реш Лакиш это не более и не менее, как гилгуль Мордехая-йегуди. Каждый раз, когда учат Гемару и встречают слова Реш Лакиша (его мнение очень часто цитируется в Гемаре), нужно знать, что Реш Лакиш это Мордехай.
Если Мордехай возвращается в гилгуле в Реш Лакиша, это значит, что он должен что-то исправить? Что он должен исправить? Мордехай отдал целый народ на уничтожение. Тем, что он не поклонился Аману, «И Мордехай не склоняет колен и не падает ниц» перед нечестивым Аманом, за это нечестивый Аман постановил истребить весь еврейский народ. И все это из-за Мордехая, «народ Мордехая» - во всем этом виноват только Мордехай. Из этого вышло чудо Пурима, но тем не менее, здесь есть что-то, в самом тонком смысле, что требует исправления у Мордехая.
Поэтому, Реш Лакиш сначала был главарем банды. Потом он стал великим ученым Торы, «выше, чем - рабан имя его[13]». Но потом, в определенный момент, он продает себя племени лудаим. Это были вооруженные грабители, каннибалы, очень жестокие, которые назывались лудаим. Он пошел и продал себя им. И их было очень много, а он был один. Он был очень силен, и также очень мудр. Умнее их. И в конце он убил их всех.
Для чего Реш Лакиш должен был идти к лудаим? Аризаль говорит, что то, что он продал себя лудаим, это для того, чтобы исправить «народ Мордехая», потому что он сам Мордехай, и Мордехай отдал свой народ на уничтожение Аману. Это нечто удивительное, Реш Лакиш!
И это единственный раз, когда в Гемаре встречается это выражение «Пэ кадош», «святые уста».
[1] «Пока не перестанет различать»
[2] Напиться
[3] Шмуэль Алеф 15, 29
[4] «Не человек» (идиш)
[5] Рациональное мышление
[6] Рыба как понятно, указывает на Мошиаха. Прим. переводчика
[7] «Не человек он чтобы передумать»
[8] Один который не в счете
[9] Пеер, итпаарут, леитпаер — корень, означающий гордость, прославление
[10] «Израиль которым я горжусь»
[11] На первый взгляд, речь идет о рабби Нахмане, который рассказывал своим ученикам о ступенях служения, которые он достиг. Прим переводчика.
[12] «Дыхание жизни нашей, помазанник Б-га» (Эйха, 4, 20)
[13] Самых великих учителей принято называть только по имени, без добавления почетных титулов типа «Ребе», «рабби», «рабан» и т.д.