Есть в идее шифлут (или битуль?) какой то неумолимый ашлагизм. Я не большой любитель ашлагизма если не сказать больше, но есть во всем этом какой то ашлагизм. Этот ашлагизм говлрит что человеку в какой то момент становится стыдно. Стыдно жить на халяву. Можете предстввить себе шнорера готорый говорит " а я сегодня на работу не пойду". Не пойду собирать халявные бабки. Почему? Да влом и все... Это ашлагизм конечно. Человеку становится стыдно получать на халяву и все тут. Шифлут (или битуль) означает добровольное ограничение в получении удовольствий. Человек который попадает на "пир" иудаизма в первый момент просто теряет голову. "Наш мир похож на свадебный пир, хватай кушай хватай пей". И человек кушает и пьет даром что все на халяву. Правда от перебора может быть несварение желудка. Но халява же. И на следующий день пир продолжается. И так может продолжаться много много лет. Пока человек не взрослеет. И не говорит себе стоп. Вот этот момент в душе когда человек говорит себе стоп. Свадебный пир это не место халявной жрачки а что то другое. Это момент битуль. Это момент когда вектор с рацо меняется на шов. Кстати в этом вопросе хасидут сильно отличается от всего остального. Весь остальной иудаизм включая каббалу говорит что мир создан чтобы позрать Б-га. Хасидут говорит нет. Хасидут говорит жилище в нижних. Это совсем не "богопознание". Это копаться в грязи, рыть фундамент, лить раствор, возволить стены и так лалее - грязная черная работа которую лучше поручить китайцам или арабам... А вот хабадники искренне убеждены что копать фунламент это и есть смысл творения.. Похоже что наша недельная глава идет по хабадской версии * А вообще на еврейской кухне два коронных блюда. Одно, кажется, вы уже распробовали, называется "эмуна". Попробуйте еще одно, "тшува" называется. Первое блюдо все любят, а вот второе только истинные ценители настоящей еврейской кулинарии.. * Если серьезно, то настоящая глубина Б-жественности и глубина души раскрывается только через тшуву. Получается что есть что то что выше чем вера? Вроде бы вера это радла, куда еще выше? Вера это действительно радла. Но вера это свет. Тшува? Ребе говорит что тшува это ацмут. Корень тшувы выше чем корень веры. Поэтому тшува возвращает веру и возвращает жизнь. Вера это свет, вера это жизнь. Тшува это тьма, тшува это смерть которая возврашает к жизни. Тайна лица Вс-вышнего как ни странно связана со смертью а не с жизнью. Поэтому при жизни не видят а при смерти видят. Тшува это "искать лица Вс-вышнего". Искать смерти, чтобы жить. Вера идет от Авраама. Тшува? Есть в тшуве что то от египетского культа мертвых. Не зря же египетское изгнание предшествовало дарованию Торы. Самая известная история про тшуву происходит тоже в Египте. "Но виновны мы" произносится братьями именно в Египте. Получается что сыны Израиля пришли в Египет чтобы научиться делать тшуву.. * На самом деле это все не так. Тшува это ощутить бесконечный рахманут. Тшува это раскрытие 13 мер милосердия * Осталось только понять или сказанное выше это со стороны святости или нет. В конечном счете всп отличие это дин каше, жестокий суд. Если человек будет слишком жестоко к себе относиться это его сломает а не поднимет. Это как миква. В нашем нищем поколении говорят что из микаы нужно как можно быстрее выходить. Раньше праведники могли часами сидеть в микве - все знают эти истории. Сейчас - быстро зашел быстро вышел и вперед. То же самое в отношении хешбон нефеш. Рационал хешбон нефеш очень хорошо обьяснчется в последних главах (26-30) Тании. Это жестокий суд, который так или иначе есть в душе но направленный вовнутрь. "Не суди своего товарища пока не окажешься в его ситуации" означает что сначала суди себя как ты его судишь (как Алтер Ребе подробно оюьясняет в этих главах). Но результат - "не суди". Не суди другого, потом также не суди себя. Можно подумать что порядок этих глав важен. Начало всего симха, радость и энергия служения. Но что делать если нет ни радости ни энергии (что часто быввпет даже у бейноним как отмечается в Тании)? Ответ "дерево которое не горит разбивают его на щепки и горит". Если уже горит значит уже нет суда, суд перевернулся на милосердцие. Рав назвывает это основным служением "итапха" у бейноним, когда этот беспощадный суд вдруг переворачивается в милость. Что происхолит если человек не судит себя вообще? Он просто сойдет с ума. Это увы состояние многих баал тшув, не затрудняюших себя время от времени беспощадным самоотчетом. Он совершенно отрываются от реальности, и живут в каком то воображаемом мире * В последнем уроке эмуна и битахон рав говорит что шифлут это сознание "я не мошиах". И что оно больше всех необходимо тому кто потенциальный мошиах. Т.е. шифлут это что то очень связанное с мошиахом и с искрой мошиаха в каждом человеке