Трое великих праведников, остановивших солнце (1)



Рав Ицхак Гинзбург

Ноябрь 2018

Трое великих праведников, остановивших солнце

Добрый вечер всем, и доброе утро тем, кто в Америке. На нескольких последних встречах мы говорили о качестве эмет, истине. Сначала мы обсуждали это понятие с точки зрения современных философских теорий истины. На нашей последней встрече мы начали обсуждать это чисто с точки зрения Торы. В конце нашего последнего ежемесячного урока, мы прочитали целый отрывок из Гемары, где рассказывается история трех великих праведников, обладавших способностью остановить солнце. Это были Моше, Йегошуа, и Накдимон бен Гурион. Последнее имя куда менее известно.

История Йегошуа изложена в книге Йегошуа. По поводу Моше - есть мнение Хазаль, что если ученик (Йегошуа) мог такое сделать, очевидно, что также его учитель (Моше) мог это сделать тоже. Так мудрецы учат, что Моше рабейну также остановил солнце. Последняя, наиболее удивительная история, это история времен конца Второго Храма, одного очень богатого еврея,  обеспечившего водой все те десятки тысяч людей, которые приходили в Храм, чтобы отмечать праздники «регалим».

Он приобретал воду у римского наместника, и он договорился с наместником, что если он возвращает воду до определенной даты, то все хорошо. Если нет — он должен заплатить какую-то немыслимую сумму денег. И вот этот последний день оплаты наступает, но дождя, который наполнил бы хранилища воды этого наместника - нет и нет. День уже клонится к закату, и если до вечера не будет дождя, то нужно будет заплатить немыслимую сумму денег. И он пошел в Храм, и начал молиться.

«Покажи, что есть у тебя любящие тебя на земле»

Вс-вышний сделал чудо, и в самом конце дня, уже после того, как солнце зашло, небеса вдруг разверзлись, и начался настоящий потоп воды. Но когда он вышел из Храма, была уже ночь, и это означало, что он просрочил дату платежа, и все еще должен заплатить римскому наместнику оговоренную сумму денег. И тогда он снова пошел в Храм, и он просил Вс-вышнего: «Покажи, что есть у Тебя любящие тебя на земле», что есть народ, который любит Тебя, и Ты любишь свой народ.

Когда он вышел из Храма, была уже ночь. Шел дождь, и небеса были покрыты облаками. Вдруг облака рассеялись, и снова показалось Солнце, тем самым доказывая, что еще день, хотя «по часам» была уже ночь. Так он был освобожден от обязанности уплаты денег римскому наместнику. Это был удивительный кидуш аШем, освящение Б-жьего имени, когда Вс-вышний остановил солнце, несмотря на то, что была уже ночь, чтобы явить всему миру, что у Него есть избранный Им народ, и что у Него есть Храм, и что у Него есть праведники, и Он принимает их молитвы. Этого человека звали Накдимон Бен Гурион.

Связь между истиной и способностью остановить солнце

Мы посчитали гиматрии имен этих трех человек, о которых Гемара говорит, что они были способны остановить солнце, и сумма гиматрий их имен составила три раза слово эмет, истина. Истина, истина, истина. Это значит, что среднее значение имен этих людей — истина. Отсюда мы сделали вывод, что возможно, есть какая-то связь между истиной и способностью остановить солнце.

Лучше открывать новое в Торе, чем просто задавать вопросы

В конце прошлого урока я попросил каждого, кто присутствовал на уроке, и также тех, кто слышал онлайн-трансляцию из-за границы, если у него есть какая-то идея, какова связь между истиной и способностью остановить солнце, прислать  мне свои идеи на эту тему.

Я был приятно удивлен, что неожиданно многие ответили на этот вопрос. Вообще, предложить собственную идею, собственный хидуш — гораздо лучше, чем просто задавать вопросы. Мы недавно учили в Тании, что каждая душа приходит в этот мир, чтобы открыть все те открытия, которые она потенциально способна открыть в Торе, и от этого зависит ее тикун, исправление. Поэтому я был очень счастлив, что так много людей ответили на мой вопрос, и идеи, которые были высказаны — исключительно интересны и глубоки. Это также предложение: лучше, чем задавать вопросы, сказать какой-то хидуш, высказать какую-то собственную оригинальную мысль относительно материала, который мы здесь обсуждаем.

Поскольку было высказано много различных, очень хороших идей, то, как мы это обычно делаем, мы возьмем различные «цвета», различные оттенки этих идей, и попытаемся создать из них «радугу». Эту «радугу» мы называем «парцуф», «личность», играющая всеми этими различными «цветами». «Цвета» этой радуги это сфирот, различные свойства души. Каждый хидуш приходит из определенного свойства, определенного «цвета» души.

Сейчас, на первой части нашей встречи, мы хотим представить эти различные идеи. Сначала я коснусь атрибутов сердца, семи известных нам эмоциональных атрибутов. Хесед — милость; гвура, означающая страх в душе; великолепие, означающее жалость в душе. Далее идет победа и благодарность.

Далее идет качество йесод, основание, которое, в свою очередь также включает в себя шесть из семи эмоциональных атрибутов, и которое само по себе называется эмет, что в контексте сфиры йесод означает самореализацию, способность личности к самореализации. Это один из смыслов слова эмет в Торе - способность реализовать свой потенциал, и исполнить свою миссию в жизни. Это есть внутреннее качество сфиры йесод, основа. Последняя из семи сфирот - это скромность, которая соответствует сфире малхут.

Хесед: цель — благо еврейского народа

Мы начнем со сфиры хесед, качества любви и милости, качества первого из праотцов, Авраама, первого еврея, архетип души, стремящейся творить добро.

Связь между милостью и истиной

Несколько человек отметили, что общий знаменатель этих трех праведников, всех эти три великих душ, обладавших способностью остановить солнце, это то, что все они были всецело преданы своему народу. Все, что они делали, было ради одной только цели — благо еврейского народа, помочь и сохранить еврейский народ. Это означает, что есть связь между милостью и истиной, что означает в свою очередь, что также милость должна быть истинной милостью. Личность, всецело преданная своему народу, во имя Небес, обладает способностью остановить природу, выйти выше и за пределы природы. И это нашло выражение в том, что они остановили солнце.

Слово эмет в истории Творения: шесть раз, но лишь в качестве аллюзии

Я мог бы ожидать, что слово эмет, истина, появляется в самом начале Торы. Оно действительно есть там, но не в явном виде, но лишь в виде намека, ибо конечные буквы первые трех слов Торы, берейшит бара Элоким («В начале сотворил Вс-вышний») составляют слово эмет (истина). Последние буквы слов, составляющие слово эмет, встречаются 6 раз во всей истории Творения. Есть очень много истины в истории творения, но она сокрыта, и присутствует лишь в виде аллюзии.

Слово эмет в истории шидуха Ицхака и Ривки

Когда слово эмет встречается в Торе впервые в явном виде? Те из вас, кто следит за недельным чтением Торы, вчера была суббота, и мы читали недельную главу Хаей Сара, Жизнь Сары. Там рассказывается история про шидух, сватовство, между Ицхаком, вторым из праотцов, и Ривкой.

Шадханом, сватом, которого послал Авраам делать этот шидух, был Элиэзер, слуга Авраама. Он, по какой-то очень глубокой причине, есть первый человек, который впервые говорит в Торе слово эмет. Это есть первый раз, когда это слово появляется в Торе. На самом деле он повторяет это слово три раза. Он произносит это слово как часть выражения, идиомы, вместе со словом хесед, милость.

Если кто-либо из Вас помнит эту историю, Элиэзер просит Вс-вышнего, чтобы девушка, которая явит доброту своей души, готовая дать мне напиться, и напоить всех моих верблюдов, это та, которая достойна породниться с домом Авраама, вся сущность которого — творить добро. Как только он завершает свою молитву Вс-вышнему, появляется Ривка, и то, о чем он просил, начинает сбываться. Ривка сообщает ему, что она прямая родственница Авраама, и это в точности то, что Авраам хотел, и обещал Элиэзеру, что Вс-вышний, тот Б-г, которому я научил мир служить, пошлет перед тобой ангела, и твой путь будет успешен.

Элиэзер падает ниц, и благодарит «Б-га Авраама, который сделал со мной милость и истину». Несколько стихов спустя, он пересказывает эту историю отцу и брату девочки, и в этом пересказе слово эмет снова используется в двух стихах, один за другим. «Направил меня по пути истины», означает, в точности по пути, которого я желал, и которого Авраам желал для меня, и этот путь оказался успешен. Это называется истиной, «повел меня по истинному пути».

Рабби Пинхас из Кориц: «веди меня по пути истины»

На нашей последней встрече мы рассказывали об одном великом праведнике, рабби Пинхасе из Кориц, который работал над собой в течение 21 года, чтобы выработать в себе качество эмет. Когда он шел по дороге, он постоянно повторял снова и снова слова Писания: «нэхейни бедерех эмет», «веди меня по истинному пути», по пути истины. Есть нечто в истине, что идет вместе с дорогой, «истинная дорога», истинный путь.

Как мы знаем, что это связано? Из истории Элиэзера, которую мы читали вчера в Торе. Он рассказывает свою историю и говорит, что «Вс-вышний повел меня истинным путем». И тогда он снова говорит: если сейчас вы, родители и семья, согласитесь с этим шидухом, и отдалите мне Ривку, чтобы она шла со мной назад к Ицхаку и стала ему женой, «вы сделаете со мной милость и истину».

Три раза в Торе называется хазака, т.е. сильная и мощная концепция. Слово эмет не появлялось до сих пор в Торе ни разу, и впервые это появляется из уст Элиэзера, и повторяется трижды в истории шидух, сватовства между Ицхаком и Ривкой.

Шидух и истина, истинный шидух

По-видимому, настоящий, истинный шидух имеет дело с истиной. Нет ничего более истинного в мире, чем сделать настоящий, истинный шидух. Что значит настоящий матч? То, что называется башерт, то, что суждено Небесами, когда две души, в сущности, это две части одной и той же души.

Метаморфоза Элиэзера: из «проклятого» в «благословенного Б-гом»

Слово «истина» впервые звучит в Торе из уст Элиезера. Это удивительный зхут, удивительная заслуга, что первый, кто удостоился произнести в Торе слово «истина» это Элиэзер, слуга, потомок Ханаана. Но он претерпевает здесь метаморфозу. Он был проклят[1], но в самой этой истории он претерпевает метаморфозу и из «проклятого» превращается в «благословенного», «входи, благословенный Б-гом».

Истина и способность к метаморфозе

Должна быть какая-то связь между истиной и способностью к метаморфозе . Аризаль объясняет, прослеживая историю гилгулим[2] Элиэзера, что его душа связана с Мошиахом. Он — первый, произнесший слово «истина».

Когда слово хесед появляется в Торе впервые?

Слово хесед появляется в Торе дважды еще раньше. Впервые оно звучит из уст далеко не благочестивой персоны, из уст Лота, спасенного из Содома. Он обращается к Б-гу и говорит: «ты сделал со мной милость» - это первый раз, когда слово хесед появляется в Торе. Второй раз оно звучит из уст Авраама, когда он говорит Саре, своей жене, «сделай со мной милость»: каждый раз, когда мы идем в чужую страну, и я нахожусь в опасности, поскольку ты красивая женщина, и меня могут убить из-за тебя, чтобы взять тебя. Поэтому сделай со мной милость, и скажи, что ты — моя сестра. Это второй раз, когда слово «милость» звучит в Торе.

Третий раз слово «милость» звучит из уст Элиэзера, в связи с шидухом Ицхака. Это третий раз слово «милость» в Торе, но это впервые слово «истина», и оно повторяется трижды.

Три раза эмет плюс Элиэзер = эмет в primordial numbering

Давайте посчитаем еще одну очень красивую гиматрию. Элиэзер повторяет слово «истина» трижды, и мы уже посчитали, что три раза «истина», равно гиматрия имен Моше, Йегошуа и Накдимона бен Гуриона, трех праведников, остановивших солнце. Добавим к этим трем эмет еще имя Элизэер. Элиэзер это 318, очень важная гиматрия в Торе. В Писании говорится, что когда Авраам воевал против четырех царей, он взял с собой 318 солдат. Но мудрецы толкуют этот стих так, что все эти 318 солдат это был один человек, Элиэзер.

Если это число, триста восемнадцать солдат, равно гиматрии имени Элиэзер, это означает, что он стоит всей армии Авраама. Вся еврейская армия Авраама - это Элиэзер.  Поэтому мы возьмем это число, 318, которое называется в Торе, и добавим его к три раза эмет. Эмет  = 441. Три раза эмет  — это 1323. Элиэзер это еще 318. В сумме это 1641. 1641 это точное значение слова истина, эмет, в системе счисления, которая называется миспар кидми, primordial numbering.

В этой системе числовое значение каждой буквы - это сумма числовых значений всех букв, начиная с алеф, самой первой буквы, до и включая саму эту букву. Это одна из самых важных систем счисления в каббале.  

Давайте посчитаем вместе. Первая буква слова эмет это алеф. 1. Это первая буква алфавита. Вторая буква — мем. Мем это 13-я буква алфавита, ее числовое значение 40. Сколько будет сумма всех букв начиная от алеф и до мем? От алеф и до йуд, это сумма чисел от 1 до 10, 55. Дальше у нас есть 20, 30, 40, это еще 90. Таким образом, буква мем в миспар кидми это 145. Последняя буква слова эмет это буква тав, она же последняя буква алфавита. Ее миспар кидми это просто сумма числовых значений всех букв алфавита, само по себе важное число, которое каждый должен знать, 1495. Это сумма всех 22 букв еврейского алфавита, и это миспар кидми последней буквы алфавита, буквы тав.  Если я суммирую эти три числа, 1 + 145 + 1641, я получаю в точности 1641, три раза слово эмет, плюс гиматрия имени Элиэзер, который первый говорит в Торе слово эмет, и повторяет его три раза.

Милость и истина идут вместе

Все это было для того, чтобы объяснить, что хесед и эмет идут вместе. Это была первая мысль, которую высказали несколько человек, что сила этих святых людей остановить природу, остановить солнце означает остановить природу, остановить законы природы, была в их удивительной преданности ради блага еврейского народа. И это истина. Это очень важная и правильная мысль, что в конечном счете хесед, милость, означает истина. И она несет в себе удивительную, чудесную, сверхъестественную силу.

Хесед шел эмет — творить добро, не ожидая ничего взамен

Как я знаю, что в идиоме, которую используют мудрецы, милость и истина идут вместе? Кроме того факта, что это выражение используется в Торе, есть еще одно. Вы знаете, что есть тринадцать мер милосердия в Торе. Шестая и седьмая меры милосердия — это верав хесед веемет, «великое милосердие и истина». Во всем Танахе, во всей Библии, фраза хесед веэмет, «милость и истина», встречается тринадцать раз.

Интересно, что числовое значение этой идиомы, «милость и истина», в точности равно числовому значению другой идиомы, хатан ве-кала, «жених и невеста». Можно предположить, что «жених» это милость, а «невеста» это истина. Можно предположить обратное, но таков порядок фразы.

Идиома, которую используют Хазаль, это хесед шел эмет. Когда вы совершаете истинный акт любви и милосердия, мудрецы называют это хесед шел эмет, истинная милость, абсолютная милость.

Что это означает? Это означает, что Ваш акт милости и добра не продиктован с какой-либо мыслью или намерением получить награду, получить что-то взамен. По этой причине истинная милостью зачастую определяется как милость, которую совершают, посещая похоронную церемонию. Когда кто-либо умирает, тот, кто приходит на похороны, оказывает милость душе умершего, не ожидая получить от него ничего взамен.

Таким образом, если вы творите акт милости, чистой милости, без какой-либо скрытой мотивации, вы не собираетесь получить ничего взамен за это, это называется хесед шел эмет. Понятно, что это не обязательно должно быть связано с похоронами, мы просто учим оттуда, что означает эта концепция, хесед шел эмет, но любое добро, которое человек творит, только потому что он любит делать добро, и он хочет делать добро, поскольку это добро. Возможно, он чувствует от этого удовлетворение — это нормально, если Вы чувствуете удовлетворение совершенным добрым поступком, но Вы не собираетесь получить ничего взамен. Если у вас есть материальная мотивация, это уже называется интерес, и это уже не называется истинной милостью. Истинная милость имеет огромную силу, она заключает в себе сверхъестественные силы.  

Рамбам, законы тшувы: делать истину поскольку это истина

Нам заповедано Торой служить Б-гу с любовью. Веаhавта эт Гашем Элокеха, «возлюби Вс-вышнего Б-га твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем достоянием твоим». Рамбам в законах тшувы, законах нашего возвращения к Б-гу, говорит, что служение Б-гу из любви (внутренний атрибут сфиры хесед это любовь) означает, осэ аэмет мипней шеу эмет, «делать истину, поскольку это истина[3]». Это одна из важнейших цитат у Рамбама вообще. Ни из каких других соображений, кроме того факта, что это истина. Без всяких посторонних намерений, получить что-либо взамен. Не ради будущего мира, не потому, что он боится наказания. Если человек имеет какие-либо скрытые мотивы в исполнении заповедей, или в своих добрых поступках, это называется служением из страха.

Что же означает служить Б-гу из любви? Что вы поступаете тем или иным образом, поскольку считаете это истинным. И далее он (Рамбам) добавляет: «И это было служение Авраама, столпа любви и милости». Поэтому он был первым человеком, первым евреем, в мире, который поступал истинно, поскольку это истина.

Это одно из важнейших предложений во всей книге Рамбама. Мы находим здесь несколько отличный угол зрения на тот же самый вопрос, соотношения между милостью и истиной.  Мы обьяснили, что «истинное милосердие» означает не ожидать ничего взамен. Но если абстрагировать эту мысль, то это означает, что в общем, служить Б-гу из любви, если Вы по-настоящему кого-то любите, то вы поступаете правильно, поскольку это правильно, и к этому не примешиваются никакие другие соображения.

Все это было первой идеей, высказанной несколькими участниками прошлого урока, которую я несколько развил, что причина, почему у этих праведных душ была сила остановить солнце, заключалась в их преданности своему народу и истинной милостью, которую они совершали.



[1] Ханаан, сын Хама, был проклят Ноахом. Элиэзер — потомок Ханаана.

[2] реинкарнации

[3] Возможно, более удачно будет перевести “поступать правильно, поскольку это правильно». Т.е., человек совершает добрый поступок, или исполняет заповедь, поскольку убежден, что это правильно, а не потому что он боится или ожидает награды в той или иной форме.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .