Рав Ицхак Гинзбург, 8 тамуза 5779, Гиват Шмуэль
Еженедельный урок, гл. Балак
Гимел. Тьма как теза, как антитеза и как синтез
"Тайна созидания" — в тезе, антитезе и синтезе
Чтобы подойти к центральной идее нашего сегодняшнего урока, нужно повторить то, что мы говорили в прошлый раз, что один из основных примеров тезы, антитезы и синтеза в Торе это первый день Творения. Сначала было "в начале тьма и потом свет", и потом "день один". Сначала тьма, потом свет, и в конце - "и был вечер и было утро день один". Классический пример.
Мы хотим объяснить сегодня, почему все это учение о тезе, антитезе, и синтезе мы называем "маасэ меркава" ("тайной созидания"). Поскольку действительно это нечто очень глубокое, это совершенно не просто, это не так просто, как один-два-три. Каждый из них может быть каждым из них. Теза может быть также антитезой, и может быть также синтезом. И то же в отношении антитезы. Все может быть всем. Мы покажем это на примере выражения "в начале тьма":
Тьма как теза ("в начале тьма") и как антитеза (тайна цимцума)
Тора начинается с "в начале тьма": самое первое, что есть, это тьма. Так же как в книге Тания, в которой первая глава говорит об "одной душа со стороны клипы и противоположности святости". Только после этого, во второй главе говорится о " второй душа в Израиле".
Но разве, действительно, тьма это самое первое творение? Тьма - это теза, но она же может быть также и антитезой по отношению к тому, что ей предшествовало, перед цимцум (первичным сжатием света). Что это за тьма, о которой говорит Писание в начале книги Берейшит, "и земля была хаотична и пуста и тьма..."? - Тьма это тайна цимцум.
Об этом мы еще не говорили, мы сейчас скажем нечто новое. По пшату тьма это "теза". Но с точки зрения "сод", тайного учения, тьма это антитеза. И, может быть, есть даже тьма, которая есть синтез.
Когда говорят "в начале тьма и потом свет", тьма это теза, "фон". И после этого приходит, подобно "вспышке молнии", "да будет свет". В самом конце свет усиливается, возвращается и освещает тьму, превращая ее в свет, и тогда все становится "день один", все становится единым.
Но что предшествовало этой тьме? Тьме предшествовал свет "перед цимцум", бесконечный Б-жественный свет.
Как объясняются в хасидизме понятия "перед цимцум" и "после цимцум"? - "Перед цимцум" это сила бли гвуль (бесконечности).
Мы говорили о конечности (гвуль) и бесконечности (бли гвуль). В выражении рабби Гилеля. есть сначала гвуль и потом бли гвуль. Но творение мира - это наоборот. Есть сначала бли гвуль, перед цимцум. И потом есть гвуль, то есть цимцум.
Рабби Гилель знает это очень хорошо. Он говорит, что у меня, в моем даат тахтон[1], сначала есть гвуль, и потом, после этого, я нуждаюсь в том, чтобы восстать, выйти против ограничений, выйти из гвуль в бли гвуль, и только тогда вернуться из бли гвуль в гвуль. Таков порядок. И тогда ты "Ребе".
Но что, если ты - как мы сказали, что некоторые начинают, как Баал Шем Тов, начинают с бли гвуль? У него нет границы. Он не начал с границы, с "города", с норм. У него никогда не существовало "норм". Это дети, у которых никогда не было "нормы".
Они начали там, "вне йишува", перед цимцумом. И тогда, на каком-то этапе, это называется сокрытый праведник, когда Свыше принуждают его, чтобы он раскрылся, это означает "вернуться в йишув".
Это кризис. Есть такие, что просто умирают, ибо они не способны пережить этот кризис. Этот кризис называется цимцум. Ты должен сократить, сжать себя.
В чем различие? Различие, как объясняется в хасидизме, что "перед цимцум" сила бли гвуль была в раскрытии, но, поскольку Свет Бесконечного, поскольку Вс-вышний это полное совершенство, то невозможно, чтобы существовала сила бли гвуль без силы гвуль.
Сила гвуль присутствует там, но она там находится в полном сокрытии, она никаким образом не проявляет себя, это называется "сокрытие, которое не в аспекте существования". Это есть способность (само)ограничения внутри бесконечного света Ор Эйн Соф.
Что же тогда означает цимцум? Тайна цимцум это переворот. При этом потенциал гвуль раскрывается и проявляется, а потенциал бли гвуль скрывается совершенно. Но он существует. Это то, что называется "цимцум не следует понимать по простому смыслу[2]".
Потенциал бесконечности существует, но он сокрыт. Наша работа раскрыть его, раскрыть, что "цимцум не по простому смыслу".
Кто такой Баал Шем Тов? Когда смотрят на него, когда встречают его, какие ассоциации он вызывает? Мы сказали в прошлый раз, что про Магида говорили, встретить его, это все равно что человек, который идет по густому лесу, и вдруг он видит перед собой большого медведя[3]. Так описывали встречу с Магидом из Межерича.
Но Баал Шем Тов это еще более. Это как Вс-вышний вывел Авраама из "пространства мира". Когда встречают Баал Шем Това, я просто возвращаюсь к "перед цимцум". Есть здесь кто-то, кто не находится в моем мире совершенно. Каждый, кто видел Баал Шем Това, и прилепился к нему, это называется, что он прилепился к бесконечности, к макиф. Потенциал гвуль, который есть внутри Баал Шем Това, находитмся при это в сокрытии, которое "не в аспекте существования". Поскольку он есть совершенство, совершенство обязано включать в себя также силу гвуль. Единственный, кто "взял" это - это Алтер Ребе.
Итак. Сначала был бесконечный свет, предшествовавший цимцум. Далее был цимцум, и тогда была сотворена тьма. "Во тьме посадил меня, как мертвецов мира" - это Вавилонский Талмуд. Это результат первичного цимцум. Тьма здесь уже антитеза.
Далее нужно прийти к синтезу. Что здесь означает синтез? Это в точности то, что мы сейчас сказали, что синтез это найти корень, взять этот "гвуль" (границу), и вернуть его, найти его корень внутри бли гвуль (бесконечности), и, таким образом, соединить их вместе.
И тот, кто сумел сделать это, был Алтер Ребе. Почему сила гвуль, которая сокрыта в Эйн Соф (бесконечности), это лучше, чем свет самого Эйн Соф? Почему это лучше, почему это цель? Это цель, поскольку ради этого Вс-вышний сотворил мир, "сделать Ему, благословен Он, жилище в нижних". Это смысл всей книги Тания.
Вс-вышний хотел создать мир, ограниченный мир, мир, в котором будут "нормы", мир, в котором будут действовать законы. Ибо смысл всей Торы, что есть законы, есть ограничения. Великий мудрец Торы - это Алтер Ребе, который начинает от Торы.
Он как будто бы идет в направлении, противоположном Баал Шем Тову, и за счет этого он способен соединиться с силой гвуль, как она предшествует цимцум[4]. И после этого привлечь ее внутрь "кав" ("линии"), в сосуды миров, которые сотворены после цимцум.
Это очень важно.
Таким образом, есть порядок, когда Ор Эйн Соф это теза, а тьма это антитеза, цимцум. А синтез означает привлечь кав от (его корня в) тиферет анээлам (сокрытой сфире тиферет). Об этом сказано, что внутри Сущности Эйн Соф кав ограничен. Но для того, чтобы привлечь пнимиют, что это цель, это то, что сделал Алтер Ребе.
Может ли тьма быть также синтезом? Это уже синтез третьей ступени. - Может. Разве есть что-либо, предшествующее Ор Эйн Соф? Нечто, что в явном виде это сила бли гвуль, но в нем есть, в самой его внутренней сущности, гвуль? Гвуль, в сущности, это Тора.
Есть понятие ээлем ацми (сущностное сокрытие) света внутри сущности источника света. Аспект яхид ("единственный"), который предшествует цимцум. Это сущностное сокрытие предшествует Ор Эйн Соф. Я бы мог сказать, это сама сущность источника света, но мы не будем говорить, что это ацмут, но назовем это, как это называет Ребе Рашаб, ээлем аацми (сущностное сокрытие) света внутри сущности источника света.
Это не Ор Эйн Соф (бесконечный свет), предшествующий цимцум. Это ступень, которая предшествует ему в такой степени, что для того, чтобы перейти от ээлем ацми к высшей тьме, тьме, которая предшествует свету, перейти от этого к раскрытию Ор Эйн Соф, который перед цимцум, требуется дилуг а-эрех ("прыжок", бесконечный переход).
Есть три "дилуга", три таких "бесконечных перехода", это также учит рабби Гилель из Парич. Требуется бесконечный переход, чтобы перепрыгнуть от сущностного сокрытия, для краткости назовем это "сущностным сокрытием", выражение, которое полностью звучит как "сущностное сокрытие света в сущности источника света", перепрыгнуть от этого к Ор Эйн Соф, который перед цимцум.
Если так, то ээлем аацми, сущностное сокрытие это теза, а Ор Эйн Соф, бесконечный свет это антитеза. Ор Эйн Соф по отношению к ээлем ацми это антитеза. Ор Эйн Соф, бесконечный свет - это раскрытие. Раскрытие - это антитеза сокрытию.
Это похоже на "хаш-маль" (ангелы, которые "молчат-говорят"). Сначала есть "хаш", молчание, сокрытие, потом есть "маль", говорение, раскрытие. Все это еще перед цимцум!
После этого есть цимцум. Цимцум создает новую тезу. Из тьмы цимцума возникает синтез. Ибо как происходит цимцум? Не только то, что мы сказали ранее, что сила гвуль раскрылась, но внутри, в сокрытии, цимцум не по простому смыслу, и сила бли гвуль присутствует там в сокрытии, и это полный переворот относительно того, что было перед цимцум.
Более того. Для того, чтобы произвести это изменение, это полный переворот, требуется, чтобы ацмут мамаш (Сущность и Суть действительно), ээлем ацми (Сущностное сокрытие), вошло в место света.
И это он (ацмут) производит цимцум. Не только есть там все еще в сокрытии изменение в реальности, относительно света Эйн Соф перед цимцум, что это называется "цимцум не по простому смыслу",
Но в "сокрытии, которое не в аспекте существования", именно в этой тьме, которая после цимцум, там находится ацмуто итбарах (Сущность Его, благословен Он).
Поскольку только силой ацмут, ацмут это как "лаацом эйнаим", "закрыть глаза", только силой ацмут можно "закрыть глаза" Ор Эйн Соф (бесконечному свету), который ослепляет, и достичь состояния цимцум.
И внутри этой тьмы пробивается - "аз ибака кещахар орех" ("подобно рассвету пробьется свет твой") - "пробивается" "кав" ("линия" света).
То, что мы сейчас сказали, завершает первую часть.
Как мы объяснили, в сущности, каждое из этих понятий, тезы, антитезы и синтеза может быть всем. Поскольку это зависит, откуда ты начинаешь.
И мы привели пример "в начале", то что называется "в начале тьма и потом свет", после цимцум это, действительно, начало, первый этап, теза.
Но если начать со ступени перед цимцум - каждый хасид должен начинать от "перед цимцум", иначе ты не хасид, ты только ограничен цимцум - если мы хасиды, то мы находимся перед цимцум, и тогда тьма это антитеза. И должно быть так, как мы сказали, что великие учителя хасидизма хотели, чтобы хасидут, этот новый свет, это раскрытие Ор Эйн Соф, который не раскрывался до сих пор - стал "тезой", новой тезой.
Сначала "тьма" была "в начале", теперь тьма это только вторая ступень, антитеза.
Потом мы добавили в конце, что также это может быть синтезом, если мы понимаем, кто действует, кто, в действительности, создал, и действует и находится внутри цимцум нашей реальности.
Это затрагивает каждого, у кого есть трудности и проблемы, не дай Б-г. Это цимцум, это называется "диним" ("суды"). Синтез это полная амтака (смягчение суда, превращение суда в милость). Полная амтака, когда все суды, вся тьма, которая есть в мире, это не только сознание, что здесь "прячется" Ор Эйн Соф. Этого недостаточно.
Но (сознание того, что) в будничности, в Шоа (Катастрофе), в кромешной тьме, тот, кто действует там, это сам ацмут (Сущность и Суть).
До сих пор это первая часть сегодня.
Можно продолжить с нигуним.
Далее мы продолжим вторую часть.
[1] "Нижнее сознание", т.е., как мир смотрит на Творца
[2] Одним из основных разногласий между хасидами и их противниками было отношение к концепции "цимцум". Алтер Ребе в Тании говорит, что говорить, что "цимцум по простому смыслу" это заблуждение, почти что "кфира". Его противники утверждали в точности обратное, что "невозможно себе представить, чтобы Вс-вышний находился в "нечистом месте"".
[3] Имя Магида, "Дов", означает "медведь".
[4] На мой взгляд, это центральный момент здесь. Нам не просто нужна сила "гвуль", в простом, "миснагидском" смысле, как жесткие рамки и ограничения. Нам нужен "гвуль" в его корне, предшествующем цимцуму. Граница, которая не ограничивает, а скорее, мобилизует, концентрирует, дает направление. Прим. переводчика