Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Восьмая свеча Хануки в Ицгаре



Рав Ицхак Гинзбург

Ханукат-а-баит[1] а-Рамати[2] в Ицгаре

Как обычно, предисловие переводчика.

Это очень «хабадский» урок рава. Весь он посвящен анализу беседы Любавичского Ребе.

Это очень простой урок рава. Весь урок повторяется в разных вариациях одна и та же фраза: «пришел в их сердце добрый совет». Я бы даже сказал, что это даже не урок, а скорее коллективный сеанс психотерапии. Рав, как хороший психотерапевт, повторяет снова и снова: «Встань, поднимись, выйди из летаргического сна, в котором ты находишься, и начни что-то делать». Я поэтому решил не убирать все эти бесконечные повторения. Я верю, что они имеют терапевтический эффект. Для меня по крайней мере это так, и поэтому я, собственно, решил перевести этот урок… 

«По дороге» есть много каббалистических терминов. Если они не понятны, не стоит на них заморачиваться, можно пропустить непонятные места без ущерба для основной идеи урока.

Собственно, есть еще одна тема. Брит. Тикун а-брит. Ханука — это тикун-а-брит.

Есть ли связь между первой частью, говорящей о тикун-а-брит, и второй частью, говорящей о том, что в сердце вдруг появляется мысль, что надо идти на битву с врагом, даже если нет никаких шансов на победу? Очевидно, да.

Обычай читать «Свиток Антиоха» в Хануку

Лехаим, лехаим!

Любавичский Ребе приводит в своей беседе, что существует обычай читать свиток Антиоха во время Хануки. Хотя это не установлено в качестве заповеди, но есть ришоним[3], которые указывают, что в различных общинах читали этот свиток также во время общественной молитвы.

Есть большая беседа, по сути, маамар[4], Любавического Ребе, посвященная свитку Антиоха, 1990 года. Ребе говорил тогда, что 5750[5] год, это год «начала избавления». По-видимому, есть что-то в свитке Антиоха, что связано с «началом избавления».

Мы находимся здесь[6] неподалеку от могилы Йосефа. Мы надеемся, что вернемся туда[7] в скором времени.

Гиматрии, связанные со Свитком Антиоха

Начнем с гиматрии. Сколько будет Антиохус? Точнее, Свиток Антиоха? Давайте посчитаем числовое значение фразы «Свиток Антиоха». Ребе говорит, что даже название этого свитка не случайно. Прежде всего, он «анти», его имя начинается с «анти»[8]… Анти- и потом вав-каф-самех — Антиохос. Это равно в точности Йосеф. Йосеф это 6 раз имя Авае. По-видимому, между ними есть связь, возможно, по принципу «одно напротив другого сотворил Вс-вышний», есть связь между праведным Йосефом и Антиохом.

Про Йосефа сказано, что его имя — это сочетание имени Элоким и его огласовки. Имя Элоким это 86, и огласовки — хатаф-сегол это нун, 50, потом холам это 10, йуд, хирик это еще раз 10, йуд. Если «перевести» огласовки в буквы, то получится слово «яин» (вино), если читать в обратном порядке.  Йуд-йуд-нун. Это огласовки имени Элоким. Огласовки — это душа, это внутреннее содержание, смысл. Элоким имеет гиматрию кос («бокал», числовое значение = 86). Есть намек что Элоким — это кли (сосуд для)-Гавайе. Что нужно налить в бокал? Вино. Когда наливают вино в бокал — это Элоким с огласовками — то выходит Йосеф.

У фараона есть бокал. «Бокал в руке фараона», у виночерпия. Также у Йосефа, назначенного вторым человеком в Египте после фараона, есть кубок, серебряный кубок. Объясняется в хасидут, что это указывает на сокрытую любовь, которая есть в сердце каждого еврея. «Кубок» (гавиа) вместе с колель[9] равно кос (бокал). Он второй человек в Египте после фараона, поэтому это на 1 меньше, чем бокал фараона. Йосеф по самое своей сути — бокал, бокал вина. Но это разделение — Йосеф = бокал вина (кос-яин) — это в точности Антиохос. «Анти» = «вино» (70). И далее вав-каф-самех — это буквы слова кос, бокал. Антиохос это в точности бокал вина, это кавана Йосефа. Обычно говорят, что Пурим это праздник вина, а Ханука — это праздник масла. Известно также из Рамбама, что есть заповедь устраивать праздничные трапезы и умножать веселье также в Хануку.

У Ибн Эзра есть специальная песня про Хануку. «Продать дом и купить вино» и т.д. (…)

«У евреев были свет и радость и веселье и почет» в Хануку

Вершина Пурима — это «у евреев были свет и радость и веселье и почет». Каждый моцей шабат[10], когда делают авдалу[11], произносят этот стих, и добавляют: «да будет так нам». Но этот стих удивительно подходит также и для Хануки. Также про Хануку можно сказать, что «у евреев были свет и радость и веселье и почет».

«Свет» Хануки — ханукальные свечи

«Свет» — это заповедь Хануки, ханукальные свечи. Сказано, что Ребе Рашаб учился рядом с горящими ханукальными свечами, для того, чтобы соединить «свечу заповеди» с «светом Торы». Ханука, в общем, это продолжение 19 кислева, «распространятся источники твои наружу», это масло, пнимиют[12]. Известно, что хасидут это аспект шемен[13] в Торе, самые сокровенные тайны в Торе. Поэтому очень правильно учиться рядом с ханукальными свечами, это то, что символизируют ханукальные свечи, «новая Тора от меня выйдет», Тора царя мошиаха.

Поэтому «у евреев был свет» — самый большой свет — это Ханука. «И радость» — «радость» означает, что это время умножать трапезы. Таково мнение Рамбама. Ребе делает из этого большое дело, не все так считают, что Ханука это время умножать трапезы.

«Радость» Хануки — праздничная трапеза

Как Хазаль объясняют слово «радость»? — праздник. В Пурим это празднование Пурима. Но, по мнению Рамбама, и по мнению Ибн Эзра, в его ханукальной песне, как мы объясним в дальнейшем, Ханука это также время умножить радость, радость праздника, восемь дней праздника подряд.

Праздник — это радость, а радость это вино. Свет Хануки это масло, но радость Хануки — это вино. Требуется соединить масло, указывающее на тайны-тайн Торы, с вином, также указывающим на тайны Торы. Это со стороны аба (отца), а это со стороны има (матери). Требуются они оба, ибо пнимиют аба пнимиют атик, и также пнимиют има пнимиют атик.

«Веселье» Хануки — самопожертвование ради исполнения заповеди «брит мила»

Мы объяснили слова ора весимха («Свет и радость»). Что с сасон (весельем)?

В свое время мы разбирали все ответы на вопрос Бет Йосеф[14], почему отмечают восемь дней Хануки, а не семь дней. В ришоним приводится одна из причин, почему празднуют этот праздник восемь дней, ибо число восемь указывает на ступень выше, чем природа, и это связано с брит мила (обрезанием). Ибо греки хотели уничтожить эту заповедь, заповедь, связанную с телом еврея, заповедь брит мила, брит кодеш[15], от брит кодеш[16]. И ради этого они шли на мсирут нефеш[17]. Об этом говорится в свитке Антиоха, как мы сейчас увидим, что основным актом мсирут нефеш было, когда праведные женщины поднялись на стену и бросились вниз со стены, и сказали грекам: эту заповедь, брит мила, мы не отменим. Союз, заключенный с нами Вс-вышним с нашими отцами, мы не отменим.

В другом месте говорится, что есть три заповеди, которые греки хотели отменить. Шабат, рош ходеш[18] и брит мила. Каждый из них это аспект хидуш (обновление), как объясняется в хасидут. Шабат это, в общем, идея обновление мира. Рош ходеш это идея обновления во времени, круговорот времен года. Но обрезание — это хидуш в теле, в душе. Обновление в душе — это обрезание. И это основное, что греки пытались отменить и уничтожить, святость брит мила. «Осквернили все масла» — что означает «масло»? Масло — это святое семя. «Осквернили все масла» — означает осквернение брит.

И поэтому как Хазаль объясняют слово сасон (веселье) в стихе «у евреев были ора весимха весасон»? «Сасон — это мила». Какой стих произносят во время брис мила? «Радуюсь я слову твоему, как нашедший великое сокровище». Самопожертвование в отношении брит мила во время Хануки, во время декретов, это то, что приводит к радости в этот праздник. Святость брит. Это также аспект Йосеф-а-цадик[19], шомер-а-брит[20].

«Почет» Хануки — заповедь тфилин

Что означает йекар (почет) в Хануку? Мы говорим, что весь этот стих говорит про Хануку. Хазаль говорят, что йекар это тфилин. Какое это имеет отношение к Хануке? Есть об этом целая беседа Ребе, что у каждой заповеди мидиврей софрим[21], дерабанан[22] есть источник в Торе, в какой-то заповеди Торы. Заповедь в Торе, которая является корнем заповеди ханукальной свечи, это именно заповедь тфилин.

Вывод этой сихи, что следует умножать в мивца[23] тфилин во время Хануки. Но основная мысль в том, что корень в Торе, среди 613 заповедей Торы, этого праздника, праздника Хануки, это заповедь тфилин. Почему? — Поскольку Ханука, ханукальные свечи, это «мезуза справа, ханукальные свечи слева», очищение и исправление левой стороны. Ибо левая сторона — источник питания «другой стороны». До такой степени, что ангел Эйсава, который боролся с ним, которого зовут самех-мем-алеф-ламед, в сущности, это буквы слова смоль, «левая сторона». И именно ханукальные свечи способны бороться и очистить левую сторону. Заповедь ханукальых свечей — это также поставить их с левой стороны, и также «на входе своего дома снаружи». Мы сейчас делаем «ханукат баит[24]», и самое лучшее время чтобы делать ханукат баит это во время Хануки вообще, и в зот-ханука[25] в особенности.

Есть заповедь ставить ханукальные свечи «у входа своего дома снаружи». Для чего ставить снаружи? Чтобы осветить улицу. И Ребе говорит в сихе, что одно зависит от другого. Обе эти вещи, по сути, одно и то же. То, что ставят это с левой стороны, и то, что ставят у входа в дом снаружи, это та же самая идея, что нужно достичь и исправить левую сторону.

Что касается мезузы, Ребе называет мезузу «общей заповедью», ибо все заповеди подобны мезузе, большая часть всех заповедей подобны мезузе. Но есть также исключения — это заповедь, имеющая отношение к левой стороне. Все заповеди относятся к правой стороне, все заповеди «делай», все это любовь. Но есть одна заповедь, относящаяся к левой стороне, и из установлений мудрецов — это ханукальные свечи. Но в Торе, заповедь, относящаяся к левой стороне — это тфилин, ибо ручные тфилин одевают на левую руку. Напротив сердца, особенно, напротив левой стороны сердца.  Ибо левая сторона сердца — это место, где располагается дурное начало, животная душа. И там следует накладывать ручные тфилин, для того, чтобы подчинить, и даже перевернуть левую сторону сердца, дабы исполнить стих «и люби Вс-вышнего Б-га твоего всем сердцем твоим» — обоими своими началами, добрым началом и дурным началом, силой тфилин на руке.

Что означают тфилин на голове? Это связано с «у входа в его дом снаружи», ибо о головных тфилин сказано «и почет», и Хазаль учат «и почет» — это тфилин. Хазаль интерпретируют стих, сказанный перед тохеха[26], в конце Торы, сказано «и увидят все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебя, и убоятся тебя», и сказал рабби Элиэзер великий, что «это тфилин на голове». Галаха говорит, что тфилин на голове должны быть открыты. Тфилин на руке могут быть прикрыты. Но тфилин на голове обязаны быть открыты, не следует закрывать их. 

Почему тфилин на голове должны быть открыты? Чтобы исполнить писание «и увидят все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебя» — чтобы народы мира видели их, и убоялись тебя. Это сила тфилин. Рука — это левая сторона. А голова — это улица, это достигает улицы. Поэтому заповедь тфилин это корень заповеди ханукальных свеч, ибо это в точности та же самая идея — поставить свечи с левой стороны у входа, и наружу.

Как это связано с мезузой? Сказано, что если нет мезузы на двери, то следует ставить ханукальные свечи с правой стороны. Т.е., для того, чтобы исполнить заповедь ханукальных свеч с левой стороны, должна быть мезуза с правой стороны. Можно сказать что именно мезуза, которая с правой стороны, это то, что дает силы поставить ханукальные свечи с левой стороны. Это то же самое, что я одеваю тфилин на левую руку с помощью правой руки.

До сих пор мы объяснили, что стих «у евреев были свет и радость и веселье и почет» — это все говорит о Хануке. Свет — это свет Хануки. «Эти свечи». И радость — это трапезы Хануки.

Намеки на Хануку в первом слове Торы — Берейшит, и в первой букве Торы — Бет

Есть несколько намеков, что слово Ханука указывается в первом слове Торы — Берейшит, и даже в букве бет, большой букве бет, первой букве Торы.

Берейшит = Хаг * Ханука

Гиматрия слова Берейшит — 913. Если разделить его на его простые составляющие, это не первичное число, оно составлено из двух первичных чисел — 11 и 83. Что такое 83? — 83 это Ханука. Слово «Ханука» по правилам грамматики пишут без буквы вав. Есть каванот, в соответствии с которыми следует писать слово Ханука с буквой вав, но с точки зрения грамматики следует писать без буквы вав. Это число 83.

Что означает 11? 8 + 3 = 11, но 8 и 3 это хаг, хэт-гимел[27]. Таким образом, слово Берейшит это праздник-ханука. Хаг * ханука. Причем само слово хаг это также Ханука, если считать в миспар катан[28].
Это уже красивый намек, что Берейшит, первое слово Торы, это праздник-Ханука.

Что означает хаг (праздник)? Хаг, в общем, означает радость, радость праздника. «Праздновать» означает веселиться.

Большая буква Бет в слове Берейшит указывает на Хануку

Первую букву Торы, большую букву бет в слове Берейшит следует считать, как 2000. Обычная буква бет это 2. Большая буква бет это уже 2000. Весь алеф-бет от алеф до тав это от 1 до 400. Потом идут конечные буквы מנצפך, это доходит до 900. Потом это возвращается к алеф, и алеф — это 1000. В сущности, само слово алеф означает элеф (1000). Если алеф это 1000, то бет это уже 2000. Большая буква бет, это алеф бет (алфавит) по второму кругу.

Что означает 2000? Разделим 2000 на 8. Сколько получается? — 250. 8 раз «нер» (свеча). Сегодня у нас есть здесь 8 свечей, можно смотреть на них и иметь в каване, нер, нер, нер.. Получится большая буква Бет слова Берейшит. Есть еще несколько важных вещей, имеющих гиматрию в точности 2000.

Ханука очищает и исправляет даже три совершенно нечистые оболочки

В этой сихе-маамаре Ребе о свитке Антиоха, он говорит, что Ханука это даже еще больше, чем Пурим, он очищает и переворачивает даже три совершенно нечистые клипы, не только клипат нога[29]. Опускается в самый-самый низ, и переворачивает три совершенно нечистые оболочки. Кто-то может посчитать гиматрию фразы «три совершенно нечистые оболочки»? — Можно догадаться… это в точности 2000.

Эти восемь свечей опускаются до самого низа, и это означает, по-видимому, что они приходят с самого высокого уровня. Алтер Ребе говорит, что как камень, находящийся на вершине стены, когда стена падает, то камень, который находился на самом верху, падает дальше всего. Так же тот, кто находился выше всего, когда он опускается и падает, он опускается ниже всех.

И так этот праздник. Он приходит с самого высокого уровня святости, из 620 заповедей есть 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов, и последняя заповедь, установленная мудрецами это заповедь ханукальных свечей. Именно ханукальные свечи завершают кетер («корона»), кетер (620) заповедей. Т.е., это как бриллиант в царской короне. Внутри кетер, что уже указывает на голову, Ханука это кетер шебекетер шебекетер, драгоценный камень, украшающий царскую корону. И само собой, что из самого высокого места он опускается до самого низа, даже больше, чем Пурим.

Что говорит Ребе? Что все заповеди Пурим — внутри дома. В Пурим также есть заповедь «пирсумей ниса[30]», но это все еще внутри святости. Но выйти на улицу, и воздействовать, именно на народы мира, «и увидят все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебе и убоятся тебя» — это только Ханука.

Перевернуть тьму в свет и горечь в сладость

Когда заканчивается Ханука, можно уже начинать думать о Пуриме. Последний день Хануки, Зот Ханука, соединяет Хануку и Пурим. В Зоар говорится, что нужно перевернуть тьму в свет, и горечь в сладость. Перевернуть тьму в свет — это праведник, совершенный праведник Тании. И также аспект Мошиаха, цадик, который также баал тшува. Баал тшува — это выше, чем праведник, даже совершенный праведник. Но цель — сделать Вс-вышнему жилище в нижних мирах, посредством того, что переворачивают тьму в свет, и горечь в сладость.

И иногда говорится, что Ханука, ханукальные свечи — это перевернуть тьму в свет. Но Пурим — это перевернуть горечь, «горькую каплю», в сладость. Это вино Пурима. Что труднее? Перевернуть тьму в свет или перевернуть горечь в сладость? По-видимому, как это говорится в Зоар, что сначала следует перевернуть тьму в свет, и только потом, ибо это труднее, ло зу аф зу, перевернуть горечь в сладость.

Если так, то сравнительно, перейти от тьмы к свету, это только клипат нога. Что такое вообще нога? Нога — это свет. Один из стихов, которые произносят перед зажиганием ханукальных свечей, это: «ибо ты свеча моя, Вс-вышний, и Вс-вышний осветит мою тьму». «Ягиа хошхи» это от языка нога, свет. «Ягиа хошхи» означает превратить тьму в свет. Но, на первый взгляд это относится только к нога, не к трем совершенно нечистым клипот, числовое значение которых 2000? Но горечь — говорится, что это три совершенно нечистые оболочки. Тогда получается, что Пурим — это больший хидуш (новость), чем Ханука. Но здесь в маамаре Ребе говорит наоборот, что Ханука это больший хидуш, чем Пурим.

Свиток Антиоха не входит в число 24 книг Священного Писания

Это находит также выражение в том, что Свиток Антиоха не входит в число 24 книг Священного Писания. Свиток Эстер, имеющий отношение к святости, входит в число 24 книг Писания, а Свиток Антиоха — нет. Это также говорит о том, что в своем корне он еще выше, ибо «то, что выше наверху, опускается ниже всего внизу».

Свиток Эстер назван именем праведницы Эстер, которая относится к стороне святости. Но свиток Антиоха назван именем грешника, Антиохоса. Но что он говорит? Что в Хануку можно дойти до самого последнего грешника, и превратить его в праведника.

В свитке Эстер запрещено писать имя Вс-вышнего. Поскольку это свиток, который персы перевели на свой язык, и это было бы осквернением Имени, они были не способны воспринять святость имени Вс-вышнего, они могли лишь осквернить его. Поэтому имя Вс-вышнего не упоминается в свитке Эстер. Но в свитке Антиоха есть имя Вс-вышнего. Ребе не говорит об этом, но имя Вс-вышнего встречается там многократно. Это говорит о том, что можно достичь еще большего с этим свитком, хотя это не заповедь, а только обычай[31], принятый в некоторых общинах, читать этот свиток во время общественной молитвы. 

Обычай читать Свиток Антиоха в Хануку

Из беседы Ребе можно выучить, что Ребе очень приветствует — он не может ввести новый обычай[32], но он очень приветствует идею произносить свиток Антиоха во время Хануки.

Что говорится там в конце свитка? Что произошло в конце с Антиохом? О чем весь этот свиток? Весь этот свиток, что есть Антиох, есть Багрис, его советник, который называется в свитке «Багрис-преступник», и есть Никанор, предводитель армии, осадившей Иерусалим. Какой у них общий знак[33]? Мы говорим об этом каждую Хануку. Они — лев-а-эвен, «каменное сердце». Когда прийдет Мошиах, он превратит наши сердца в лев басар, «мясные» сердца. Что такое эвен (камень)? Это Антиохус, Багрис, Никанор[34].

«Одно напротив другого», в следующей недельной главе мы будем читать о праведном Йосефе, имя Йосеф, как мы говорили, имеет ту же гиматрию, что и Антиохус. О Йосефе сказано משם רועה אבן ישראל, эвен Исраэль — это отец и сыновья, и это также ав-бен-нехед (отец-сын-внук), это трое праотцов, Авраам, Ицхак и Яаков, «эвен Исраэль». Это исправление, тикун, камня, эвен-негеф[35], Антиохуса, Багриса и Никанора.

Что происходит с ними в дальнейшем? Первым делом убивают Никанора. Кто убивает его? Кто помнит, о чем говорится в свитке?

— Йоханан.

— Какой он по счету сын Матитьягу, из пятерых сыновей?

— Он третий сын. В честь кого он назван?

Он назван в честь своего деда. По-видимому, его дед умер перед тем, как он родился. Первый сын — Йегуда. Второй — Шимон. По-видимому, двое первых сыновей родились, пока дед еще был жив, а третий сын родился уже после смерти деда и был назван его именем Йоханан, чтобы исполнить заповедь почитания отца. Это источник обычая давать имя в честь деда.

В соответствии со свитком Антиоха, именно третий сын, Йоханан, начинает восстание. Он входит в Храм и убивает Никанора. Что происходит дальше? Я перескажу это кратко, пока мы не дойдем до места, ради которого мы все это здесь рассказываем.

После этого Антиох вызывает своего советника, Багриса, и тот устанавливает специальные декреты, запрещающие исполнять основные еврейские заповеди, и женщина с ребенком бросаются со стены, и заходят в пещеру, и чтобы не нарушать субботу, и все они там были сожжены заживо.

Так или иначе, идет война в течение пяти дней, и через пять дней сыновья Матитьягу их обращают их в бегство. И тогда какой вывод делает Багрис? Какой совет он дает Антиоху? Он говорит ему, что ты имеешь дело с пятью сыновьями Матитьяу, которые «сильнее львов», и если только ты не придешь со всеми своими народами, и со всеми своими слонами, и со всем своим оружием, то у тебя нет шансов победить этих пятерых. И тогда Антиох принимает его совет. Сейчас мы откроем свиток Антиоха, и будем читать, что там написано.

В конце Багриса тоже убивают. Кто остался? Антиох. Сначала убивают Никанора, потом убивают Багриса, но Антиох остается жив. Что с ним происходит дальше? Он убегает на «далекие острова», и ему дают прозвище «беглец», он получил позорную кличку «беглец». Наверное, это его в чем-то исправило, и поэтому свиток назван в его честь, свиток Антиоха. Также там упоминается имя Всевышнего.

Так или иначе, мы хотим начать наш урок с чего-то интересного.

Постились, молились, делали тшуву. «И тогда упал им в сердце добрый совет»

В начале этого года (5778[36]) мы дали признак для этого года, одним из самых важных признаков этого года мы назвали «это будет год доброго совета[37]». Здесь, в свитке Антиоха, мы находим это выражение: «добрый совет». Нужно понять, что означает «добрый совет».

После того, как Багрис приходит, и, как мы сказали, восставшие обратили его армию в бегство, он приходит к Антиоху и говорит ему: «ты, царь, ты запретил евреям соблюдать субботу, новомесячье и обрезание. Великий обман и восстание в ней. Даже если придут все народы и все языки, не смогут они победить пятерых сыновей Матитьяу. Сильнее львов они и легче орлов и быстрее медведей. И ты, царь, вот тебе мой совет (он тоже дает совет, только это не хороший совет:) «не воюй с этими людьми малым числом, ибо если ты будешь воевать с ними, и потерпишь поражение, то это будет позор перед всеми народами. И поэтому пошли послания по всем странам твоего царства и пусть придут военачальники всех воинств и не останется даже один, и также слоны, защищенные броней, пусть прийдут вместе с ними». И понравился этот совет Антиоху, и послал он послание по всем своим провинциям, чтобы пришли военачальники всех народов и также слоны, покрытые броней, вместе с ними пришли».

Второй раз поднялся Багрис «и подошел к Иерусалиму и пробил стену, и сделал в храме 13 пробоин, и даже камни он разбил так, что они превратились в прах. И подумал в сердце своем и сказал: ‘на этот раз они не смогут меня победить, ибо велико войско мое и сильна рука моя’. Но Бог небес думал иначе». Т.е., Вс-вышний уже разрушает замысел Антиоха.

«И когда услышали пятеро сыновей Матитьяу, они поднялись и пошли в Мицпэ Гилъад, где было спасение дому Израиля во времена пророка Шмуэля. И постановили пост, и сидели на земле просить милости у Б-га Небес». Постились, молились, делали тшуву. «И тогда пришел им в сердце добрый совет».

Все это было ради этой фразы. После того, как они постились, сидели на земле и молились Всевышнему, как Всевышний им ответил? «В их сердце родился добрый совет». Это означает, что надо делать много тшувы, пока в твое сердце не родится правильная мысль, как надо действовать. Но нужно понять, в чем состоит здесь этот добрый совет — ибо в продолжении стиха ничего не сказано, в чем состоит добрый совет.

Далее говорится: «Иегуда, мой первенец, Шимон, второй сын мой, Йоханан третий мой сын … пятый сын мой Элазар. И благословил их отец и так сказал: Иегуда, сын мой, я уподоблю тебя праотцу Яакову, который был подобен льву. Шимон, сын мой, я уподоблю тебя Шимону сыну Яакова, который победил жителей Шхема (здесь). Йоханан, сын мой, я уподоблю тебя Авнеру бен Неру, военачальнику армии Давида (нужно понять, какая связь). Йонатан, сын мой, я уподоблю тебя Йонатану, сыну Шаула, который победил народ филистимлян. Элазар, сын мой, я уподоблю тебя, Пинхасу, сыну Элазара, который ревновал ревность Б-га и спас сынов Израиля».

После этого они идут на войну. И тогда погибает Иегуда, и потом нашли, что Элазар тоже погиб. Вышли пятеро, когда погиб Иегуда, они вернулись в панике, и тогда Матитьяху говорит, что идет тоже вместе с сыновьями, и тогда они победили в битве и потом нашли, что Элазар тоже погиб, его задавил один из слонов. Таким образом, вышли пятеро и вернулось трое. Это также можно связать с днями Хануки: пять и три.

Так или иначе, мой вопрос был: что означает здесь фраза «пришел в их сердце добрый совет»? Сказано, что «упал в их сердце добрый совет», и тогда он продолжает, «Йегуда, первенец… и благословил их отец» и сказал каждому, «я уподоблю тебя» кому-то. И тогда они выходят на битву. В чем состоит добрый совет? После того, как сделали много тшувы, постились и молились и т.д., «пришел в их голову мудрый совет». Я желаю, чтобы этот год стал годом мудрых советов.

Совет — «почки советуют»

Что такое «совет»? — Сказано, что «почки советуют». Чему это соответствует в сфирот? — Это сфирот нецах и ход. Выражение «добрый совет» напоминает «дерево познания добра»[38]. Есть древо познания добра и зла, и есть древо жизни. Нецах[39] это совет встать и воевать. Можно сказать, что это совет что-то делать вообще. Ход[40] это полностью положиться на Всевышнего, что все будет хорошо. «Бог велик». Не нужно ничего предпринимать.

Оба этих совета выражают битахон[41]. Как это называется? — Активная вера, и пассивная вера, нецах и ход, два совета. Я не знаю, объясняли ли мы когда-нибудь это таким образом, но что тогда означает добрый совет? «Пусть этот год станет годом добрых советов». Добрый совет — это совет, связанный с активной верой. Как бы не казалось, что положение безвыходно и нет никаких шансов победить против «всех народов, и всех языков, и всех слонов», тем не менее, постились, и после всех постов и всего раскаяния, в чем состоит совет? Что несмотря ни на что, нужно встать и идти на войну. Это простой смысл фразы «добрый совет».

Еще раз. Сказано, что вдруг упал им в сердце — после всей тшувы — упал в их сердце добрый совет, что даже в такой ситуации следует подняться и идти воевать. Конечно, «Он дает тебе силы побеждать» — это активная вера, что Вс-вышний даст силы. Но Он не желает, чтобы мы сейчас подчинились, или нашли какое-то другое ухищрение.

Добрый совет — начать действовать. Дурной совет — сидеть и ждать…

Вся идея того, что я хочу здесь сказать, что добрый совет — означает, что я начну что-то делать. Тогда это «добрый совет». Если «совет» состоит в том, что кто-то другой будет что-то делать, а я не буду делать ничего — это дурной совет. Если так, то «древо познания добра и зла» — это нецах и ход. Древо познания добра — это встать и действовать, несмотря ни на что. Как бы это не было «продано», как бы ни было «все пропало». А «древо познания зла» — самое большое зло, это позиция «я ничего не могу больше сделать», я ничего не могу сделать совершенно, я могу только положиться на Вс-вышнего что он сделает какое-то чудо…

Совет «древа жизни» — быть уже после этого

Если так, то что же может означать древо жизни? Ведь это также разновидность совета?  Если древо познания добра и зла включает в себя два совета, правую почку и левую почку, то что же означает эц а-хаим?

Нецах и ход в мидот (эмоциональные сфирот) подобны хохма и бина. Есть аспект в хохма и бина, когда они как «два неразлучных друга», когда между ними есть постоянное взаимное влияние и контакт. Но есть одна точка в хохма, которая называется кодеш[42], мила бегармей[43], которая находится выше, чем какое-либо облачение или влияние на бина. Когда хохма и бина соединяются вместе, как «два неразлучных друга, не оставляющих друг друга никогда», то хохма это правая сторона, а бина это левая сторона. Хохма это начало правой линии в сфирот, а бина это начало левой линии. Но говорится, что есть точка в хохма, которая не соотносится и не облачается в бина совершенно,  и она есть источник средней линии. Она находится между кетер и между даат, на средней линии. Поскольку нецах и ход выражают и проявляют хохма и бина, то следует сказать, что есть не только два совета — правый и левый, активный и пассивный, но есть аспект в нецах, который вообще не соединяется с ход, это не активная вера против пассивной, это что-то другое. Нужно подумать, что это. Т.е., это активная вера, но не как антипод пассивной веры. И это древо жизни. Древо жизни — это какое-то ощущение, что как бы ни было тяжело, но мы уже после этого. Что все уже реально хорошо. Что означает древо жизни? Это вечная жизнь. Когда все уже хорошо в явном и открытом благе. Это нечто вроде Нохум из Гимзо. У меня есть земля в ящике с драгоценностями? — Отлично! Это древо жизни.

Так или иначе, есть древо познания добра и зла, как мы сейчас объяснили, что это означает добрый совет против дурного совета. «Вдруг упал в их сердце добрый совет», добрый совет означает, что нужно подняться и воевать. Даже в такой ситуации.

«Добрый совет» — привлечь сущностные силы из корня души, сила Ребе благословить своего хасида

Но есть еще одна идея, что означает добрый совет. 

Еще раз. Что говорится здесь? Сказано: «упал в их сердце добрый совет», но следующий стих говорит: «и благословил их отец их, и сказал, Йегуда, сын мой, я уподоблю тебя» и т.д. Может быть, в этом и состоит «добрый совет»? Однако, не сказано, что этот совет пришел в сердце только Матитьягу. Сказано «в их сердцах». Что означает «упал в их сердце добрый совет»?

Добрый совет здесь, это — для того, чтобы действительно подняться и идти на войну — нужно получить силы — каждый из нас, должен пройти какой то шинуй маут[44], или, на языке каббалы это называется, должен получить какой то ибур нешама[45], леитабер мехадаш[46], от какого-то корня какой-то души, относящейся к корню твоей души.

И это происходит посредством благословения отца. Он способен сделать это, после того, как «постились, и делали тшуву, и просили милости от Вс-вышнего» — сейчас вдруг приходит добрый совет. В чем состоит добрый совет? Что Матитьягу может благословить, и они способны воспринять это благословение. Йегуда — до сих пор он был Йегуда сын Матитьягу. Сейчас я делаю тебя, я привлекаю в тебя душу Йегуды сына Яакова, подобного льву. И Шимон, сын мой, я уподобляю тебя Шимону, сыну Яакова, уничтожившего жителей Шхема и т.д. Может быть, в этом состоит добрый совет?

Что значит мацав авуд[47]? Что я, как я есть сейчас, не способен справиться с ситуацией. У меня нет способа или сил справиться с ситуацией, как я есть сейчас. Так что же? Отчаяться? Поднять руки? Может быть, все же есть выход? Выход есть. Выход — привлечь ибур нешама.

Сказано, что Вс-вышний создал человека «по образу и подобию». Есть масса объяснений, что означает целем и дмут (образ и подобие). Для нашей цели сейчас мы объясним, что целем это как человек сотворен сейчас. Его сегодняшний маут (сущность). Но иногда этого ему не хватает, его целем, как он сейчас. Он должен уподобиться. Подобно тому, как есть заповедь в Торе уподобиться Ему, благословен Он: «’И иди по его путям’, как Он милосерден, так и ты будь милосерден», и т.д.

Требуется сила, чтобы уподобиться какой-то душе, которая относится к твоему корню, и привлечь этот корень внутрь тебя. И тогда ты превратишься… у тебя будет бесконечно больше сил и возможностей реализовать вещи, чем это было раньше. И это то, что, в сущности, произошло здесь, в этой истории. Они получили сверхъестественные силы, посредством благословения отца.

Как он, в конечном счете, благословил их? Он благословил каждого соответственно корню его души. Тебя зовут Йегуда? Я благословляю тебя, чтобы ты был подобен Йегуде, сыну Яакова, подобному льву. Только про Йоханана нужно понять его уподобление. Всех я понимаю, кроме Йоханана. Ибо про Йоханана он говорит: я уподоблю тебя Авнеру сыну Нера, военачальнику армии Израиля. Какая связь между Йохананом и Авнером? Авнер бен Нер очевидно, связан с Ханукой, Авнер (букв. «отец свечи») сын Нера (букв. «свеча»). Ханукальная свеча. Но какая связь с Йохананом? Зот ханука это хен, это Йоханан[48]. Это максимальное раскрытие света Хануки.

Оба эти ворта идут вместе. С одной стороны, дать кому-либо добрый совет — это показать ему, как ты способен действовать. Но если тебе кажется, что делать нечего, что у тебя нет сил — уподобься кому-то еще, уподобься кому-то связанному с твоим корнем, привлеки этот корень внутрь себя, или ты сам, или с помощью твоего Ребе, или твоего отца, пусть он благословит тебя. И тогда ты сможешь бороться, и сможешь победить. Все это — для того, чтобы победить.



[1] Освящение дома

[2] Зять рава Гинзбурга, проживающий в Ицгаре

[3] Галахические авторитеты   11-15 веков (см. википедия ראשונים)

[4] Чем маамар отличается от сиха (беседа), пожалуй, способен отличить только хабадник. Хасидская традиция говорят, что «сиха» может говорить любой человек. Но «маамар» может говорить только Ребе. 10 швата 5711 года, когда Ребе начал, по обыкновению, говорить «сиха», поднялся один из старейших хасидов, и сказал: «Ребе, сиха это хорошо, но мы хотим маамар». И Ребе произнес тогда свой первый маамар, «Бати леГани», ознаменовавший начало «седьмого поколения» Хабада. После смерти рабанит Хаи-Муси (в 1988 г), Ребе, практически, перестал говорить маамарим. Также эта «сиха», о которой рав говорит здесь, это, по-видимому, «сиха подобная маамару», т.е., полу-сиха, полу-маамар. Маамар отличается особой интонацией, когда Ребе говорит маамар, глаза его закрыты, и он как бы вообще не находится здесь, а «Шехина говорит из его горла».

[5] Тав-шин-нун . Цифры в иудейской традиции записываются буквами еврейского алфавита. Летосчисление идет от сотворения мира. 1990 год по еврейскому летосчислению это 5750 год от сотворения мира. Как правило, тысячи опускаются, и пишутся только сотни. Число 750, записанное еврейскими буквами, это тав-шин-нун. Ребе объяснял тогда, что эти буквы — тав-шин-нун, составляют первые буквы фразы «(да) будет (этот год) годом чудес»

[6] Поселение Ицгар в Шомроне, где проходил этот урок, находится в нескольких десятках километров от Шхема

[7] В Шхеме, на могиле Йосефа, находилась ешива рава «Од Йосеф Хай» («Еще жив Йосеф»). После «ословских» соглашений власть над Шхемом перешла в руки «автономии», и после нескольких терактов, в которых погибло несколько учеников ешивы, ешива была эвакуирована, и в настоящее время находится в Ицгаре. Ицгар считается одним из основных центров учеников рава Гинзбурга. Есть также значительное число учеников рава в Бат Аин (в Гуш Эцион) и в Иерусалиме (в Кирьят Моше)

[8] По-видимому, рав имеет в виду, что Антиохос был «анти-мешихист»…

[9] «вместе с колель» означает по-простому, плюс один. Почему так называется я не помню сейчас

[10] Исход субботы

[11] Молитва, разделяющая между субботой и буднями

[12] Сокровенная часть Торы

[13] Масло

[14] Комментарий на кодекс «Шулхан Арух»

[15] Святой завет

[16] Знак святого завета

[17] Самопожертвование

[18] Новомесячье

[19] Праведный Йосеф

[20] Хранящий завет брит-мила

[21] Заповеди, установленные книжниками (т.е., еще во времена пророков)

[22] Установления мудрецов

[23] Букв. (военная) «операция». Первая из десяти «мивцаим», провозглашенных Ребе ради приближения далеких от еврейства.

[24] Освящение дома

[25] Восьмой день Хануки, когда читается отрывок «Вот освящение жертвенника». На иврите это звучит «Зот Ханука»

[26] Слова упрека. Глава в разделе Таво, повествующая о бедах, которые ждут Израиль в случае нарушения завета, заключенного с ним Вс-вышним. Обычное название этой главы — «глава упрека»

[27] 8 = хет, 3 — гимел, образуют слово «хаг» — праздник

[28] Система расчета гиматрии, называемая «малый счет»

[29] «Прозрачная» клипа, промежуточная ступень между святостью и совершенно нечистыми оболочками

[30] Рассказывать о чуде (арам.)

[31] Есть масса бесед Любавичского Ребе, где объясняется, что обычаи, в известном смысле, находятся еще «выше», чем заповеди из Торы. Это достаточно парадоксально для «открытой» Торы, но весьма характерно для каббалы и хасидизма, ибо самые «тонкие» вещи говорятся лишь намеками

[32] Еврейский религиозный закон очень бережно относится к тексту молитвы, и какие-то нововведения в тексте молитвы весьма редки, особенно в ультра-ортодоксальном обществе

[33] В Талмудической традиции очень принято делать какие-то «знаки» для запоминания устной традиции. Так и здесь, «знак» в смысле, какое-то слово, которое помогает запомнить изучаемый материал

[34] Т.е., первые буквы имен Антиохус, Багрис, Никанор, составляют слово «эвен», камень, что указывает на «каменное сердце».

[35] Камень преткновения

[36] 5778 год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению. Начало еврейского года — приходится на месяцы сентябрь-октябрь

[37] Тав-шин-аин-тет (778)- это первые буквы фразы «(да) будет (этот год) годом добрых советов». Рав говорил об этом в уроках августа-сентября

[38] «совет» на иврите эйца, а «дерево» на иврите эц, поэтому рав говорит, что «добрый совет» — это как «дерево познания добра»

[39] нецах означает вечность и победа, это правая почка

[40] это левая почка

[41] Битахон означает «упование» (пассивный битахон) и «надежда» (активный битахон). В прошлом году (и в этом году продолжается, на момент перевода данного урока) было уже 18 уроков рава Ицхака Гинзбурга, посвященных теме «эмуна и битахон» (вера, упование, надежда). Переведенные уроки можно видеть здесь

[42] Святилище. Обычно «святость» есть синоним отделенности в языке Торы

[43] «нечто совершенно отделенное» (арам.)

[44] Сущностное изменение, сущностный сдвиг

[45] Каббалистическая концепция, когда душа праведника как бы «облачается» в душу человека, чтобы помочь ему выдержать испытание и исполнить свою миссию

[46] Родиться заново

[47]  Безнадежная ситуация (совр. Иврит)

[48] В слове Ханука есть корень «хен», симпатия, привлекательность. Также в имени Йоханан мы слышим этот корень «хен»