Эмуна и битахон - уроки рава - 5777-78

Эмуна, вера означает, что я верю, что все, что Вс-вышний делает — к добру, даже если я не понимаю этого. Есть известная история про рабби Акиву, когда с ним происходили какие-то события, которые, на первый взгляд, не были позитивными, но он верил, что это несомненно, к добру, поскольку это от Б-га, и все, что делает Б-г — это благо. Вера — это когда я не понимаю, мой разум не соглашается с этим, но я отставляю в сторону свое понимание и свое видение ситуации. А битахон, надежда — означает, что человек верит, что все будет хорошо. Как говорит известная хасидская пословица: «думай хорошо, будет хорошо». Слово битахон имеет несколько смыслов, и один из смыслов — что тот, кто обещает — тот исполняет обещанное. Я верю в обещание Вс-вышнего, что будет хорошо. Я верю в него, также от языка батуах, уверен. Самый простой смысл слова битахон — что я надеюсь, надеюсь на то что все будет хорошо, у меня нет никакого сомнения в этом.
Первая идея[1], с которой мы начнем здесь, это то, что в начале творения, перед тем, как Вс-вышний начал творить мир, Его бесконечный свет наполнял все то, что в будущем станет мирозданием. И тогда — это каббалистическая аллегория - для того, чтобы создать место для творения миров, Вс-вышний сжал свой свет. Мы верим, как далее мы будем объяснять, что цимцум («сжатие») не следует понимать в буквальном смысле — цимцум не означает, что Б-г оставил этот мир, он лишь сокрыл свое присутствие, для того, чтобы дать возможность сотворенному миру ощутить себя чем-то иным, чем-то отдельным от Творца. После этого, после цимцум, создавшего «вакуум», Вс-вышний протянул кав - нить света. Следует обратить внимание, что слово кав имеет тот же корень, что и слово тиква[2] - надежда. Т.е., цимцум это как будто бы аин[3], вакуум. И тогда внутри этого цимцум протягивается линия света.
Мы знаем, что есть заповедь веры в праведника[2] – следует верить в праведника, подобно тому, как следует верить в Б-га. Откуда мы это учим? Стих в главе Бешалах, который мы произносим каждый день в молитве, «И поверили во Вс-вышнего, и в Моше, слугу Его[3]». Далее, в следующей главе, в главе Итро – сказано: «и также в тебя уверуют до конца веков[4]», там говорится только о вере в Моше. Но после рассечения моря сказано, «и поверили во Вс-вышнего, и в Моше, слугу его». С этой двойной верой – во Вс-вышнего и в Моше, они удостоились воспеть песнь
В действительности должен быть только трепет перед Вс-вышним. Однако, в истинных мудрецах Торы свет Б-жественной души раскрывается больше, чем в ком бы то ни было еще. Следовательно, трепет перед праведником, в сущности, есть трепет перед Б-жественностью, которая раскрывается в нем. Истинный праведник подобен Моше, когда слышат его, слышат, как «Шехина говорит из его горла». Трепет перед ним — есть трепет перед Шехиной, облачающейся в него.
В настоящем уроке рава Ицхака Гинзбурга из Кфар Хабада рассматривается один из самых животрепещущих для современного религиозного общества вопросов: какая вера стоит выше? Полностью положиться на Вс-вышнего? Или же действовать самостоятельно, уповая на помощь Свыше, «ибо Он дает тебе силы побеждать»? Рав показывает на примере известного Мидраша, что изначально вера Израиля была активной, и лишь в последующих поколениях она начала становиться все более и более пассивной. Рав доказывает, что этот процесс «пассивизации» веры в конечном счете приводит к разрушению Храма и изгнанию. Наше поколение – поколение возвращения в Сион – должно стать также поколений, когда основной моделью веры должна стать снова «активная» вера. Действовать самостоятельно, полагаясь на помощь Свыше.
О чем этот урок? Это урок про «пыль», которая убивает… Это урок про то, как устроено наше подсознание. О том, что убивает в нас уверенность в себе, что превращает человека в тряпку, неспособную противостоять обстоятельствам, способную лишь плыть по течению… И о том, как можно вернуть себе уверенность и силы, если только ты сумеешь очиститься от этой пыли… Что это за убийственная «пыль»? Можно ли найти «пылесос», чтобы очиститься от этой «пыли»? (Очень актуальная тема, завтра-послезавтра уже проверка хамец…) - «Пыль» - это мелочи жизни. Это какие-то мелкие проступки, которые мы совершаем, зачастую не отдавая себе отчета, что совершили что-то предосудительное. Это такие мелочи, которые, даже если мы замечаем их — мы немедленно находим себе оправдание. «Пыль» - это то, что поднимается из подсознания, и сигнализирует нам о том, что на самом деле происходит у нас внутри.
Сферы и прямые –основные понятия каббалы Аризаля. Есть первичная сфера, предшествующая цимцуму. И есть прямая - нить Б-жественного света, освещающая первичный вакуум и пустое пространство.
Сфера и прямая в душе человека аналогичны душе и духу. Душа – это природная душа. Дух – это моральные императивы.
Другой вариант объяснения: сфера – это природа. Прямая – это разум.
Парадокс в том, что хотя сфера находится выше, чем прямая, тем не менее, дух стоит выше, чем душа. Здесь начинается характерный парадокс, когда, на самом деле, непонятно, кто выше, и кто ниже.
Кто на кого должен воздействовать?
Что выше – природа или разум? Что выше – природная душа или моральный императив? Совершенно не лишние вопросы для современного человека.
Парадоксальный ответ Ари заключается в том, что в своем корне, природа выше всего. Сфера заключает в себя все прямые.
Однако, чтобы раскрыть потенциал сферы, раскрыть потенциал природы – требуется прямая. Разум. Мораль.
В каббале везде основное разделение проводится между головой и телом. Это называется ГаР и ЗаТ . Три первых сфиры, ХаБаД , или КаХаБ , и семь нижних сфирот. В каждом мире есть свои три первые и семь нижних, но в самом общем плане «три первых» и «семь нижних», «голова» и «тело» - это Б-жественный план перед цимцум и его реализация после цимцум.
Где здесь голова и где здесь тело?
Весь халал, вместе с кав, который протягивается внутрь него – это тело. Кав - это позвоночник, который держит все тело. Кав проводит энергию от головы к телу, но голова не является частью миров вообще. Голова – это изначальный Б-жественный план. Здесь кав – это исполнительный орган, соединяющий между первоначальным планом, предшествующим цимцум, и творением.
Что означает абсолютная уверенность в Б-ге? Предыдущий Ребе пишет, «когда нет никакой даже тени, намека или источника в материальности, откуда прийдет помощь». Это определение предыдущего Ребе. Абсолютная уверенность – это когда нет никакой нити надежды. Еще раз, что кав ва-хут означает «нить» надежды. Если есть хотя бы «нить» материальной надежды – ты, безусловно, веришь в Б-га, но это не называется битахон гамур. Битахон гамур – это когда нет даже тени надежды, даже тени указания на какой-либо материальный источник моего спасения. Ребе приводит пример ситуации, когда это все еще не абсолютный битахон, поскольку есть все еще нить надежды. Это человек, который, не дай Б-г, тонет в море, и «хватается за соломинку». Если на поверхности воды есть какая-то соломинка – она не может выдержать человека, но, если он видит эту соломинку – он хочет спастись, всей своей душой он хочет спастись, и для него эта соломинка – «тень надежды», «указывает на источник спасения», может быть, отсюда прийдет мое спасение, от этой соломинки. Может быть, это спасет меня. Если есть хотя бы даже соломинка – хотя естественным путем нет никаких шансов, чтобы эта соломинка спасла тебя, но, если есть хотя бы соломинка – и ты полагаешься на нее, или кажется тебе, что эта соломинка способна помочь – это еще не битахон гамур, но тиква – ты надеешься, что эта соломинка поможет тебе, спасет тебя, но это не битахон гамур только во Вс-вышнего. Битахон гамур это когда нет даже соломинки, нет никакой, даже самой ничтожной надежды, нет никакой самой ничтожной материальной причины, способной спасти тебя.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .