(продолжение. Предыдущая часть урока здесь)
Трепет перед праведником — часть трепета перед Вс-вышним
(продолжение. Предыдущая часть урока здесь)
Откуда мы учим, что требуется также трепет перед праведником?
Основа иткашрут (связи) с праведником — это любовь. Когда говорят иткашрут - это означает прежде всего, любовь, «связаться узами любви». Любовь подобна канату, соединяющему две вещи — любовь это то, что связывает меня с любимым. В наших святых книгах объясняется, что иткашрут к праведнику — это прежде всего, любовь к праведнику, но есть также трепет.
Откуда известно, что требуется также трепет перед праведником? Есть стих Писания, и есть толкование Талмуда, мудрецы Талмуда говорят здесь нечто неожиданное:
«Вс-вышнего, Б-га твоего бойся[1]» - включая[2] также страх перед мудрецами Торы
Разве можно что-то «добавить» к страху перед Вс-вышним? Мы знаем, что отец Баал Шем Това наказал ему перед смертью, не бояться никого, кроме Вс-вышнего. В любви это не так. Есть заповедь «возлюби Вс-вышнего Б-га твоего», и есть также «возлюби ближнего своего», есть две заповеди о любви. Но страх и трепет — должен быть лишь перед Вс-вышним, и только перед Ним. Талмуд говорит нам здесь нечто неожиданное: почему вдруг требуется трепет и страх также перед праведником?
В действительности должен быть только трепет перед Вс-вышним. Однако, в истинных мудрецах Торы свет Б-жественной души раскрывается больше, чем в ком бы то ни было еще. Следовательно, трепет перед праведником, в сущности, есть трепет перед Б-жественностью, которая раскрывается в нем. Истинный праведник подобен Моше, когда слышат его, слышат, как «Шехина говорит из его горла». Трепет перед ним — есть трепет перед Шехиной, облачающейся в него.
Трепет перед Вс-вышним — посредством трепета перед праведником
И, как объясняет Баал Шем Тов «да, для Моше это маленькая вещь»
Есть глава в Торе, которая называется «глава трепета» - в недельном разделе Рээ. «Что Вс-вышний, Б-г твой, просит от тебя? — Лишь трепета…[3]». Есть евреи, читающие ее ежедневно. Эти слова означают, на первый взгляд, что Вс-вышний не простит от нас слишком много, Он просит нечто элементарное. Вс-вышний не желает усложнять нашу жизнь, Он облегчает нам, как только это возможно, Он благ, и просит от нас сущей малости. Что же это за малость? Страх. Трепет.
В Талмуде задается вопрос:
«Разве страх перед Б-гом — это такая «маленькая» вещь»?»
Ответ дается более, чем странный, на первый взгляд:
«Да, для Моше это маленькая вещь».
Этот стих находится в книге Дварим, все повествование там идет от лица Моше, и, поскольку Шехина говорит из его горла, то мудрецы толкуют этот стих в том смысле, что для Моше это действительно маленькая вещь.
Это чем-то мне помогает? Ведь я не Моше рабейну? Это вопрос, который все задают на данное толкование мудрецов. Мы же не Моше рабейну, какое это имеет к нам отношение! Для Моше это «малость»? — Возможно! Но для меня это совсем не такая уже «малость» - бояться Б-га!
В Тании есть целая глава — 42 глава — посвященная объяснению этого стиха Писания и этой трактовке мудрецов. В Тании говорится, что в каждом человеке есть искра Моше рабейну. Если я раскрываю искру Моше рабейну в себе, то также для меня трепет перед Б-гом становится чем-то «малым». Так говорится в Тании, «книге средних».
Но в книге Кетер Шем Тов, где собраны учения Баал Шем Това, приводится еще одно объяснение:
Т.е., что посредством трепета перед Моше, легко достичь трепета перед Вс-вышним
Это одна из основ хасидизма. Дело не в том, что для Моше трепет перед Б-гом это маленькая вещь. Я уже понял, что для Моше это маленькая вещь, но как это относится ко мне? Ведь для меня это великая вещь! И тогда Баал Шем Тов объясняет, что если только у тебя будет трепет перед Моше — тебе будет сравнительно легко подняться еще на одну ступень, чтобы достичь трепета также перед Б-гом.
[2] В ивритском оригинале здесь толкуется «лишнее» слово את