Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вера и надежда как аналог Творения: «сжатие» (вера) и «нить света» (надежда)



Первая идея[1], с которой мы начнем здесь, это то, что в начале творения, перед тем, как Вс-вышний начал творить мир, Его бесконечный свет наполнял все то, что в будущем станет мирозданием. И тогда — это каббалистическая аллегория — для того, чтобы создать место для творения миров, Вс-вышний сжал свой свет. Мы верим, как далее мы будем объяснять, что цимцум («сжатие») не следует понимать в буквальном смысле — цимцум не означает, что Б-г оставил этот мир, он лишь сокрыл свое присутствие, для того, чтобы дать возможность сотворенному миру ощутить себя чем-то иным, чем-то отдельным от Творца. После этого, после цимцум, создавшего «вакуум», Вс-вышний протянул кав — нить света. Следует обратить внимание, что слово кав имеет тот же корень, что и слово тиква[2] — надежда. Т.е., цимцум это как будто бы аин[3], вакуум. И тогда внутри этого цимцум протягивается линия света.

Есть нечто очень важное в идее цимцум для человека: для того, чтобы связаться со Б-гом, он должен сначала как бы «сжать», очистить поток мыслей, не направленных к Б-гу. Сказано «подобным дикому ослу рождается человек», человек рождается дикарем, голова каждого полна пустых мыслей, затопляющих его сознание. Даже если он не понимает этого, этот поток мыслей мешает ему быть евреем, связанным с Б-гом, идти лишь по дороге Б-га. В хасидут говорится, что перед тем, как начать молиться, следует отвлечься от всякой иной мысли, от всего, что способно помешать связаться только с Б-гом — это тоже есть своего рода цимцум. Эта сила, эта способность «сжать» все, от чего следует очистить сознание — человек должен иногда опустошить себя в позитивном смысле — опустошить себя от всех своих мыслей — это сила веры в душе.

Как мы сказали, если я верю, что Б-г здесь хозяин, и Б-г есть благо — также внутри веры есть надежда, я надеюсь, что Б-г есть благо — и Он сделает все только самое лучшее, и я не должен этого понимать, и поэтому я также не должен слишком много планировать. Не следует слишком много думать, ибо Б-г здесь хозяин. Есть нечто в вере, помогающее человеку очистить голову от всякого рода мыслей, которые по сути своей глупости. Тогда он может начать молиться и делать то, что он должен делать. То, что следует делать в жизни — это аналог кав, нити света, протянутой в тьму вакуума, это уже битахон, надежда и уверенность. В основном, это активная вера, битахон, связанный с нецах, как мы сказали выше. Идея, что цимцум и кав в мирах — есть аналог веры и надежды (эмуна и битахон) в душе, есть первая идея здесь, в нашем трактате о вере.



[1] Продолжение. Начало здесь

[2] Собственно, тиква также переводится как «нить». Нить надежды

[3] Ничто