Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вера и надежда (1)



בע»ה

19 тамуза 5777 — Кфар Хабад

Урок для девушек из средней школы «Яалат Хен»

Рав Ицхак Гинзбург

А. Вера и надежда[1]

Мы хотим начать сегодня изучать статью «вера и надежда»[2]. Я предлагаю, чтобы эта тема стала «темой года» — это большая статья, и, с Б-жьей помощью, возьмет у нас целый год изучать ее — и это может стать прекрасной темой года, ибо это есть основа основ для каждого, кто идет путем Вс-вышнего, что он верит, он уверен, и он постоянно ищет, как укрепить себя в своей вере и надежде в Б-ге.

Вера, что все, что Б-г делает — к лучшему. Надежда на явное и раскрытое благо

(Лев ла-даат, стр. 53)

Перед тем, как мы начнем читать по книге, давайте постараемся понять самый простой смысл слов эмуна и битахон — вера и надежда:

Эмуна, вера означает, что я верю, что все, что Вс-вышний делает — к добру, даже если я не понимаю этого. Есть известная история про рабби Акиву, когда с ним происходили какие-то события, которые, на первый взгляд, не были позитивными, но он верил, что это несомненно, к добру, поскольку это от Б-га, и все, что делает Б-г — это благо. Вера — это когда я не понимаю, мой разум не соглашается с этим, но я отставляю в сторону свое понимание и свое видение ситуации.

А битахон, надежда — означает, что человек верит, что все будет хорошо. Как говорит известная хасидская пословица: «думай хорошо, будет хорошо». Слово битахон имеет несколько смыслов, и один из смыслов — что тот, кто обещает — тот исполняет обещанное. Я верю в обещание Вс-вышнего, что будет хорошо. Я верю в него, также от языка батуах, уверен. Самый простой смысл слова битахон — что я надеюсь, надеюсь на то что все будет хорошо, у меня нет никакого сомнения в этом.

Битахон подобен свету дня. О сомнении говорят «тень». «У меня нет ни тени сомнения». Сомнение накладывает тень на сознание человека. Но когда у человека есть битахон — у него нет тени. У него все ясно, и он на сто процентов уверен, что все будет хорошо. Есть выражение, которое Ребе очень любил: «явное и раскрытое благо». Не такое благо, в которое я лишь верю, что все, что Вс-вышний делает — это на благо, хотя я не понимаю и не чувствую этого. Но надежда и уверенность, что будет такое благо, которое будет видимо и раскрыто.

Таким образом, между этими двумя качествами есть определенное противоречие, однако они должны идти вместе, еврей должен иметь крепкую веру и сильную надежду на лучшее будущее. Основа веры — что нужно принять все, что происходит, так как оно есть, верить в то, что Вс-вышний есть само благо, и несомненно, то, что Он делает есть благо, даже если я не постигаю этого. Как в истории про рабби Акиву. Вера относится к прошлому. Я не понимаю, почему произошло то, что произошло. Но я не сомневаюсь, что это несомненно, лучшее, что могло произойти. Однако надежда, битахон — относится к будущему. «Думай хорошо, будет хорошо», я уверен на сто процентов, что все будет хорошо, «хорошо» в том смысле, как я это понимаю, явное и раскрытое благо.

Все вышесказанное — это только для того, чтобы понять буквальный смысл этих двух слов: «вера» и «уверенность».

Вера — высшая ступень кетер

Эта схема[3] из книги סוד ה’ ליראיו — это карта служения Вс-вышнему.

Кетер

вера, наслаждение, воля

Бина

радость

Хохма

битуль

Даат

йихуд

Гвура

страх

Хесед

любовь

Тиферет

милосердие

hод

цельность

Нецах

уверенность

Йесод

истина

Малхут

шифлут

У каждого из нас есть душа со всеми сфирот[4]. И в каждой сфире есть «тело» сфиры, или действие сфиры — это одно и то же, и это есть те имена, которые даны сфирот в каббалистических книгах (кетер, хохма, бина, даат и т.д.) и есть внутренняя сила, как бы «душа», внутренняя энергия этой сфиры, и это есть имена сфирот в хасидизме. Это имена, которые более важны для нас в нашем служении Вс-вышнему.  Эта схема — «дорожная карта» во всем, что вы учите в хасидут.

В кетер есть три внутренние силы, которые называются «три головы» — вера-наслаждение-воля[5], и вера находится выше всех. Наивысшая сила души — это наша сила веры в Б-га, дальше идет наслаждение и еще ниже воля. Т.е., наслаждение и воля произрастают из веры, но источник — это всегда вера. Кетер — это «сверх-сознание» — это существует внутри меня, но я не осознаю этого.

Далее следуют три сфиры хохма, бина, даат, внутреннее содержание которых — битуль-симха-йихуд[6].

Далее следуют три эмоциональные сфиры: хесед, гвура, тиферет, внутреннее содержание которых — любовь-страх-милосердие.

В конце — сфирот, отвечающие за действия — нецах-hод-йесод, и малхут в конце. Мы видим, что битахон — это внутреннее содержание сфиры нецах. Внутреннее содержание сфиры hод называется тмимут, пнимиют йесод — истина, здесь это означает самореализацию, способность реализовать задуманное. Внутреннее содержание малхут — это шифлут[7], как царь Давид, сказавший «и я был бы еще ниже в глазах своих»

Активная уверенность в нецах, и пассивная уверенность в hод

Здесь битахон находится в нецах, но в действительности есть битахон также в hод. Мы будем рассматривать в продолжение стих[8] הלך בתם ילך בטח, нецах и hод в теле — это две ноги, הלך בתם — это левая нога, и ילך בטח — это правая нога, как шагают — левой-правой-левой-правой, и в сущности также תם-тмимут[9] — это битахон, только это называется пассивной уверенностью. Есть два типа уверенности — активная и пассивная.

Активная уверенность — это когда я уверен, что у меня есть силы предпринять что-то, совершить что-то. Например, чтобы создать нашу школу — нужен битахон — и это битахон со стороны нецах, здесь нужно победить[10]. Взять на себя инициативу, с полной уверенностью, что это будет иметь успех, что эта школа будет иметь успех, это называется нецах. Зависит, конечно, еще от организационных способностей, но основное — это взять инициативу и быть уверенным в успехе — и тогда действительно это будет иметь успех. Это битахон со стороны нецах, активная надежда, надежда, позволяющая действовать и делать что-то в жизни.

Битахон со стороны hод — это пассивная надежда, как мы сказали раньше, «думай хорошо будет хорошо», я уверен на сто процентов, что будет хорошо. Сказано[11] הבוטח בה’ חסד יסובבנו  — тот, кто уверен, что будет хорошо — Вс-вышний не разочаровывает его. Для Вс-вышнего важно видеть, насколько мы уверены в Нем. Когда я уверен — в точности, как я уверен в этом праведнике, что он сделает мне только хорошо, в точности, как я этого хочу — это действительно происходит. Если Вс-вышний видит, что я верю в него — тогда действительно «милостью окружит его», Он делает со мной все самое наилучшее. Это есть пассивная надежда.

Обещание почек, и исполнение йесод

Про нецах и hод сказано מי שם בטחות חכמה. Кроме того, что нецах и hод в теле это ноги, это также почки. По Хазал, слово батухот (как в этом стихе из Йова, так и в Теилим הן אמת חפצת בטחות ובסתום חכמה תודיעני) означает «в почках», но есть здесь намек на два аспекта битахон («батухот» — это множественное число, а множественное число — это минимум два), и из того что сказано «батухот хохма» Хазал учат «почки советуют». Почки дают человеку совет, и какой совет самый лучший? Надейся на Вс-вышнего. Иногда битахон означает активную надежду, встать и сделать что-то. Иногда это пассивная уверенность — когда я сам не способен что-то сделать, и тем не менее, я уверен, что Вс-вышний сделает самое лучшее, в явном и раскрытом мне благе, так, как я это понимаю. Это есть батухот, две почки уверенности.

Таким образом, это карта, и вера здесь — это вершина всех сил души. Активная вера это нецах, но также hод — это один из вариантов веры — пассивная вера. Мы сказали раньше, что тот, кто обещает, тот исполняет. В дереве сфирот «тот кто обещает» — это нецах и hод. И «тот кто исполняет» — это йесод. Йесод — это истина, реализация, исполнение обещания, исполнить обещанное в практическом действии.

До сих пор введение



[1] В оригинале אמונה ובטחון.. Эмуна, понятно, переводится как «вера». Как переводить «битахон»? Уверенность? Упование? Мне пришла в голову мысль, что «битахон» это по сути, «надежда». Но почему-то в последние годы этого слова почти не слышно. Хотя на самом деле, битахон — это в точности надежда на лучшее. Как правило, в тексте урока я буду стараться употреблять оригинальные термины

[2] Статья из книги «Лев ЛаДаат», написанной равом Ицхаком Гинзбургом в 1990 году.

[3] стр. 31. См. также אל עולם הקבלה, ע’ 118

[4] Мн. число от «сфира»

[5] эмуна-таануг-рацон

[6] Битуль — самоустранение. Симха — радость. Йихуд — соитие (как в «И Адам познал Хаву»)

[7] Униженность?

[8] «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Мишлей 10, 9)

[9] Тмимут означает цельность, простота, непорочность. Аврааму было сказано «иди передо Мной и будь тамим» и Раши объясняет: «до того, как ты был обрезан ты был как бы «баал-мум», увечным. «Непорочность» в смысле, что нет никакого физического либо духовного увечья (прим. переводчика)

[10] Нецах объясняется как «ницахон», «победа»

[11] «уповающего на Г-спода — милость окружает его» (Теилим 32, 10)