Коцкер говорил, что в трех притчах Магид из Дубно говорит истину. Истина — это свойство Коцк — אמת מארץ תצמח, "ארץ" = "קאצק", «Истина произрастет из земли», «земля» = «Коцк». Он приводит в своей книге «Эмет веЭмуна» эти три притчи. Каждая притча объясняет определенный стих Писания.
Первая притча, на стих «Но не Меня призывал ты, Йааков, ибо тяготился ты Мной, Йисраэйль.» (Йешая 43, 22). Притча о двух торговцах, один, торговец украшениями, привез на ярмарку драгоценные камни и украшения, в маленькой посылке. А второй, торговец железом, привез большой ящик железа. И позвал торговец украшениями курьера, чтобы привез ему его товар домой. И привез ему товар, и заплатил ему дешево. Сказал ему курьер: «почему ты заплатил так мало за столь тяжелую поклажу»? Тогда торговец понял, что грузчик перепутал товары. Сказал ему: «если так — то товар, который ты привез — не мой. Ибо мой товар — небольшая коробка, и не так она тяжела.»
И это есть смысл стиха «И не меня взывал ты Яаков, ибо ты тяготился мной, Израиль». Если ты так утомился — это знак, что не мне ты служил, ибо служение мне не должно было утомить тебя.
До сих пор — притча Магида.
На первый взгляд, я мог бы подумать, что есть идея напряженно трудиться. «Трудился и нашел — верь». Но в действительности, все служение Вс-вышнему, все наше служение в Торе и заповедях должно быть легким и естественным, не утомительным. Если твоя работа утомляет тебя — по-видимому, ты работаешь (тащишь поклажу) кого-то другого.
Обьясним более подробно: Это притча Магида из Дубно. О чем эта притча? Кто этот «курьер»? Мы, народ Израиля. Что это за посылка с драгоценностями и драгоценными камнями? — Тора и заповеди. И кто торговец? — Вс-вышний.
Если так, кто же тогда второй торговец, торговец железом? — Дурное начало. Иногда человек думает, что он служит Вс-вышнему, но, в сущности, он служит дурному началу. И признак тому — что его утомляет это служение. Утомленность должна зажечь у него предупредительный сигнал — может, он вообще служит кому-то другому, не Вс-вышнему. Как это выражается в душе? [Эта притча говорит о чрезмерной религиозности которая имеет место в религиозной среде[. Безусловно. Если страх перед Небесами и религиозность становятся в тягость и утомляют — ясно, что это от дурного начала.
(Из урока рава Ицхака Гинзбурга в шабат Мишпатим 5777. Записано слушателями по памяти)