"Прославляйте Вс-вышнего все народы..."



В этом удивительном отрывке из урока рава 1 ияра 5778 года в Тверии, в йорцайт рабби Менахем Мендела из Витебска, рав объясняет в деталях, что означает «четвертая революция», о которой много говорится в последнее время. Рав говорит, что «четвертая революция» означает не только «семь заповедей сынов Ноя», и не только аспекты Б-жественности, имманентные миру («мемале», «наполняющий миры свет»), но также и ступень «совев», трансцендентность Б-жественности — должна сегодня прийти и раскрыться среди народов мира.

Рав связывает раскрытие ступени трансцендентной Б-жественности среди народов мира со стихом «ибо умножилась милость Его к нам». Когда Вс-вышний проявляет величайшую милость по отношению к своему народу — это приводит к тому, что также трансцендентность Б-жественности раскрывается в мире, среди народов мира.

Всякое пробуждение имеет своим источником гвурот, это также связано с нигуном, который мы только что пели, 117 глава Теилим, новая глава Ребе, «ки гавар алейну хасдо веэмет Гашем леолам галелука[2]». Это то, что объясняется в хасидизме, и это то в точности то, что мы сейчас говорили от имени р. Менделе Витебского и Ребе Маараша, что гавар алейну хасдо[3] означает итгабрут ахасадим[4]. Это приходит из кетер[5], это из гвурот[6] в кетер. Про атик[7] сказано: «лейт смола беhай атика, кула йемина[8]. Нет там гвурот в смысле цимцум[9] и дин[10]. Какие же гвурот есть там? Левой стороны нет, весь атик - это только правая сторона. Есть гвурот, но это гвурот с правой стороны. Это называется итгабрут хасадим. Это есть буквальный смысл стиха,  если есть источник в Торе для понятия итгабрут ахасадим — то несомненно, из этого стиха, «ки гавар алейну хасдо», когда Вс-вышний проявляет в отношении еврейского народа величайшее милосердие.

Когда раскрывается великое милосердие Вс-вышнего в отношении еврейского народа, как это воздействует на мир?

— Говорится далее в продолжение этого стиха, веэмет ашем леолам алелука[11].

Это единственный стих во всем Танахе, который передает мысль, которую мы пытаемся продвигать относительно «четвертой революции». Сейчас кто-то говорил со мной об этом. Это несомненно этот стих.

Что означает эмет Гашем леолам[12]? Это удивительное толкование, что эмет Гашем означает даат эльон[13]. Обычно в хасидизме объясняется, что неевреев следует обучать только семи заповедям и тем частям в хасидут, которые подходят для них. Это говорится во многих местах открытым текстом, что то, что подходит для неевреев — это только ступень мемале кол алмин[14]. Но совев кол алмин[15], выше, чем цимцум, не имеет к ним отношения совершенно, не имеет отношения к корню их душ.

Наш корень, корень еврейских душ, это беми нимлах, бенишмотейем шел цадиким[16]. Мы сыновья Вс-вышнего, Израиль и Вс-вышний - одно целое. Мы - единое с Б-гом. Но для неевреев это не так. Нет у них корня выше, чем цимцум, только после цимцум. Само собой, какой хасидут, какую внутреннюю Тору ты можешь учить для гоим? Так и Ребе пишет об этом, что то, что подходит для нееврея — это только бесконечный Б-жественный свет, наполняющий все миры. Что есть ашгаха пратит[17] — обучать, что есть ашгаха пратит — это подходит для неевреев. Он должен знать, что есть Гашем, есть Творец. И он наблюдает за миром, наблюдает за тобой. Но обучать его, что ты, неееврей, по сути дела тебя нет, ты не существуешь — это не подходит для неевреев. Как сказано, что для нееврея нет заповеди Кидуш Ашем[18]. Это вопрос, который обсуждается в Гемаре, но мы идем по мнению, что для нееврея нет заповеди Кидуш Ашем. Он не обязан убивать себя. «Человек, который умрет в шатре» - относится только к евреям.

И тем не менее, и это удивительно, как объясняется веэмет ашем леолам? — «Прославляйте Вс-вышнего все народы, славьте Его все нации, ибо умножилась на нас…» - Из за того, что есть итгабрут хесед, из-за того, что умножились милости его на нас, мы пробуждаемся от нашей спячки, от нашего сна, «были мы как во сне[19]» — и также у нас есть сила разбудить всех.

И что же мы хотим сообщить всем?

— «Истина Вс-вышнего вовеки».

Это говорится открытым текстом в друшей хасидут[20] Хабад, что эмет Гашем леолам означает, что даат эльон, то, что мы говорили ранее, что все батель бимциют[21], этот свет должен достичь также гоим. Этот свет, относительно которого ты не существуешь. В точности, как еврей.

И нет большей «четвертой революции», чем это. Что «истина Вс-вышнего» - не даат тахтон[22] Вс-вышнего, но даат эльон Вс-вышнего, искра Моше рабейну, который смотрит на мир глазами Вс-вышнего, и это есть эмет лаамито[23] Вс-вышнего — это должно прийти в мир, в место, сокрытия Б-жественности, что это есть, в общем, нееврейский мир.

И тогда исполнится «прославляйте Его все народы», когда все постигнут истину Вс-вышнего.

Это нечто удивительное. Здесь есть и четвертая революция, его хидуш[24], что это не только семь мицвот, и это не только те части в хасидут, которые им подходят, на первый взгляд. Но самые глубокие вещи в истине Вс-вышнего, которые дай Б-г, чтобы евреи понимали — это должно достичь всех народов.

До сих пор относительно этого нигуна.



[1] Урок рава Ицхака Гинзбурга 1 ияра 5778 года в Тверии

[2] «Потому что велика милость Его к нам и верность Господня — навек. Алелуйа!» (перевод Мосад рав Кук)

[3] «умножилась милость его к Нам»

[4] Умножение милости

[5] Букв. «корона». Высшая ступень в системе сфирот, подразделяющаяся, в свою очередь, на  нижнюю, внешнюю ступень «арих» (эквивалентна воле в структуре души), и высшая ступень, атик (эквивалент наслаждению в структуре души)

[6] Мн.ч. от «гвура». Обычно «гвура» означает строгость и суд. Однако слово «гвура» может означать также «силу» и «мощь». В кетер, особенно, в его высшей части, в атик, как здесь объясняется, суд превращается в мощный поток милости.

[7] Внутренняя, высшая часть сфиры кетер

[8] «Нет левой стороны в этом атик, весь он только правая сторона» (Зогар  ч. 3, 129:1)

[9] Каббалистическая концепция сжатия Б-жественного света, на этапе, предшествовавшему творению миров.

[10] Суд

[11] «И Б-жественная истина вовек, прославляйте Б-га» (продолжение данного стиха)

[12] «Б-жественная истина вовек»

[13] Высшее сознание (см. Шаар аЙихуд в Тании относительно понятий даат эльон и даат тахтон — высшего сознания и нижнего сознания)

[14] (Б-жественный свет) наполняющий все миры

[15] (Б-жественный свет) окружающий все миры

[16] «С кем посоветовался? — С душами праведников» (Берешит Раба, гл. 8 п. 7)

[17] Частное провидение

[18] Отдать жизнь во имя Освящения Имени Вс-вышнего

[19] Песнь ступеней. Когда возвратил Г-сподь пленников Цийона, были мы как во сне.  (Теилим 126, 1)

[20] Так обычно именуются трактаты по хасидизму учителей хасидизма Хабад

[21] Относительно высшего сознания весь мир как бы вообще не существует

[22] Нижнее сознание. Относительно нижнего сознания мир существует, но подчиняется своему Творцу

[23] Настоящая, действительная истина

[24] Открытие

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .