Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Изобрести тшуву, и изобрести избавление».



בע»ה

Предисловие переводчика

Мы живем в эпоху, когда сама мысль о религиозном обновлении кажется некоторым кощунственной.  Среди многих претензий, которые мне приходится слышать в адрес рава Гинзбурга, пожалуй, это приходится слышать чаще всего: он «изобретатель». Он «изобретает» новые пути в хасидизме.

Может быть правда, зачем изобретать? Можно ли гарантировать, что наши «изобретения» окажутся успешными?

Рав, в свойственной, пожалуй, лишь ему, неподражаемой манере, соединяющей вместе хасидизм, каббалу, музыку и… биологию — дает очень «гинзбургский» ответ. Вс-вышний создал мир ради обновления. Лишь обновление — есть цель творения. Лишь обновление доставляет настоящее наслаждение Вс-вышнему. Лишь религиозное обновление «раскрывает глаза» человеку, и позволяет ему «увидеть» Б-жественность.

Особенно идея обновления актуальна для тшувы и для баалей тшува. Вся идея тшувы — это «нечто, чего еще не было» даже в плане творения, как это подчеркивает Любавичский Ребе во многих своих беседах. Тшува — это обновление человека и мира. Собственно, именно в этом рав видит задачу баалей тшува — в религиозном обновлении своих общин. Не в том, чтобы просто «слиться» с религиозным фоном, но — привнести «свежую кровь» в каждодневную религиозную практику

Рав призывает сделать наступивший год годом «религиозного обновления».

Ицхак Ройтман, Нетания

***

Рав Ицхак Гинзбург[1]

 «Украшения, которых не было»

Недавно мы учили[2] о «красивой девушке… украшающей себя украшениями, которых не было[3]». «Красивая девушка» символизирует народ Израиля, который украшает себя «украшениями, которых не было». Так же, как Вс-вышний творит мир ex nihilo — так и мы должны «творить» новые вещи, создавать нечто новое, что-то, чего еще не было. Один из знаков наступающего года, תשע»ח (5788), это תהיה שנת עולם חדש  — «год нового мира», в наступающем году нужно «сотворить новый мир».

Вс-вышний делает то, что от него зависит, и глаза Его смотрят на нас — «постоянно глаза Вс-вышнего, Б-га твоего на ней, от начала года и до конца года», но также и мы должны делать то, что от нас зависит, творить новый мир, «нечто из ничто», «украшения, которых не было».

У Магида из Межерич есть притча о «говорящем попугае». Когда царь находится не в лучшем расположении духа, и придворные пытаются поднять ему настроение — ничего не помогает, не работает, ибо у царя есть все, что он захочет, у Него нет ни в чем недостатка. Однако, со всем своим Бесконечным Светом (Ор Эйн Соф) он «плохо себя чувствует». Что же можно сделать? Нужен какой-то хидуш, нечто новое, «украшения которых не было». И тогда приносят говорящего попугая, и это поднимает царю настроения, выводит его из «депрессии».

В хасидизме есть еще одна аллегория, кроме «говорящего попугая»: «бык, идущий по улице, и кричащий «Шма Исраэль»». Если ты увидишь быка, идущего по улице, и кричащего «Шма Исраэль» — это точно хидуш… Народ Израиля — это бык в Колеснице Йехезкеля, наша животная душа. И когда еврей — его животная душа — идет по улице — и кричит «Шма Исраэль» — Вс-вышний имеет от этого огромное наслаждение. Это также «украшения, которых не было».

Так или иначе, изначальная аллегория Магида — это «говорящий попугай».

Простые слуги и мудрые слуги

Есть маамар[4] Ребе Рашаба, где он говорит о двух типах служения и двух типах людей, среди тех, кто служит Вс-вышнему. Есть «простой слуга». И есть «мудрый слуга». Ребе Рашаб учит это из стиха «Ибо мне сыны Израиля слуги, слуги мои они». Для чего повторяется дважды «слуги, слуги мои»? — Ибо есть «слуги» вообще, и есть «слуги мои» — «слуги специального назначения».

Обычный слуга обычного господина доставляет своему хозяину то, что ему недостает. Но о Вс-вышнем невозможно сказать, что Ему чего-либо недостает. И тогда мы не можем сказать, что Он нуждается в нашем служении, чтобы восполнить некий недостаток. И для чего же тогда он нуждается в нашем служении? — Вс-вышний сотворил мир таким образом, что изначально все было пробуждением Свыше. Но после цимцум, кав, сотворения миров и сотворения человека — человек был, как известно, сотворен в Рош аШана — далее пробуждение Свыше зависит от пробуждения снизу. Наше служение заключается в том, чтобы привлечь Вс-вышнего, Его свет, и Его сущность — в наш мир. Он возжелал «жилища в нижних», но он хочет, чтобы это жилище было построено нашими руками. Не для того, чтобы восполнить какой-то Его недостаток, но для того, чтобы привлечь Его в мир. Так объясняет Ребе Рашаб в маамаре — наше служение заключается в том, чтобы привлечь Вс-вышнего внутрь нашего мира.

Тот, чье служение заключается в том, чтобы «привлечь» Б-жественность в этот мир, когда Вс-вышний «опускает» себя в мир, раскрывая свое величие с помощью своей меры суда — называется «простым рабом». Простой раб — он, по-видимому, также «глупый раб» — ибоטיפש ופשוט  — это те же самые буквы. Но, как мы сказали, «глупый раб» это тоже в порядке, если только он служит Вс-вышнему.

Однако есть среди тех, кто служит Вс-вышнему, «слуги специального назначения», «слуги мои», особенные слуги. Обыкновенные слуги находятся в аспекте нижнего страха, малхут, нижней тшувы. Но «особенные слуги», «мои слуги» — у них есть высший страх. Эти «слуги мои» — «сын, ставший слугой» — исполняют конечное намерение Вс-вышнего, не только привлечение Б-жественного света в мир, но раскрытие Б-жественной сущности в реальности нижних миров, исполняя «страсть» Вс-вышнего («на страсть невозможно задать вопрос»), возжелавшего сделать своим «жилищем» именно нижние миры.

Нужны обычные слуги — для того, чтобы система мироздания могла нормально функционировать. Но после этого нужны «слуги мои», особенные слуги, которые раскрывают в мире Б-жественную сущность. Эти особенные рабы называются «мудрыми рабами».

«Изобрести тшуву, изобрести геула»

Важность импровизаций

Чтобы «поднять дух» царя, «поднять дух» если так можно выразиться, Вс-вышнего, требуются «украшения которых еще не было». То, что мы собрались здесь, в этой импровизированной синагоге[5], это «украшения, которых не было». Всем известны слова предыдущего Ребе, «немедленно — тшува, и немедленно — геула». Следует изобрести тшуву, и следует изобрести избавление[6], и тогда все проблемы, которые есть, превратятся в явное и раскрытое благо.

Есть люди, которые тщательно планируют все, что они делают, например, музыкант, играющий по нотам, старается как можно точнее воспроизвести каждую ноту, как она написана. Принято считать, что в классической музыке нет места для импровизации, следует исполнять в точности, как написано, но тот, кто знаком с биографией великих музыкантов — даже Моцарта и Бетховена — знает, что они импровизировали даже когда выступали перед публикой.

Импровизация очень важна в музыке и в любом деле в жизни. Когда нужно сделать что-то, исправить что-то в своем доме — месяц элул — это месяц исправления — не всегда есть нужные материалы. Импровизация — это взять что-то, взять какой-то утиль, кусок железа, и требуется приложить много ума, чтобы импровизировать исправление разбившегося сосуда. Вся наша работа в этом мире — это «починить» разбившиеся сосуды[7].  Ребе сказал, что работа бирурим[8] завершена. Возможно, это означает, что бирурим по заранее известным рецептам уже завершены. Но осталась работа по исправлению мира, когда неизвестно заранее, нет никакого «рецепта», что и как именно требуется делать.

«Нет места, свободного от импровизации[9]»

Известны слова Зогара[10] «нет места, свободного от импровизации». Что такое импровизация? Импровизация — это «на месте[11]» — изобрести что-то «на месте», своего рода «привязка к местности». Это смысл слов «изобрести тшуву» — т.е., тшува, «привязанная» к контексту поколения, это смысл импровизации, и что «нет места, свободного от импровизации». Но требуется чутье.

Что такое вообще импровизация? Когда музыкант — даже очень талантливый музыкант — когда он хочет что-то импровизировать (в основном импровизация — это в джазе, но как мы сказали, в классической музыке тоже были великие музыканты, которые импровизировали), он прежде всего должен преодолеть страх. Ведь он сейчас выступает перед публикой — нет страха, нельзя бояться никого, кроме Вс-вышнего. Он преодолевает страх и освобождается внутренне. Можно ли гарантировать, что его импровизация будет успешной? — Отнюдь не всегда. Но если уже получается — то получается что-то совершенно особенное, настоящие «украшения, которых еще не было».

Импровизация требует подготовки

В Ижбице называют импровизацию итпаштут[12]. Разрешить делать себе в точности все, что он хочет, немедленно, сейчас, без того, чтобы думать об этом заранее. Можно подумать, что в Хабаде это может быть не подходит — импровизация. Как рабеим[13] Хабада говорили хасидут? Повторяли, как Вс-вышний, четыре раза перед самими собой, и лишь после этого выступали перед хасидами. Но праведники Польши — как, например, Ясновидец из Люблин, говорили «Тору с Небес» — вообще не планировали, что говорить. То, что приходило им в голову во время раава-дэ-раавин[14], или когда они говорили Тору — они говорили. Поэтому они с трудом могли помнить, что они говорили. Ясновидец должен был вспоминать и записывать на исходе субботы, что он говорил в субботу. И также Сфат Эмет записывал так в течение всего года.

В Хабаде считают, что это не «путь Вс-вышнего», и если хотят «идти по путям Его», уподобиться Ему, то следует повторять четыре раза про себя, и только тогда говорить. Если так, то в Хабаде нет импровизации? Рабеим ничего не импровизировали? — Это не так. После всего планирования, на месте были импровизации. Хороший музыкант не может прийти на выступление не подготовившись, он должен много раз повторять произведение, которое он собирается играть, но после того, как он все хорошо спланировал, и повторил много раз сам, во время выступление он получает воодушевление от публики, и это буквально как дух пророчества. Имровизация это дух пророчества. Сказано, что Мошиах прийдет, когда пророчество вернется в народ Израиля. Он стоит перед публикой, и начинает импровизировать. Это не только в музыке — так во всем, что нужно делать. «Мудрый слуга» — это слуга, способный на импровизацию, и нет большего «украшения, которых не было», чем это.

Импровизация как мутация

Как называется импровизация в биологии? — Импровизация — это мутация. Он шел по проторенной дороге много поколений подряд, получил от своих отцов такие-то и такие-то постоянные свойства, и вдруг прорывается нечто новое. «Уфарацта» — мы благословляем всех, особенно тех, кто пришел, чтобы поселиться здесь, в Тель Авиве, «уфарацта». Но как это сделать? — Нужно изобретать. Здесь нет правил, как делать, как распространять здесь Тору, все следует изобретать на месте, «изобретать тшуву». В нашем поколении Ребе сказал, что также тшуву уже сделали — тшувы, как это написано в книгах больше нет, сейчас нужно только изобретать тшуву. Я хотел бы увидеть здесь кого-нибудь, кто начнет изобретать тшуву. Также геула — «изобрести тшуву, изобрести геула» — я могу подумать, что я должен изобрести тшуву, а Вс-вышний изобретет геула. Нет, пусть Он изобретет геула, но мы тоже должны изобрести геула — это наше совместное действие. Когда начинают понимать, что «изобретать» означает, что все зависит от нас, и тшува, и геула. Место, где нужно изобрести тшуву, и также изобрести геула — это Тель-Авив.

Возвращаясь к мутациям. Что такое мутация? — Что все шло, как обычно, и вдруг что-то прорывается. «год нового мира», что-то новое начинает происходить. Каждая ли мутация успешна? — Нет, есть масса вредных мутаций. Как в музыке, не каждая мутация успешна. Но если ты боишься изобретать — из тебя ничего не получится. Если хотят, чтобы из тебя что-то вышло — требуется дерзость изобретать. Мы все еще находимся в «год дерзости», требуется дерзость, чтобы начать изобретать. Изобретать тшуву, и изобретать геула.

Лехаим, лехаим.

Вс-вышний выберет, какие мутации ему нравятся, какие мутации полезны, а какие вредны для существования вида. Мы хотим, чтобы наш вид, еврейский народ, продолжал существовать. И для существования вида требуется — время от времени — или даже постоянно — делать мутации, изобретать, и это называется «украшает себя украшениями, которых не было». Когда еврейский народ — «красивая девушка» оказывается в ситуации, когда у нее «нет глаз» — не видят Б-жественности, что говорят ей? Что следует делать? — Нужна мутация, новые гены глаз, способных увидеть Б-га здесь, в Тель-Авиве, на берегу моря, и на таелет[15].



[1] Исход субботы Ницавим-Вайелех 25 элула 5777, Ор аЦафон , Тель Авив, перед слихот (по обычаю Хабада, на исходе последней субботы года начинают говорить «слихот» (покаянные молитвы)).

[2] См. урок 7 элула 5777

[3] Зогар, Мишпатим

[4] ד»ה «אני לדודי ודודי לי» (עמ’ קע ואילך) המשך תרע»א,

[5] По инициативе группы учеников рава примерно год назад был создан «филиал» Галь Эйнай (гаръин торани) в Тель-Авиве. Данный урок происходил в импровизированной синагоге вновь открытого отделения Галь Эйнай

[6] Игра слов: לאלתר —  — означает «немедленно». לאלתֵר — означает «импровизация»

[7] Имеется в виду каббалистическая концепция «разбившихся сосудов» мира Хаоса

[8] Каббалистическая концепция бирурим — очищения и подъема искр святости, упавших в результате «разбиения сосудов» в нечистые оболочки (клипот)

[9] Игра слов. В оригинале: לית אלתור פנוי מיני’ה, напоминает известную фразу из Зогара לית אתר פנוי מיני’ה («нет места, свободного от Него»)

[10] Рав, понятно, шутит. Вообще весь этот урок был в очень хорошем настроении духа, как рава, так и присутствующих…

[11] В оригинале: אלתור — «על אתר»

[12] Букв. «распространение», или «разоблачение»

[13] Множественное число от «Ребе». Не по правилам грамматики иврита, но так принято говорить в Хабаде

[14] Время наивысшего благоволения (на исходе субботы, после молитвы Минха)

[15] Пешеходная область на берегу моря в Тель-Авиве