Вступительное слово переводчика
Что означает «вера» и «битахон» в святом языке
Я снова и снова «возвращаюсь к вопросу»: что такое вера? Что такое битахон («уверенность») в Б-ге? Говорят, слово «битахон» нужно переводить как «упование». Упование на Б-га. Только мне активно не нравится слово «упование». Наверное, потому, что оно выражает нечто, идущее от меня к Нему. А в моем представлении, вера, это нечто идущее от Него ко мне.
В русском языке, для русскоязычного читателя, вера это нечто пассивное. Это нечто, ничего не меняющее реально в моей жизни. Это некоторый способ уговорить себя, успокоить себя, что все будет хорошо — не более того. Вера — это опиум, вера — это просто болеутоляющее, и не более того.
Вера в святом языке? Нет, вера в святом языке означает нечто совсем иное. Вера в святом языке — это свет далеких звезд, проникающий к нам через миллионы и миллиарды световых лет. Вера в святом языке — это энергия, это сверх-энергия, проникающая к нам, достигающая нас, воздействующая на нас, изменяющая реальность, изменяющая нашу жизнь — если только мы способны пробудить этот источник энергии и света в собственной душе.
Вера в иудаизме — это «вера Твоя». Вера — это то, что есть у Него, и Он дарует ее нам. Вера — это РаДЛо, это высшая точка подсознания, это Б-жественная искра в душе каждого из нас, это основа, суть и ядро человеческой личности. Веру в иудаизме не нужно «изобретать», она существует, она данность, она находится глубоко внутри каждого из нас. Вера в иудаизме это как подземный источник, бьющий из глубинных пластов земли, из самой глубины нашей еврейской души.
Иногда нужно очень глубоко копать, чтобы докопаться до этого источника. Но в тот момент, когда этот источник, наконец, пробуждается — это все, вся наша жизнь, выглядят совсем иначе.
Собственно, именно поэтому мы снова и снова возвращаемся к теме веры в Б-га. Кажется, сколько можно об этом говорить? Разве уже не все об этом сказано?
Мы возвращаемся, чтобы говорить снова и снова о вере в Б-га — для того, чтобы пробудить ее в глубине своей души. Она там, и когда мы говорим о вере — наша душа слышит, и пробуждается навстречу.
Сначала (вернем) Йерихо
Настоящий отрывок — это третья, основная, часть урока рава, данного в Бет Хогла. Это где-то совсем рядом с Йерихо, «ключом от земли Израиля», который мы по глупости ли, по недостатку ли веры и уверенности в Нем, отдали злейшим из своих врагов.
Не случайно девизом Осло было «Сначала (отдадим) Йерихо». Дурное начало очень хорошо знает что к чему. Дурное начало очень хорошо знает, что Йерихо — ключ к земле Израиля. Сегодня этот ключ выбит из наших рук и находится в руках худших из наших врагов.
Можем ли мы вернуть себе обратно этот «ключ от Эрец Исраэль»? Весь этот урок — это ответ. Собственно, поэтому рав выбрал это место, Бет Хогла, для проведения урока — рав хочет вернуть нам обратно этот ключ. Чтобы вернуть ключи обратно — нужно только одно — разбудить веру, спящую в наших душах. Поэтому мы тоже должны сказать «Сначала Йерихо». Сначала мы должны вернуть Йерихо. Сначала мы должны вернуть веру в собственные души. Потом вернется все остальное.
Йерихо — дух Мошиаха
Слово Йерихо напоминает еще одно слово, будоражащее мое сознание. Йерихо похоже на «рухо». Йерихо напоминает «дух». Дух Мошиаха. Ключи от духа Мошиаха — находятся тоже в Йерихо. Мошиаха, который будет «судить духом».
Этот урок — медитация. Это снова и снова представить себе тот «циюр», ту «картину», которую рав здесь рисует, снова и снова прорисовывая детали и подробности. Пока эта медитация не отзовется в нашей душе.
Я недавно придумал «хэш тэг» для уроков рава — «Экстремальный иудаизм». Этот урок — экстремальный из экстремальных. Он о том, как мобилизовать и сконцентрировать душевную энергию в экстремальных, на первый взгляд, безвыходных, ситуациях. И как выйти в них, в конце концов, победителем.
Краткая идея урока.
Рав говорит о том, что битахон — канал, по которому Б-жественная энергия поступает в этот мир, имеет два вида. Есть «просто битахон», и есть «абсолютный битахон». В дальнейшем изложении рав «переименовывает» просто битахон в тиква (надежда), а «абсолютный битахон» - это, собственно, и есть битахон.
В чем смысл этого переименования? В том, что энергетически это две совершенно разные вещи. «абсолютный битахон» - это куда мощнее, чем «просто битахон».
Рав использует каббалистическую модель кав ва-хут (луча Б-жественной энергии), который светит в «вакууме» мироздания, для пояснения различия между этими двумя ступенями.
Подобно тому, как в кав-ва-хут мы различаем рейшит-а-кав (начальный отрезок кав-ва-хут, до того, как он облачается в миры), и, далее, собственно, кав — так же различаются между собой абсолютный битахон, и просто битахон. Абсолютный битахон — это аналог рейшит а-кав в душе. А просто битахон — это продолжение кав, который уже облачается в миры.
Звучит все еще каббалистически-абстрактно? Не волнуйтесь, рав уже приготовил еще один машаль, еще одну аналогию.
Весь мир — это один большой гуф (тело). У этого тела, есть понятно, голова. Есть голова и есть тело.
Тело — это игуль а-гадоль (см. пред. урок), и все, что после цимцум. Голова — это то что над телом. Голова — это все, что перед цимцум, это «первичное намерение» Вс-вышнего сотворить мир.
Каким образом «голова» и «тело» связаны между собой? Есть линия связи, «хут-а-шидра», позвоночник, соединяющий вместе голову и тело. Этот «позвоночник» (а точнее, спинной мозг) мироздания, состоит, в свою очередь из двух частей. Первая часть — часть спинного мозга, идущая от мозга и до первого позвонка. Вторая часть — собственно позвоночник — все что в продолжении.
Вот эта часть спинного мозга, до того, как начинается первый позвонок — точнее, ее каббалистический аналог и ее аналог в душе — есть тема нашего урока. Это то, что называется рейшит а-кав. И энергия этого рейшит а-кав - это качественно другая энергия относительно продолжения кав.
Задача — пробудить эту энергию рейшит а-кав в собственной душе. Когда эта энергия пробудится — человек приобретает абсолютную уверенность в Б-ге, уверенность в том, что все будет хорошо, несмотря на то, что нет ни малейшего материального основания так верить, но человек ощущает, что все будет хорошо, что спасение прийдет.
Эта абсолютная уверенность в Б-ге пробуждает в человеке скрытые силы действовать снова и снова, чтобы «сделать все, что возможно» - даже если, кажется, уже сделано все возможное.
Вот, собственно, идея.
Дальше — ссылки на предыдущие уроки рава на тему веры, и наша, третья часть десятого урока (не путайтесь…) о вере в Б-га и уверенности в Нем. О том, как научиться действовать и побеждать.
Ваш покорный переводчик
Ицхак Ройтман
Нетания, 5778
***
Это третья, основная, часть урока рава в Бет Хогла, в окрестностях Иерихо, о вере и уверенности. Предыдущие части здесь:
"Сферы" и "прямые". Природа и дух в каббале Ари.
Матрица Творения "Три первых" и "семь нижних" сфирот
Сам этот урок в Бет Хогла — продолжение большой серии уроков о том, как научиться верить в Б-га и надеяться на Б-га таким образом, чтобы это стало реальной силой, реальной энергией, воздействующей на нашу жизнь и реально изменяющей ее к лучшему
Предыдущие уроки из этой серии:
Вера и надежда как аналог Творения: «сжатие» (вера) и «нить света» (надежда)
Вера в Б-га и вера в праведника
Трепет перед праведником — часть трепета перед Вс-вышним
Рейшит а-кав
Здесь, собственно, основная мысль нашего урока.
Четыре ступени после цимцум — спинной мозг, позвонки, ребра, органы — соответствуют четырем буквам имени Гавайе после цимцум, т.е., в общем, это аспект гуф (тело). Рош (голова) - это ашъара (план) свыше[1].
Сейчас мы введем одно новое очень важное понятие, которое подробно объясняется в хасидут. Как мы сказали, кав протягивается в «пустое пространство» после цимцума. И он создает все новые игулим (сферы) каждый раз.
Если представить себе это в воображении, есть очень короткий отрезок кав, еще перед тем, как он создал свою первую сферу, и этот отрезок является кетер (короной) для всех игулим после цимцум. Этот короткий отрезок, еще перед тем, как он создал свой первый игуль, т.е., еще перед тем как он нуждается в том, чтобы обновить веру внутри халал[2] (вакуума), в своей жизни — חלל = חיים. Кав - как душа для всех миров. Но есть короткий отрезок, еще перед тем, как он облачается в какой-либо мир, даже не в адам кадмон (воля Вс-вышнего, уже после первичного цимцума на творение всех миров). Этот маленький отрезок называется рейшит а-кав. Он обладает особыми свойствами, которых нет в основном отрезке кав.
Продолжая нашу аналогию с телом человека, этот начальный отрезок кав подобен началу спинного мозга, когда он только выходит из мозга даат, еще перед первым позвонком.
Если кав-ва-хут в целом символизирует битахон в душе, то нужно объяснить, что это за особенный битахон, который называется рейшит а-кав, который качественно выше, чем битахон, который в продолжении кав.
Это есть нечто новое, мы еще не говорили об этом.
Молитва пробуждает абсолютную уверенность
Способность пробудить этот особый битахон, привлечь этот особый битахон из Ор Эйн Соф, который перед цимцум, зависит от итбоненут (медитации) в молитве, зависит от «служения сердца». Медитация в целом связана с аспектом бина. Аспект бина, в свою очередь, указывает на сердце, как говорится в Зоар (в известном отрывке «Начал Элиягу»): «Бина — это сердце». Служение сердца, в свою очередь, означает молитву. Мы сказали, что аспект рош, ашъара перед цимцум, называется также Тора Кдума («Древняя Тора», т.е., Тора, которая предшествовала миру). Подобно тому, как «Вс-вышний смотрит в Тору и творит мир» — так и я стремлюсь, с помощью своего битахон, привлечь свет и энергию из Тора Кдума, чтобы исполнить указание Ребе Маараша, лехатхила арибер («изначально выше»).
Для лехатхила арибер, я должен получить озарение[3] из ступени перед цимцум. Это то, что называется мыслить out of Box. Первый еврей, наш праотец Авраам, для того, чтобы он стал евреем, Вс-вышний должен был вывести его из халал-а-олам[4], «вывел его наружу[5]». Все время, пока он находился внутри халал[6], его судьба зависела от звезд и созвездий, и он не способен был стать евреем.
Подняться над цимцум
Здесь то же самое. Я должен достичь ступени выше, чем цимцум, и я должен привлечь ее вниз. Это моя исключительная еврейская способность, только еврей может подняться туда. Нееврей —часть сотворенного мира, после цимцум. У него нет корня перед цимцум.
Как мне начать пробуждать внизу это сознание, эту ашъара, то, что «Вс-вышний представил себе потенциально, то, что будет создано реально»? — Посредством итбоненут (медитации) в молитве. Итбоненут в молитве — это основной путь в хасидизме для привлечения мохин (сознания) в мидот (эмоциональная сфера). В этом весь смысл кав — привлечь сознание в сердце, в эмоции.
Все начинается с того, что я не просто молюсь, изливая душу — и в этом цель молитвы, но я делаю это из итбоненут в Элокут (как мы скоро объясним, что это означает).
Письмо Ребе Раяца. Уверенность и надежда. История спасения Рахав
Один из важнейших источников данного трактата[7] — это письмо, которое написал предыдущий Любавичский Ребе.
В чем состоит его основная мысль? Предыдущий Ребе говорит, что есть два типа битахон, и различие между ними настолько важно, что нужно найти для них новые понятия. Что это за новые понятия? Это битахон и тиква.
Мы сейчас начинаем изучать новое понятие, о котором мы еще не говорили. Это называется тиква («надежда»). Слово тиква имеет тот же корень что и кав. Тиква («надежда») связано с кав. Тиква также идет вместе с хут («нить»), как в истории с захватом Йерихо во времена Йеошуа бин Нуна. Поэтому я хотел, чтобы мы учили это здесь в Йерихо.
Тиква и хут — это то, что спасло Рахав, которая впоследствии вышла замуж за Йеошуа. Вчера был его йорцайт, а сейчас начинается один из великих его дней — день захвата Йерихо. Захват Йерихо произошел в этот день, когда солдаты трубили в шофар, и стены пали, и они вошли внутрь — чтобы захватить город. Йеошуа предупредил их перед штурмом, что когда вы увидите дом, на котором есть нить, шелковая нить, вы, солдаты, должны остерегаться не трогать никого, из тех, кто находится внутри. Вы должны спасти их. Двое разведчиков, которых Йеошуа послал, Пинхас и Калев, поклялись Рахав, что спасут ее.
Эта история из начала книги Йеошуа, и есть там понятие тиква — кав, и это идет вместе с хут. Ясно, что это источник каббалистического понятия кав ва-хут в Танахе. Это все связано с Йерихо, Йерихо называется «ключом от Эрец ИсраэлЬ». Предыдущий Ребе приводит это в своем письме.
Что у нас получается? У нас получается новая, более сложная модель, чем та, которой мы пользовались до сих пор. До сих пор мы говорили, что Ор Эйн Соф перед цимцум, включая также а-игуль а-гадоль — символизирует простую веру (эмуна пшута), а кав - это битахон. Но сейчас мы проводим разграничение также внутри собственно кав. Рейшит а-кав, отрезок кав перед тем, как он облачается во что-либо — Предыдущий Ребе называет битахон гамур, абсолютной уверенностью. То, что идет далее — это также битахон. Но это уже не абсолютная уверенность.
Изначально, я могу подумать, что битахон гамур больше подходит для пассивной веры. Но на самом деле — и это также достаточно неожиданно - есть битахон гамур также в активной вере.
Таким образом, наша полная структура сейчас состоит из трех элементов: эмуна, битахон гамур, тиква.
Давайте прочитаем это письмо — по воле Провидения это как раз вышло нам на Йерихо.
Полная уверенность во Вс-вышнем — это когда нет даже тени, нет ни малейшего намека на место и источник в материальности, откуда прийдет помощь, как говорят в народе, что «утопающий хватается за соломинку». Однако, если есть все еще «соломинка», т.е., хоть какая-то, даже призрачная, надежда на спасение в материальности — это все еще не абсолютная уверенность в Б-ге.
Предыдущий Ребе говорит о абсолютной уверенности, не просто уверенности, но абсолютной уверенности. Абсолютная уверенность — это как «совершенный праведник» в Тании. Просто «праведник» — еще не означает совершенный праведник. Есть праведники, который не являются совершенными праведниками. Когда говорят «цадик» — в большинстве своем это не совершенные праведники. Но есть один человек в поколении, удостаивающийся ступени совершенного праведника. То же самое с битахон. Есть битахон, но это не абсолютный битахон. Не совершенному битахон мы сейчас дадим новое имя — тиква, Надежда на лучшее. Но есть также абсолютный битахон — как совершенный праведник.
Что означает абсолютная уверенность в Б-ге?
Предыдущий Ребе пишет, «когда нет никакой даже тени, намека или источника в материальности, откуда прийдет помощь». Это определение предыдущего Ребе. Абсолютная уверенность — это когда нет никакой нити надежды. Еще раз, что кав ва-хут означает «нить» надежды. Если есть хотя бы «нить» материальной надежды — ты, безусловно, веришь в Б-га, но это не называется битахон гамур. Битахон гамур — это когда нет даже тени надежды, даже тени указания на какой-либо материальный источник моего спасения.
Ребе приводит пример ситуации, когда это все еще не абсолютный битахон, поскольку есть все еще нить надежды. Это человек, который, не дай Б-г, тонет в море, и «хватается за соломинку». Если на поверхности воды есть какая-то соломинка — она не может выдержать человека, но, если он видит эту соломинку — он хочет спастись, всей своей душой он хочет спастись, и для него эта соломинка — «тень надежды», «указывает на источник спасения», может быть, отсюда прийдет мое спасение, от этой соломинки. Может быть, это спасет меня.
Если есть хотя бы даже соломинка — хотя естественным путем нет никаких шансов, чтобы эта соломинка спасла тебя, но, если есть хотя бы соломинка — и ты полагаешься на нее, или кажется тебе, что эта соломинка способна помочь — это еще не битахон гамур, но тиква — ты надеешься, что эта соломинка поможет тебе, спасет тебя, но это не битахон гамур только во Вс-вышнего. Битахон гамур это когда нет даже соломинки, нет никакой, даже самой ничтожной надежды, нет никакой самой ничтожной материальной причины, способной спасти тебя.
Шелковая нить надежды
Когда есть хотя бы тень надежды, это называется тиква, как сказано, «шнурок этот из червленых нитей привяжи к окну»[8]
В книге Йеошуа рассказывается история штурма Йерихо. Перед штурмом Йерихо он отправляет двоих тайных разведчиков, которых Рахав прячет в своем доме. Расставаясь, разведчики говорят ей: «Вот, мы приходим в эту землю, ты же шнурок этот из червленых нитей привяжи к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и мать твою, и братьев твоих, и все семейство отца твоего собери к себе в дом.» Рахав вывешивает в окне своего дома шнурок из червленых нитей, чтобы солдаты пощадили того, кто находится в доме
Рахав не только вышла замуж за Йегошуа, но у них также родились дети.
Хазаль говорят, что сыновей у них не было, но были дочери. У Цлафхада было пятеро дочерей, которые были большие праведницы , и очень любили Эрец Исраэль. Это место названо именем одной из дочерей Цлафхада, Хоглы. Про Рахав говорится, что от нее произошли восемь первосвященников, и восемь пророков. Самые великие люди в истории народа Израиля — потомки Йеошуа и Рахав — пророк Йермиягу, пророк Йехезкель, пророчица Хогла, и еще многие великие люди Израиля.
Необходимо спасти Рахав — ибо в ней таится огромный потенциал. Мы говорим во втором благословении биркат а-мазон[9], которое называется «благословение Земли Израиля», установленное Йеошуа после захвата Йерихо, эрец това урехава, «земля благая и просторная». В наших святых книгах объясняется, что слово «благая» - относится к самому Йеошуа, Йеошуа аспект тов (благо). Однако «просторная», то, что Земля Израиля имеет корень в мерхав а-ацми[10] — это происходит от его жены, Рахав. Поэтому необходимо спасти Рахав, она спасла разведчиков, и теперь требуется спасти Рахав.
Разведчики говорят ей, чтобы она вывесила в своем окне «шнурок из червленых нитей»
Эта червленая нить — знак, что это дом Рахав. С помощью этого знака еврейские солдаты должны знать, что следует спасти жителей этого дома. Этот знак называется тикват хут-а-шани, ибо, хотя это явный и открытый знак, но с ним могут произойти различные случаи, ибо, может быть, эта нить порвется, или ее унесет ветер, или с ней случится что-либо еще.
На первый взгляд, шелковая нить — это гораздо лучше, чем «соломинка», за которую хватается утопающий. Каждый знает, все солдаты получили приказ от своего командира, если вы видите красную шелковую нить — не трогайте этот дом. На первый взгляд, это вполне реальная и ощутимая надежда. Однако Ребе объясняет, что не следует думать, что можно настолько положиться на естественный ход событий, что здесь вообще не требуется веры или надежды.
Действительно, есть реальная надежда на то, эта нитка останется на месте, и что наши солдаты во время битвы увидят этот знак. Но ведь идет бой. И солдаты тоже находятся в определенном запале битвы. Они грабят весь город, они убивают всех его жителей. Есть один дом, который они обещали спасти — но очень трудно положиться на это. Поэтому совершенно неочевидно, что эта нитка «гарантирует», что все будет в порядке. Но что же? Это как «соломинка», все же некая материальная зацепка для спасения
И это надежда, что все будет хорошо, и что эта нитка останется на своем месте. Ибо слово тиква указывает на нечто реально существующее, подобно «соломинке» для тонущего в бушующем море. Но абсолютная уверенность во Вс-вышнем — это когда нет никакой даже тени надежды, нет даже «соломинки», за которую можно было бы зацепиться, и тем не менее, он полон уверенности, что от Вс-вышнего прийдет ему спасение.
Преодолеть отчаяние — важно, но недостаточно
В продолжение письма Ребе говорится еще нечто очень важное. Мы сказали, что битахон это взросление. Взросление означает преодоление. Чтобы продолжать сохранять уверенность ситуации немедленной опасности для жизни, когда нет никаких шансов на спасение — это внутренняя борьба. Битахон — это своего рода внутренняя война, особенно когда требуется абсолютная уверенность. В чем состоит эта война? Первая война — это война с отчаянием. Не впасть в отчаяние. Иногда человек находится на грани отчаяния. Все, кончено, нет больше никакой надежды! Битахон — это не впасть в отчаяние, продолжать сохранять уверенность, даже если нет никакой материальной надежды.
Сейчас Ребе добавляет еще что-то. Он говорит, что возможно, человек преодолеет отчаяние своей душе. Если он бреславский хасид — он может сказать «нет места отчаянию в мире». Через несколько дней мы будем отмечать Песах Шейни — Песах Шейни это как раз на тему, что «нет никакого места для отчаяния».
Возможно, что ты победил в первой войне. У тебя есть уверенность, у тебя есть внутренний стержень, не впасть в отчаяние означает, что у человека есть «позвоночник», есть некий внутренний стержень. Но при этом тебе безумно горько и тяжело на душе. Ты веришь. Ты уверен в том, что спасение придет. Но тебе при этом больно и горько на душе. Ребе говорит, что этого недостаточно. С точки зрения учения хасидут — такой веры недостаточно.
И даже тогда, когда он уповает на Б-га, но горько и грустно на душе его, и тень молчаливой тоски лежит на лице его — это еще не называется полной уверенностью во Вс-вышнем, так учит нас наш учитель Баал Шем Тов.
Он плохо выглядит. Ведь ему угрожает смертельная опасность. Он верит, он надеется до конца. Но при этом он плохо выглядит. Мы говорили, что внутренние переживания человека отражаются на его лице, как сказано «мудрость человека озаряет лицо его». Если он полностью проникнется полной уверенностью и надеждой на лучшее — это обязательно отразится на лице его. На его лице не будет тени молчаливой тоски.
Учение Баал Шем Това: абсолютная уверенность в лучшем вместе с радостью
Ребе говорит здесь нечто удивительное. Это уверенность, это полная уверенность. Но не по Баал Шем Тову.
Как это объяснить в понятиях каббалы? Мы сказали, что битахон гамур — это начальный отрезок кав. Мы можем сказать, что в самом этом начальном отрезке есть внешняя и внутренняя составляющие. Внешняя составляющая — это полная и абсолютная уверенность, что все будет хорошо, что спасение прийдет откуда-нибудь. Но при этом ему может быть плохо и тяжело на душе. Баал Шем Тов этим не удовлетворяется. Баал Шем Тов хочет пнимиют - лица, «мудрость человека освещает его лицо» - начального отрезка кав, чтобы эта абсолютная уверенность в лучшем была наполнена радостью, чтобы эта радость отражалась на твоем лице.
Ибо тот, кто полностью уверен в Б-ге, его не-хорошее, или даже плохое состояние не должно трогать его сердца, огорчать, и, тем более, удручать его.
Если он идет по пути Баал Шем Това, и есть у него полный и абсолютный битахон во Вс-вышнем, даже если сейчас ему не-хорошо, и дальше он говорит, что ему может быть по-настоящему плохо — это еще не причина для того, чтобы огорчаться. Это иногда видели у Ребе —кто-то подходит к Ребе с какой то проблемой, которая, по обычным житейским понятиям, есть вполне достаточная причина для огорчения. А Ребе просто отмахивается от нее, делает такой знак рукой — «нет причины для огорчения, радуйся жизни, делай что-нибудь еще». Это путь Баал Шем Това. Тот, кто по-настоящему связан с Б-гом, а Вс-вышний — есть абсолютное благо, сама суть блага, нет никакой «законной» причины в мире, чтобы находиться в огорчении. Это только испытание.
Где об этом говорится в Тании? В Тании есть Игерет аКодеш, письмо, начинающееся словами «научить тебя пониманию». Игерет аКодеш 11 в Тании. Многие хасиды говорили, что это самая важная глава в Тании. О чем там идет речь? Что даже если человеку безумно плохо, он должен верить и быть уверенным, что все происходит от Сущности Блага, все от Вс-вышнего который есть Само Благо, все, что с ним происходит — это наилучшее, что только возможно. Тогда человек может идти с улыбкой по жизни, не чувствовать горечи и печали. Он говорит там, что это испытание, это трудно, но у еврея есть духовные силы выстоять в испытании. И тогда, когда он выдерживает испытание, то также и в действительности все не-хорошее превращается в явное и раскрытое благо.
(вопрос: почему это «начальный отрезок» кав, а не весь кав?)
В большинстве случаев в жизни есть что делать, есть «соломинка». Это особые ситуации, для которых требуются особые силы души. Ясно, что требуется осветить всюду, но здесь речь идет о безвыходных ситуациях, и тогда требуется достичь такого места в душе — оно всегда есть, но требуется достичь этой точки в душе — где есть полный битахон, и не только полный битахон, но полный битахон с улыбкой на лице)
Абсолютная уверенность — пассивная и активная
Если по природе вещей нет абсолютно никакой надежды, но человек продолжает, все же, надеяться, сохранять надежду и уверенность на спасение, какая это вера — активная или пассивная? Мы говорили о том, что есть активная уверенность и пассивная уверенность. Я мог бы подумать, что здесь идет речь о пассивной уверенности — ибо сделать, в сущности, ничего нельзя. Подобно тому как мы учили про царя Хизкияу[11], который находился в ситуации, когда делать было абсолютно нечего, и «рейшит а-кав» говорит мне, что я продолжаю сохранять абсолютную уверенность в то, что все раскроется как явное и открытое благо, и если я иду спать — я делаю это с полной уверенностью и даже с широкой улыбкой на лице.
То, что можно продолжать верить в лучший исход даже в самой безвыходной ситуации с широкой улыбкой на лице — это не само собой разумеется, и это то, что мы только что учили здесь.
Но есть еще одна новость — что эта широкая улыбка на лице выражает не просто пассивную уверенность, но связана также с активной уверенностью. Здесь начинается уже совмещение несовместимого. Давайте посмотрим, что пишет Ребе:
Но нужно делать все, что он способен сделать, по Торе, и по человеческой логике
Мы видим, что Ребе говорит об активном действии. Он говорит, что с одной стороны, делать абсолютно нечего, нет никакой даже «соломинки», за которую можно было бы ухватиться. Если есть «соломинка» - значит, есть что делать — нужно схватиться за нее. Но Ребе сказал, что хвататься за соломинку не называется абсолютной уверенностью. Значит, нет даже «соломинки». Если нет даже «соломинки», что же я могу делать? Ведь я не могу ничего поделать? И тем не менее, он говорит, что следует продолжать действовать.
Самый простой пример: все врачи говорят, что нет никакой надежды, врачи дружно подняли руки. Но он продолжает верить с полной уверенностью, продолжает действовать — продолжает исполнять заповеди — с радостью, давать цдаку, помогать людям, до последнего вздоха, не дай Б-г. И также, если все же находится какая-то новая идея, какой-то альтернативный доктор, что-то, что может помочь, несмотря на то, что все говорят, что в этом нет никакой надежды, что все это глупости. Но если есть кто-то, кто говорит, что это может помочь - он идет даже на это.
Абсолютная уверенность порождает новые идеи, как действовать
(Вопрос: если есть кто-то, кто советует «обратиться к альтернативному доктору» - это уже надежда, а не абсолютная уверенность?)
Новость здесь в том, что абсолютная уверенность в подобных ситуациях сама по себе несет в себе внутреннюю творческую силу. Его разум, его воля, его желание жить, в нашем случае — порождают, доставляют «соломинку» для спасения. Нет вокруг никакой «соломинки», но он изобретает «соломинку», чтобы спастись.
Ребе подчеркивает здесь, что следует действовать по Торе — не имеется в виду такие виды «соломы», которые на самом деле глупость. Мы сказали раньше, что, возможно, есть какой-то альтернативный доктор, который может ему помочь — не факт, что следует идти по этому пути, но он должен хорошо обдумать, что делать. Возможно, что он решит: врачи сказали «нет»? — Ок. Я больше не обращаюсь к врачам! Я надеюсь на Вс-вышнего. И одновременно он продолжает действовать. Что спасет меня? — То, что я буду делать мивцаим Ребе, будь что будет — это, безусловно, лучшее, что я могу сделать, и я делаю это, и делаю это с радостью.
Это есть характер активной уверенности в подобных ситуациях. Кто-либо другой, подобно Хизкияу — в такой ситуации просто пошел бы спать с верой в душе и с улыбкой на лице. Но Ребе добавляет, что есть такие люди, которые продолжают действовать даже в такой ситуации. Продолжают дейстовать по Торе и по логике человеческого разума, чтобы спастись, даже если ситуация представляется безвыходной. Очень важно при этом — Ребе не пишет об этом, но это подразумевается — он продолжает делать много заповедей и добрых дел.
Как это относится к 28 нисана, сегодня? «Сделайте все, что в ваших силах». Что Ребе сказал сегодня? «Я сделал все, что я мог». Мой собственный разум исчерпал себя. Я сделал все, что я мог. Сейчас я передаю это вам, «делайте все, что в ваших силах». Ребе мог бы сказать: «делать больше нечего, осталось только надеяться на Вс-вышнего, что Он приведет Мошиаха». Можно было бы этого ожидать, но Ребе не сказал так. Ребе говорит, «делайте, все что вы можете». В точности, как здесь говорится. Это характер активной уверенности, «рейшит а-кав», абсолютный битахон.
Вера в спасение Вс-вышнего по воле Провидения
И быть уверенным в Б-ге, и чтобы не было даже тени сомнения, что Вс-вышний поможет ему, ибо Его Провидение над каждым творением, все, что происходит с каждой тварью,
Ребе говорит здесь, что не следует думать, что Вс-вышний спасет меня, потому что я такой цадик. Даже, как следует из его слов — не потому, что я еврей. Я муравей. Как говорит Баал Шем Тов, что человек должен думать, что я и муравей это одно и то же. Есть ашгаха пратит над каждым творением, и как Он спасает муравья — отсюда Баал Шем Тов пришел к вере в ашгаха пратит — так Он спасет и меня, я не хуже муравья. И вместе с этим есть у меня полная уверенность, и улыбка на лице, и я делаю все, что я могу сделать.
Ребе не просто сказал «делайте все, что вы можете» - просто делать добрые дела и все. Ребе сказал «держите совет». Как сегодня. Делать нечего. Государство — это пропащий случай. Ситуация — безвыходная. Не хватает только того, чтобы пришел кто-то, и сказал что «пропащий случай» = «Мошиах»… Так или иначе, Ребе не сказал, что делать нечего, но — что я сделал все, что я мог, а теперь я передаю ключи вам, сначала «держать совет», каким образом привести Мошиаха, и делать все, что вы можете. Это указание Ребе продолжает действовать также и сейчас. Сила, которую мы получаем в данную секунду — это от указания Ребе.
самые мелкие детали их существования и их движения, на все это есть Б-жественное Провидение, и Его Провидение дает жизнь и силу всему живому на небесах и на земле
Вс-вышний дает жизнь больному, возвращает его к жизни, возвращает ему силу и дерзость. И как он дает силу всему живому — так он даст также мне. Он дает всем.
Заключение
ДО сих пор цитата из письма Ребе Раяца, это письмо — одна из основ нашего трактата о вере. Оно обьясняет нам, что означает «рейшит а-кав», абсолютная уверенность, и продолжение кав, добрая надежда.
Да удостоимся мы все вместе держать совет, как привести Мошиаха немедленно, сейчас, действительно. Очень многое зависит от праведных женщин, в их заслугу прийдет избавление.
Добрых вестей всем вам, доброго начала семестра, здорового лета в материальном и духовном смысле. И чтобы уже был Мошиах нау, это главное.
Спасибо хозяйке этого дома, этого места. И я был рад увидеть, что здесь есть еще несколько семей — это большая новость. Пусть их становится все больше, и пуст ь это место наполнится жизнью, и распространится, снова, и стены Йерихо снова падут, здесь и во всем мире. Сегодня это день, когда все падает.
[1] См. предыдущую часть урока
[2] Букв. «вакуум». Вакуум, халал — это место, где Вс-вышний скрыл себя настолько, что его присутствие там как бы «невозможно обнаружить». И тем не менее, с помощью веры человек способен раскрыть Его присутствие даже в «вакууме». Вакуум, халаль — это все, что непонятно, нелогично, необъяснимо в нашей жизни. Это все те места в нашей жизни, когда нам кажется, что Вс-вышний забыл о нас, оставил нас. В этих местах нам остается только верить. Создать еще один «спасательный круг» веры, и с помощью этого «спасательного круга» пытаться двигаться дальше по «вакууму»
[3] В оригинале: «Ашраа»
[4] Раши на стих: «вывел его из сферы земной и вознес выше звезд»
[6] Рав, очевидно, проводит параллель между каббалистическим термином «халал» («пустое пространство»), и понятием «халаль» в мидраше, приводимом Раши
[7] Имеется в виду изначальная статья рава, «Эмуна и битахон», написанная более 30 лет назад и вошедшая в сборник «лев ладаат»
[8] «Вот, мы приходим в эту землю, ты же шнурок этот из червленых нитей привяжи к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и мать твою, и братьев твоих, и все семейство отца твоего собери к себе в дом.» Йегошуа 2, 18
[9] Благословение после еды
[10] «Сущностный простор». Понятие в хасидут Хабад