Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Сферы" и "прямые". Природа и дух в каббале Ари[1].



27 нисана 5778 — Бет Хогла

Урок рава Ицхака Гинзбурга для девушек тихона Яалат Хен

Это достаточно сложный урок рава, продолжающий исследование темы, что, на самом деле, означает верить в Б-га… Вы думаете, Вы знаете, что означает верить в Б-га? Я тоже так думал… пока не начал учить эти уроки… Так или иначе, этот урок — продолжение серии, и чтобы лучше понять, о чем идет речь, лучше начать с первого урока.

Здесь объясняются базовые понятия каббалы Аризаля: игулим и йошер, нефеш и руах, мохин, итлабшут. Как обычно, рав «переводит» понятия каббалы в понятия «торат аНефеш», объясняя сложные концепции каббалы на языке психологии.

Попробую вкратце объяснить в чем идея, как я это понял из урока.

Сферы и прямые —основные  понятия каббалы Аризаля. Есть первичная сфера, предшествующая цимцуму. И есть прямая — нить Б-жественного света, освещающая первичный вакуум и пустое пространство.

Сфера и прямая в душе человека аналогичны душе и духу. Душа — это природная душа. Дух — это моральные императивы.

Другой вариант объяснения: сфера — это природа. Прямая — это разум.

Парадокс в том, что хотя сфера находится выше, чем прямая, тем не менее, дух стоит выше, чем душа. Здесь начинается характерный парадокс, когда, на самом деле, непонятно, кто выше, и кто ниже. Кто на кого должен воздействовать?

Что выше — природа или разум? Что выше — природная душа или моральный императив? Совершенно не лишние вопросы для современного человека.

Парадоксальный ответ Ари заключается в том, что в своем корне, природа выше всего. Сфера заключает в себя все прямые

Однако, чтобы раскрыть потенциал сферы, раскрыть потенциал природы — требуется прямая. Разум. Мораль.

И еще одна аналогия, о которой рав говорит на уроке. Сфера — это также эгель. Золотой телец. Иначе говоря, идолопоклонство — это обожествление первичной, неисправленной природы человека. Если так, то Моше рабейну, символизирует прямую, призванную исправить, принести свет в эту первичную природу.

И еще одна важная вещь, которую рав говорит по поводу эгель. Эгель — это теленок. Он просто еще мал. Иначе говоря, идолопоклонство, стремление следовать за собственной природой — это просто «маленькие мозги». Человек еще не вырос, и поэтому он идет за своей природой. Когда он вырастет — «теленок» превратится в «быка» — он «выпрямится» и мозги начнут управлять сердцем.

Центральный мотив всей серии уроков о вере и надежде — это то, что недостаточно одной только веры. Требуется действие. Лишь действие по-настоящему исправляет человека. Лишь действие приводит к взрослению личности. Но для того, чтобы действовать, требуется битахон — уверенность в том, что Вс-вышний пребывает с тобой, и пошлет тебе успех в том, что ты делаешь.

Вера — это своего рода «материнское чрево», в котором вызревает личность. Можно сказать, что вера — условие формирование личности. Однако дальнейшее развитие личности — связано не только с верой, но, прежде всего, с активным действием. 

До сих пор — общая идея урока. Далее следует текст урока рава с незначительными сокращениями

***

Маленькое, но важное техническое замечание. Данный перевод не прошел никакой «ревизии» со стороны рава Ицхака Гинзбурга, и возможно, в процессе перевода и обработки урока были допущены неточности и ошибки.

***

Шалом! Барух Гашем, мы находимся здесь в Бет Хогла, отсюда можно видеть святой город Йерихо, да будет он отстроен и укреплен, вместе со всеми городами Земли Израиля.

27 нисана — особенная дата. Вчера, 26 нисана, был йорцайт Йегошуа бин Нуна. Еще немного заходит 28 нисана, день, когда был завоеван Йерихо. То, что именно в этот день здесь собрались столько еврейских душ, здесь, рядом с Йерихо, именно в этот день — это поможет снова завоевать Йерихо. Если в своем сердце мы начнем трубить в шофар так, как положено — все стены падут, и мы сможем зайти свободно в Йерихо, еще сегодня днем и сегодня ночью.

Вера и уверенность[2] — тайна сфер[3] и прямой[4]

В каббале и хасидизме объясняется, что в начале творения бесконечный Б-жественный свет наполнял все мироздание, и не было места для создания миров. Тогда Вс-вышний «сжал» свой свет, образовав «пустое пространство», «вакуум», или халаль, внутри которого он создал все миры. Говорится, что Вс-вышний «сжал» свой свет к краям этого «пустого пространства», и это то, что называется в каббале а-игуль а-гадоль, или «большая сфера».  После этого Вс-вышний протянул внутрь этой сферы, внутрь этого «пустого пространства» нить[5] света. Когда эта нить Б-жественного света, «наполняющего все миры»[6] — протягивается вниз, внутрь первичного вакуума — вокруг этой линии-нити света образуются все миры. Эта нить также все время создает новые сферы. 

Сфера в душе человека — вера

Что означает «большая сфера» в душе человека? — Аналогом «большой сферы» в душе человека является вера[7]. Таким образом, вера поднимается выше первичного цимцума, когда Вс-вышний создал «вакуум», халаль, ради того, чтобы сотворить миры. Также вторичные сферы, которые образует прямая, опускаясь внутрь «пустого пространства» — это снова вера.

Точки кризиса порождают новые сферы веры

В жизни человека есть точки кризиса, точки, когда он как бы превращается в ничто, точки аин[8]. Для того, чтобы двигаться по жизни, реализовать себя, исполнить свою миссию в жизни, человеку требуется прежде всего битахон, уверенность. Однако есть ситуации, когда делать особенно нечего, и остается только верить. Тогда он должен остановиться и создать как бы новую сферу веры. Верить, что есть только один Вс-вышний, и Он сделает то, что справедливо в Его глазах.

Сфера — природная душа (нефеш). Прямая — дух (руах)

Аризаль говорит, что несмотря на то, что первичная сфера выше, чем линия света, тем не менее, сфера в душе это только нефеш[9],  а прямаяруах[10].

Пять имен-ступеней души

Известно, что есть пять ступеней души[11], нефеш-руах-нешама-хая-йехида. В одном месте говорится, что человек рождается на свет с одной только ступенью нефеш, и дальше, насколько он удостаивается, он приобретает остальные ступени. Т.е., они раскрываются, начинают реализовываться и светить в нем соответственно его ступени. Но в другом месте говорится, что человек рождается с нефеш и руах. Эти две ступени есть корень, а остальные три ступени — дополнительные, как, например, «дополнительная душа» в субботу. Эти дополнительные ступени называются нешама-хая-йехида.

Нефеш и руах — природа и дух

Нефеш — это в большей степени природа. Нефеш — это основная природа человека, животная душа, инстинкты[12], то, как человек ведет себя от природы.

Руах это — эмоции сердца, любовь и страх, все эмоции.

Нефеш и руах — детство и зрелость

Нефеш это сравнительно детство, а руахзрелость. Есть люди, которые ведут себя как маленькие дети, они не выросли, не повзрослели. Они ведут себя в соответствии со своими природными инстинктами. Но есть люди, которые уже начинают взрослеть. Соотношение между нефеш и руах это соотношение между детством и зрелостью.

Смысл счета Омера — привлечение света сознания в эмоции сердца.

Каждый день во время счета Омера мы привлекаем новый свет сознания в эмоции сердца. Есть детское сознание, и именно там находится вера. Как маца, которую мы кушали в Песах. Маца называется в каббале катнут аба, и это «хлеб веры». Маленький ребенок верит — нужно его воспитывать, чтобы пробудить в нем веру, но у него есть вера от природы[13].

Уверенность требует зрелости

Уверенность, особенно активная уверенность, когда я способен встать и сделать что-то, требует большей зрелости. В корне слова багрут — зрелость — те же буквы, как и в итгабрут — «усиление». Для того, чтобы действовать — требуется сильный разум. Гиматрия слова багрут = Тора, ибо Тора поднимает человека над его первичной природой.

Таким образом, сфера символизирует первичную природу человека, детское, незрелое состояние ума (катнут), а прямая — символ зрелого ума (гадлут).

Катнут и гадлут в счете омера

Сегодня пятый день в неделе гвура. Аризаль учит, что каждый пятый день недели это катнут, детское сознание, только вера. Но сегодня ночью начинается 28 нисана — и это прыжок от крайней степени катнут к крайней степени гадлут, прыжок, происходящий в один момент. Все это происходит с одной и той же сфирой недели.  Есть катнут в гвура, и есть гадлут в гвура. Самый крайний катнут это пятый день недели, hод. А самый большой гадлут это шестой день, и седьмой день после него, йесод и малхут недели.

Это было введением в основные понятия сферы и прямой в каббале Ари.

Нефеш и руах — после цимцум. НеХИ — перед цимцум

Нефеш и руах — это сравнительно после цимцум, а НеХИ — нешама-хая-йехида это сравнительно перед цимцум[14]. Тот, кто удостаивается этих ступеней — удостаивается «дополнительной» души принципиально иной ступени.

Сферы и прямая — детство и зрелость

Слово игулим (сферы) одного корня со словом эгель — теленок. А слово йошер (прямая) похоже на слово шор (бык). Само это уже показывает, что это катнут и гадлут, детство и зрелость в животной душе. Однако также в святости есть эгель и шор. Лицо быка с левой стороны в Колеснице Йехезкеля.

Адам яшар[15]

Самая важная книга каббалы Аризаля называется Эц Хаим, но есть другое издание писаний Аризаля, «маhадура батра[16]», и там есть книга, которая называется Адам Яшар. Эта книга, Адам яшар, объясняет основные понятия каббалы Аризаля.

Понятие адам яшар заключает в себе центральную идею каббалы Аризаля. Ибо относительно открытия святого Ари, вся каббала, которая была до него — это аспект сфер, включая даже каббалу самого большого каббалиста, предшествовавшего Аризалю — рабби Моше Кордоверо, РаМаК.

Сферы и прямая — хаос и тикун

Иногда даже говорят, что игулим и йошер подобны тоhу[17] и тикун. Мир хаоса, как бы ни была велика его мощь, находится в состоянии катнут, он незрел, он подчиняется своим природным инстинктам, он не разумен. Основное открытие Аризаля состоит в том, что нужно привлечь мохин, свет сознания, все время привлекать еще и еще свет сознания, чтобы исправить сердце, исправить эмоции сердца. В этом весь смысл счета Омера. Поэтому все книги Аризаля называются адам яшар.

Исправление сердца зависит в основном от уверенности (битахон)   

Прямая символизирует уверенность. Исправление эмоциональной сферы человека зависит, в основном, от уверенности[18]. Вера лежит в основа всего. Но для того, чтобы исправить душу — превратить сферу, природу — в прямые — требуется уверенность.

Какая связь между сферой и природой? Мы говорили об этом  в прошлый раз. Природа (тэва) от слова табаат (кольцо), сферы подобны кольцам.

Природа — это вера, но для исправления характера человека недостаточно сферы, требуются прямые.

В эту субботу мы начинаем учить Пиркей Авот[19].  В Пиркей Авот говорится: «каков прямой путь, который изберет себе человек» — акцент делается на йошер. «Тот, который прекрасен (тиферет) для человека, идущего по нему, и (приносит) похвалу (тиферет) ему от людей». Тиферет в каббале соответствует прямой линии в душе. Хотя тиферет означает эмоцию в сердце — но она проявляется в сердце человека, обладающим чувством здравого смысла[20].

«Мозг властвует над эмоциями»

Основное понятие Тании это бейнони. Бейнони — своего рода идеал Тании, то, к чему следует стремиться. Бейнони в Тании — это человек, способный управлять своими эмоциями, человек, способный обуздывать свои страсти. Источник этого определения находится в Зогаре, но это основа Тании и хасидизма. На языке каббалы это называется привлечением света сознания, и также итлабшут.

Когда я привлекаю какой-либо аспект духовности, эта привлекаемая мною энергия «облачается», «одевается» внутрь того аспекта, куда она привлекается. Мохин (букв. «мозг», т.е., разум) означают свет, жизненность, энергию. «Мозг властвует над сердцем» — означает, что свет и энергия сознания властвует над сердцем, облачается и  раскрывается в нем[21].

«Мозг властвует над сердцем», это разум, соотносимый с эмоциями, он существует для того, чтобы исправить эмоциональную сферу, и когда привлекают его вниз, чтобы властвовать над сердцем, он также «одевается», «облачается» внутрь сердца. Иначе говоря, на языке каббалы, он становится мохин для парцуф[22] сердца. Сердце само по себе — это целая личность, и разум сердца — это мохин, которые мы привлекли в сердце, и они стали его частью. Это называется итлабшут. Это основное открытие Аризаля.

До Аризаля не было понятия итлабшут, было только понятие ишталшелут. Ишталшелут — это как кольца, еще кольцо, и еще кольцо. Ишталшелут — это цепочка, кольцо внутри кольца. Аризаль говорит, что вся предшествующая ему кабала была только ишталшелут, кольцо внутри кольца, природа. Итлабшут, то, что на языке хасидут называется авода[23], начиная с «мозг властвует над сердцем» — это йошер. Это также различие между эмуна и битахон, и между нефеш и руах.

***

Несколько слов после урока. В хасидут принято задавать вопрос: и что же есть «в сухом остатке», чему меня это учит практически?

Практически, скорее всего, это идея каббалат ол. «Принятие ига». «Мозг властвует над сердцем». Человек изначально рождается диким, природным. «Диким ослом рождается человек». Успех всего мероприятия, успех человека по жизни, зависит, кажется, в первую очередь, от способности и желания «принять на себя иго». Как говорится в Зоар, что «подобно быку, на которого одевают ярмо, чтобы принести пользу миру». Чтобы от человека была польза, он должен быть готов «одеть ярмо». Обуздать собственную природу. Хотя природа еврея также свята — тем не менее, самое важное, это обуздать, «выпрямить» собственную природу. Стать «прямым человеком». В котором свет сознания смягчает и распрямляет эмоции сердца.

В современном мире идея каббалат ол представляется иногда анахронизмом. Мы хотим «течь» с собственной природой, мы хотим наслаждаться собственной уникальностью, мы хотим жить «экзистенцией». Нет проблем. Для этого тоже есть место. Но это не означает, что можно делать все что вздумается, что уже нет никаких границ. Старая добрая модель Ари сохраняет свое значение даже в век постмодерна.

Ари говорит, что в своем корне природа выше разума? — Скорее всего, так оно и есть. Однако что это значит «лемаасе»? Что это дает мне практически? Что я могу делать, все, что мне хочется?

В своем корне, возможно, неевреи выше, чем евреи? — Скорее всего, так оно и есть. Снова, вопрос, что это дает мне практически, сейчас, в данный момент времени?

Основная задача, на мой взгляд, это то, что рав говорил недавно во время урока Швии Шел Песах. «Леитпакед» и «леиткадем». Есть еще одно похожее слово — «леитмакед». Сосредоточиться. Наметить некоторую линию — кав — движения. И начать двигаться вперед.



[1] Это десятый урок из серии уроков рава о том, что означает эмуна и битахон (вера и надежда). Первый урок здесь: Вера и надежда

[2] В оригинале: эмуна и битахон

[3] В оригинале: игулим

[4] В оригинале: йошер

[5] В оригинале используются термины кав ве-хут. Кав означает «линия». Хут означает «нить». Йошер переводится как «прямая»

[6] Мемале кол алмин.

[7] Общая «методология» хасидизма выражается стихом «Из плоти своей узрю Б-га»   (Ийов 19, 26). Хасидизм «транслирует» понятия абстрактные и трудно постижимые понятия каббалы в понятия Торат аНефеш, объясняя, как это «работает» в душе человека. Рав здесь объясняет, что аналогом каббалистического понятия сферы в душе человека является вера.

Что значит, что «вера поднимается выше цимцума»? Это означает, что вера «пробивает» цимцум, «пробивает» всю тьму и сокрытие Б-жественности сотворенных миров, и соединяет человека напрямую с первоисточником, с тем уровнем Б-жественности, где нет тьмы, нет сокрытия, нет греха и нет суда. Где есть только и исключительно и единственно Б-жественный свет. Верующий человек способен силой своей веры подняться выше цимцум, выше всех преград и сокрытий этого мира. Силой своей веры он способен превратить тьму в свет.

Таким образом, вера, при всей своей кажущейся абстрактности и пассивности — есть важнейшая созидательная сила в душе. Вера — своего рода питательная среда, из которой вырастает далее уверенность в собственных силах, дающая человеку силы действовать в этом мире. Можно уподобить веру материнскому чреву, в котором развивается плод. Но дальше человек должен «родиться на свет» и начать самостоятельно действовать в мире

[8] В математике это, кажется, называлось «функция обращается в нуль»? В жизни каждого есть моменты, когда он «обращается в нуль», и должен все начать сначала. Чтобы начать сначала в этой точке, требуется вера. Требуется образовать «сферу» веры.

[9] Нефеш — это физическая, «животная» душа, то, о чем Тора говорит: «Ибо кровь — это душа» и поэтому запрещает пить кровь. Рав объясняет здесь, что нефеш — это природные инстинкты человека.

[10] Руах означает дух. Рав объясняет здесь, что дух — имеется в виду эмоциональная сфера. В контексте данного урока я бы скорее сказал, что «дух» здесь — это скорее свет сознания

[11] В Танахе есть пять названий души, «пять имен названы ей». Отсюда учат, что это не просто пять синонимов, но пять ступеней души. В русском языке нет такого количества синонимов слову «душа». У нас есть только «душа» и «дух» (собственно, это и есть первые две ступени, о которых здесь идет речь)

[12] В каббале и хасидизме это называется нецах-hод-йесод-малхут

[13] Я слышал в свое время любопытную теорию о том, что где-то до возраста семи лет подсознание ребенка открыто. Таким образом, если до семи летнего возраста ребенка воспитывают в вере в Б-га — он вырастет верующим человеком. Далее подсознание (вера — это глубина подсознания) закрывается, и баал тшуве, который приходит к религии в зрелом возрасте, зачастую очень трудно найти в себе веру в Б-га. На мой взгляд, это вообще самое трудное (и самое главное) в тшуве. Прим. переводчика

[14] Что означает «относительно перед цимцум» я не понимаю. Вопрос к раву

[15] Человек прямой

[16] Более позднее издание, основанное на третьей версии писаний рабби Хаим Виталя. См. например здесь

[17] Мир хаоса. Первичный мир, в котором было «много света и мало сосудов». Этот мир «взорвался», сосуды не выдержали света, и осколки этих сосудов упали в «клипот». Этот «взрыв в лаборатории» есть некоторая первичная «катастрофа» Творения. Все остальные «катастрофы» — уменьшение луны, грех Адама, грех Золотого тельца, и те проступки, которые совершает каждый человек — так или иначе, являются следствием этой первичной «катастрофы» творения. Концепция хаоса и тикуна и взаимоотношения между ними — одна из основных тем каббалы и хасидизма. Рав Шагар задает интересный вопрос: была ли эта катастрофа, этот взрыв, чем-то запланированным со стороны Творца или нет? См. «Разбиение сосудов как катастрофа»

[18] Рабби Нахман говорит, что уверенность человека в себе и уверенность человека во Вс-вышнем вообще говоря, связаны между собой. Поэтому вполне можно говорить о том, что исправление человека зависит от степени его уверенности в себе. Прим. переводчика

[19] Принято изучать трактат Авот по субботам между молитвой минха и маарив, в субботы между Песах и Шавуот (в Хабаде продолжают этот обычай до Рош аШана)

[20] В оригинале «сехел яшар» букв. «прямой ум»

[21] Мохин, которые облачаются в сердце, называются мохин, соотносимые с эмоциями. Бывают совершенно абстрактные мохин, сущностные мохин, не соотносимые с эмоциями. Это нечто другое, мы сейчас не говорим об этом.

[22] Букв. «лицо» (арам.) В каббале и хасидут — внутренняя структура объекта. Рав дальше объясняет, что «парцуф» — это, в сущности, «личность»

[23] Букв. «служение». «Служение Вс-вышнему» в хасидизме означает «служение молитвы» и исправление сердца (эмоций) человека