Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Круги» и «прямые»

«Круги» и «прямые» .Природа и разум, душа и дух и взаимоотношения между ними в каббале Ари ==== Это достаточно сложный урок рава, продолжающий исследование темы, что, на самом деле, означает верить в Б-га… Вы думаете, Вы знаете, что означает верить в Б-га? Я тоже так думал… пока не начал учить эти уроки… Так или иначе, этот урок — продолжение серии, и чтобы лучше понять, о чем идет речь, лучше начать с первого урока. Здесь объясняются базовые понятия каббалы Аризаля: игулим и йошер, нефеш и руах, мохин, итлабшут. Как обычно, рав «переводит» понятия каббалы в понятия «торат аНефеш», объясняя сложные концепции каббалы на языке психологии. Попробую вкратце объяснить в чем идея, как я это понял из урока. Игулим и йошер (окружность и линия) — это два основных понятия каббалы Аризаля. Есть первичный «игуль», предшествующий цимцум. И есть «кав» — линия Б-жественного света, освещающая первичный «вакуум». Окружность и прямая в душе человека аналогичны душе и духу. Душа — это природная душа. Дух — это моральные императивы. Другой вариант объяснения: окружность — это природа. Прямая — это разум. Парадокс в том, что хотя «круг» находится выше, чем «прямая», тем не менее, дух стоит выше, чем душа. То есть здесь уже начинается чрезвычайно характерный парадокс, когда, на самом деле, непонятно, кто выше, и кто ниже. Кто на кого должен воздействовать? Что выше — природа или разум? Что выше — природная душа или моральный императив? Совершенно не лишние вопросы для современного человека. Парадоксальный, как мы сказали, ответ Ари заключается в том, что на самом деле, в своем корне, природа выше всего. «Окружность» заключает в себя все «прямые». Однако, чтобы раскрыть потенциал «окружности», раскрыть потенциал природы — требуется «кав», «прямая». Разум. Мораль. Кажется, я где-то читал, что это же есть соотношение между мужским и женским началом. Женское начало — это природа, круг. Мужское — прямая — разум и моральный императив. То же соотношение есть между еврейским народом и народами мира. Израиль — это «яшар Э-ль». Израиль — это «прямая», призванная исправить «круг» первичной природы народов мира. Однако мы уже сказали, что «круг» по сути выше, чем «прямая»? И еще одна аналогия, о которой рав говорит на уроке. «Круг» — это также «эгель». Золотой телец. Иначе говоря, идолопоклонство — это обожествление первичной, неисправленной природы человека. А Моше рабейну, как понятно, символизирует «прямую», призванную исправить, принести свет в эту первичную природу. И еще одна важная вещь, которую рав говорит по поводу эгель. Эгель — это теленок. Он просто еще мал. Иначе говоря, идолопоклонство, стремление следовать за собственной природой — это просто «маленькие мозги». Человек еще не вырос, и поэтому он идет за своей природой. Когда он вырастет — «теленок» превратится в «быка» — он «выпрямится» и мозги начнут управлять сердцем. И еще. Это не просто важно, а супер важно (об этом не говорится на данном уроке, но говорится в других местах). В конечном счете, в самом последнем счете, «глубина сердца выше, чем глубина мозгов». В конечном счете, сердце выше. В конечном счете моя внутренняя интуиция стоит выше всего остального. У нас есть работа, привлечь разум в эмоции сердца. Привлечь разум — не означает подавить эмоции. Означает сделать их умными. Как мы уже сказали, окружность и прямая — в сущности, это женское и мужское начало соответственно. Именно «зивуг», «соитие» между мужским и женским есть наилучшая аналогия взаимоотношениям между природным и разумным в человеке. Можно ли распространить эту аналогию на взаимоотношения евреев и других народов? Хороший вопрос. Я спрошу у рава. http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5778/78-07-27-igulim-veyosher.htm