Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Заповедь тшувы и исповеди



Рав Ицхак Гинзбург, канун 10 сивана, дома у рава, в Кфар Хабаде. Шева брахот Моше Арье и Мирьям Коэн.

Два слова от переводчика.

Тшува предшествовала миру, и от тшувы зависит избавление Израиля. Наше поколение — это поколение тшувы. Поколение, которое поет: «Б-г мы нашли тебя снова» (кто-то, наверное даже поет «Б-г мы изобрели[1] тебя снова»)..

Принято говорить о «тайнах каббалы» и о «раскрытии тайн» в учении хасидизма.

Есть несколько пониманий слова «тайна». Есть тайна — как военная тайна. Какой-то секрет, который нельзя раскрывать. А есть вещи, которые сокрыты по самой своей сути.

Тшува — это тайна. Тайна второго рода. Сама суть, сама глубина человеческой личности раскрывается только через тшуву. Поэтому от тшувы зависит избавление Израиля.

Этот урок, данный жениху и невесте в «шева брахот», объясняет одну из важнейших концепций тшувы — концепцию «видуй» — исповеди.

Это первая часть, надеюсь, будет продолжение.

***

Рав Кук пишет в «Орот а-тшува», что люди боятся делать тшуву. Они думают, что это больно и неприятно, поэтому гонят от себя всякую мысль о тшуве. Рав Кук пытается нас убедить в том, что тшува — это как раз наоборот. Что нет наслаждения выше, чем когда человек чувствует, что еще какой-то кусок грязи отвалился с его души.

Попробуйте и увидите.

С уважением

Ицхак Ройтман

***

Говорится, что в день свадьбы Вс-вышний прощает жениху и невесте все их грехи. Они открывают новую страницу в своей жизни. Также человек, который «поднимается к величию» (т.е., получает какое-то важное назначение, важный шлихут[2]), сказано, что прощают ему все его грехи.

Есть связь между этими двумя идеями. Жених и невеста подобны царю и царице, они также «получают важное назначение и важный шлихут». Чтобы они были способны, чтобы у них были силы исполнить свою задачу, свою миссию, свой шлихут, они должны быть чисты, и поэтому им прощают все грехи.

Посредством прощения они удостаиваются все дни своей жизни идти самим и вести других по прямому пути, слово мелех («царь») происходит от языка молих («предводитель»), «идти от победы к победе». Хаиль («победа» означает также прощение.

Чтобы прощение было полным, нужно делать тшуву. Основная заповедь тшувы — так это у Рамбама, и вообще в галахе — это исповедь. Принято, что перед хупой жених и невеста говорят молитву ал хет, которая произносится в Йом Кипур, ибо день свадьбы это Йом Кипур для них. Есть также обычай поститься в день хупы, ибо день свадьбы подобен Йом Кипуру. Жених и невеста постятся, делают тшуву и исповедуются, и тогда Вс-вышний прощает им все, и они «поднимаются к величию».

Жених и невеста не должны думать, что вот, была хупа, мы сделали тшуву, поднялись к величию, все простилось нам — и все. Нет. Тшува — это постоянная заповедь — и она останется постоянной заповедью также в будущем мире — «все дни его жизни в тшуве», только после прихода Мошиаха это будет высшая тшува. Силу делать тшуву в стечение всей жизни получают с дня хупы. Поэтому нужно стараться сделать тшуву именно в течение «семи дней свадебного пира», и особенно сейчас, когда мы читаем главу, говорящую о тшуве, главу Насо.

Тшува — в сердце. Исповедь — в устах. Внутренняя и внешняя тшува

Когда еврей становится бар мицва (или бат мицва) он принимает на себя иго заповедей, Тору и заповеди. «Спросили у Торы — грешник, каково будет его наказание?» И Тора ответила — «принесет жертву и искупится ему». Сегодня у нас нет жертвоприношений, по крайней мере, по простому смыслу, так что это «не совсем» работает сегодня.

Однако, когда «спросили у Вс-вышнего — грешник — каково будет его наказание?» Вс-вышний ответил — «сделает тшуву, и простится ему». Вс-вышний «обходит» Тору, он выше, чем Тора. Хотя говорится, что «Вс-вышний и Тора — это одно целое», но тшува у Вс-вышнего это не то же самое, что тшува по Торе. Тора говорит, что нужно сделать что-то, некое практическое действие. Вс-вышний же говорит, что главное — это то, что в твоем сердце.

В заповеди тшувы в Торе также требуется видуй, исповедь. «Движение уст засчитывается как действие». В хасидут объясняется, что то, что человек произносит слова исповеди своими устами, это убивает тела обвинителей, дурных ангелов, которые были сотворены посредством греха. Когда я делаю тшуву в своем сердце, это исправляет меня внутри, внутренний пгам греха. Но для того, чтобы уничтожить внешние последствия греха — тела ангелов-обвинителей, сотворенных посредством греха — требуется произнесение исповеди.



[1] Игра слов: «гилину» — можно перевести как «открыли»  или как «нашли» или как «изобрели»

[2] Миссия. Посланничество. Рав очень много говорит в последнее время о том, что каждый должен, прежде всего, найти свой шлихут, свое место в этом мире, для чего его душа пришла в этот мир.