Лаг БаОмер 5778, Бат Аин



Рав Ицхак Гинзбург

Говорится, что рабби Шимон - радостный Ребе. Он очень хочет, чтобы все мы радовались в его илула[1]. В заслугу радости в илула Рашби да удостоимся мы радости полного и окончательного избавления, посредством нашего праведного Мошиаха, мошиах — это те же буквы, что в словах исмах («возрадуется») и йисамах («будет радовать»), светом, который светит для себя, и светом, который светит для другого, лехаим лехаим!

Бат-Аин — место и книга. Качество шифлут. Качество Земли Израиля - шифлут

Скажем несколько слов в честь места, где мы сейчас находимся, Бат Аин. Кроме того, что здесь есть источник[2], есть также книга, которую написал рабби Авраам-Дов из Овруч, и вся эта книга говорит про шифлут, качество Эрец Исраэль, качество шифлут.

Если этому месту дали такое название, наверное, следует хорошо познакомиться с этой книгой, и также сделать своей сущностью качество этой книги, качество шифлут. Об этом еще мы будем говорить дальше. Сейчас я хотел бы еще отметить, что изначально это место называлось Мигдаль Эдер, но потом было дано имя Бат Аин, и оба они «слова Б-га живого». Мигдаль Эдер - это место, откуда прийдет Мошиах. Так говорится в Таргум Йонатан, что Мошиах прийдет из Мигдаль Эдер. И это место здесь, «по дороге из Бет Лехем в Хеврон».

Имя Элоким и счет омера

Так или иначе, мы начнем с какого-то урока, связанного с Бат Аин. Мы сегодня считали тридцать три дня омера. Одна из каванот дней счета омера - у каждого дня омера есть слово псалме 67, соответствующая этому дню.

למנצח בנגינות במזמור שיר. אלקים יחוננו ויברכנויאר פניו איתנו סלה וכו'

От первого имени Элоким и до конца — до слов «кол афсей арец» есть 49 слов, и принято, что каждый день имеют кавану на одно слово из этого псалма по порядку. Кавана дня лаг баомер - это имя Элоким. Этот псалом особенный, его изображают в виде меноры, «микша ахат»[3], этот псалом называют «псалом меноры», символа и знака народа Израиля, «когда ты будешь возжигать свечи», семь свечей, семь корней души, как объясняется в Ликутей Тора Алтер Ребе.

Единственное имя Вс-вышнего, упоминаемое в этой главе - это имя Элоким. Нет там имени Гавайе, или другого имени Вс-вышнего, только имя Элоким.

«Я сказал: Элоким вы[4]». Народ Израиля должен быть Элоким. Раскрытие йехида в душе

Ясно, что в этом есть какой-то смысл, что «микша ахат» меноры связана именно с именем Элоким. «Ани амарти элоким атэм[5]», народ Израиля сам должен быть Элоким. Так это было перед грехом Адама. «Ани амарти Элоким атем, увней Элйон кулхем, ахен кеадам темутун[6]» - после греха это перевернулось, но намерение Вс-вышнего, когда Он сотворил человека бецелем Элоким[7] - чтобы мы стали настоящими Элоким. Аризаль говорит, что речь идет о йехида в душе. Когда еврей удостаивается раскрыть в себе йехида, йехида леяхдах[8], он реализует, он исполняет изначальное намерение Вс-вышнего стать Элоким.

То, что в этом псалме, связанном со сфират аомер, упоминается только имя Элоким, безусловно, имеет глубокий смысл. Да удостоимся мы все стать Элоким!

Качество шифлут и раскрытие ступени Элоким (йехида) в душе

Одно из имен Элоким, в этом псалме приходится на Лаг баОмер, особый день счета омера. Этот день - день Дарования Торы Пнимиют аТора, Торы Рашби, книги Зоар, которая изначально называлась «Мидраш Йеги Ор», «и сказал Вс-вышний да будет свет, и был свет».

Сколько раз встречается имя Элоким в этой главе? Есть всего шесть раз. Пять раз Элоким, и один раз Элокейну, форма «смихут» от Элоким. Давайте посчитаем, сколько это получается вместе? Все вместе получается Бат Аин. Это в честь этого поселения, в котором мы сидим все вместе, это место, имеющее особое предрасположение исполнить сказанное в стихе «Я сказал: Б-ги вы». Я желаю всем, кто находится здесь, чтобы они стали Элоким. Чем больше они будут в шифлут, тем больше они будут Элоким. Когда они отождествят себя с Бат Аин, и вообще, с учением хасидут Баал Шем Това, рабби Мендела из Витебска, который называл себя «шафель беэмет», и Адмур аЗакен, который принял качество шифлут, и т.д.

Элоким означает «умножение милости»

Как правило, имя Элоким ассоциируется с качеством строгости, цимцум, суда. Но самое интересное здесь, что кавана первого дня счета омера, хесед-ше-бе-хесед, это Элоким. После заголовка псалма, «ламнацеах..», кавана первого дня — это имя Элоким. Элоким йехонену вивархену яэр панав итану сэла[9]. Как это идет вместе, что Элоким здесь - это не просто хесед, но это самое начало счета омера, «Все идет за началом», «за головой следует тело». Все начинается с Элоким, и Элоким это хесед шебехесед?

Дни праздника Песах, «время свободы нашей», и первый день счета омера - это второй день Песах. Другими словами, внутри самого Песах — это аспект гвура. Мы говорим об этом много раз, что хесед шебехесед, что это итацмут с хесед, он приходится на день праздника Песах, ассоциирующийся с гвура. То, что тот день это гвура праздника Песах, это уже начинает объяснять наш вопрос, почему это начинается с имени Элоким, которое связано с гвура?

Но это связано с новым псалмом Ребе (117 псалом), который мы начали читать 11 нисана, в котором говорится «хвалите Вс-вышнего все народы, прославляйте его все нации, ибо умножились милости его над нами и истина Вс-вышнего вовек, прославляйте Б-га».

То, что эта глава начинается с Элоким, и Элоким это хесед шебехесед, первый день омера —подобно первому дню Творения — «И сказал Элоким да будет свет» - Мидраш «йеги ор», о котором мы говорили ранее. В сущности, это означает, что хесед шебехесед, супер-хесед, сущность хесед — это умножение милости. Что означает «умножение милости»? «Ибо умножилась милость его над нами».

Это то, что говорится, что в атик, в пнимиют а-кетер, «лэйт смола беай атика, кула йемина», нет там левой стороны, нет там Элоким в аспекте левой стороны, суда и сжатия света. Есть там Элоким, но это ультра-правая сторона, это больше милость, чем сама милость. Это умножение милостей. Это бесконечная милость, столь мощная, как гвурот гешамим[10], глубоко проникающие в землю, в реальность, в материю. Обыкновенная милость может остаться только в аспекте макиф, вокруг, «парить над реальностью», но для того, чтобы милость проникла внутрь реальности, чтобы реальность «забеременела» от милости, подобно беременной женщине, требуется «мощь милости». И тогда, когда милость проникает внутрь земли, внутрь реального мира, в конце концов «истина произрастает из земли», что означает истинное и полное избавление. И об этом сказано «ибо умножилась милость его над нами и истина Вс-вышнего вовеки» - та истина, которая произрастает из земли. Это самая короткий псалом в Теилим.

Так или иначе, это было, чтобы объяснить, почему первое имя Элоким в псалме 67 соответствует хесед шебехесед, сущностной милости, первому дню омера.   

1 ияра — илула рабби Менахем Мендела из Витебска. «Истинное смирение» Земли Израиля

Какому дню омера и какой сфире соответствует второе имя Элоким в этом псалме? Второе имя Элоким - это 16 слово в псалме, 16 день счета омера, 1 ияра, второй день рош ходеш ияр. Основная часть дней счета омера приходится на месяц ияр, это особенная заповедь данного месяца. И как мы еще увидим, также как первый день этого месяца приходится на имя Элоким, так и последний день месяца соответствует имени Элоким в псалме. Последнее имя Элоким в псалме — это 44 слово, 29 ияра. Таким образом, 1 ияра это Элоким, и 29 ияра это тоже Элоким. И также 18 ияра, сегодня, Лаг баОмер — это тоже Элоким.

Чем знаменателен день 1 ияра? — Это илула рабби Менахем Мендела из Витебска, одного из величайших праведников хасидизма, поднявшегося в Эрец с тремястами хасидами, да защитят нас заслуги его. Поскольку он имеет отношение к месяцу ияр, он имеет отношение также и к Рашби, сегодняшнему дню. И он подписывал свои письма «истинно смиренный». Не все знают об этом, но рассказывается, что пока он не поднялся в Эрец, он не подписывался «истинно смиренный», но только «смиренный». Но когда он поднялся в Эрец, и соединился с сущностью святой земли, тогда он добавил к своей подписи — у праведников вообще, и у него в особенности все что он делал было «истинная истина» - он добавил к своей подписи «смиренный» слово «эмет», истина, произрастающая из земли. Из какой земли? — Из земли Израиля.

Смиренность — качество Мошиаха. «Исправление» имени Вс-вышнего с помощью смирения

О Мошиахе сказано, «Цемах имя его, и из места его произрастет он[11]». Что означает «из места его» - это его качество смиренности. Цемах, Мошиах, растет из качества шифлут. Именно здесь, так объясняется в хасидут — он реализовал йихуд ЗуН[12]. В Зоар на главу Бехукотай (глава Бехукотай, как мы будем объяснять, связана с Лаг Баомер) говорится, что основа служения Вс-вышнему — это «сделать имя», «и сделал Давид имя»… Рашби, илула которого мы отмечаем сегодня. Все, что мы делаем здесь, в этом мире — это «делаем имя». «Делаем имя» Вс-вышнего. «Делать» означает исправлять. Исправляем имя Вс-вышнего. Каким образом исправляют имя Вс-вышнего? Когда соединяют «эмет» с «шафел». Чтобы было «шафел беэмет». Шафел — это сфира малхут. «И был бы я унижен в собственных глазах» - это царь Давид, это сущность царя Давида, сущность царства Давида. Но что означает «истинно смиренный»? — что эта смиренность соединена с качеством  эмет (истина). Эмет — это или йесод («печать Вс-вышнего — истина»), или же это тиферет («Даруй истину Яакову»). Так или иначе, шафел беэмет называется йихуд ЗуН, и это называется «Сделать имя». Соединить (леяхед) имя. Так говорится в Зоаре на главу Бехукотай.

Связь ЛаГ баОмер и главы Бехукотай

Сегодня мы читаем здесь, в Эрец, главу Беар. Только на следующей неделе будет глава Бехукотай. Как правило, главы Беар и Бехукотай читаются вместе, и также в этом году — весь Лаг баОмер связан, по сути, с главой Бехукотай. «Если по заповедям моим ходить будете, и заповеди мои хранить будете, и исполните их. И дам я дожди в их время. И я дам мир в земле. И я дам мишкан мой среди вас». Три раза говорится «и дам я». Дожди, мир, Мишкан. Первые буквы этих слово образуют слово «гешем», материя. Все это — овеществление обещания «и будет Вс-вышний царем над всей землей». Требуется материальность, и мир, и Мишкан. «И построят мне Храм, и я буду обитать среди них». Все это обусловлено «им», «если». Это простой смысл слова «им». У Хазал есть еще два объяснения что означает «им». Но буквальный смысл — это «если». «Если по законам моим ходить будете, и заповеди мои хранить будете» - тогда, когда вы исполните условие — тогда «и я дам дожди ваши».

В этом стихе, с которого начинается глава Бехукотай, есть тридцать три буквы. Если начать считать от главы Берейшит, то глава Бехукотай — это тридцать третья глава Торы. Беар — глава «Беар Синай» - это 32 глава Торы, «лев», сердце, Торы. Глава Бехукотай это «галь», 33, «галь эйнай беабита нифлаот миторатеха[13]» Торы, Тора Рашби. Есть тридцать три буквы в стихе, и это тридцать третья глава Торы. И есть еще что-то. Два первых слова главы, «им бехукотай», название главы, это пирамида числа 33, сумма всех чисел от 1 до 33 = אם בחקתי.

«Пирамида» Омера

Мы не считаем «сегодня второй день омер». Мы считаем «сегодня два дня омера», «три дня омера», «четыре дня омера». Говорится, что эти дни соединяются. Т.е., во второй день омера мы посчитали один день и еще два дня — не «второй день». Это уже три дня. Третий день — это «три дня омера». Это еще три дня — это уже 6! И так далее. И когда доходят до 33 дня омера, то сколько дней? Мы посчитали 561 день, сегодня вечером, и это равно אם בחקתי. Пирамида числа 33. Поскольку 33 это нечетное число, то его пирамида — это само это число, умноженное на его среднюю точку. Средняя точка числа 33 это טוב (17). Первая связь между числами 17 и 33 — слово טוב в стихе «И увидел Вс-вышний свет, что он хорош» - это тридцать третье слово Торы. גל * טוב = אם בחקתי. Таким образом, у нас есть «хазака», три явных указания на связь между גל и главой Бехукотай. И есть еще несколько вещей, чуть более сложных, связанных со словом «галь». Но, кажется, мы уже убедились, что глава Бехукотай, по сути, связана с ЛаГ баОмер.

Все, что Рашби хочет, это принести благословение народу Израиля. Поэтому все евреи любят Рашби, и любят ездить в Мирон. Также здесь мы должны соединиться мысленно — там, где находится мысль человека, там находится он сам — мы должны представить себе, что мы вместе с десятками тысяч сынов Израиля, которые едут сегодня вечером в Мирон, к Рашби, чтобы радоваться вместе с ним, и, поскольку мы в общем, очень любим концепцию «а-локального» действия, то все места соединяются вместе, это зависит лишь от нашей мысли, это основа учения Баал Шем Това.

Шифлут — «общий знаменатель», объединяющий всех евреев. Путь к единству и сила на мсирут нефеш — через шифлут

Как мы сказали, Рашби — он «радостный» Ребе, но, более того, с помощью своей радости, силой своей радости, он объединяет весь народ Израиля, все партии и течения, которые есть в народе Израиля. «Партии» - хасиды не любят этого слова. Тот, кто объединяет всех вместе — как можно объединить всех вместе? — Нужно найти какой-то общий знаменатель. Как найти общий знаменатель? — Посредством шифлут, так объясняется в хасидут. Если хотят достичь единства — это зависит от шифлут, ибо шифлут это общий знаменатель. Самая нижняя точка. И тогда все равны. В хасидут также говорится, что оттуда приходит сила также на мсирут нефеш. Мсирут нефеш, который есть у народа Израиля — это у того, у кого есть шифлут и ахдут — это все зависит одно от другого.

Мы были в середине объяснения, где написано шесть раз Элоким, в каване счета омера. То, что мы говорили сейчас — это что второй раз имя Элоким в 67 псалме соответствует 1 ияра. А третье имя Элоким в псалме — это сегодня, ЛаГ баОмер, 18 ияра. Далее, от ЛаГ баОмер, следующее имя Элоким — это 41 день омера.

Чем знаменит 41 день омера? — Так же как сегодня это од-ше-бе-од, 41 день это йесод-ше-бе-йесод. Они связаны между собой. Что такое 41? — Это אם. Первое слово главы Бехукотай. Мы сказали, что весь этот стих говорит о ЛаГ баОмер. Но אם в начале стиха указывает, что ЛаГ баОмер связан с йесод-ше-бе-йесод.

Мы сказали, что кроме простого смысла слова «им» - как условия, что если так и так — то будет тебе так и так, есть еще два объяснения в Хазаль, которые приводятся в хасидут. Им может означать «если бы», пожелание. «Если бы по законам моим шли вы». Есть еще одно слово, которое толкуется как «если бы», пожелание. «Кен бакодеш хазитиха» - «Так в Храме я узрел бы тебя». Так объясняет Баал Шем Тов: «Жаждет тебя душа моя, стремится к тебе плоть моя, в земле иссохшей и усталой, безводной» — в изгнании. «Так в Храме» - Дай мне Б-г, чтобы, когда я достигну Храма, когда прийдет истинное и полное избавление, «Так же в Храме я узрел бы тебя» - чтобы у меня была такая же жажда к святости, такая же самоотверженность, которая была у меня именно в самом тяжелом изгнании, чтобы это осталось, чтобы это не сокрылось от меня. «Так в святости я бы увидел тебя» - с той же мерой жажды и стремления, которые были у меня, пока я находился «в земле иссохшей и усталой, безводной». Таким образом, Баал Шем Тов толкует слово «кен» как «если бы», как пожелание.

Но Хазаль толкуют также слово «им» как пожелание, как «если бы». Но есть еще одно объяснение слово «им», похожее, но это другой смысл. Так же, как Вс-вышний говорит «если бы только это было возможно, чтобы они шли по моим законам», Вс-вышний очень этого желает, «больше, чем теленок желает сосать, мать желает его накормить» - Вс-вышний хочет одарить нас всеми благословениями, всеми благами, дождем и миром, и Б-жественным присутствием среди нас, вплоть до «и поведу вас с высоко поднятой головой[14]».

Но есть «им» как «упрашивать», «униженно просить». Вс-вышний «упрашивает», уговаривает нас, «по законам моим идите», Он настолько хочет, настолько у Него есть необходимость одарить нас всеми благословениями в материальности и в духовности, начиная с материальности, как сказал Баал Шем Тов, что сначала нужно дать еврею добро в материальности, и только потом — в духовности. Откуда мы учим это? — Из нашей главы. «И я дам дожди ваши» - сначала «дожди ваши», потом мир — мир — это посередине между материальностью и духовностью, и в конце — мое присутствие среди вас. «И я буду идти среди вас» - это сущность духовности. И потом есть первые буквы слов Гешем Шалом Мишкан, «гешем» - что все заключено в «гешем», в материальности. Как свет семи дней Творения. Гешем — это 7*7*7. Это все дни счета омера и еще одна ступень иткалелут. Как мы будем обьяснять также это далее.

Так или иначе, есть им, означающий условие. И есть им, означающий пожелание. И есть еще больше, им, означающий просьбу.



[1] День, когда праведник покидает этот мир, называется в Зоар и каббале «илула» («свадьба»), ибо в этот день в мир привлекается высочайший духовный свет

[2] Простой смысл названия Бат Аин — в честь источника («майан»), который здесь находится

[3] «Цельный кусок золота»

[4] Теилим 82, 6

[5] «Я сказал, (подобны) Б-гу вы"

[6] «Я сказал, Б-ги вы, и сыны Высшего все вы, но как человек умрете»

[7] «По образу и подобию своему»

[8] «Душа, посвященная лишь тебе» (текст из молитвы «Ошана», читаемой во время праздника Суккот)

[9] «Вс-вышний помилует и благословит нас, осветит лицо свое к нам»

[10] Мощь дождей

[11] Захария 6, 12

[12] Соитие сфирот Зеер анпин и Нуква (малхут)

[13] Раскрой глаза мои, и да увижу я чудеса из Торы Твоей» (Теилим 119)

[14] Ваикра 26, 13

Запись опубликована в рубрике: .