Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Из места Твоего проявись над нами..."



О чем рав говорит здесь?

О том, что каждый должен найти свое место, свой шлихут. При этом, исполнять шлихут следует из своего собственного места. Другими словами, это то, что мы называем авода пнимит, раскрытие внутренней точки сердца. Шлихут — это то, что ты чувствуешь в самой глубине своей души, что ты должен делать. Это и есть твой шлихут.

А еще рав говорит про «пастуха», про руководителя поколения, у которого нет «места», из которого он мог бы исполнить свой шлихут. Что рав имеет в виду? — Нетрудно догадаться.

Возможно, что две эти вещи связаны между собой. Чтобы рав мог исполнить свой шлихут — ему нужны хасиды, которые найдут свое место, и из этого места начнут действовать.

Кстати, слово «сайт» звучит на иврите как «атар». «Атар» означает также «место» (на арамейском). Известны слова Ребе «Хабад на месте должен выяснить». В оригинале это «Хабад ше-аль-атар», Хабад, который на месте, на сайте. Так или иначе надо делать сайт, и дай Б-г всем нам удостоиться, чтобы после 24 лет сокрытия, наконец найдется место для «дабар», пастуха поколения.

Это, кстати, ответ тем, кто спрашивает, не намекает ли рав на то, что он — Ребе восьмого поколения. Читайте сами, решайте сами.

Далее урок рава. Это предварительная запись по памяти, поскольку урок был в субботу. Есть среди учеников свои «Йоэл Каны»…

***

Во время молитвы есть каждый раз что-то, что заставляет меня задуматься. Сегодня я обратил внимание на слова в кдуша: «из места твоего, царь наш, появись». Что означает «из места твоего», из какого места? По пшату —  это продолжение предыдущего стиха, когда мы говорим «благословенна слава Вс-вышнего от Его места», дальше идет «из места твоего появись». Что означает «из места его»? Это место славы, или это место Вс-вышнего?

По пшату это место Вс-вышнего. Мы просим, чтобы кавод был привлечен — из места Вс-вышнего.

То же самое касательно мусафа, где говорится «из места своего Он появится в милости своей», это продолжение слов «Благословенна слава Вс-вышнего от места его», здесь ясно что место —  Вс-вынего, ибо «из места Его он повернется в милости его к народу своему». Мы видим также, что есть связь между местом и рахамим (милосердие). Что означает мимкомо, что это за «место» Вс-вышнего? «Место» не обязательно означает физическое место, сегодня говорят «откуда ты пришел», ты пришел из какого-то места, из какого-то мировоззрения, с определенным взглядом на мир.

Вс-вышний тоже «приходит» из какого-то места, из какого-то взгляда на мир. Его «место» — Он желает, чтобы было только добро, только явное и раскрытое благо для всего народа Израиля и для всего мира, и оттуда Он появляется и царствует над нами, «место» это малхут.

Место — это та же самая идея, как в выражении: «Кто мудр? — Тот, кто знает свое место». Каждый должен знать свое место и свой шлихут, откуда он пришел. Каждый должен найти свое место, где в точности твое место. Найди свое место. Я хочу, чтобы ты пришел ко мне из твоего места.

Это напоминает мне что-то из Пиркей Авот — «бен Азай говорит», сначала была мишна «Бен Зома говорит», оба они вошли в Пардес, и что произошло с каждым из них? Бен Зома сошел с ума, а Бен Азай умер. По-видимому, учить первую мишну, бен Зомы, это «сгула», чтобы не сойти с ума. А вторая мишна, бен Азая — это сгула не умереть раньше времени.. Так или иначе, «Бен Азай говорит, не презирай никакого человека, и не отдаляй никакого дела, ибо нет у тебя человека, у которого не было бы своего часа, и нет у тебя никакого дела (вещи), у которого не было бы места». То, что написано здесь что «нет человека, у которого нет часа» — это я понимаю. «Час» — это от смысл «и повернулся Вс-вышний к Эвелю и к его дару», «час» означает «поворот». И это также означает тшуву.

Но то, что написано «нет у тебя дела у которого нет места», чему это пришло научить нас? Что у этой шляпы или у этой книги есть место? Это то, что он пришел меня научить? Можно сказать, что «давар» (дело, вещь) означает здесь «даббар», как говорится, «один даббар — пастух у поколения, и нет двух пастухов у поколения». Даббар означает руководитель, «нет у тебя даббар, руководителя, у которого не было бы места» = означает что у этот даббара должно быть место, откуда он мог бы руководить.

Рассказывают про рабби Шломо из Карлин, что он хотел, чтобы у него был свой «двор», и он понял, что ему нужно место. Он хотел быть где-то поблизости от Алтер Ребе, но Алтер Ребе поставил ему три условия, чтобы действовать на его территорию, и он не выполнил эти условия, и поэтому не поселился там.