Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Лишь во мраке идет человек". Введение в понятие "целем" в каббале и хасидизме



Предисловие переводчика

Данный урок рава — первый из серии (надеемся) уроков, посвященных понятию целем в каббале Аризаля и в хасидизме.

Данный отрывок — первое введение в тему (из урока в Рош Ходеш Сиван)

Это достаточно сложное понятие, и как далее будет обьясняться, также одно из наиболее важных понятий каббалы Аризаля вообще.

Поэтому рав начинает издалека. Начинает с того, что означает целем в самом простом, буквальном смысле. Оказывается целем означает тень. Или даже двойная тень, или тьма. Рав приводит очень известный стих из Псалмов. «Ах бецелем италех иш», «Лишь во мраке будет идти человек». Человек, в течение всей своей жизни, идет, по сути, во мраке. Он не знает, что ждет его за поворотом. Он не знает, сколько дней жизни ему отмерено.

Оптимистичное начало…

Потом рав говорит, правда, что по каббале все совсем наоборот. Целем в каббале — это «дальний макиф». Высший макиф души. Макиф — это как силовое поле, защищающее душу от «хицоним», от клипот, от сил зла. Макиф, макиф рахок , целем  — это йехида, это сущность души, высшая ступень души, собственно, Б-жественная искра в человеке.

Как связаны эти два понятия? Целем-тьма и целем-йехида? Рав обьясняет, что есть «нижняя тьма» и есть «высшая тьма». Нижняя тьма — это то, что человек не знает, что его ждет за поворотом. А высшая тьма — о ней говорит стих «устанавливает тьму укрытием своим». Ацмут, Б-жественная сущность, это тоже тьма. Высшая тьма. Рав не говорит об этом здесь, но, по-видимому, эти два понятия, высшей тьмы и нижней тьмы связаны между собой. Возможно, об этом речь в продолжении урока, я не помню, еще не дошел до туда.

Что говорит Аризаль в Эц Хаим? Аризаль говорит, что для того, чтобы соединить «материю» и «форму» требуется «посредник». Целем — это посредник между материей и формой. Между материей и духом. Целем — это клей, склеивающих их воедино.

Что добавляет Алтер Ребе в Ликутей Тора на прошлую недельную главу? Алтер Ребе сообщает нам, как зовут этого посредника. Оказывается, этого посредника зовут «нефеш сихлит», «разумная душа». Помните, мы учили в школе, что интеллигенция это прослойка? Вот, «разумная душа» это тоже «прослойка» между Б-жественной душой и животной душой.

Дальше рав безжалостно «наезжает» на эту прослойку и говорит: вы думаете, что разум это свет? Вы говорите «свет разума»? Вы ошибаетесь! Разум — это не свет. Разум — это тьма. Целем. Холодный и бездушный разум — это тьма, а не свет. Его назначение — служить Б-жественной душе, а не изображать из себя Высший Суд справедливости.

Вот собственно, все, пока что.

Как уже говорилось, это только первое введение в обширную и сложную (и безумно интересную) тему что такое цламим

У меня нет никакого желания переводить все сложные понятия в тексте. Для общего понимания идеи, я надеюсь, достаточно сказанного выше. В тексте урока много деталей, и гиматрий, которые, скорее всего, останутся непонятными тем, кто не владеет ивритом хотя бы в минимальной степени

Вот, собственно, слова рава:

Маамар Алтер Ребе на главу Бехукотай начинается с того, что тайна целем — это тайна разумной души. Он приводит цитату из Эц Хаим. Разумная душа —  посредник между Б-жественной душой («формой») и животной душой («материей»). Чтобы соединить форму с материей, требуется посредник. В слове ממוצע (посредник) буквы ממו = אלקים, а буквы צע = צלם, само слово ממוצע в точности равно צלם אלקים. Этот посредник, говорится в Эц Хаим, соединяет Б-жественную душу с животной душой.

Алтер Ребе говорит нам, и это его открытие, что речь идет о разумной душе. Разумная душа — это ногаh. Он не говорит «клипат ногаh», он говорит просто ногаh. Что означает ногаh? Ногаh — это когда свет и тьма перемешаны. Понятно, что свет и тьма — это также добро и зло. Однако, смысл самого слова ногаh — это полутьма, свет, в котором еще есть следы тьмы.

Самый важный стих в Танахе, где говорится про целем — кроме стиха в Берейшит, когда Вс-вышний сотворил человека בצלם אלקים, это «ах бецелем италех иш» в Теилим. Что говорят комментаторы, по пшату, что означает «ах бецелем италех иш», что означает «целем»?

В каббале объясняется, что каждый человек идет в течение всей своей жизни под макифом своего целем. Целем означает тень. Не просто тень, а двойная тень. Первая тень называется «бавуа», это буквы цадик и ламед в слове целем. Но мем-софит в целем, закрытый мем в целем — это «бавуа дэбавуа, дэлэт лэу». В стороне, противоположной святости, есть одна тень (цель), но целем, бавуа дэбавуа, макиф рахок, йехида в душе — этого у них нет.

Таким образом, в каббале «ах бецелем италех иш» — целем указывает на нечто очень высокое, это что-то очень святое.

Но по пшату — что означает «ах бецелем италех иш»? — Радак и другие комментаторы говорят, что целем означает тьму. Приводят даже доказательство из арабского языка, что целем означает тьму. Что означает тогда «ах бецелем италех иш»? «Лишь во тьме будет идти человек». Человек идет по жизни, и никто из нас не знает, когда наступит его последний час. Когда речь идет «доблестной жене», сказано, что она «будет смеяться в последний свой час» — когда сама тьма превращается в смех. Но это тьма, человек идет во тьме по жизни, он не знает, что с ним будет завтра. Это пшат, так Радак объясняет пшат этого стиха. Человек идет всю свою жизнь во тьме. Не знает, что будет дальше.

Здесь есть два толкования, которые диаметрально противоположны друг другу. Или же это «макиф дэмакиф», и макиф хранит человека, как мазаль. Есть даже связь между словом целем и словом мазаль, поскольку буквы цадик и заин могут меняться местами, и, если поменять букву цадик в целем на букву заин — мы получим буквы слова мазаль. У человека есть мазаль, у животных нет мазаль — так говорится в Гемаре. Что делает мазаль? Мазаль охраняет человека.

С одной стороны человек идет во тьме, не знает, что случится. Он выйдет сейчас из этой комнаты — он не знает, что будет. С другой стороны, целем это макиф дэмакиф, йехида, которая бережет его. Высший мазал.

Также как есть нижняя тьма, так есть высшая тьма, «яшет хошех ситро». Ээлем аацми, сокрытие света в ацмут а-маор, аспект яхид перед цимцум, это тьма. Ацмут — это тьма, ацмут это от языка «лаацом эйнаим», закрыть глаза. Когда произносят «Шма Исраэль», закрывают глаза. Закрыть глаза — как будто бы войти в тьму. Когда закрывают глаза во время Шма — соединяются (митацмим) с сущностным сокрытием света в сущности источника света, так это называется в хасидут.

Таким образом, есть высшая тьма, и это наиболее высокая ступень, выражаемая стихом ах бецелем италех иш, и есть нижняя тьма, просто, что человек идет по жизни во тьме, не зная, что будет дальше.

Стих говорит, «народ, идущий во тьме» — это изгнание, в изгнании мы все идем во тьме, «увидели великий свет» — вдруг мы увидим великий свет, свет геула, свет Мошиаха, вдруг, внезапно он прийдет.

Так или иначе, мы видим, что слово целем очень подходит для описания темной стороны личности, прежде всего.

Алтер Ребе открыл, что целем означает разум, человеческое сознание. Разум, разумная душа, позволяет Б-жественной душе облачиться в животную душу, для того, чтобы очистить тело. И для этого человек получает дни жизни. Каждый человек получает Свыше установленное число дней, чтобы исправить свою животную душу и его долю в мире.

Все это было, чтобы объяснить одну простую гиматрию. Целем плюс цела = сехель.

Если целем означает тьму, то ясно, что также сехель (разум), хотя, на первый взгляд, может показаться, что разум это свет, «свет разума» (так называется книга рава Абулафии), но на самом деле это не так. Разум холоден. Холодность указывает на смерть. Есть Йом Йом на эту тему. Так и разум. Думают, что разум это свет. Говорится в книге Йешаяу, что тот, кто не связан с Б-жественностью, по сути, болен. Мы сейчас завершаем счет 49 дней омера, чтобы выйти из состояния холэ (больного), и достичь 50-х врат, чтобы стать здоровыми. Больному человеку тьма представляется светом, а свет тьмой. Он меняет местами тьму и свет. И он думает, что разум — это свет. В сущности же, это тьма. Если он не связан с Б-гом, если он не приходит, чтобы служить Б-гу. Разум должен понять, в чем состоит его предназначение. Разум — это только слуга. Это не цель. Разум должен служить Б-жественной душе, чтобы раскрыть Б-жественность животной душе, чтобы исправить животную душу.

Это есть первая идея.