Как очистить пыль подсознания[1]



בע"ה

О чем этот урок? Это урок про «пыль», поднимающуюся из подсознания…

Это урок про то, как устроено наше подсознание. О том, что уничтожает в нас уверенность в себе, превращая человека в тряпку, неспособную противостоять обстоятельствам, способную лишь плыть по течению… И о том, как можно вернуть себе уверенность и силы, если только ты сумеешь очиститься от этой пыли…

Что это за «пыль»? Можно ли найти «пылесос», чтобы очиститься от этой «пыли»? (Очень актуальная тема, завтра-послезавтра уже проверка хамец…)

- «Пыль» - это мелочи жизни[2]. Это какие-то мелкие проступки, которые мы совершаем, зачастую не отдавая себе отчета, что совершили что-то предосудительное. Это такие мелочи, которые, даже если мы замечаем их — мы немедленно находим себе оправдание.

«Пыль» - это то, что поднимается из подсознания, и сигнализирует нам о том, что на самом деле происходит у нас внутри.

Рав использует в качестве примера «пыль злословия», но речь идет о гораздо более глубокой и общей мысли — о том, что именно вещи малозначительные и малозаметные куда четче сигнализируют о состоянии нашего подсознания, чем какие-то большие и важные дела, или, наоборот, какие-то серьезные проступки.

Совершив серьезный проступок, человек, как правило, отдает себе в этом отчет. Он понимает, что был неправ. Он ищет способа исправить свой проступок. Извиниться. Вернуть украденное. И т.д.

«Пыль»? — Ну кто же обращает внимания на пыль? Пыль на то она и пыль, чтобы не обращать на нее внимания…

Еще раз — основной пример на уроке — из Месилат Йешарим — это «пыль злословия». Но я куда легче могу себе представить какие-то более ощутимые ситуации. Например, я прихожу в синагогу. Там полно «шнореров». Каждый раз я задаю себе вопрос: давать им деньги или нет. «Стоимость» вопроса — шекель. Этот шекель очень хорошо показывает, что на самом деле происходит у меня в подсознании. Некоторое время назад я был в Кфаре на шабат, и на уроке рав рассказал одну страшную историю о том, как никогда не надо задавать нищим и попрошайкам лишних вопросов… После которой я стал стараться давать эти шекели по мере возможности.

Или, например, я встречаю по дороге нищего, бездомного, сумасшедшего или полусумасшедшего, или просто странного в моих глазах человека — таких немало в наших синагогах. Что я о нем думаю? Как я на него смотрю? Как я к нему отношусь в душе? Способен ли я подать ему руку, поддержать, утешить, ободрить? Или же я смотрю на него как на прокаженного, и стараюсь держаться от него на отдалении? Все эти вещи — сигнализируют мне, что на самом деле творится у меня на душе. Мелочь? — Мелочь! Пыль? — Пыль!

Как я отношусь к своим друзьям? Как я отношусь к своим сверстникам? К тем кто старше меня? К своим ученикам и мекуровим? Вижу ли я в них людей? Или лишь «энергетические точки» для удовлетворения своих потребностей? Это все тоже глубоко в подсознании. Это все тоже «пыль».

Мошиах очень хочет прийти. Но он наглотался этой «пыли», и он тонет в этой пыли…

В пыли нашего высокомерия. В пыли нашего хамства. В пыли нашей душевной черствости. В пыли нашего безразличия друг к другу.

Мы шутим. Иногда наши шутки могут быть очень обидны. Мы это замечаем? Мы вообще обращаем на это внимание?

Есть масса, масса вещей, которые «проходят под радаром» нашего сознания, которые совершенно незаметны, неощутимы. Именно эти вещи, в конечном счете, определяют наш успех (или неуспех) в жизни, в семье, на работе.

Наше поколение — поколение Мошиаха. Приход Мошиаха зависит от нашей способности очистить наше бессознательное от «пыли». Это относится как к отдельному человеку, так и к нации в целом.

***

Царь Давид, сумевший очистить свое подсознание от «пыли» - удостаивается победить всех своих врагов. Его наследники способны только спать на своей постели, и мечтать о чуде. Что мешает им гнаться за врагами и побеждать? Ответ тот же: «пыль». Пыль подсознания.

Сначала пыль поражает веру. Превращает активную веру в пассивную. Пассивизирует веру. А потом уничтожает ее совершенно. Потеряв веру — даже пассивную — человек уже не удостаивается помощи Свыше. Царь Хизкия еще был способен «спать на своей постели» и удостоиться великого чуда. Последующие поколения не удостоились даже этого, Храм был разрушен, и народ Израиля рассеян по всеми миру.

Собственно, возвращение в Сион началось с возвращения национальной веры в себя, как об этом пишет рав Кук в его программной статье «Поколение». Испытания закалили и очистили национальный дух. Национальный дух, очищенный огнем Катастрофы — оказался способен возродить нацию и страну. Но сегодня наш народ снова разъедает эта едкая «пыль»…

Наше национальное бессознательное, наше «коллективное бессознательное» запылилось. От этого мы потеряли решимость и уверенность в себе. Мы даже уже не верим, что нам принадлежит эта страна. Мы начали чувствовать себя захватчиками в собственной стране. Почему? Мы начинаем искать виноватых. Виноваты левые. Виноваты поселенцы. Виноваты досы. Виноват Багац. Виноваты все!

Нет, никто ни в чем не виноват! Во всем виновата «пыль». Наши поражения — это плата за «пыль».

***

Человек, сумевший очистить себя от «пыли» - приобретает уверенность в себе. Уверенность в своих силах. Уверенность в победе. И удостаивается открытой помощи Свыше.

Или же человек погрязнет в «пыли», утонет в «пыли», неспособный сдвинуться с места, обвиняя всех и вся вокруг в своих несчастьях. Никто не виноват в твоих несчастьях! Ты сам во всем виноват! Отряхни «пыль» из своего подсознания, и ты увидишь, как мир вокруг тебя начнет чудесным образом меняться! Как вдруг Вс-вышний осветит тебе лицо свое!

Песах кашер весамеах

Ицхак Ройтман, Нетания

Рав Ицхак Гинзбург, урок 25 хешвана 5778

Часть вторая[3]

Зогар: «у меня нет сил» - из опасения перед «малозначительными» грехами

Почему каждый из последующих царей говорит «нет у меня сил»? Объясняется в Зогаре[4], что каждый из них говорит «нет у меня сил» - из опасения перед «малозначительными[5]» грехами, которые человек «попирает своими пятками», не остерегаясь в них, как положено.

Это понятие, которое мы встречаем также в открытой Торе — «проступки, которые человек попирает своими пятками» - совершает их не замечая, что он сделал нечто недостойное. Откуда приходят подобные проступки? Далее мы покажем, что самый тяжелый из этих грехов — так это и по словам Хазаль[6], и по логике вещей — это «пыль злословия». Очень часто, когда говорят о ком-либо, не обращая внимания на то, что есть в этом какой-то злословие, нечто позорное, неуважение, насмешка и т.д. Это основной пример, который приводит Месилат Йешарим[7], и это то, что задерживает приход Мошиаха.

Эпоха, перед приходом Мошиаха называется «пятками Мошиаха». Для того, чтобы пришел Мошиах, следует «исправить пятки», исправить то, что человек «попирает пятками», не замечая, что он совершает нечто предосудительное. Откуда происходят такие проступки? Человек действительно не замечает, и даже если он немного обращает внимание, то немедленно оправдывается — не страшно, ничего такого я не сказал, что такого, ничего, все хорошо…

Откуда это в человеке? В хасидизме называет это hээлем а-ра в человека, бессознательное зло, зло в подсознании. Проступки, которые человек совершает сознательно — есть явное зло, и если только человек того желает, он способен исправить это в себе. Однако есть  вещи, которые приходят из подсознания, и, возможно, ты даже не подозреваешь об их существовании, и даже если вдруг это всплывает в сознании, ты сразу же оправдываешься[8], что все хорошо, что ничего страшного.

Одно из наиболее удивительных открытий хасидизма — это открытие области бессознательного в душе, что есть вообще такая вещь — есть сознание и есть бессознательное[9]. Тания постулирует, что средний человек[10] не властен над своим подсознанием. Лишь праведник способен достичь ступени, когда «сердце мое пусто внутри меня[11]», и тогда он не споткнется на проступках, которые человек «топчет ногами».

Однако средний человек, еще не исправивший свое бессознательное — постоянно совершает проступки, которые он «топчет ногами», бессознательно и безотчетно. Эти бессознательные и безотчетные проступки есть настоящая причина того, что избавление задерживается — есть עכוב с каф и есть עקב с куф — проступки, которые человек «топчет пятками», задерживают приход Мошиаха[12].

Страх перед бессознательным злом

Зогар объясняет, что каждое последующее поколение все более опасалось бессознательного зла. Зогар — это часть пнимиют аТора[13], и поэтому он также занимается и раскрывает бессознательное в человеке. Каждое следующее поколение все более осознает бессознательное, все более осознает ту пропасть, которую представляет собой подсознание. Я не знаю, что есть там, но оттуда выходят какие-то не-хорошие вещи, над которыми я не имею никакой власти. И когда это происходит — то у меня нет сил с ними бороться, я нейтрализован.

С точки зрения открытой Торы, каждое последующее поколение[14] ощущало себя все более низким, все больше грехов. Но Зогар говорит, что речь не идет просто о грехах. Каждое следующее поколение все более и более остерегается грехов, источником которых является наше подсознание.

Чем царь Давид отличался от всех последующих царей Иудеи? Давид отличался тем, что сказал «и сердце мое пусто внутри меня». Он воевал со скрытым злом в своей душе, пока не победил его. В тот момент, когда он сумел сделать это — в сущности, это связано с верой, задача веры — создать «пустое пространство»[15], освободить сознание от пустых и дурных мыслей, как мы говорили — он способен получить, влить в себя мощнейшую активную веру.

См. там[16] [В чем состояло превосходство Давида, сказавшего «погонюсь за врагами своими, и настигну их»?], что лишь Давид остерегался и исследовал свои поступки как подобает [Хазаль говорят, что человеку надлежит исследовать свои поступки, и здесь говорится о том, что столь глубокое исследование, когда ты достигаешь пропасти внутри себя, сокрытого зла, и это есть служение праведника — перевернуть тьму в свет и горечь в сладость, исправив сокрытое зло. Но «средний» не способен на это, но лишь на подавление дурных страстей, как далее будет объясняться].

(И это есть качество чистоты [которое, как мы объяснили, связано с верой], которым отличался царь Давид, и как объясняется в Месилат Йешарим [удивительно, что здесь приводится эта книга. Связано с тем, что говорится в дальнейшем, что однажды, по воле Провидения, у меня была встреча с Хананом Поратом, а он буквально знал наизусть книгу Месилат Йешарим, это основная книга по мусару, изучаемая в ешивах. Когда мы обсуждали с ним данную тему, он процитировал оттуда, и действительно, это есть там.

Очень полезно изучить там приводимый в продолжение урока текст. В Контрос аТфила Ребе Рашаба говорится, что после вечерней молитвы надлежит изучать книги мусара. Я не видел, чтобы кто-нибудь так делал, но так написано. Если кто-то захочет так делать, и будут удивляться на него — можно сказать, что так говорит Ребе Рашаб…

Месилат йешарим[17] — наиболее популярная в еврейском народе книга мусара[18]. Маленькая книжка, основанная на словах рабби Пинхаса бен Яира, «Тора приводит человека к осторожности, осторожность приводит к расторопности, и расторопность приводит к чистоте…», и так далее, вплоть до духа пророчества и оживления мертвых. Каждая глава книги рассматривает одно из этих качеств, и как оно ведет за собой последующее.]

Месилат йешарим: расторопность приводит к чистоте. Иткафья[19] приводящая к итапха[20]

]это из месилат йешарим[ Объяснение качества (душевной) чистоты

Мы сказали, что, в общем, чистота в принципе это женское качество, однако все мы должны быть чисты — «во всякое время да будут одежды твои чисты[21]». Человек должен быть чист, в одежде, в теле и в душе. Рабби Нахман объясняет, что «во всякое время да будут одежды твои чисты» связано с тикун а-брит[22] — это также связано с «вещами, которые человек попирает пятками».

В Месилат йешарим сначала объясняется каждое качество в общем, и лишь потом начинается подробное рассмотрение. И так же в отношении качества чистоты сначала объясняется в общем, и лишь потом в последующей главе, достаточно обширной - объясняются «детали реализации». В конце он также делает некоторую сводку «путей приобретения чистоты». Потом он переходит к следующему качеству — пришут[23].

В самом начале он объясняет нечто очень важное и связанное с нашей темой — первые две страницы его объяснения стоит прочитать в месилат йешарим.

Предыдущее качество, которое он объясняет, это расторопность. Он объясняет, что человек, который достаточно расторопен, чтобы уберечься от греха, делает это путем иткафья. Он не пользуется понятиями иткафья и итапха, но то, что он говорит — это прекрасный пример того, что такое иткафья и итапха в хасидизме. Прочитайте, то, что он пишет, и переведите это на язык хасидизма. Он говорит, что от чистоты и далее начинается итапха, начинается служение праведников. Поскольку слова рабби Пинхаса бен Яира относятся к каждому, по-видимому, каждый может и должен достичь всех тех ступеней, о которых он говорит. То, что он говорит в начале, очень близко к тому, что Ребе Раяц называет «иткафья, приводящая к итапха». Он говорит, что следует служить Вс-вышнему с иткафья, но такого рода, которая приведет к итапха. У него это называется «расторопность приводит к чистоте».

Что такое «чистота»?

Еще раз — он говорит не о физической чистоте, чистоте одежды и тела, но о духовной чистоте.

Качество чистоты означает, что человек совершенно чист от всякого дурного качества и от всякого греха. Недостаточно тех вещей, в которых грех раскрыт и известен ]грехи, происходящие из сознательного зла[, но также от того, что сердце его порывается доказать, что это разрешено ]бессознательное зло[.

В Месилат Йешарим мы видим первый проблеск понятия бессознательного в человеке. Поэтому говорят, что Рамхаль - это ступень подготовки к хасидизму. Но нас интересует здесь то, что связано с нашей темой.

Несомненно, это великий труд для человека - достичь совершенства этой ступени, ибо в отношении известные и заметных грехов — легко уберечься от них, ибо зло их открыто. Однако, та точность, которая требуется для чистоты ]что человек обнаруживает в себе такие вещи, на которые обычно не обращают внимания, в точности, как ищут хамец в щелях и в дырах, чтобы найти самые мельчайшие детали сокрытого зла, поиски хамец в канун Песах — это поиск грехов, которые происходят из сферы бессознательного[ чрезвычайно трудно, ибо то, что ему представляется, что это разрешено — покрывает грех (он говорит, что в вещах, происходящих из бессознательного — человек склонен разрешать себе их. Как мы сказали, он постоянно находит оправдания своему поведению), и как я уже написал.

И это подобно тому, что сказали Хазал, что грехи, на которые человек не обращает внимания [то же выражение, которое Зогар приводит, чтобы понять, что произошло в истории с царями, и эти грехи] окружают его в час суда [то, что окружает сознание — и находится вовне него, но окружает его в день суда — это грехи, на которые человек не обращает внимания]. И подобно этому сказали Хазал, что большинство — в воровстве, и меньшинство — в запрещенных связях, и все — в пыли злоязычия[24] [здесь он пишет о том, что мы говорили ранее, что основной пример греха, на который человек не обращает внимания — это «пыль злоязычия». Он говорит, что большинство людей так или иначе спотыкаются на воровстве[25]. И лишь меньшая часть — нарушает нечто связанное с запрещенными половыми связями. Но все спотыкаются на «пыли злоязычия». Почему все? — потому что это приходит из бессознательного. Он уверен, что он не делает ничего запрещенного, и не осознает этого совершенно, ибо это поднимается из подсознания. Также из этого правила есть исключения. Праведник, праведник по Тании, но это чрезвычайно редкий случай]. Ибо поскольку это зло настолько тонко [он еще не использует хасидской терминологии о hээлем а-ра], то все люди спотыкаются на этом, поскольку не замечают его [если ты не знаешь врага — ты обречен на поражение[.

Душевная чистота царя Давида

Сейчас он переходит к нашей теме:

И сказали Хазал про Давида, что он оберегал и очищал себя совершенно от всех этих вещей [он был самым чистым человеком на свете. Если он был чист, это означает, что изначально он был испачкан, и он должен был сначала очистить себя. Почему не говорят про Моше, что он был чист? Возможно, потому, что Моше изначально не нуждался настолько в работе по очистке подсознания. Но Давид чрезвычайно нуждался в этом, в особенности как объясняется в каббале, что Давид впервые вышел из тяжелейших клипот[26] в процессе перемещения душ. Есть души, которые прошли несколько гилгулим[27], и уже исправили какую-то часть. Но есть такие души, которые лишь начинают процесс исправления, и также приходят из такого места, где они целиком погружены в зло — и они испачканы совершенно, и пример этого - царь Давид. Вся его жизнь — это очистить себя[.

И поэтому он шел на войну с сильной уверенностью [это та фраза, которая нам нужна. Это очень сильные слова. Весь этот урок был ради этой фразы из Месилат Йешарим — что то, что царь Давид шел на войну с уверенностью в победе — это потому, что он смог очистить себя совершенно, очистить свое подсознание. Т.е., уверенность в себе и уверенность во Вс-вышнем[28] зависит от чистоты подсознания. В контексте нашего урока мы говорим, что уверенность зависит от веры[29], это наша тема. И здесь он приводит стих, о котором мы говорили:] И просил ]у Вс-вышнего. Требовал, как говорит Мидраш[ Погонюсь за врагами моими, и настигну их, и не вернусь, пока не уничтожу их. То, что не просили Аса, Йеошафат и Хизкия, поскольку они не были столь чисты ]он говорит, что цари, которые пришли после него, не были столь чисты, и само собой, у них было меньше уверенности в себе. Нечто удивительное. Чем чище человек, тем больше у него есть уверенности в себе со стороны Святости. Активная вера со стороны нецах[.

[И он продолжает:] И это то, что он сказал о себе там[30] ]в той же главе Теилим[ «Да отплатит мне Вс-вышний по праведности моей, по чистоте рук моих вернет мне». И сказал еще (там же) «И вернет мне Вс-вышний по праведности моей, по чистоте рук моих пред глазами его» [здесь дважды употреблено выражение «по чистоте рук моих». בור означает чистота], и это та чистота, о которой мы здесь говорили. И тогда он возвращается и говорит: «ибо с твоими именем я побегу как олень, буду преследовать врагов своих и настигну их», и он же говорит, «кто поднимется на гору Вс-вышнего, и кто встанет на святом месте Его, тот, кто чисты руки его и чист сердцем».

В завершение он говорит:

И однако, несомненно, что это качество очень трудно достижимо, ибо по природе своей человек слаб, и сердце его легко совратить. И разрешает себе вещи, в которых он способен найти себе соображение в сторону разрешения. И несомненно, что тот, кто уже достиг этой ступени — достиг высокой ступени, ибо выстоял в тяжелой войне и победил.

Уверенность в себе как функция чистоты подсознания

Продолжим читать в комментарии:

Ибо соответственно душевной чистоте — от всякого дурного морального качества, и от всякого греха (аспект «чистоты сердца» и «чистоты рук» [Два первых слова Торы начинаются с בר: בראשית ברא. Можно предположить, что первое — это «чистота сердца», а второе — «чистота рук»]

И тогда בר превращается в אביר, даруя силу и мощь сердцу и рук, когда привлекается в них и раскрывается в них алуфо шел олам[31] (т.е., сначала это была только вера, эмуна. Но когда он исправил свое подсознание, вера превращается в уверенность в себе и в помощи Вс-вышнего. Алуфо шел олам — это буква א в слове אביר), особенно, когда он остерегается «малозначительных» грехов, и в этом состоит качество уверенности [как мы читали только что в Месилат Йешарим]



[1] Оригинал урока здесь: http://malchuty.org/2011-01-20-01-37-36/-q/2672--q-q.html

[2] В точности так же, известно из физики, что даже малейший процент примеси заставляет металл ржаветь, подобно этому даже ничтожные доли «примесей» в подсознании резко снижают «прочность» душевного материала. Прим. переводчика

[3] Это продолжение урока об активной и пассивной вере

[4] Ч. 1 стр. 198:2

[5] В оригинале используется выражение חטאים שהאדם דש בעקביו, букв. «грехи, которые человек попирает своими пятками», т.е., проступки, которые человек совершает, не обращая на это внимания, считая их малозначительными и недостойными внимания.

[6] Наши мудрецы, благословенной памяти

[7] Дальнейшее изложение основано в значительной степени на Месилат Йешарим, гл. 10, «о качестве (душевной) чистоты. Основной приводимый там пример — это пыль злоязычия.

[8] Лично мне пример «пыли злоязычия» представляется достаточно «академическим», поэтому мне хочется предложить нечто более явное и ощутимое. Возможно, я еще не исправил это в своем подсознании, и поэтому мне активно не нравится данный пример… Прим. переводчика

[9] Основные труды хасидизма — учение Баал Шем Това и Тания — были написаны примерно за сто лет до открытия психоанализа. Также писания рабби Нахмана отличаются глубоким психологизмом. В этом смысле хасидизм опередил современную психоаналитику лет на сто как минимум. Прим. переводчика

[10] «Бейнони» - букв. «средний», некая промежуточная ступень между праведником и грешником. Одно из базовых понятий Тании.

[11] Теилим 109, 22

[12] Вся суть прихода Мошиаха (по крайней мере, так явно видно из некоторых мест в Тании, см. напр. гл. 4 в Игерет аКодеш) это очищение подсознания. Неочищенное подсознание задерживает приход Мошиаха. Прим. переводчика

[13] Внутренняя, сокровенная часть Торы

[14] Царей из дома Давида (см. мидраш в предшествующем уроке)

[15] Концепция рава Гинзбурга, изложенная им в статье «Эмуна и битахон» («Вера и уверенность») более тридцати лет назад в книге «Лев ла-даат», и подробным образом рассматриваемая им в настоящей серии уроков по данной статье. Излагаемый здесь урок — пятый в серии 9 (на настоящий момент) уроков.

[16] Жирным шрифтом — текст из оригинальной статьи «Вера и уверенность». В скобках обычным шрифтом — урок рава

[17] “Путь праведных»

[18] Мусар - морально-этическое направление в иудаизме, основанное рабби Исраэлем Салантером. В более широком смысле — литература, посвященная проблемам морали и этики

[19] Подавление дурного стремления

[20] Превращение, переворачивание

[21] Коэлет 9, 8

[22] Исправление грехов, связанных с «повреждением знака святого завета» - напрасным семяизвержением, мужеложеством, запрещенными половыми связями

[23] Отдаленность, отстраненность от всего, что связано с «путями земли» (бизнес, семейные отношения и т.д.)

[24] Т.е., разговоры, находящиеся на грани злоязычия

[25] Близкая моему сердцу тема. Вот я работаю (работал) на фирме. И я вижу, что менеджер дурит заказчика. А я делаю эту дурную работу, и корпоративная этика заставляет меня молчать. Ворую я при этом или нет? (прим. переводчика). Про такие «мелочи», как ворованные (точнее, нелицензионные) программы — я уже молчу…

[26] Нечистые оболочки

[27] Т.е., побывали уже несколько раз в этом мире

[28] Рабби Нахман объясняет, что эти вещи взаимосвязаны (прим. переводчика)

[29] Вера в контексте данного урока — это как раз очищение подсознание от пустых, бесполезных, вредных мыслей, создание «вакуума», в который способна «влиться» уверенность во Вс-вышнем (прим. переводчика)

[30] Теилим, 18

[31] Букв. «властелин мира». В хасидут — алеф — те же буквы что и пэлэ — чудо — указывает на Б-жественный свет, выше чем Ацилут, на Кетер и пнимиют кетер. Прим. переводчика

Запись опубликована в рубрике: .