Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Матрица Творения "Три первых" и "семь нижних" сфирот



[Когда Вс-вышний пожелал сотворить мир, Он сократил свой бесконечный свет к краям некоей воображаемой «сферы», и образовал так называемое «пустое пространство», внутри которого он создал миры. В первой части данного урока речь шла о соотношении между «игуль» (сферой) и кав (тонким лучом света), освещающим тьму и пустоту «халаль» («вакуума»). Сфера символизирует веру, луч — уверенность. Вера — это сознание ребенка. Уверенность — сознание взрослого человека. Исправление личности зависит в большей степени от уверенности и активного действия, чем от веры. Базовой моделью исправления личности является «прямой человек», привлечение света сознания в эмоции сердца.]

В данной части урока более детально объясняется общая структура мироздания:

В самом общем виде, мироздание — начиная от ступени первичной идеи творения (называемой ашъара) и до ступени реализации можно представить в виде структуры, состоящей всего из двух элементов: «головы» и «тела».

Как правило, в каббале структура десяти сфирот делится на две неравные части: «три первых» и «семь нижних». Три первых сфиры называются также «головой», а семь нижних называются также «телом».

Что означает «голова» и «тело» применительно к общей схеме мироздания?

«Тело» — это все, что после цимцум. «Большая сфера», «пустое пространство» и все, что внутри него — это «тело» мироздания.

Что есть «голова» мироздания? Голова мироздания — это «первичная мысль о Творении», называемая также «ашъара», и называемая также «мир малбуш», своеобразная «матрица» двухбуквенных корней, называемых «шаарим» («врата»).

Собственно, есть также третий элемент — «кав», луч света, или «нить» (сегодня мы бы сказали, скорее, «кабель») соединяющий «голову» и «тело».

В нашей модели «голова-тело» естественно уподобить «кав-вехут» своего рода «позвоночному столбу», или «спинному мозгу» мироздания.

Таким образом, у нас есть голова (план творения, матрица двухбуквенных корней), тело (все, что внутри «большой сферы») и «спинной мозг», передающий энергию «головы» внутрь «тела».

Эта «матрица», или генеральный план, Творения, называется также «древней Торой» (т.е., Тора, предшествующая творению мира), и называется также «Ор-пней-Эй-л» (свет лица Б-га).

Из последнего названия можно предположить (это не говорится на уроке, но вполне логично следует из многих других мест), что на этой ступени нет вообще суда. Есть только «свет лица» — бесконечное милосердие и милость, бесконечная любовь. «В свете лица царя жизнь».

Задача «позвоночника» — реализовать план Творения. Передать бесконечную энергию ступени «перед цимцум» внутрь сотворенных миров. Раскрыть внутри сотворенных миров бесконечную милость, бесконечную любовь, бесконечный свет Творца.

Мы говорили о том, что природное начало — это также материнское начало. Материнское начало в каббале это всегда «дин» (суд). «Кав» (луч) — это мужское начало. Мужское начало в каббале это всегда хесед (милость). Вполне логично заключить, что основная функция «кав» — это сообщить бесконечную Б-жественную милость сотворенному миру.

Мир сам по себе, как мы сказали, это аспект суда. Хазаль сказали, что «если Израиль не примет Тору на горе Синай, мир обратится снова в хаос». Тора — это аспект «кав», аспект раскрытия Б-жественной милости, благодаря которой мир способен существовать.

Также праведники Израиля во всех поколения, начиная от Моше — есть аспект «лица Вс-вышнего», проводники бесконечной Б-жественной милости, бесконечной веры Творца в сотворенный  им мир.

Однако, кав — это не только поток милости. Кав, как объясняется на уроке, это поток Б-жественного разума, упорядочивающий мир. Назначение кав — привлечение в мир сущностного разума, не считающегося с ограничениями сотворенного мира.

***

Как уже говорилось, данные переводы не проходят никакой корректуры рава, и поэтому в переводах и объяснениях возможны неточности и ошибки

***

Кав-ва-хут — «спинной мозг» личности

Этот луч света (кав), освещающий тьму и пустоту халаль (вакуума), называется также нитью (хут). Один из смыслов слова хут отношении человека — это спинной мозг[2], позвоночный столб, позвоночник.

Все тело держится на позвоночнике. Хотя позвоночник находится сзади, но на нем держится все тело. Понятие спинного мозга (хут-а-шидра) у человека связано с понятием линии и нити (кав-ва-хут) в каббале.

Спинной мозг начинается из мозга даат[3], находящегося в задней стороне головы.

Голова и тело мироздания

Голова и тело мироздания, в самом общем виде, это то, что Вс-вышний запланировал перед первичным цимцум («голова»), и то, как Он далее реализовал этот план после цимцум («тело»).

Все эти вещи человек должен видеть внутри себя[4]. Реализация плана творения — это луч света (кав). Этот луч света опускается внутрь халал, и вокруг него эманируются, создаются, творятся, делаются, все миры. От пустого  пространства и ниже, от начала луча и ниже — это все реализация. Но невозможна реализации без плана. Архитектор не строит дом без плана.

Где находится план? План — это голова, которая находится над телом. Весь дом, который строят, весь мир, все миры, которые есть — я и ты и ты и все мы  — это все находится внутри халал. Но кто нас придумал? Вс-вышний задумал нас, запланировал нас. Где же находится эта первичная мысль Вс-вышнего?

Ашъара

Это находится на сравнительно низкой ступени всего того, что существует перед цимцум, перед началом создания миров. Этот план, как бы возвышающийся над цимцум, называется ашъара. То, что Вс-вышний «представил себе потенциально все, что будет создано в реальности».

Вс-вышний чертит план всего того, что будет создано, перед тем, как Он начинает действие, реализацию. Это называется ашъара, и есть еще много других имен.

Наш структура сейчас состоит из двух частей — есть голова и есть тело.

«Голова» и «тело»: «Три первых» и «семь нижних» сфирот

В каббале везде основное разделение проводится между головой и телом. Это называется ГаР[5] и ЗаТ[6]. Три первых сфиры, ХаБаД[7], или КаХаБ[8], и семь нижних сфирот. В каждом мире есть свои три первые и семь нижних, но в самом общем плане «три первых» и «семь нижних», «голова» и «тело» — это Б-жественный план перед цимцум и его реализация после цимцум.

Где здесь голова и где здесь тело?

Весь халал, вместе с кав, который протягивается внутрь него — это тело. Кав — это позвоночник, который держит все тело. Кав проводит энергию от головы к телу, но голова не является частью миров вообще. Голова — это изначальный Б-жественный план. Здесь кав — это исполнительный орган, соединяющий между первоначальным планом, предшествующим цимцум, и творением.

Мир малбуш («матрица»)

В каббале этот Б-жественный план и ашъара также, в определенном смысле, представляют собой целый «мир»[9], называемый олам малбуш, как далее будет объясняться. Слово малбуш означает, на первый взгляд, внешнее одеяние. Как возможно, что весь план Творения, еще до цимцум, еще перед творением всех миров называется «одеянием»? Какая связь? Это же мозг Эйн Соф?

Этот первичный план Творения называется малбуш, ибо он подобен своего рода «ткани»[10]. Весь план и чертеж, весь план работы, который Вс-вышний представляет себе потенциально, имеет вид «ткани», и эта ткань называется малбуш. Из каких нитей состоит эта ткань? Ткань это переплетение горизонтальных и вертикальных нитей.

Цируфим. «Древняя Тора»

Этот первоначальный план создается из сочетаний (цируфим) букв еврейского алфавита. Про эту ступень ашъара, когда Вс-вышний «представил себе потенциально все, что должно быть создано в реальности», сказано, «смотрел в Тору и творил мир». Она подобна проекту строительства, когда архитектор чертит план, а прораб смотрит на этот план, и рабочий исполняет этот план. Это не говорится здесь, но это есть Тора, древняя Тора[11]. «Древняя Тора» — это буквы еврейского алфавита, сочетания букв. Этот первоначальный план, эта «ткань», есть всевозможные сочетания, но только двух букв.

Существуют двадцать две буквы еврейского алфавита. Однако буквы — это еще не проект. Для того, чтобы что-то планировать, следует, по крайней мере, соединить вместе хотя бы две буквы. Сколько есть вариантов, чтобы соединить две буквы вместе? Алеф-бет, алеф-гимел и т.д.? Бет-гимел..

231 врата — «голова» и первичная «матрица» Творения

Если одна и та же буква может повторяться дважды, то это 22 в квадрате, 484. Если я разрешаю אא, בב, то есть 484 сочетания. Эти двухбуквенные сочетания букв еврейского алфавита называются шеарим («врата»). Однако лишь сочетания двух разных букв называются шаар. Получается 22*21 = 462.

Однако, поскольку у каждого шаар могут быть две стороны, то у каждой такой пары букв есть «лицо» (паним) и «спина» (ахор). Например, есть шаар אב.  Если я вхожу с одной стороны, то алеф будет справа, а бет будет слева. Но если я зайду с другой стороны, то бет будет справа, а алеф — слева. Но этот тот же самый шаар. Что означает паним (лицо)? Если алеф идет перед бет, то я говорю, что это паним, поскольку в порядке букв алфавита алеф идет перед бет. Как в אב.אב — это шаар алеф-бет в порядке паним. Но בא — как первая фраза, которую ребенок читает, когда он учит алеф-бет, это אבא בא — это противоположное направление того же шаар.

Таким образом, правильная формула — это 22 * 21 / 2 = 231, 231 врата. Поэтому выражение, которое употребляется в каббале и хасидут, и также в Шаар аЙихуд[12] в Тании, это «רלא врата со стороны лица и со стороны спины». 231 врата — это мир малбуш, и этот мир, в сущности есть, голова над телом всего того, что происходит внутри мира после первичного сжатия Б-жественного света.

Почему этот первичный мир называется малбуш? — Как мы сказали, он подобен ткани, своего рода «матрице» первоначальных смыслов

Малбуш имеет гиматрию хашмаль

Это важная гиматрия в каббале. Почему ангелы в видении Йехезкеля называются хашмаль? Ибо «иногда молчат, иногда говорят[13]». Когда Вс-вышний лишь планирует мир, пока это только ашъара — он молчит. Одна из тайн слова קו — что оно состоит из двух первых букв слова קול -קו-ל. Голос берет нечто абстрактное, мысль — слово חש связано также с מחשבה (мысль), свет, который светит для себя, и выводит это наружу. Это уже מל.

Таким образом, то, что малбуш имеет ту же гиматрию, что и хашмаль, это говорит мне, что в своем источнике он еще молчит, но он существует для того, чтобы говорить, его цель —  раскрыться.

Есть еще одна гиматрия слова малбуш, упоминаемая в писаниях Аризаля:

Гиматрия Ор Пней Э-л.

Паним (лицо) означает также пнимиют (то, что внутри). Сказано, что «мудрость человека озаряет лицо его». — Мудрость человека, внутренний свет человека отражается на его лице.

Что означает хохма («мудрость»)? Хохма означает «вспышка молнии». Когда человек слышит что-то, слышит какую-то новую мысль, и это вдруг «вспыхивает» подобно молнии в его сознании, начинает светить в его сознании — это называется хохма. Если у меня это не светит — возможно, это моя проблема. Но если это светит тебе — то ты улыбаешься. Внутренний свет отражается на лице, и поэтому паним — лицо — связано с пним — внутреннее содержание.

Что означает лифней в нашем вопросе? — Лифней означает раньше, чем цимцум.

Там, перед цимцум, этот свет первичного плана мироздания, аспект рош, называется Ор Пней Эй-л, ибо, несомненно, также для Вс-вышнего «мудрость человека озаряет лицо его».

Ступень перед первичным цимцум называется в каббале также Адам мира Ацилут.

Таким образом, есть ашъара, и она называется также 231 врата («матрица») паним и ахор, и также называется малбуш. И малбуш = хашмаль, и хашмаль это хаш-маль, сокрытие и раскрытие, свет, который светит для себя, и свет, который светит для другого. И это также Ор Пней Э-л, Лицо Б-га, Б-жественный свет перед первичным цимцумом.

«Луч» уверенности

Мы сказали, что кав — это уверенность, и кав называется кав ва-хут, и это соответствует позвоночнику и спинному мозгу в теле человека.

Также в душе человека, уверенность, когда человек верит в Вс-вышнего как нужно, даже пассивная надежда, более соответствующая женскому началу, и тем более, активная уверенность, соответствующая мужскому началу, это «позвоночник» личности, это то, что держит и придает устойчивость всей человеческой личности.

Назначение кав-ва-хут: притяжение сущностного разума

Подобно тому, как спинной мозг проводит энергию от мозга даат ко всему телу, так и назначение кав-ве-хут, «спинного мозга» всего мироздания, в том, чтобы привлечь свет сущностного разума, который выше, чем природа мира. Природа — это сфера. Кав-ве-хут  привлекает свет сознания в «тело» мироздания, не считаясь с препятствиями со стороны кажущейся природы.

Сущностный разум: «изначально сверху»

Здесь есть новый идея, одна из важнейших основ хасидизма Хабад. Это ворт Ребе Маараша в Хабаде: «весь мир говорит, что если невозможно пройти снизу, тогда следует перепрыгнуть сверху, но я говорю, что следует изначально идти сверху».

Когда мы ставим перед собой какую-либо цель, и движемся навстречу ее достижению, то «мир говорит» — интересно, что даже праведники говорили так, что изначально следует «пригнуться». Что означает «пригнуться»? Пригнуться означает считаться с условиями реальности, материальной, общественной, политической. Действовать в соответствии с правилами игры — это называется пригнуться.

Мы хотим изменить страну, и даже перевернуть весь мир, сделать революцию. Вопрос, или мы готовы считаться с правилами игры, и делать все по правилам, или же нет, мы «перепрыгиваем сверху».

Ребе Маараш сказал, что раньше говорили, что следует считаться с правилами игры, «идти снизу». Когда правительство действует против Торы — например, издает разнообразные законы, направленные против еврейского образования — против этого нужно бороться со всей самоотверженностью, как это делали великие праведники во всех поколениях. Но если возможно добиться результата посредством политических усилий — через разного рода министров, если это в нееврейских странах, или здесь, в Эрец — если ты можешь добиться результата, играя «по правилам» — то постарайся добиться результата, не ломая правил игры. Только когда это не идет —тогда следует идти на риск и на жертвы.

Однако, Ребе Маараш говорит, что сегодня следует забыть обо всех «правилах игры», изначально идти сверху.  Только таким образом можно привести Мошиаха. Игра закончена. Сейчас пошла уже другая игра.

Сегодня есть еще одно очень популярное выражение, think out of the box. Само собой, следует также действовать out of the box.

«Правила игры» ограничивают, запирают тебя в какую-то «коробку». Мыслить «вне коробки», и тем более, действовать «вне коробки» — это называется лехатхила арибер («изначально сверху»).

Это был большой новостью в поколении Ребе Маараша. До него «мир» говорил иначе.

Через несколько дней, 2 ияра, мы будем отмечать его йорцайт. Каждый из нас должен подготовиться к этому дню, добавить итшкашрут[14] к Ребе Маарашу и этими его словам.

Назначение хут а-шидра и битахон —  привлечь свет со ступени, выше, чем мир в общем, выше, чем природа — это тоже нечто в духе лехатхила арибер, сущностно выше, чем природа мира.

Разум, не считающийся с препятствиями и задержками со стороны мнимой природы

Требуется привлечь свет сознания со ступени, предшествующей цимцум. Делать что-то не только из чистого инстинкта, но также соотнося это с изначальной целью.

Слова Ребе Маараша «я говорю так, а мир говорит наоборот» означают, что мир изменился. В современном нам мире следует действовать по принципу лехатхила арибер.

Это разум. Но это разум ступени, предшествующей цимцум. И назначение хут-ашидра, назначение кав-ва-хут — привлечь свет разума со ступени, предшествующей цимцум, так, чтобы этот разум, не скованный рамками «правил игры» сотворенного мира, «властвовал» над сердцем, направляя эмоции сердца. И это есть лехатхила арибер.

«И среди народов не считается»

Мы говорили нечто подобное несколько уроков назад, в предыдущей главе, комментируя стих  «увагоим ло итхашав[15]». «Народы» означает также разум народов. Не обращать внимания, что скажут народы.

Писание говорит: «вот народ, который будет жить отдельно (это называется итбодедут, как далее будет обьясняться), и среди народов не считается».

Здесь, на земле, должен быть народ, который «живет отдельно», он не считается с гоишкайт вообще. Не считается ни с гоим, ни с гоишкайт. Он идет прямо, лехатхила арибер, со всей истиной, и, если он должен произвести революцию — он «делает ставку» «на весь кон».

Тот, кто действует по «правилам игры», все у него «кима кима[16]». Каждый раз он пытается достичь чего-то малого. И если он достигает этого — он чрезвычайно рад, и продолжает далее. Если есть у него какой-то кабинет в правительстве — ему не нужно большего. И если у него есть религиозная партия, и он может получать бюджеты для своих ешив — то у него уже есть все, что ему нужно.

Это не называется лехатхила арибер. Это не называется привлечь разум, предшествующий цимцум. Разум, предшествующий цимцум — это как дела должны обстоять на самом деле, изначально.

Это было объяснение, что означает «лехатхила арибер».

[Вопрос, может ли это реализоваться в реальности?]

Это зависит от твоей хут-ашидра, от твоего позвоночника. Когда позвоночник здоров, он поддерживает все тело, и также привлекает разум из головы, как мы объяснили, это означает разум перед цимцум. Что означает «перед цимцум»? — В точности, как это должно быть.

Говорят, что «есть желаемое и есть действительное». Тот, кто считается с действительностью, это не лехатхила арибер. Лехатхила арибер — означает, как это должно быть изначально.



[1] Продолжение серии уроков рава Ицхака Гинзбурга «Вера и уверенность». Первая часть урока здесь

[2] Хут а-шидра (ивр.)

[3] Даат в хасидут — это сфира, ответственная за практическую реализацию того, что сформировано в разуме «хохма» и «бина»

[4] Один из основных принципов хасидизма: «Из плоти своей узрю Вс-вышнего»

[5] Три первые сфиры

[6] Семь нижних сфирот

[7] Хохма-бина-даат

[8] Кетер-хохма-бина. Если кетер включается в число десяти сфирот, то даат исключается

[9] Рав говорит, что это мир только «в кавычках». Это не есть мир в том смысле, как мы говорим об Ацилут-Брия-Йецира-Асия. Собственно, даже Ацилут, как объясняется в хасидут, также «не совсем» мир. «настоящие» миры это только брия-йецира-асия.

[10] В свете дальнейшего изложения, возможно, наиболее удачный перевод термина «малбуш» — это «матрица». Прим. переводчика

[11] Т.е., Тора, как она в высших мирах. Или, точнее, Тора, предшествующая творению мира (в оригинале: Тора кдума)

[12] Гл. 1

[13] Раши на стих Йехезкель 1, 4

[14] Связь с праведником

[15] «Вот народ, который будет жить отдельно, и среди народов не будет считаться» (Бемидбар 23, 9)

[16] Медленно и постепенно. «Кима кима» — это принцип религиозного сионизма