Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Шаар а-йихуд гл. 1

Шаар а-йихуд гл. 1

 С Б-жьей помощью

ВРАТА ЕДИНСТВА И ВЕРЫ

Попытаемся хотя бы отчасти понять сказанное в книге "Зогар" — "Слушай, Израиль" — верхнее единство, а "Благословенно имя" — нижнее единство[1].

ГЛАВА ПЕРВАЯ

"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким[2][Б-г есть Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет более"[3]. И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Б-га пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво отрицать это: "И тверди сердцу своему"? Сказано: "Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах"[4]. Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует это: слова и буквы[5] Твоего речения: "Да будет твердь небесная посреди вод и т. д."[6] навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки, оживляя их, как написано: "И слово Б-га нашего восстанет навеки"[7], и "Слова Его живы и сущи навеки и т. д."[8]. Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани Б-г, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: "Да будет твердь небесная и т. д.". И то же в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли — "сферы безмолвия"[9] [то есть неодушевленного] в полном смысле слова, — если бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний, буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения. И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, — и это — облеченные в них "буквы речи"[10] Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения. И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, слово "камень" не упоминается, все жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и смен букв, подвергающихся перестановкам при "прохождении 231 врат" в прямом и обратном порядке[11], как об этом говорится в книге "Сефер Йецира", до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуется слово эвен ["камень"], и оно — жизненная сила [вещественного] камня. То же и в отношении всех творений в мире, их названия на святом языке представляют собой "буквы речи", поступенно спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока они не доходят до этого творения и не облекаются в него, чтобы сообщить ему жизненную силу [Это поступенное нисхождение необходимо], ибо отдельно взятые творения не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, так как жизненная сила, исходящая от самих речений, слишком велика для отдельных творений, и они способны принять ее только после того, как эта жизненная сила нисходит и спускается от одной ступени к другой, ниже нее, путем смен и подстановок букв и их числовых значений, до тех пор, пока она не сможет сжаться и облечься в это отдельное творение, сообщая ему существование. И его название на святом языке есть сосуд для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью для сотворения из ничего и сообщения жизни, а "Тора и Всевышний едины"[12].

Примечания

К главе первой

[1]   Аннотация автора ко второй части. "Слушай, Израиль, Всевышний Б-г наш, Всевышний един" — первая часть молитвы "Шма"; "Благословенно имя славы царства Его навеки" — фраза, следующая за "Слушай, Израиль".

[2]   Четырехбуквенное имя Б-га в разговорном языке произносится как Гавайе. При чтении и молитве оно заменяется словом Ад-най. Подлинный смысл имен Б-га Гавайе и Элоким не переводим. Имя Гавайе говорит о Б-ге как источнике сотворенного, не имеющем с сотворенным прямой связи в силу своего совершенства. Имя Элоким говорит о Б-ге Всемогущем, пребывающем в сотворенном и воздействующем на него. С именем Гавайе связано милосердие Б-га, с именем Элоким — Его справедливость. Слова "что Гавайе есть Элоким" выражают верхнее единство, так как здесь говорится о постижении Б-га, не исходя из того, что мы знаем о сотворенном Им. "…В небесах наверху и т. д." — слова, выражающие нижнее единство, так как говорится о постижении Б-га на основании того, что нам известно о мире.

[3]   Дварим, 4:39.

[4]   Тегилим, 119:89.

[5]   Так же как вербализация (в терминологии хасидизма — "буквы мысли") придает мысли форму и конкретность, но также и ограничивает ее, так и "буквы" — форма, которую как бы обретает Б-жественное воздействие для сотворения мира, конкретизированного физическими ограничениями.

[6]   Брейшит, 1:6.

[7]   Йешаягу, 40:8.

[8]   Из утренней молитвы. Творческое речение Б-га действует двояко: создавая и оживляя. "Слово… восстанет навеки" — сила творения; "слова Его живы и сущи навеки" — сила оживления.

[9]   Одна из четырех категорий: "безмолвие" — неодушевленная природа, "растущие" — растительный мир, "живые" — животный мир и "говорящие" — мир человеческий.

[10]   См. ниже, гл. 11, а также часть 1, гл. 20-22.

[11]   Имеются в виду всевозможные сочетания букв еврейского алфавита. Если представить себе все двухбуквенные комбинации всех 22 букв, — это составит 462 варианта, причем половина из них — противоположные комбинации тех же букв, например "алеф"-"бейт" — "бейт"-"алеф", "гимель"-"далет" — "далет"-"гимель" и т. д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций из двух букв в прямом и обратном порядке. Буква "бейт" получает Б-жественное влияние, соответственное "алефу", хотя оно и не меняет от этого своей сущности и т. п. Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными закономерностями, может быть бесконечное множество, что служит основой создания бесконечно разнообразного мира.

[12]   Сотворение мира должно происходить через Тору в силу ее единства с самой сущностью Б-га.

פרק א

וידעת היום והשבות אל לבבך כי ה’ הוא האלהים בשמים ממעל ועל הארץ מתחת אין עוד. וצריך להבין וכי תעלה על דעתך שיש אלהים נשרה במים מתחת לארץ שצריך להזהיר כ»כ והשבות אל לבבך. הנה כתיב לעולם ה’ דברך נצב בשמים ופי’ הבעש»ט ז»ל כי דברך שאמרת יהי רקיע בתוך המים וגו’ תיבות ואותיות אלו הן נצבות ועומדות לעולם בתוך רקיע השמים ומלובשות בתוך כל הרקיעים לעולם להחיותם כדכתיב ודבר אלהינו יקום לעולם ודבריו חיים וקיימים לעד כו’ כי אילו היו האותיות מסתלקות כרגע ח»ו וחוזרות למקורן היו כל השמים אין ואפס ממש והיו כלא היו כלל וכמו קודם מאמר יהי רקיע כו’ ממש וכן בכל הברואים שבכל העולמות עליונים ותחתונים ואפי’ ארץ הלזו הגשמית ובחי’ דומם ממש אילו היו מסתלקות ממנה כרגע ח»ו האותיות מעשרה מאמרות שבהן נבראת הארץ בששת ימי בראשית היתה חוזרת לאין ואפס ממש כמו לפני ששת ימי בראשית ממש וז»ש האר»י ז»ל שגם בדומם ממש כמו אבנים ועפר ומים יש בחי’ נפש וחיות רוחנית דהיינו בחי’ התלבשות אותיות הדבור מעשרה מאמרו’ המחיות ומהוות את הדומם להיות יש מאין ואפס שלפני ששת ימי בראשית ואף שלא הוזכר שם אבן בעשרה מאמרות שבתורה אעפ»כ נמשך חיות לאבן ע»י צירופים וחילופי אותיו’ המתגלגלות ברל»א שערים פנים ואחור כמ»ש בס’ יצירה עד שמשתלשל מעשרה מאמרות ונמשך מהן צירוף שם אבן והוא חיותו של האבן וכן בכל הנבראים שבעולם השמות שנקראים בהם בלשון הקדש הן הן אותיות הדבור המשתלשלו’ ממדרגה למדרגה מעשרה מאמרות שבתורה ע»י חילופים ותמורות האותיות ברל»א שערים עד שמגיעות ומתלבשות באותו נברא להחיותו לפי שאין פרטי הנבראים יכולים לקבל חיותם מעשרה מאמרות עצמן שבתורה שהחיות הנמשך מהן עצמן גדול מאד מבחי’ הנבראים פרטיים ואין כח בהם לקבל החיות אלא ע»י שיורד החיות ומשתלשל ממדרגה למדרגה פחותה ממנה ע»י חילופים ותמורות האותיות וגימטריאות שהן חשבון האותיות עד שיוכל להתצמצם ולהתלבש ולהתהוות ממנו נברא פרטי וזה שמו אשר יקראו לו בלה»ק הוא כלי לחיות המצומצם באותיות שם זה שנשתלשל מעשרה מאמרות שבתורה שיש בהם כח וחיות לברוא יש מאין ולהחיותו לעולם דאורייתא וקב»ה כולא חד: