Добрый день всем. Мы начнем на странице 66 — начинаем новую главу, гл. 5[1].
Мы начинаем сейчас новую тему — по воле Провидения мы начинаем сейчас изучать что-то новое (с девушками, которые присоединились к нашему уроку в новом учебном году).
Битахон означает силу и мужество
5
И вот, идея битахон[2] объясняется в Дах[3]
В хасидут, когда объясняют качество битахон, приводят следующую цитату из Зоара:
В соответствии со словами Зоара в начале гл. Воэра на стих[4]: «Уповайте на Г-спода вовеки, ибо в Й-аh Г-споде твердыня вечная».
Это стих из книги пророка Йешаяу, который мы произносим в молитве каждый день — в конце молитвы, в отрывке «И прийдет избавитель в Цион». Этот стих имеет гиматрию «приход Мошиаха». Это стих, связанный с приходом Мошиаха, есть в нем весть об избавлении.
Нужно понять, что означает в этом стихе слово «вовеки», и почему это зависит от того, что «в Й-аh Г-споде твердыня вечная».
Нужно также понять, почему здесь — один раз во всем Танахе — вместо того, чтобы употребить Четырехбуквенное Имя, Тетраграмматон, говорится Йуд-кей Гавайе[5], соединяют вместе два имени Вс-вышнего. Имя йуд-кей это самостоятельное имя, вместе с полным именем йуд-кей-вав-кей[6].
И объясняется в Зоар: «’уповайте на Г-спода’: все люди мира должны укрепиться в Нем»
Все люди мира, все мы, должны укрепиться в Нем, во Вс-вышнем. Важно, что когда Зоар объясняет слово битху (=уповайте), еще перед тем, как он использует арамейский эквивалент слова битахон (=уверенность), ибо также на арамейском языке есть слово для битахон (Зоар написан на арамейском языке), Зоар говорит, что упование прежде всего означает леитхазек, укрепиться.
«Битху баГашем», это прежде всего, леитхазек баГашем (=укрепиться в Б-ге), леиттакфа бэй, баГашем (то же на арамейском, в тексте Зоара).
Что я учу отсюда? Далее говорится:
Битахон означает силу и огромное мужество
Для упования на Вс-вышнего требуется много силы и мужества. С верой это не так, для веры не требуется много силы и мужества. Но для битахон, для упования, требуется сила и мужество. Нужно укрепиться во Вс-вышнем.
Во Вс-вышнем
(мы сначала прочитаем предложение целиком, потом объясним его).
По каббале, в каждой заповеди, которую мы исполняем, есть кавана (намерение) «во имя единения Вс-вышнего и его Шехины». Кавана означает желание, намерение сердца, соединить вместе, леяхед, Вс-вышнего и Шехину.
«Вс-вышний» в каббале — это Малый Лик (Зеер Анпин)
Что означает Вс-вышний и Шехина? Вс-вышний — это Вс-вышний. А Шехина — это Кнесет Исраэль, еврейский народ.
Но в сфирот Кнесет Исраэль, еврейский народ — это малхут[7]. А Вс-вышний — на языке каббалы это называется «парцуф ЗА», мидот[8], эмоциональные сфирот.
Когда еврей говорит: «Святой Благословен Он», он имеет в виду Б-жественную сущность. Но в каббале, когда говорят: «Святой Благословен Он», имеют в виду парцуф (структуру) мира Ацилут, которая называется парцуф Зеер Анпин[9], ЗА. Это источник и корень эмоций сердца: любви, трепета, милосердия и т.д. Все эмоции сердца — это называется Вс-вышний в каббале.
И говорится здесь в Зоаре, что человек должен укрепиться в Нем, т.е., связать себя с Вс-вышним с силой и мужеством. Как мы сказали, Вс-вышний на языке каббалы это ЗА, Зеер Анпин, и это есть высшие эмоции мира Ацилут.
«Упование» по-арамейски это «умывание»
ולמהוי רחצנו דילהון בי'ה
и чтобы его упование было лишь в Нем
Здесь он использует слово, которое означает по-арамейски упование. «Упование» на арамейском — от корня рахац. Может быть, мы уже говорили об этом на предыдущих уроках, что также как эмуна — это «очистить голову», венакей[10], есть также нечто подобное в битахон, и это еще сильнее — лирхоц, «отмывать». Это не очень понятно, какая связь есть между упованием и умыванием. Но на арамейском слово, означающее упование, происходит от корня рахац (умываться).
Где говорят это? — Когда открывают арон а-кодеш[11]. Мы говорим ביה אנא רחיץ, «бэй ано рохиц», «на Него я уповаю».
Здесь говорится, что нужно укрепиться во Вс-вышнем, и чтобы их упование — всего народа Израиля, всего мира, был только в Нем. До сих пор цитата из Зоара.
Две основы служения: укрепление (итхазкут) и обновление (итхадшут)
Вернемся к тому, что битахон начинается от итхазкут[12]. Возможно, это новая мысль, о которой мы не говорили еще до сих пор.
Есть в служении Вс-вышнему две основы. Мы говорим о них постоянно, и сравниваем их между собой. Одна называется укрепиться, итхазкут. Вторая основа, идущая вместе с первой, это итхадшут[13], обновление.
Через несколько минут начинается новый месяц, менахем-ав. Основная идея рош ходеш (новомесячья) — это идея обновления, «обновить голову», начать что-то новое.
Когда еврей «обновляется» и когда он «укрепляется» и какая связь между этими двумя понятиями — укрепление и обновление?
Нисан месяц обновления. Тишрей месяц укрепления
Мы говорим, что основное служение месяца нисан, и всех месяцев лета, которые все идут за месяцем нисан — это итхадшут, обновление. Ибо в Торе говорится про месяц нисан: «этот месяц для вас начало всех месяцев, первый он вам для месяцев года».
Что означает «этот месяц для вас»? Ходеш (месяц) означает также хидуш (обновление). - «Это обновление для вас». Наше обновление происходит в основном в месяце нисан, месяц избавления, месяц весны. Что означает «месяц весны»? — Что также природа также обновляется, все обновляется. Вс-вышний обновляет лицо земли. И также мы сами обновляемся, мы вырастаем заново.
Это чувство, что я обновляюсь — это не то же самое, как чувство, что я укрепляюсь — это совсем другое чувство.
«Укрепиться» означает, что уже существует база, но я чувствую, что эта база все еще несколько слаба. И нужно укрепить существующее, укрепиться.
Обновление означает, что здесь «новые лица пришли сюда» - я сейчас новый человек.
У баал тшувы есть оба этих аспекта. Есть тшува, которая обновляет человека, как Рамбам говорит, и такова галаха, что тот, кто делает тшуву он, действительно, становится новым человеком, чем-то иным. Не тот человек, который был раньше. Это аспект обновления.
Но вообще, когда мы говорим о тшуве - сегодня очень любят слово итхазкут. Что означает итхазкут? Что человек укрепляется в соблюдении Торы и заповедей. Он был несколько слаб в соблюдении, и сейчас он укрепляется — больше страха перед Небесами, больше тщательности в исполнении заповедей.
Это тоже тшува, когда человек укрепляется в соблюдении заповедей, и более того, это большая тшува. Укрепиться — это в основном, в месяце тишрей, «месяц великанов» («эйтан» означает также силу и прочность). Рош аШана, Йом Кипур и также праздник Суккот — все праздники «седьмого месяца[14]» - это, в основном итхазкут, укрепление существующего. Но месяц нисан — это, прежде всего, итхадшут, обновление.
Эта пара понятий очень важна в служении Вс-вышнему.
И понятно, что каждый день можно обновляться и каждый день нужно укрепляться.
Тринадцать сил души
Мы знаем, что есть в душе тринадцать внутренних сил, среди них также эмуна и битахон.
Этот чертеж сил души должен быть у каждой из девушек, начиная с первого урока, наверное, девочки, которые учились в прошлом году, уже знают это так хорошо, что уже не нуждаются в этом чертеже. Но для новых девушек нужно объяснить, что одно из самых основных понятий у нас, это сфирот и их внутренние силы.
Есть 10 сфирот. Однако, если считать также кетер и также даат — то есть 11. Но кетер делится на три «головы», это уже тринадцать. Таким образом, внутри души есть 13 сил.
Выше всего находится сила веры.
Нецах и hод — активная и пассивная вера
Битахон находится внутри сфиры нецах. Внутреннее содержание «параллельной», парной ей сфиры, hод — это тмимут, цельность. Мы объясняем здесь на протяжении всего маамара[15], что тмимут это также разновидность битахон, но это более пассивный, более женский битахон.
Когда говорят о битахон в сфирот, битахон, связанный со сфирой нецах, это активная вера, способность встать и делать вещи, которые трудно делать, взять на себя серьезную инициативу. Это более мужское качество, это битахон в аспекте нецах.
Йесод — истина и осуществление
Под нецах и hод, двумя типами битахон, следующая сфира это йесод. Йесод это цадик, «цадик йесод олам[16]».
У каждого есть точка, где он цадик, «и народ твой все праведники». Когда мы говорим «цадик», мы сразу вспоминаем, что каждый должен быть связан с праведником. Так же, как я должен быть связан со Вс-вышним в своем сознании, так нужно быть связанным с праведником в своем сознании. Это все связано со сфирой йесод. Почему йесод приходит после двух ступеней битахон? И как называется внутренняя часть сфиры йесод?
Внутренний смысл сфиры йесод это качество אמת, истина. В Зоар, когда говорят о праведниках, говорят, «цадик эмет» (= «истинный праведник»), «закай кшот» (то же на арамейском).
«Эмет» означает, по-простому, что все, что он делает - истинно, лишено фальши и игры.
Но эмет означает также, что он меамет, осуществляет в действии свои слова. Леамет означает осуществлять на практике, в действии. Чтобы это не осталось только красивой теорией.
Так же как если я дал обещание, то я должен исполнить свое обещание. Исполнить обещанное называется леамет. Человек, который амити, действует постоянно, чтобы исполнить те добрые намерения, которые есть в его сердце и разуме.
Три линии сфирот
Когда говорят о сфирот, можно говорить о трех линиях. Есть правая линия, и есть левая линия, и есть средняя линия. Выше всего, по средней линии, расположена вера.
Внизу, ближе к концу, если говорить о теле человека — это как две ноги. Правая нога — это активный битахон, нецах. Левая сторона — это пассивный битахон, hод. Он называется также тмимут.
А посередине, между ними, это сфират йесод, брит[17]. Брит означает иткашрут, и пнимиют (= внутреннее содержание) брит — это эмет (истина).
Для чего мы привели здесь эту схему? Мы говорим о взаимоотношении понятий итхадшут (обновление) и итхазкут (укрепление существующего). Мы сказали, что итхадшут это нисан. Итхазкут — это тишрей. Первый месяц и седьмой месяц. Внутри нисан это месяц веры. А тишрей это месяц эмет. Один из псуким, который говорят перед трублением в шофар в Рош аШана, это рош дварха эмет[18].
Нисан начинается с самой высшей точки — аходеш азэ лахем (= «этот месяц для вас»). Какая сила в душе это леитхадеш? Мы сказали, что леитхадеш это вдруг стать новым человеком. Не быть скованным собственным прошлым, выйти из прошлого. Аходеш азэ лахем, месяц авив (= весны) — обновляет лицо земли.
Обновление — способность выйти из предыдущего «имиджа»
Слово адама (= «земля») связано также со словом димайон (= «воображение»). Как я смотрю на себя, чему я уподобляю себя? У каждого из нас есть собственный имидж. Обновиться — это выйти из своего прошлого имиджа, из моих представлений о себе, из того, кто я и что я и как я выгляжу, сказать себе: я что-то иное. Я не скован, не обязан, не порабощен своим прежним имиджем. Это очень очень важно. От какой силы в душе это зависит? Это одна из способностей (сгулот) нашей веры.
«Психотест» бракосочетания
Вера означает верить во Вс-вышнего, и также верить в себя. В вере нет границ. Хазаль говорят, что тот, кто освящает (берет в жены) женщину с условием, что он совершенный праведник, если он действительно считает в этот момент, что он совершенный праведник — кидушин[19] считаются действительными.
Вообще интересно, что кидушин (бракосочетание) это своего рода психотест: где человек находится, в каком состоянии он находится. И именно в этом контексте говорят о том, что в один момент он способен сделать переворот, изменить свою сущность из одной крайности в другую, даже если он был перед этим законченным грешником.
Эмуна превращает все в «первичную материю»
Отсюда, возможно, можно выучить еще что-то: эта девушка, которую он хочет взять в жены, пробуждает его сделать такую тшуву, в один момент, что он переворачивается из одной противоположности в другую.
И хотя мы знаем этого парня, что он совершенный грешник, если он говорит «ты посвящена мне», и девушка, конечно же, должна согласиться, ибо «ты посвящена мне с условием..». Если я не совершенный праведник — ты не посвящена мне. Но если я совершенный праведник, то ты да посвящена мне. И девушка соглашается, и он действительно так считает, и тогда она мекудешет (посвящена ему), это работает. Что это значит? Что он действительно совершенный праведник.
Это самый крайний пример, что значит обновление.
Откуда это приходит? Откуда происходит в человеке способность превратиться в один момент из совершенного грешника в совершенного праведника? Это происходит от эмуна.
Одно из объяснений слова эмуна это м-тмуна. Алеф и тав меняются местами по системе атбаш[20]. Если я меняю алеф на тав — это два конца еврейского алфавита, то эмуна превращается в тмуна[21].
Но эмуна во Вс-вышнего это то, что эйн тмуна[22]. Эйн тмуна — это способность перевернуть любое «изображение», любую тмуна из противоположности в противоположность. Изображение (тмуна) это все равно что имидж, о котором мы говорили ранее.
Эмуна (вера) превращает все в «первичную материю», превращает все в «глину в руках мастера»[23]. Эмуна означает, что, в сущности, у меня нет никакого имиджа, никакого «образа». Если я верю в себя, значит, я способен в один момент превратить любой «образ» и любую воображаемую картину во что-то совершенно иное. Поэтому на самом деле эмуна - это высшая точка души.
Эту высшую точку души называют Радла, רישא דלא ידע ולא אתיידע. «Глава[24], непознаваемая извне, и не познающая саму себя». В Зоар объясняется, что означает «ло яда вело итьяда»? Это значит, что он не знает, кто он и что он. Это место эмуна (веры).
Что значит, что он не знает, кто он и что он? — Это значит, что он может быть чем угодно. Потенциал там — это бесконечный потенциал. Он может превратить его в любую картину, в любой «имидж», который только пожелает.
Имя и имидж
Одна из вещей, определяющих «имидж» человека, это его имя. Если девушку зовут «Сара», то она Сара. Даже если она не думает об этом, она всегда Сара. Это хорошо быть Сарой, Сара была великой праведницей. Хорошо быть Ривкой, и Рахелью, и все остальные святые имена.
Тем не менее, есть в этом определенное ограничение. Есть ступень в душе, где у меня нет даже имени. Это одна из тайн веры — что там нет имени. Как Моше рабейну в главе Тецаве — у него нет там имени. Он возвращается к своему корню в аин, выше имени. Вернуться к этой точке аин, «аин мазаль леИсраэль[25]», это вернуться к простой вере.
Вернуться к простой вере
Из этой точки простой веры возможно, в одну секунду, «родиться заново», стать чем-то совершенно иным.
Есть история про рабби Нахмана, который хотел сделать алию в Эрец Исраэль, но для того, чтобы подняться в Эрец Исраэль - нужно чудо. Его прадед, Баал Шем Тов, пытался подняться в Эрец Исраэль, но не удостоился. Он тоже доехал до Стамбула, но не смог достичь Эрец Исраэль.
Правнук, рабби Нахман, когда он пришел Стамбул, сделал некоторый «фокус». По-видимому, благодаря этому он удостоился достичь до такой степени ступени аин («ничто»), что он смог войти в Эрец Исраэль.
Что он сделал? Каждый день он говорил людям, которые его встречали, что меня зовут как-то иначе. Он все время менял свое имя. Он превратил себя в «кусок пластилина», нечто, лишенное формы. И тогда нет у него ограничений.
Когда человек ограничен внизу, то также Свыше есть на него гзейрот, ограничения, куда он может прийти, и куда он не может прийти и т.д. Но если он превращается в нечто гиюли (= первичная материя, лишенная формы), то так же как у него нет никаких ограничений в собственной самоидентификации, так нет у него ограничений вообще.
Это было чтобы немного объяснить, откуда приходит сила обновления в душе.
[1] По книге «Лев ладаат»
[2] Уверенность и надежда на лучшее
[3] ДАХ — сокращение слов Диврей Элоким Хаим (= «Слова Б-га живого»). Так зачастую именуется учение хасидизма в хасидской литературе.
[4] Йешая 26, 4. Перевод «Мосад а-рав Кук». בטחו בהוי' עדי עד, כי בי-ה הוי'ה צור עולמים
[5] Так обычно озвучивается в хасидут непроизносимое четырехбуквенное Имя (Тетраграмматон). Это те же самые буквы, как и в Имени, только в другом порядке. Слово «Гавайе» указывает на то, что Вс-вышний творит мир постоянно.
[6] Так обычно произносится Четырехбуквенное имя в каббале и хасидизме. Т.е., просто называются буквы, причем вместо hей говорят кей.
[7] Царство
[8] Эмоциональные сфирот
[9] «Малый Лик» (арам).
[10] «И очистить» (одна из 13 мер милосердия)
[11] Ковчег Завета
[12] Букв. «укрепление». О человеке, который стал более тщательно соблюдать Тору и заповеди, принято говорить, что он «митхазек», «укрепляется» в вере.
[13] Обновление
[14] Месяц тишрей называется в Торе «седьмым месяцем»
[15] Трактат по хасидизму
[16] «праведник же — основание мира» (Мишлей 10, 25). Как это часто в хасидут и каббале, стих Писания здесь толкуется весьма далеко от его буквального смысла.
[17] Знак завета
[18] «начало слов Твоих — истина»
[19] Бракосочетание
[20] Алеф меняется на тав, бет на шин и т.д.
[21] Изображение
[22] «Нет изображения». «Ибо вы не видели никакого изображения»
[23] Выражение из текста молитвы Слихот
[24] Как объяснялось выше, сфира кетер состоит из трех частей, которые в Зоар называются «главами», «три главы». Высшая из них, о которой здесь идет речь — это Радла. Аналогия кетер в душе — сверхсознание. Таким образом, речь идет здесь о высшей точке сверхсознания, Радла, и там же — источник веры.
[25] «Нет судьбы у Израиля». И объясняет Баал Шем Тов, что Израиль стоит выше, чем судьба, Израиль связан с аспектом «аин», «Ничто», который выше судьбы