Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Четвертая революция»



Краткое содержание урока

Первая часть — это обзор «четырех революций» в изучении Торы, и причины, которые к ним привели: разрешение записывать устную Тору, разрешение получать деньги за изучение Торы, формальное религиозное образование для женщин, и под конец — обучение Торе народов мира. Общая идея в том, что в каждом поколении «революция» есть результат определенных обстоятельств, но в глубине есть в ней дополнительное измерение раскрытия Б-жественности в мире.

Во второй части объясняется необходимость совершенствования веры всего человечества, и объясняются четыре ступени веры во Вс-вышнего, соответствующие мирам АБИА, начиная от философского подхода (который приводит к настоящему идолопоклонству), что «Вс-вышний оставил землю», следующий этап — это то, что называется «шитуф», вера, в которой все еще присутствует элемент «очеловечивания» (любое логическое «определение» Вс-вышнего это уже «очеловечивание»), и на самой высшей ступени это вера в Б-га Израиля, что «нет подобного ему» — Б-жественность, совмещающая противоречия.

А. Четыре революции в изучении Торы.

Для того, чтобы понять смысл термина «четвертая революция», требуется предисловие. Что означает «четвертая революция»? Само это понятие, духовный процесс, который происходит сейчас, который мы назвали «четвертой революцией», учит, что ему предшествовали три революции. Что имеется в виду? Три революции в изучении Торы. Мы дадим короткое разъяснение, что они из себя представляли, и оттуда перейдем к четвертой революции.

Первая революция — разрешение записывать устную Тору

Когда Моше рабейну получил Тору на горе Синай, ему были переданы 613 заповедей для народа Израиля и семь заповедей для всего человечества, всех сынов Ноя. Вместе с Письменной Торой, Пятикнижием (к которым добавились впоследствии Пророки и Писания), Моше получил также устную Тору. В сущности, невозможно исполнить ни одну заповедь Торы, невозможно исполнить волю Вс-вышнего, основываясь лишь на письменной Торе. Нельзя понять, как одевать тфилин, или исполнить какую-либо другую заповедь из Торы, без устной традиции. По причинам, известным Даровавшему Тору, когда устная Тора была передана Моше, был запрет записывать ее, она лишь передавалась устно из поколения в поколение. Для того, чтобы устная Тора могла развиваться органически — расти и развиваться — было запрещено записывать ее.

Однако, примерно через две тысячи лет, в течение которых Тора передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, в поколении учителей Мишны — Танаим, 1800 лет назад, стало ясно, что если не начать записывать устную Традицию, то она будет забыта. Поколения не смогут на протяжении длительного времени сохранять всю устную традицию только в устном виде, ибо они уже не способны запомнить ее целиком. По этой причине рабби Йегуда аНаси собрал и записал Мишну, первое письменное собрание устной Торы. Но это была внешняя, материальная причина. За каждой внешней причиной есть скрытый смысл.

Практически, произошло сущностное и абсолютное изменение в способе преподавания Торы: если ранее было совершенно запрещено записывать устную Тору, то сейчас не только разрешено записывать ее, но это становится заповедью. Обязаны записывать Тору ради следующих поколений, чтобы она не забылась совсем. Это первая революция в Торе — когда абсолютный запрет становится заповедью.

Вторая революция: получение денег за изучение Торы

Вторая революция в изучении Торы произошла в эпоху после Рамбама. До Рамбама существовал абсолютный запрет получать деньги за изучение Торы. Каждый мудрец должен был работать ради своего пропитания, и изучать Тору в свое свободное время, не получая за это никакой материальной поддержки от общины, не получая цдака в качестве компенсации за то, что он посвящает свое время и свою жизнь изучению Торы. Рамбам говорит это очень резко, он говорит, что «мудрец, который получает цдака от общины за изучение Торы, оскверняет имя Небес». Мудрец Торы должен быть совершенно независим с материальной точки зрения. Рамбам приводит примеры мудрецов прошлых поколения, которые тяжело трудились, чтобы заработать себе на жизнь, и изучали Тору в свое свободное время, и это называется кидуш аШем (несмотря на то, что на них лежало иго заботы о заработке, они стали мудрецами Торы).

Ситуация изменилась только менее тысячи лет назад. В чем была причина такой революции? Та же самая идея. Что если мы продолжим идти по этому пути, Тора Вс-вышнего будет забыта. Это замечательно, когда мудрец Торы экономически самостоятелен, и не получает цдаки от общины. Однако жизненные реалии таковы, социальные реалии таковы, что если положение не изменится, большинство людей будут неспособны посвятить свою жизнь изучению Торы — и Тора будет забыта.

По этому причине, величайшие мудрецы в поколениях после Рамбама, самый значительный из них это рабби Йосеф Каро, составитель Шулхан Арух, разрешили получение цдаки от общины, ради чтобы посвятить свою жизнь изучению Торы, и даже сказали, что так следует вести себя изначально, т.е. это мицва.  Также в наши дни есть мудрецы, способные обеспечить себя экономически, не получая поддержки от общины — у них есть средства, может, наследство или какие-то сбережения, у них есть свои источники заработка — это, конечно, лучше, если это так. Но для того, чтобы все могли отдать себя на изучение Торы, есть разрешение и даже заповедь получать за это поддержку от общины. Это второй переворот в изучении Торы.

Третья революция: формальное религиозное образование для женщин

Третья революция в изучении Торы произошла всего лишь сто-сто пятьдесят лет назад. Мы говорили о том, что перед приходом Мошиаха есть феминистское движение в самой Торе — каббала относится к этому позитивно, и, более того, это необходимо для того, чтобы привести геула. Еще сто-сто пятьдесят лет назад не существовало формального религиозного образования для женщин — все воспитание девочек происходило дома. Так же, как устная традиция, так и еврейское воспитание передавалось от матери к дочери, но не было формального образования для женщин, не было школ для девушек. Но настало время, когда из-за отсутствия формального образования, многие девушки пошли в светское образование, и оставили путь наших отцов.

Поэтому великие мудрецы того поколения, 100-150 лет назад, решили, что несомненно, недостаточно  одного только домашнего воспитания, и невозможно ограничиться лишь начальным образованием для девочек, но нужно также высшее образование для девушек (подобно ешивам для мальчиков). Любавичский Ребе объяснил это, как мы говорили ранее, что это не только вынужденное решение, но это сущностное изменении в сущности женской натуры. Произошла некоторая позитивная «эволюция». Объясняется в каббале, что перед приходом Мошиаха мужчина и женщина будут «одного роста» (имеется в виду их духовный «рост»), и далее наступит этап, когда женщина будет даже выше, чем мужчина. Третья революция — это формальное образование, включая также высшее образование для женщин.

Четвертая революция: обучение Торе народов мира

Сейчас, когда мы хотим и готовы уже практически привести геула, полное и истинное избавление, как заповедовал Любавичский Ребе, «посоветоваться и сделать все что в наших силах для того, чтобы привести геула сейчас, практически», мы не можем ограничиваться только укреплением религии, и изучением Торы в наших собственных «четырех локтях». Мы обязаны осветить «улицу», обучать и принести свет Торы всему миру, и посредством этого пробудить святые искры, которые находятся среди народов мира, так, чтобы они признали истину Торы, и пожелали служить Вс-вышнему в любви и радости (как мы объясняли на прошлом уроке).

Также здесь, в Каталонии, или в Испании, как Вам угодно называть это место — сказано в Википедии, что у каждого пятого здесь есть еврейские корни, они потомки марранов.  Есть мнение, что в мире есть от ста до пятисот миллионов потомков марранов! Но не только они должны вернуться к своим корням (от которых они были насильно оторваны несколько поколений назад), есть также множество неевреев, которые не являются потомками марранов, но в которых есть внутренняя искра, которую следует пробудить. В хасидут говорится, что пока эти искры не пробудятся, и не соединятся с Торой и с народом Израиля — и с Б-жественной миссией принести свет Торы всему миру — геула задерживается. Для того, чтобы пришла геула, этот процесс должен произойти. Это есть четвертая революция.

«Гер который принял гиюр» — потенциальный еврей еще перед гиюром

Нееврей, принимающий иудаизм называется в Гемаре «гер, принявший гиюр». Естественно задать вопрос: почему он называется «гером, принявший гиюр»? На первый взгляд, было бы правильно назвать его «неевреем, принявшим гиюр»  — ведь перед тем, как он принял гиюр, он был неевреем, а не гером! Маарам из Ротенбурга объяснил причину этого тысячу лет назад (от имени рабби Йегуда а-хасида): тот, кто принял гиюр, всегда был гером. Он никогда не был неевреем. В него всегда был потенциал принять гиюр, ибо с того момента, как он родился, в нем была искра еврейской души. Эта искра была сокрыта, и в определенный момент в его жизни, по воле Провидения, она пробудилась. По какой-то причине, Б-жественный план, который нам не известен (как упоминалось выше, что Б-жественная воля это парадокс), он не родился евреем, но еврейская искра пробудилась в нем на определенном этапе.

Мы не знаем, какое количество подобных искр есть в мире. Не идет речь только о потомках марранов. В нашем поколении во всем мире есть тысячи и миллионы людей, которые оставляют религиозную традицию, в которой они были воспитаны, они понимают, что есть иллюзия в той вере, в которой они выросли, и они очень открыты духовно для того, чтобы искать истину. Даже в Израиле тысячи молодых людей после армии едут в Индию — может быть, они найдут там истину. Во всем мире очень многие сегодня заняты поиском истины, и все больше людей оставляют свои прежние верования. Истинная причина этого в том, что Мошиах уже находится на пороге, и он уже стучится в наши сердца, и хочет войти в реальность нашего мира. Что мы способны сделать, чтобы этот процесс принес свои плоды? — Просто. Осветить светом Торы весь мир.

Мы не можем знать, у кого есть эта потенциальная искра — возможно, у всех. Возможно, только у определенного процента. Но мы знаем, что пришло время пробудить эти искры по всему миру, посредством распространения света Торы. Не имеется в виду только изучение самых простых вещей в Торе[1], но также и в основном это внутреннее измерение Торы, душа Торы, тайны Торы, ибо эти глубокие тайны пробуждают эти искры.  



[1] Очевидно, имеется в виду семь заповедей «Сынов Ноя». Прим. переводчика