Нечистое, запрещенное и негодное



Рав Ицхак Гинзбург, урок «йесод ше-бе-йесод», Кфар Хабад[1].

Нечистое

Есть один друш[2] у рабби Айзика в книге Хана Ариэль, который объясняет различие между нечистым, запрещенным и негодным (на иврите: таме, асур, пасуль). Есть три пары близких понятий: чистое и нечистое (тума и таара), разрешенное и запрещенное (исур и гейтер), и годное и негодное (кашер и пасуль). Несколько напоминает то, что мы говорили несколько недель назад[3] по поводу «счета после счета», что есть клипот (нечистые оболочки) и есть тума (нечистота), и есть сигим («примеси») и т.д.
Если говорить коротко, идея его друш состоит в том, что тот кто таме (нечист), находится во дворцах клипот. Он как бы «заключен» там, он находится там как в тюрьме. Там он может делать даже добрые дела. Все мы нечисты в наше время, и тем не менее, можно исполнять заповеди и делать добрые дела. Из-за нечистоты нам запрещено заходить в Храм, поэтому есть большая проблема относительно Храмовой Горы, ибо нужно в точности знать, куда можно и куда нельзя заходить. Почему? Поскольку мы нечисты. Мы исполняем заповеди, и можно даже быть праведником как рабби Шимон бар Йохай (возможно, в его времена еще оставался прах красной коровы), как рабби Саадия Гаон, как все праведники, о которых мы упоминали, как Баал Шем Тов. И тем не менее, мы нечисты.

Запрещенное

Есть нечто иное, есть асур, запрещенное. Сказано, что «ам аарецу (простолюдину) запрещено кушать мясо», и объясняется в хасидут, что он «завязан»[4] на мясо, у него есть «зависимость» от мяса, он зависим, как наркоман. Есть люди, которые асурим («завязаны») в руках внешних оболочек, но это не обязательно означает, что они находятся в их руках. Большая новость (в данном маамаре рабби Айзика), что он даже не обязательно находится в их месте, но они «держатся» за него, где бы он ни находился.

В чем отличие этих двух ступеней? Отличие в том, есть ли в его добрых делах йеника (питание) для хицоним (внешних оболочек) или нет. Человек может быть таме, нечист, и делать добрые дела в своей нечистоте, но хицоним, нечистые, не получают от него никакого питания, ибо добрые дела не имеют к ним отношения. Но есть люди, которые находятся на ступени асур. Такой человек может делать добрые дела, даже если он не делает полной тшувы (мы сейчас объясним подробнее), но в тех добрых делах, которые он делает, есть ахиза для внешних[5], он дает им питание, добавляет жизненности в клипот. Добрые дела, которые он делает, питают клипот, и он находится в аспекте «грешники полны раскаяния» - он раскаивается о тех недобрых делах, которые он совершает, но при этом никогда не делает полной тшувы. Он не способен сделать полную тшуву, он слабохарактерный, он обязан упасть снова и снова.

Каждый раз он раскаивается, он не хочет снова упасть в грех, но он асур, «завязан» и зависим от «внешних», и падает снова и снова. Он может даже делать добрые дела, и даже леитпаель (испытывать воодушевление) от Элокут (Б-жественности), и у него может быть даже хуш в Элокут (ощущение святости). Можно очень даже отождествить себя с таким «арестантом».

Нечистота, тума означает отсутствие хуш (эмоционального пробуждения). Тума (нечистота) означает тимтум (тупость сердца) (как мы также объясняли в том уроке) — тимтум (отупление) мозга и сердца. Он не испытывает итпаалут (воодушевления, пробуждения) от Элокут (Б-жественности). Он может делать много добрых дел, но все это без итпаалут Элокут — он исполняет все как по привычке, или потому, что желает получить награду. Но асур может действительно ощущать итпаалут Элокит (воодушевление от Б-жественности), ибо он не находится полностью в руках хицоним («внешних»). Он не находится в их месте, он не таме (нечист), и поэтому во времена Храма он мог бы войти в Храм и кушать жертвоприношения. Но от всех добрых дел, которые он делает, есть йеника (питание) для «внешних» (т.е., нечистых) сил. Т.е., по сути, они противоположны друг другу — таме находится у «внешних», но не доставляет им «питания». Асур не находится у них, но да поставляет им питание. Нужно понять это. Два «красавчика» - один таме и один асур.

Пасуль (негодное)

Однако для нас наиболее актуален пасуль, негодное. Ради этого «ворта[6]» мы приводим здесь эту Тору рабби Айзика, баал илула[7]. Он говорит, что пасуль это как монета, пришедшая в негодность. Как стершаяся или вышедшая из употребления монета становится негодной, так и человек может «выйти из употребления» или «прийти в негодность». Его объявили «непригодным к употреблению», поставили на нем «икс». Монета не становится негодной от того, что в ней есть примеси — раньше делали моменты из золота и серебра, и эта монета все еще чистое серебро. Можно переплавить ее — это исправление для пришедшей в негодность монеты, ибо это не проблема примесей (о которых мы говорили на прошлой неделе). Проблема лишь в том, что изображение на монете более нерелевантно, не актуально, уже есть новые монеты, новые изображения.

Праведники из чистого золота, «непригодные к употреблению»

Бывают праведники, которые как бы сделаны из чистого золота, в другом поколении он был бы «праведник основа мира», был бы, что называется баал цура[8]. Но далее царство — Небесное Царство — объявило эту «монету» негодной. Золото - то же золото, серебро - то же серебро. Но изображение на монете уже не годится, эта монета больше не принимается, она вышла из обращения. Бывают люди, «изображение» которых было когда-то самым лучшим, которое только может быть. Но сейчас оно не принимается, оно стало негодным.

Это очень важно. Это действие времени. Время действует так, что предшествующая форма на каком-то этапе становится непригодной. Это осталось в прошлом. Несмотря на то, что ты чистое серебро или чистое золото.

«Непригодный» - неспособный воздействовать на окружающих

Можно это выразить несколько иными словами? Этот праведник уже не способен воздействовать на окружающих. Он может быть очень хорош для себя[9], он все еще хорош для себя. Но он не релевантен, чтобы воздействовать на окружающих. Нельзя использовать эту «монету» для бизнеса, это не работает.

Что такое цура (изображение на монете)? Очень просто. Стиль разговора, стиль поведения.. Когда это было принято так говорить, и так себя вести, а сейчас это более не принято. Это в точности то, что происходит с нами со всеми. Это особенно проблема харейдимного мира — нужно проверять, актуальна ли еще форма. Если эта форма уже на актуальна — ты пасуль, ты можешь быть чистым золотом, чистым серебром, но ты пасуль. Ты не пригоден.

(не)пригодность как функция времени

Рабби Айзик не говорит об этом, но важно это сказать. Пасуль связано с измерением времени. Быть кашер означает быть современным, быть актуальным, а стать пасуль - это стать неактуальным, это проблема времени. Ты должен соответствовать времени. Как сказал Алтер Ребе, нужно «жить в ногу со временем». Иначе ты становишься пасуль.

(не)чистота как функция места

Что означает «чистый» и «нечистый»? Это связано с местом. Ты находишься не на своем месте, и также у тебя есть ограничения относительно места. Как мы сказали, нечистый не может войти в Храм — у него есть ограничения по месту.

Тимтум — это человек, лишенный эмоций, у него нет хуш, как мы говорили ранее, он не способен почувствовать Б-жественность. Он может исполнять все заповеди, но у него нет хуш. Говорят про тех, кто не удостоился увидеть свет учения хасидизма, что они могут быть великими мудрецами и праведниками, но у них нет вообще никакого ощущения Б-жественности — это, в сущности, проблема его места, он не на своем месте. Это может быть также причиной того, что у него нет хуш в святости Земли Израиля — очень связано с нашим поколением.

Запрещенное как функция времени

Что тогда означает асур? Если пасуль это функция времени, а таме это функция места — есть в Торе «чистое место» и «нечистое место», то что же означает асур? Третье измерение в Сефер Йецира, душа. Еще раз, асур, это человек слабохарактерный, он раскаивается, но никогда не способен сделать полную тшуву, как говорится в Дерех Хаим у Мителер Ребе. Поэтому даже добрые дела, которые он делает, и даже если у него есть хуш в Б-жественности — он постоянно дает питание «внешним», не дай Б-г.

Это был урок про «нечистое, запрещенное и негодное». Основной «ворт», это пасуль, как понято. Лехаим, чтобы мы не превратились в пасуль - нужно быть «монетой» с актуальным изображением. Раньше мы сказали, что пасуль не способен влиять на окружающих. Он может быть чистым золотом, но не способен воодушевлять окружающих.

Не пригоден — значит, не функционален

Можно употребить еще одно современное слово — он не функционирует. Ло метафкед. Можно быть сто процентов бесейдер[10], но если ты не делаешь то, что ты должен делать - ты пасуль. Причина, почему ты не функционируешь — потому что цура (формат) у тебя не правильный, формат не актуален, ты превратился в ойвер-ботел[11], как какой-нибудь пенсионер. Поэтому мы просим от Вс-вышнего, чтобы сохранил нас в дни старости, чтобы не прийти в состояние ойвер ботел, который «прошел и ушел», форма его стала нерелевантна, и теперь он сам не «принимается к оплате»[12].

Пусть у нас будет много денег, добрых, актуальных денег, принимаемых везде. Лехаим, чтобы все деньги принимались повсюду, чтобы действовали так как нужно, чтобы мы все действовали, как нужно, лехаим!



[1] Это вторая часть урока «йесод шебейесод». Начало здесь

[2] Трактат по хасидизму

[3] Урок в Беер Шеве

[4] Одно из значений слова «асур» - «завязанный», привязанный. Так объясняется в хасидизме, что запрещенные вещи как бы «завязаны», «заключены» в руках «внешних» сил и не способны оттуда подняться самостоятельно.

[5] Т.е., есть «подключение» клипот к его добрым делам

[6] Букв. «слово» Торы (идиш)

[7] Йорцайт которого приходится на «йесод шебейесод»

[8] Это игра слов. «цура» означает изображение на монете. «Баал цура» - это человек, достигший известной ступени Служения и трепета перед небесами.

[9] Т.е., аспект его личного служения.

[10] В полном порядке (ивр. жаргон)

[11] Выражение на идиш, означающее полную нерелевантность, букв. «прошло и прекратилось»  

[12] Ивр. «ойвер лесохер». Игра слов: «ойвер ботел» - прошло и отменилось. «ойвер лесохер» - «принимается к оплате»

Запись опубликована в рубрике: .